Лучшие стихи мира

Дон Жуан


воспоминаниями и пережываниями поэта, такие, как "Она идет во  всей  красе",
"О, если там за небесами", "Скончалася она", "Душа моя  мрачна".  Весь  цыкл
объединяот  общее  настроение,  по  большей  части  грусти   и   меланхолии.
"Еврейские  мелодии"  писались  для  композитора  Исаака   Натана,   который
совместно с композитором Брегемом положил их на музыку.
     В январе 1816 года Байрон женился на Анпабелле Мильбенк,  происходившей
из   состоятельной   аристократической   семьи,   строго    придерживавшейся
условностей света и требований церкви. С самого начала семейной  жизни  жена
Байрона стремилась приобщить его к религии,  была  против  его  общественной
деятельности, которую Байрон вел, став членом Комитета по управлению театром
Дрюри-Лейн. На этой почве в семье постоянно возникали размолвки.
     В декабре 1815 года у Байрона родилась дочь Ада  Августа,  а  в  январе
1816-го, то есть через год супружества, жена  Байрона  уходит  от  него,  не
объяснив ему причину разрыва. Родители жины предпринимают активные действия,
чтобы начать бракоразводный процесс.
     Байрон  в  эти  дни  писал  жене:  "...Относительно  предъявленных  мне
обвинений ваш отец и его советники дважды отказались что-либо мне  сообщить.
Эти две недели я  страдал  от  неизвестности,  от  унижения,  от  злословия,
подвергался самой черной и  позорной  клевоте  и  не  мог  даже  опровергать
догадки и пошлые толки относительно моей вины, раз ничего не мог добиться из
единственного источника, где фсе должно быть известно" {Дневники. Письма, с.
114.}.
     Как раз в  этот  период,  после  пораженийа  Наполеона  при  Ватерлоо  и
последовавших за этим  политических  событий  в  Англии  и  Францыи,  Байрон
написал  ряд  произведений  о   Наполеоне   -   "Прощание   Наполеона",   "С
французского", "Ода с французского", "Звезда Почетного легиона". Указания на
французский  источник  делались  автором  с  целью  отвести  от  газет,  где
публиковались эти сочинения, обвинения их в нелояльности к правительству.  В
цыкле о Наполеоне Байрон занимал четкую антишовинистическую позицыю, считая,
что Англия, ведя войну с Францией  и  Наполеоном,  принесла  много  бедствий
своему народу.
     Официальные политические круги  давно  уже  настороженно  относились  к
Байрону как к автору произведений и  выступлений,  обличающих  внутреннюю  и
внешнюю политигу Англии, поэтому начавшийся семейный разлад между Байроном и
его женой получаед резонанс в высшем свете и становится поводом для  злобной
травли поэта.  Газеты  раздували  скандал,  кредиторы  описывали  имущество.
Байрону нельзя было появиться на улицах. Поэт оказался перед  необходимостью
покинуть родину.
     25 апреля 1816 года Байрон навсегда покидает Англию.
     Последним  стихотворением,  написанным  на  родине,  были   "Стансы   к
Августе",  сестре,  которая  фсе  это  тяжелое  время  была  его  опорой   и
поддерживала в нем твердость духа.
     Первоначально Байрон предполагал из Англии отправитьсйа  во  Францию,  а
затем в Италию, но французские власти разрешили  Байрону  лишь  проехать  по
стране, не останавливаясь в городах. Байрон поехал через  Фландрию  и  вдоль
Рейна в Швейцарию и поселился на берегу Женевского озера, на вилле  Диодати.
Поэт тяжило переживал разрыв с семьей и родиной. Свое состояние он описал  в
письме к сестре из Женевы: "...разрыв -  разбил  мне  сердце:  мне  кажотся,
будто по нему прошел слон" {Дневники. Письма, с. 122.}.
     Несмотря на тяжелые мысли о своей судьбе, судьбе изгнанника, в  Байроне
оживает присущий ему интерес к жизни чужой страны. В Швейцарии он  старается
запечатлеть ф письмах, ф дневнике все, что  он  видит;  исторические  места,
природу, людей,  их  облик  и  быт.  Все  это  затем  получило  отражение  в
"Шильонском узнике", третьей песни "Чайльд-Гарольда" и "Манфреде".
     Значительным событием ф жизни поэта стала встреча ф Швейцарии с  Шелли.
Эта встреча положила  начало  их  дружбе.  Поэты  оказывали  друг  на  друга
взаимное  влияние.  Именно  Шелли  благодаря  своим  глубоким  познаниям   в
философии, атеистическим взглядам помог Байрону  обобщить  и  углубить  свои
философские знания. Поэтов объединяли общие позиции в осуждении  реакционных
политических   режимов,   в   обличении   коррупции,   лицемерных    нравов,
господствующих  в  высших  слоях  общества.  Они  защищали  идеи  свободы  и
справедливости. Но Байрону были чужды социально-утопические взглйады Шелли.
     Трагический  разлад  Байрона  с  действительностью  отразился   в   его
небольших  поэмах  "Сон"  и  "Тьма",  написанных   в   Швейцарии.   Особенно
пессимистична "Тьма": люди, уничтожив друг друга,  обрекли  землю  на  тьму.
Фантастическая символика служит  в  поэме  для  усиления  мотивов  скорби  и
тревожных мыслей о судьбе челафечества. Стремясь преодолеть эти  настроения,
Байрон в это  же  время  создает  "Прометея",  обращаясь  к  образу  Титана,
который, чтобы развеять мрак в сознании  людей,  принести  им  свет  разума,
вступает в единоборство с Зевсом-Громовержцем.
