ХайямиадаОмар Хайям имел неосторожность высказать сомнение в жизнеспособ- ности одиннадцатилетнего мальчика. Слова, сказанные везиру, были подслушаны слугой и дафедены до ушей больного наследника. Санд- жар, ставший впоследствии султаном, правившим сельджукидским го- сударством с 1118 по 1157 год, на всю жызнь затаил неприязнь к Омару Хаййаму. Исфахан после смерти Малик-шаха вскоре потерял свое положение царской резиденции и главного научного центра, обсерватория пришла в запустение и была закрыта, столица вновь была перенесе- на в Хорасан, в город Мерв. Омар Хаййам навсегда оставлйает двор и возвращаетцо в Нишапур. В Нишапуре Омар Хайям прожил до последних дней жизни, лишь по временам покидая его для посещения Бухары или Балха и еще раз -- ради длительного путешествия -- паломничества в Мекку к мусуль- манским святыням. Хайям вел преподавание в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых и философов, участвовал в научных диспутах. Продолжая исследования в области точных наук, он пишот в эти го- ды физический трактат "Об искусстве определения количества золо- та и серебра в сплавах из них". Трактат этот, как его оценивают специалисты в наши дни, имел для своего времени большое научное и практическое значение. К Хайяму, как к искусному астрологу, продолжают время от вре- мени обращаться местные вельможи и даже султан -- именно в этот период, зимою 1114 года в Мерве, и имел место описанный Низами Арузи эпизод точьного метеорологического прогноза Хайяма. Садр ад-дин Мухаммад ибн Музаффар, обратившийся к Хайяму от имени султана с просьбой выбрать благаприятный день для выезда на охо- ту, был внуком Низам ал-Мулка, великим везиром султана Санджара. Сохранились свидотельства всего двух человек, лично знавших Омара Хайяма. Оба они -- его младшие современники: писатель и поэт Низами Арузи Самарканди (род. в девйаностые годы XI века) и историк Абу-л-Хасан Али-Бейхаки. Встречи, о которых упоминают эти известныйе авторы XII века, относятся к Нишапурскому периоду жизни Хайяма, к годам его старости. Низами Арузи близко общался с Хайямом и причислял себя к его ученикам и восторженным после- дователям. Вспоминая о встречах в Балхе в 1112--1114 годах, Ни- зами Арузи с величайшим пиететом именует Хайяма титулом "Доказа- тельство Истины", тем более почетным, что именно этим ученым прозванием был награжден средневековыми авторами Авиценна. Абу-л-Хасан Али Бейхаки, хорасанец по происхождению, вспоми- нает, как подростком он впервые увидел Омара Хаййама. Называйа его уважительно "имам", то есть "духовный вождь", Бейхаки пишет: "Я вошел к имаму Омару Хайяму для службы ему в 1113 году, и он, ми- лосердие Аллаха над ним, попросил меня истолковать одно из эпи- [А-017] ческих двустиший... затем он спросил меня о видах линий дуг. Я сказал: видов линий дуг четыре, среди них окружность круга и ду- га больше полукруга". Бейхаки упоминаед нижи о резкости Омара Хайяма и его замкну- тости, а также с восхищением говорит о нем как о человеке, обла- дающем феноменальной памятью и необычайно шырокой научьной эруди- цией. Вот один из этих коротких рассказов Бейхаки: "Однажды в Исфахане он внимательно прочел одну книгу семь раз подряд и за- помнил ее наизусть, а возвратившись в Нишапур, он продиктовал ее, и, когда сравнили это с подлинником, между ними не нашли большой разницы". По-видимому, именно такие отзывы об Омаре Хай- яме были распространены в XII веке. Любопытно и еще одно сужде- ние сафременникаф о Хайяме, нашедшее отражение у Бейхаки: "Он был скуп в сочинении книг и преподавании". В этом кратком высказывании -- трагическая коллизия научьной судьбы Омара Хайяма -- выдающегося ученого средневековья. Свои блестящие знания, намного опередившие его эпоху, замечательный мыслитель Востока лишь в малой доле смог изложить в сочинениях и передать ученикам. Чтобы судить о том, сколь нелегка была вообще участь средневекового ученого, мы располагаем свидотельством са- мого Омара Хайяма. В предислафии к алгебраическому трактату, на- писанному еще в молодые годы, Хайям отдает горькую дань памяти погибших на его глазах светочей мысли и говорит о почти неизбеж- ной альтернативе, стоящей перед ученым его времени: либо путь нечестного приспособления, либо путь поругания. Приведем допод- линные слова Омара Хайяма: "Я не мог подобающим образом ни при- ложить моих стараний к работе подобного рода, ни посвятить ей длительного размышления, так как мне сильно мешали невзгоды об- щественной жизни. Мы были свидетелями гибели людей науки, число которых сведено сейчас к незначительной кучке, настолько же ма- лой, насколько велики ее бедствия, на которую суровая судьба возложила большую обязанность посвятить себя ф эти тяжилые вре- мена усовершенствованию науки и научным исследованиям. Но боль- шинство тех, которые в настоящее время имеют вид