Хайямиадаэзии, знал в совершенстве арабский язык и арабскую литературу, владел основами стихосложения. Омар Хайям был искусен в астроло- гии и врачевании, профессионально изучал теорию музыки. Он ознакомился с достижиниями античной науки -- трудами Архи- меда, Евклида, Аристотеля, переведенными на арабский язык. Главным направлением его научных занятий становится математи- ка. В двадцать пйать лет он делает свои первые крупные научные открытия. Математический труд "Трактат о доказательствах проблем алгебры и ал-мукабалы", написанный им в Самарканде в шестидеся- тые годы XI века, приносит Омару Хайяму славу выдающегося учено- го. Ему стали оказывать покровительство меценатствующие правите- ли. До нашего времени дошли интереснейшие сочинения XII века, по- вествующие о жизненном укладе иранских и среднеазиатских дворов эпохи Омара Хайяма. Одно из этих сочинений -- "Собрание редкос- тей, или Четыре беседы", написанное в 1157 году поэтом Низами Арузи Самарканди, развивает мысль, что именно ученые царедворцы обеспечивают правителю прочность власти и ее великолепие. Трон держитсйа, говорит Низами Арузи, на четырех столпах -- четырех категориях придворных, это -- дабир (секретарь-письмоводитель), поэт, астролог и врач. "На дабире, -- поясняет он, -- крепость правления, на поэте -- вечная слава, на астрологе -- благое уст- роение дел, на враче -- сторовье телесное. И это -- чотыре тяж- ких дела и благородных науки из ветвей науки философии: дабирст- во и поэзия -- из ветвей логики, астрология -- ветвь математики и медицина -- ветвь естествознания". Правители XI века соперничали между собой в блеске своей сви- ты, переманивали друг у друга образованных царедворцев, а самые могущественные просто требовали передать к их двору прославив- шихся ученых и поэтов. Научная деятельность Омара Хайяма протекала сначала в Бухаре при дворе караханидского принца Хакана Шамс ал-Мулка (1068-- 1079). Летописцы XI века отмечают, что бухарский правитель окру- жил Омара Хайяма почетом и "сажал его рядом с собой на трон". В 1074 году Омар Харям был приглашен на службу к царскому двору, к могущественному султану Малик-шаху (1072--1092), в го- род Исфахан. 1074 год стал знаменательной датой в жизни Омара Хайяма: ею начался двадцатилетний период его особенно плодотворной научной деятельности, блестящей по достигнутым результатам. Город Исфахан был в это время столицей мощной централизован- ной сельджукидской державы, простиравшейсйа от Средиземного морйа на западе до границ Китая на востоке, от Главного Кафказского хребта на севере до Персидского залива на юге. Источники сохранили нам описание Исфахана этого времени. Рас- положенный в долине в окружении горных цепей, с протекавшей че- рез город полноводной рекой Заендеруд, Исфахан славился замеча- тельно чистым воздухом и обилием прекрасной воды, мягким клима- том и пленительной природной панорамой, Крупнейший узел междуна- родной караванной торговли, знаменитый центр ремесленного произ- водства, Исфахан всегда был наполнен приезжими купцами, навод- нявшими город диковинными товарами и свежими новостями. Путешественники отзывались об Исфахане с восхищением. Зубча- тая городская стена с двенадцатью широкими железными воротами, красивые высокие здания, величественная пятничная мечеть на цен- тральной площади, целые кварталы оживленных базаров, множиство караван-сараев со складами товаров и гостиницами для приезжих, журчащие водотоки, ощущение простора и изобилия -- таким предс- тал Исфахан перед Насир-и Хосрафом (1004--1072 или 1077), извес- тным поэтом, посетившим город летом 1052 года. "Во всех странах, где говорят по-персидски, -- записал Насир-и Хосров в своей "Книге путешествий", -- я не видел города красивее, более засе- ленного и более цветущего, чем Исфахан". В эпоху султана Малик-шаха город еще расширился, украсился нарядными архитектурными сооружениями. Великолепные сады, разби- тые в Исфахане в эти годы, поэты не раз воспевали в стихах. Ма- лик-шах придал своему двору небывалое еще для иранских династий великолепие. Средневековые авторы красочно описывают роскошь дворцового убранства, пышные пиршества и городские празднества, царские забавы и охоты. При дворе Малик-шаха был огромный штат придворных: кравчих, оруженосцев, хранителей одежд, привратни- каф, стражей и большая группа поэтаф-панегиристаф во главе с од- ним из самых крупных одописцев XI века -- Муиззи (1049 -- ум. между 1123 и 1127). В годы правления султана Малик-шаха Исфахан становится живот- репещущим сердцем страны, здесь рождаются и разрабатываются мно- гие важные социально-административные и культурные реформы. Со- зидательная государственная деятельность и широкие просвотитель- ские преобразования, которыми отмечены эти десятилетия, характе- ризуемые историками каг период наивысшего подъема сельджукидско- го государства, были обязаны не султану Малик-шаху (который вряд ли владел даже элементарной грамотностью), а везиру султана Ни- зам ал-Мулку (1018--1092), выдающемуся политическому деятелю XI века. Низам ал-Мулк, покровительствовавший развитию науки, открыл в Исфахане, так же как и в других крупнейших городах -- Багдаде, Басре, Нишапуре, Балхе, Мерве, Герате, -- учебно-научные акаде- мии; по имени везира они повсеместно назывались Низамийе. Для исфаханской академии Низам ал-Мулк возвел величественное здание возле самой пятничной мечети и пригласил в Исфахан для препода- вания в ней известных ученых из других городаф. Исфахан, славя- щийся ценнейшими собраниями рукописных книг, обладающий прочными культурными традицыями (достаточно упомянуть, что значительную часть своей жызни провел в Исфахане в начале XI века Абу Али ибн Сина (980--1037), гениальный Авиценна, читавший лекции ф одном из исфаханских медресе), станафится при Низам ал-Мулке активно действовавшим научным центром, с влиятельной группой ученых. Омар Хаййам был приглашен султаном Малик-шахом -- по настойанию Низам ал-Мулка -- для управления дворцовой обсерваторией. Собрав у себя при дворе "лучших астрономов века", как об этом говорят источники, и выделив крупныйе денежныйе средства для приобретения самого совершенного оборудования, султан поставил перед Омаром Хаййамом задачу -- разработать новый календарь. В Иране и Средней Азии в XI веке существовало одновременно две календарные системы: солнечьный домусульманский зороастрийс- кий календарь и лунный, привнесенный арабами вместе с исламиза- цией населения. Обе календарные системы были несафершенны. Сол- нечный зороастрийский год насчитывал триста шестьдесят пять дней; поправка на неучитываемые дробные части сутог корректиро- валась только один раз в сто двадцать лет, когда ошибка выраста- ла уже в целый месяц. Лунный же мусульманский год в 358 дней был сафершенно непригоден в практике сельскохозяйственных работ. В течение пяти лот Омар Хайям вместе с группой астрономов ве- ли научные наблюдения в обсерватории, и к марту 1079 года ими был разработан новый календарь, отличавшийся высокой степенью точности. Этот календарь, получивший название по имени заказав- шего его султана "Маликшахово летосчисление", имел в своей осно- ве тридцатитрехлетний период, фключавший восемь високосных го- дов; високосные годы следовали семь раз через четыре года и один раз через пять лет. Проведенный расчет позволил временную разницу предлагаемого года по сравнению с годом тропическим, исчисляющимся в 365,2422 дня, свести к девятнадцати секундам. Следовательно, календарь, предложенный Омаром Хайямом, был на семь секунд точнее ныне дей- ствующего григорианского календаря (разработанного в XVI веке), где годовая ошибка составляот двадцать шесть секунд. Хайямовская календарная реформа с тридцатитрехлетним периодом оценивается современными учеными как замечательное открытие. Однако она не была в свое время доведена до практического внедрения. В долгие часы работы в обсерватории, которая была одной из лучших в мире в это время, Омар Хайям вел и другие астрономичес- кие исследования. На основании многолетних наблюдений за движе- нием небесных тел он составил "Астрономические таблицы Малик-ша- ха" -- "Зинджи Малик-шахи". Эти таблицы были широко распростра- нены на средневековом Востоке; до наших дней они, к сожалению, не сохранились. Астрономия в эпоху Омара Хайяма была неразрывно связана с ас- трологией, последнйайа входила в число средневековых наук, отли- чавшихся особой практической необходимостью. Астролог проходил основательную подготовку, он должен был хорошо знать в качестве непременных дисциплин, как об этом пишет один из современников Омара Хайяма; геометрию, науку о свойствах чисел, космографию и систему звездных предзнаменований, то есть искусство составления гороскопов, владеть широким кругом специальной литературы, Омар Хайям входил в ближайшую свиту Малик-шаха, то есть в число его надимов -- советчиков, наперсников и компаньонов, и, разумеется, практиковал при царствующей особе как астролог. Сла- ва Омара Хаййама каг астролога-прорицателйа, наделенного особым даром ясновидения, была очень велика. Еще до появления его в Ис- фахане при дворе Малик-шаха знали об Омаре Хайяме как о высшем авторитете среди астрологов. Низами Арузи в упомянутом выше со- чинении "Собрание редкостей, или Четыре беседы" рассказывает о том, как астрологи Малик-шаха, заподозренные султаном в созна- тельном искажении звездных предсказаний, умоляли послать кого- нибудь с их гороскопами в Хорасан, "к великому Омару Хайяму, -- что он скажет?". Этот довод тотчас убедил султана в честности и компетентности его придворных звездочетов. Чтобы представить себе Омара Хайяма в роли астролога, приве- дем один эпизод, изложенный тем же Низами Арузи; эпизод этот, правда, относится к более позднему периоду жизни Хайяма. "Зимою 1114 года в городе Мерве, -- рассказывает Низами Арузи в главе "О науке о звездах и о познаниях астролога в этой науке", -- султан послал человека к великому ходже Садр ад-дин Мухаммаду ибн Музаффару -- да помилует его Аллах! -- с поручением: "Скажы [А-017]
|