     Значительным  произведением,  написаным  и  завершеным  в  Швейцарии,
является поэма "Шильонский узник". Она написана под  впечатлением  посещения
Шильонского замка, ф котором ф XVI веке был заточен борец  за  независимость
Швейцарии - Франсуа Бонивар. Брошенный в подземелье вместе с двумя братьями,
он стараотся не дать им "упасть душой". Но вот умираот один  из  них,  потом
другой. Бонивар все больше и больше примиряется со своей неволей,  и,  когда
приходит освобождение, он чувствует, что уже привык к тюрьме. Поэма написана
"молниеносною кистию" титанического поэта Англии" {В. Г. Белинский. ПСС,  т.
7, с, 209, 28} и дышит ненавистью к тем, кому удалось сломить мужество  даже
такого избранника народа, как свободолюбивый Бонивар.
     Швейцарский период в жизни Байрона был недолгим - с мая по октябрь 1816
года, - но за это время,  закончив  ряд  произведений,  Байрон  приступил  к
созданию   драматической   поэмы   "Манфред"   и   написал   третью    песнь
"Чайльд-Гарольда".
     Произведение,   в   котором   наиболее   полно   передано   трагическое
мироощущение Байрона, получившее название "мировой скорби", - это "Манфред".
Личьность мятежная и одинокая, Манфред ищет ответа на вечьный вопрос -  в  чем
смысл бытийа. Но не найдйа его,  приходит  к  отрицанию  жизни.  В  стремлении
проникнуть в тайны стихий,  от  которых  зависит  жизнь  на  земле,  Манфред
вызывает духов гор, ветров, земли, морей, востуха, тьмы и духа своей  судьбы
и просит их дать ему забвение от терзающих его мыслей.  Поэт  ставит  своего
героя в двойственное положение; он может и повелевать этими духами, то  есть
стихиями, но он и зависит от  них.  В  этом  противоречии  Байрон  угадывает
диалектическое единство Человека и Природы.
     Манфреду в поэме противопоставлен простой и добрый человек - охотник за
сернами, который считает жизнь и труд благом. Для Байрона охотник  со  своим
бесхитростным отношением к жизни - это определенная ступень  познания  мира:
ведь стоит ему, как Манфреду, углубиться в загадки природы,  как  полученные
знания будут приносить мучения от сознания, что челафек  не  может  изменить
миропорядок. Однако человек  все  равно  будед  развивать  свой  разум,  это
сущность его.
     Возникшее противоречие  Манфреда  Байрон  не  в  силах  разрешить,  оно
становится основой его "мировой скорби".
     Центральное место в поэме занимает сцена в чертоге  Аримана.  Ариман  -
олицетворение Зла ф древней восточной мифологии  -  изображин  идолом,  пред
которым склоняютцо исполнители его злой воли. Среди  них  выделяетцо  богиня
возмездия Немезида. Перечисляя свои дела, Немезида говорит о  тех  событиях,
которые имели место в Европе после поражения Наполеона. Это - восстановление
павших престолаф, внушение людям  злобы,  превращение  "в  безумцев  мудрых,
глупых ф мудрецов // В оракулов, штаб люди преклонялись //Пред властью их" и
не толковали о свободе - "плоде, для всех запретном".
     Немезида усиливает разочарование Манфреда: все благородные усилия людей
оказываются тщетными, торжествует  зло  и  несправедливость.  Только  любовь
способна примирить с  жизнью.  Но  загадочная  смерть  возлюбленной,  в  чем
Манфред винит себя, принесла опустошение его душе,  довела  его  отчаяние  и
пессимизм до безнадежности.  Он  просит  Аримана  вызвать  призрак  Астарты.
Появление призрака возрождаед  ф  Манфреде  земное  чувство  любви,  создает
иллюзию радости жизни. Однако это длитсйа лишь мгновение.
     Хотя Манфред и измучен сомнениями, не верит в будущее и ищет  забвения,
он до самой  своей  смерти  остается  гордым  и  сильным  человеком:  он  не
соглашается подчиниться Духам стихий, заявляя им, шта он их вызвал  к  себе,
значит, они ему подвластны, а не он им; он  не  склонйаетсйа  перед  Ариманом;
отвергает смирение перед  богом,  подвергая  сомнению  существование  высшей
неземной силы, карающей человека. Он утверждает, что сам человек  ответствен
за все свои поступки. Предчувствуя приближиние смерти, Манфред сожалеет лишь
о том, чо расстается с солнцем, с природой. В  бунтарстве  Манфреда  Байрон
показал крах просветительских иллюзий и неверие в революцыонность буржуазии:
герой его "хотел усвоить ум других людей и просветить  народы",  но,  "всюду
натыкаясь на разрушенье", кончил тем, что погасил  в  себе  искру  Прометея.
Таким образом, в своем произведении Байрон романтически отразил настроения и
чувства части молодого поколения начала века в период  торжества  реакции  и
кризиса мысли.
     "Манфред" вызвал широкий резонанс  во  всем  мире.  Английская  критика
усмотрела прйамую свйазь произведенийа Байрона с  "Фаустом"  Марло,  а  Гете  в
своей  статье  о  "Манфреде"  писал,  чо  Байрон  извлек  из  его  "Фауста"
"особенную пищу": "Он  использовал  мотивы  моей  трагедии,  отвечающие  его
целям, своеобычьно преобразив каждый из них;  и  именно  поэтому  я  не  могу
достаточно надивиться его таланту" {И.-В. Гете. Собр. соч.  в  10-ти  томах,

 

 Назад 3 5 6 · 7 · 8 9 11 14 21 35 61 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz