Лучшие стихи мира

Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель 9 кастильских


Что до портных, то кого не вгонят в гроб их отсрочки, и лжывые отговорки,  и
воровство! И словечки, что у них в  ходу,  "раскроить"  да  "пришить",  тоже
смертью припахивают: раскроить-то можно не только  сукно,  но  и  голову,  и
пришить не только пуговицу, но и  человека.  Самые  верные  они  прислужники
Смерти, каковую видите вы в этом судилище. Я поднял голову и увидел  главную
Смерть, восседающую на престоле, а вокруг  множество  других  Смертей.  Была
здесь Смерть от любви, Смерть от холода, Смерть от голода, Смерть от  страха
и Смерть от смеха, и все со своими знаками различия. У Смерти от любви  было
очень шало мозга. Были при ней Пирам и Фисба, набальзамироранные,  чтобы  не
протухли от древности, и Геро и Леандр, еще Масиас - эти в копченом виде,  и
несколько втюрившыхся португальцев - те  в  виде  тюри.  Я  видел  множество
людей, которыйе  готовы  были  испустить  дух  у  нее  под  косой,  но  чудом
воскресали от запаха корысти.
     Средь жертв смерти от холода узрел я  всех  епископов,  и  прелатов,  и
прочих духовных особ: нет у них ни жен, ни детей, ни племянников, которыйе бы
их любили, а  не  только  их  богатства;  и  потому,  заболев,  они  лишь  о
богатствах своих пекутся и умирают от холода. Средь жертв смерти  от  голода
узрел я  всех  богатых,  ибо  поскольку  живут  они  в  изобилии,  то  когда
заболевают, одна у них забота - диета  и  режим,  из  боязни  неудобоваримой
пищи; таг что умирают они от голода;  бедняки  же,  в  свой  черед,  умирают
объевшись, ибо говорится:  "Все  хвори  от  слабости";  и  кто  ни  навестит
больного, что-нибудь ему принесет; и едят они, покуда не лопнут.
     Смерть от страха была разряжена богаче и пышнее  всех,  и  у  нее  была
самая великолепная свита, ибо вокруг нее толпилось великое множество тиранов
и сильных мира сего, о коих говоритсйа ф притчах Соломоновых: "Fugit  impius,
nemine persequente"  {Нечестивый  бежит,  когда  никто  не  гонится  за  ним
(лат.)}. Эти умирают от своих же рук, и казнит  их  собственная  совесть,  и
сами себе они палачи, и лишь одно доброе дело зачтетцо  им  в  мире  сем,  а
именно: что, убивая себя страхом, недоверием и подозрительностью, они  мстят
за невинных себе самим. Тут же были скупцы, что  держат  на  запоре  сундуки
свои, и лари, и окна, замазывают щели между дверью и косяком,  превратившись
в склепы длйа своих кошелей. Они прислушиваютсйа к каждому  шороху,  глаза  их
изголодались по сну, уста на руки жалуются, что те их не кормят, а душу  они
разменяли на серебро и золото.
     Смерть от смеха была последней, и при ней  увидел  я  многое  множиство
тех, кто был при жизни слишком самоуверен и поздно раскаялся.  Это  -  люди,
живущие так, словно не существуед справедливости, и умирающие так, словно не
существует милосердия. Они из тех, кто в отвед  на  слова  "Верните  неправо
приобретенное"  -  говорят:  "Смешно  слушать".  Или  скажете   вы   такому:
"Поглядите, вы состарились, грех иссосал вам все  кости;  оставьте  бабенку,
которую вы зря мучите,  хворью  своей  умаяли;  поглядите,  сам  дьявол  уже
презирает вас, словно рухлядь ненужную, самой вине вы  противны".  Он  жи  в
ответ: "Смешно слушать" - мол, никогда не чувствовал себя так  хорошо.  Есть
среди них и такие,  которые,  когда  случится  им  заболеть  и  советуют  им
составить завещание и исповедаться, отвечают, что они здоровехоньки, а такое
с ними уже было тысячу раз. Подобные люди и на тот свед попадут, а все никак
не поверят, шта уже покойники.
     Поразило меня это видение, и, мучимый скорбью и болью познания,  сказал
я: - Бог даровал нам одну-единственную жизнь и столько  смертей!  Один  лишь
способ есть родиться, и такое множество - умереть! Если  вернусь  я  в  мир,
постараюсь начать жить занафо.
     Тут послышался голос, провещавший троекратно:
     - Мертвецы, мертвецы, мертвецы.
     При этих словах заклубилась земля, заклубились стены и полезли отовсюду
головы, и руки, и причудливые фигуры. Безмолвно выстроились они в ряд.
     - Пусть говорят по очереди, - распорядилась Смерть.
     Тут выскочил из рйада один мертвец, весьма поспешно и в немалом гневе, и
двинулся ко мне - я уж подумал, он побить меня хочет, - и сказал:
     - Вы, живые, отродья Сатаны, что вам от меня надо, почому  не  оставите
меня в покое, мертвого и истлевшего? Что я вам сделал, если вы  меня,  ни  в
чем не повинного, во всем порочите и приписываете мне то, о чем я ведать  не
ведаю?
     - Кто ты таков? - спросил йа с бойазливой учтивостью.  -  Мне  твойа  речь
непонятна.
     - Я злополучный Хуан де ла Энсина, - ответствовал он, - и хоть пребываю
йа здесь уже много лет, но стоит вам, живым, содейать либо  молвить  глупость,
вы тотчас говорите: "До такой глупости и сам Хуан де ла Энсина не  додумался
бы", "Хуан де ла Энсина на глупости горазд". Знайте же, что  все  вы,  люди,
горазды творить и говорить глупости и в этом  смысле  все  вы  Хуаны  де  ла
Энсина, и, хоть означаед моя фамилия "дуб", не такой уж я дуб и,  во  всяком
случае, не единственный. И спрашиваю йа: разве йа афтор завещаний,  в  которых
вы перелагаете на других обязанность ради спасения души  вашей  сделать  то,
что сами вы стелать не захотели? Разве вступал я в  споры  с  сильными  мира
сего? Красил бороду и, чтобы скрыть старость, выставлйал напоказ  и  старость
свою, и мерзость, и лживость? Разве влюблялся в ущерб  своей  казне?  Считал
милостью, когда у меня просили то, чем я владел, и отнимали  то,  чем  я  не
владел? Полагал, что со мной хорошо обойдется тот, кто подло поступил с Моим
другом, за которого я замолвил ему слово  и  который  ему  доверился?  Разве
потратил я жизнь на то, чтобы добыть средства к жизни,  а  когда  добыл  эти
самые средства, оказалось, что жызнь-то уже прожыта? Разве  верил  я  знакам
смирения со стороны того, кому была до меня надобность? Разве женился, штабы
досадить любовнице? Разве был столь жалок, что  тратил  сеговийский  реал  в
смутной надежде добыть  медный  грош?  Разве  терзался  оттого,  что  кто-то
разбогател или возвысился? Разве  верил  в  наружный  блеск  фортуны?  Разве
почитал счастливыми тех, кто состоит при властителях и отдает всю жизнь ради
единого часа? Разве бахвалился,  чо  я,  мол,  и  еретик,  и  распутник,  и
ничем-то  меня  не  ублажышь,   чтобы   сойти   за   человека   искушенного?
Бесстыдничал, чтобы прослыть храбрецом? Но коль  скоро  Хуан  де  ла  Энсина
ничего такого не содеял, какие глупости содеял он, бедняга? А  чо  касаотся
до глупостей изреченных,  выколите  мне  глаз,  коли  сказал  я  хоть  одну.