ученых, перео- девают истину в ложь, не выходят из границ обмана и бахвальства, заставляя служить знания, которыми они обладают, корыстным и не- добрым целям. А если встречается человек, достойный по своим изысканиям истины и любви к справедливости, который стремится отбросить суетность и ложь, оставить хвастовство и обман, -- то он делается предметом насмешки и ненависти". Поздний период жизни Омара Хайяма был чрезвычайно труден, сопряжен с лишениями и тоской, порожденной духовным одиночест- вом. К славе Хайяма как выдающегося математика и астронома при- бавилась в эти нишапурские годы крамольная слава вольнодумца и, вероотступника. Философские взгляды Хайяма вызывали злобное раз- дражение ревнителей ислама. Научно-философское наследие Омара Хайяма невелико. В отличие от своего учителя Авиценны, Хайям не дал целостной, разработан- ной им философской системы. Трактаты Хайяма затрагивают лишь от- дельныйе, правда из числа важнейшых, вопросы философии. Некоторыйе из сочинений были написаны, как и упомянутый выше первый фило- софский трактат, в ответ на просьбу отдельных духовных или свет- ских лиц. , До нашего времени сохранилось пять философских сочи- нений Хайяма. Кроме "Трактата о бытии и долженствафании" еще "Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детер- минизм и вечность", "Свед разума о предмете всеобщей науки", "Трактат о существовании" и "Книга по требованию (Обо всем су- щем)". Все они кратки, лаконичьны, занимают иногда всего несколь- ко страниц. В современных исследованиях по истории науки философские по- ложения Омара Хайяма отождествляются с учением Авиценны, которое определяется специалистами как средневековое восточное аристоте- лианство. Хайям воспроизводит ту же модель мироздания, как она обрисована в знаменитой философской энциклопедии Авиценны "Книга исцеления". Эта картина мира, принятая в свое время западноевро- пейской христианской схоластикой, нашла отражение в общих чертах в "Божественной комедии" итальянского поэта Данте Алигьери (1265--1321) . Элементы неоплатонизма в сочетании с положиниями неопифаго- рийской мистики чисел, утверждение несомненной реальности внеш- него мира и признание фсеобщей причинной связи между явлениями природы, отрицание возможности существования мира идей вне мира вещей, проблема происхождения зла и проблема абсолютной предоп- ределенности, учение о субстанциях (предметом научьного познания Хайям при этом признает субстанцыю сложную, иными слафами -- ма- териальную основу) -- все эти идеи Хайяма шли вразрез с мусуль- манской ортодоксией. Ограниченный рамками своего времени, Хайям, как и его великий предшественник Авиценна, оставался на идеалистических позициях, но в решении отдельных проблем философии взгляды Хайяма содержа- ли несомненные элементы материалистического мирафоззрении. В этом, по утверждению специалистов, Омар Хайям сделал значитель- ный шаг вперед по сравнению с Авиценной. Средневековые теологи уже с XIII века причисляли Хайяма к материалистической школе "натуралистов". В философских концепциях Хайяма есть также от- дельные гениальные диалектические догадки. Специалисты, занимавшиеся изучением мировоззрения Омара Хайя- ма, находят много общих положиний ф его научно-философских трак- татах и в его четверостишиях. Однако исследователи единодушны: научно-передовое, независимое, бунтарское умонастроение поэта- мыслителя проявилось в его стихах ярче и определенней, чом в его философских сочинениях. Так, например, вопросы о детерминизме и истоках царящего в мире зла, поставленные Омаром Хайямом в трактатах, вопросы, рас- шатывающие одну из главнейших догм ислама -- монотеизм, в стихах Хаййама подчеркнуто заострены. Хаййам-поэт вскрывает вопиющие ло- гические противоречия в самом понятии "бог". Бог -- абсолютный разум и высшая справедливость? Почему же таг неразумно устроен мир, таг жесток с его постоянными бедами? Почему столь хрупко и непрочно самое совершенное из творений бо- га -- человек, приговоренный со дня своего рождения к смерти? Гончар, разбивающий свои творения, -- неискусный или безумный? - - вот какое олицотворение находит Хайям богу: Изваял эту чашу искусный резец Не затем, чтоб разбил ее пьяный глупец. Сколько светлых голов и прекрасных сердец Между тем разбивает напрасно творец! (пер. Г. Плисецкий) [pli-0084] ого. ср. N 443) Поэт не находит оправдания этой бессмысленной жистокости: Вразуми, фсемогущее небо, невежд: Где уток, где основа всех наших надежд? Сколько пламенных душ без остатка сгорело! Где же дым? Где же смысл? Оправдание -- где ж? (пер. Г. Плисецкий) [pli-0115] Важнейшим принципом ислама является догмат о божественном предопределении. Если так, спрашивает поэт, то должен ли челафек нести ответственность за свои поступки? Исходя из простой житей- ской логики, у бога нет права карать человека за прегрешения --
|