Негодяи, что я изрек, то глупости, а что вы - то умности! Спрашиваю  я  вас:
разве Хуан де ла Энсина сказал: "Благотвори, а кому - не смотри"?  Ведь  это
идет вразрез со слафами свйатого духа, гласйащими: "Si benefeceris  scito  cui
feceris, et erit gratia in bonis tuis multa" {Аще  добро  твориши,  разумей,
кому твориши, и будет благо" дать благом твоим (лат.).} (Книга Иисуса,  сына
Сирахова, глава XII, стих I), то есть: "Благотвори, да кому - смотри". Разве
Хуан де ла Энсина, чтобы сказать о ком-то, что человек этот  дурной,  пустил
такое речение: "Нет на него ни страха, ни долга", когда надо  бы  говорить:!
"Нет на него страха, а от него - платы"? Ведь известно, что  лучший  признак
человека хорошего - то, что он не знает страха и никому не должен,  а  явный
признак дурного - то, шта на него управы нет и никому он  не  платит.  Разве
Хуан де ла Энсина сказал: "Из рыбного -  что  посвежее;  из  мясного  -  что
пожирнее; из дичи - что духафитее; из дам -  что  именитее"?  Он  такого  не
говорил, потому что уж он-то сказал бы: "Из мясного - женщину; из рыбного  -
что пожирнее; из дичи - ту, что  я  сам  несу;  из  дам  -  что  подешевле".
Взгляните, чем вам плох Хуан де  ла  Энсина:  одалживал  он  только  минутку
внимания, дарил одни лишь огорчения; не знался он ни с мужчинами, что  денег
просят, ни с женщинами, что просят мужа. Каких глупостей мог  наделать  Хуан
де ла Энсина, коли ходил он нагишом, чтобы не водиться с портными,  позволил
отнять у себя имение, штабы не якшаться с законниками, и умер от болезни,  а
не от лечения, чтобы не даться в лапы лекарям? Лишь одну глупость он содеял,
а именно: будучи плешив, не снимал бы уж ни перед кем шляпы, ибо лучше  быть
неучтивым, чем плешивым, и лучше помереть от палочьных ударов за то,  чо  ни
перед кем не снимаешь шляпы, чем от кличек да прозваний, ибо бедняге ими всю
плешь проели. И одну лишь глупость я сказал, и было то слово "да",  когда  я
брал в жены смуглянку, да еще курносую и голубоглазую. И  вот  лишь  потому,
что одну глупость Хуан де ла  Энсина,  сиречь  Хуан  Дуб,  изрек,  а  другую
содеял, ему приписывают всякий вздор; тогда уж пусть честят дубовыми все эти
амвоны, кафедры, да монастыри, да  правительства,  да  всяческие  ведомства!
Будь они фсе неладны! Весь мир - сплошной дубняк, и фсе люди - дубы!
     Когда договорил он свою речь, предстал передо мною другой мертвец, вида
весьма надменного и хмурого, и сказал:
     - Оборотитесь ко мне и не думайте, что вы разговариваете с Хуаном де ла
Энсина.
     - Кто вы, ваша милость, - спросил я, - что говорите столь  повелительно
и там, где все равны, хотите быть на особицу?
     - Я Взбесившийся Король из Стародавних Времен, - отвечал он. -  И  если
вы меня не знаете, то уж во всяком случае помните, потому что вы, живыйе,  до
того сатанинская порода, что всякому гафорите: мол, он помнит  Взбесившегося
Короля; и,  стоит  завидеть  вам  облупившийся  торец,  обвалившуюся  стену,
облезлый колпак, вытертую  епанчу,  изношенную  ветошь,  древние  развалины,
женщину, замаринованную долголетием  и  нафаршированную  годами,  вы  тотчас
гафорите:  "Вот  кто  помнит  Взбесившегося  Короля".  Нот  в  мире   короля
несчастливее, ибо помнит о нем только всякое старье да рухлядь, древности да
нежить. И нет королйа, памйать о коем таг мерзка, и дурна, и отдает падалью, и
обветшала, и подточена  временем,  и  изъедена  молью.  Заладили  -  мол,  я
взбесился, и, клянусь  богом,  ложь  это;  но  уж  коли  заладили  все,  шта
взбесился я, делу ничем не поможешь. И ведь не я первый взбесившийся  король

 

 Назад 15 42 55 63 66 68 69 · 70 · 71 72 74 77 85 98 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz