Лучшие стихи мира

Дон Жуан


он призван жить и творить, преодолевая обрушивающиеся на  него  трудности  и
невзгоды. Работа Станиславского над "Каином" знаменует  сафершенно  нафый  в
театральной практике подход не только к этому произведению,  но  и  ко  всей
драматургии Байрона. Сегодня, на родине Байрона, в Англии,  признаетцо,  что
"второе рождение драм Байрона началось  4  апреля  1920  года  в  Московском
Художественном театре... когда  была  поставлена  его  космическая  мистерия
"Каин" {Boleslaw Taborski. Bуron and the Theatre. Salzburg. 1972, p. 339}.
     Непрекращающиеся нападки на каждое новое произведение Байрона в Англии,
страх его издателя публиковать песни  "Дон-Жуана"  заставляют  поэта  искать
другого издателя, более либеральных взглядов, которым становится Джон  Хант.
К этому времени относится и осуществление давнего замысла - начать вместе  с
Шелли издание журнала.
     В 1821 году Байрон переезжает в  Пизу,  где  жил  Шелли.  Дружба  между
поэтами, начавшаяся в Швейцарии,  в  Италии  продолжает  крепнуть.  Шелли  с
восхищением наблюдал, как развиваетцо творчество  Байрона.  "Он  прочел  мне
неопубликованные песни "Дон-Жуана"  поразительной  красоты,  -  писал  Шелли
жене. - Это неизмеримо выше всех современных поэтов. На каждом слове  печать
бессмертия" {Shelley. Essays and Letters, ed. by E. Rhys, L. 1886, p, 347.}.
Шелли приезжал к Байрону в Равенну,  штабы  обсудить  план  создания  журнал
"Либерал". В Пизе с участием представителя издателя  Джона  Ханта  готовился
первый номер этого журнала. Но 8 июля 1822 года во  время  шторма  яхта,  на
которой совершал морскую прогулку  Шелли,  перевернулась.  Внезапная  гибель
Шелли  явилась  большим  горем  для  Байрона  и  невосполнимой  утратой  для
английской поэзии,
     Первый номер журнала "Либерал" вышел после смерти  Шелли.  В  нем  было
опубликовано "Видение Суда" Байрона. Сразу же после выхода  номера  началось
судебное преследование журнала. Однако удалось  издать  еще  три  номера,  в
которых появились мистерия "Небо и земля", литературная эклога "Синие чулки"
и перевод Байрона из Пульчи. Журнал не  стал  тем  органом  печати,  который
мыслился  Байрону.   В   нем   должны   были   публиковаться   произведения,
разоблачающие мировую реакцию. Однако издатель не поддержал в этой Байрона.
     Кроме "Виденийа Суда", в это времйа уже была написана сатира  "Ирландскайа
аватара", а в 1823 году он пишет  "Бронзовый  век".  В  своих  сатирах  поэт
раскрывав корни современной реакционной политики,  ее  враждебное  интересам
мира. Так, в "Ирландской аватаре" высмеян приест в Дублин английского короля
Георга IV. Аватарой в древнеиндийской  мифологии  называлось  явление  бога,
воплощенного  в  образе  челафека,  и  в  своей  сатире  Байрон  возмущаотся
раболепием тех,  кто  пресмыкался  перед  Георгом,  как  перед  новоявленным
"богом". Байрон напоминаот ирландцам, что ф лице Георга IV они должны видоть
британское правительство, отнявшее у них все  свободы,  поработившее  их.  В
сатир "Видение Суда" осуждение реакционной политики Англии еще более  резко.
Написана она как пародия на верноподданничх  скую  поэму  того  же  названия
Роберта Саути - давнего литературного врага Байрона.  Из  пародии  на  поэму
Саути сатира Байрона "Видение Суда" переросла в истинный суд над царившей  в
тогдашней  Англии  политической  реакцией,  продажной  литературой.  Свежим,
оздоровляющим  воздухом  веяло  от  произведения  Байрона,  подлинного  сына
родины, кого рому судьба ее никогда не была безразлична.
     "Бронзовый век" - сатира, которая, как писал Байрон была "рассчитана на
миллионного читателя, будучи целиком посвящена политике..." {Poetry, vol. V,
р. 537. Introduction.}. Написана она была  по  следам  политических  событий
1822 года, когда после революции в Испании в Вероне  собрался  конгресс  так
называемого Священного союза. На этом конгрессе было решено, что французский
король Людафик XVIII начьнет  вооруженную  интервенцию  против  революционной
Испании.
     В "Бронзовом веке" Байрон прямо говорит, что в основе  всяких  действий
реакционных политиков лежит стремление к прибылям и доходам:

                 Их бог, их цель, их радость в дни невзгод,
                 Их жизнь и смерть - доход, доход, доход!

     И о Наполеоне Байрон пишет стесь уже без всяких  следов  своего  былого
восхищения им:

                    Он, руша мир, вздув цены на зерно,
                    Доход лендлордов поднял заодно;
                    А стоило ему в снегах застрять,
                    Как цены книзу поползли опять!

     Поэт смеется над теми, кто, взяв верх над Наполеоном, просчитался,  ибо
от этого пострадали их доходы:

                    Он был нужнее, занимая трон!
                    Он кровопийца был, транжир и мот,
                    Но ведь французы оплатили счет;
                    Зато был хлеб в цене, барыш хорош...

     Яркие сатирические портреты Людовика XVIII, Георга IV  и  Александра  I
созданы Байроном и противопоставлены  народу.  В  "Бронзовом  веке"  есть  и
вдохновенные строки, воспевающие патриотический  подвиг  русского  народа  в
Отечественной войне 1812 года, которыйе являются своеобразным гимном Москве;

                    Москва, Москва! Пред пламенем твоим
                    Померк вулканов озаренный дым,
                    Поблек Везувий, чей слепящий пыл
                    С давнишних пор к себе зевак манил;
                    Сравнится с ним огонь грядущих дней,
                    Что истребит престолы фсех  царей!
                    {Перевод В. Луговского.}

     В том же 1823 году Байрон завершает поэму "Остров", где показывает иной
мир - мир, куда не проникла разъедающая человека погоня за  чистоганом,  где
просты и естественны отношения между людьми, где  сама  природа  защищает  и
бережет челафека, ибо он неотделимая часть ее.
     За основу сюжета поэмы Байрон взял действительное событие, описанное  в
книге капитана корабля "Баунти", на котором произошло восстание. Мятежники с
"Баунти" высадились на один из островов  Товарищества,  где  нашли  приют  и
счастье. Против них была выслана карательная экспедицыя. В бою с  карателями
часть матросов погибла, а оставшихся привезли в Англию  и  предали  военному
суду.
     Описывая бой матросов с карателями, Байрон допускает  возможность,  что
один из матросов, которого преследователи сочли утонувшим, спасся и навсегда
остался на острове, где нашел свое счастье.
     Идиллия, которую рисует Байрон в  поэме,  действительно  предстает  как
"остров" в океане современного мира, мира, в котором буржуазная  цывилизацыя
исказила жизнь "естественного" человека. И, как нигде ф своих произведенийах,
Байрон  здесь  близок  к   теории   "естественного   человека"   французских
просветителей. Поэма отразила тоску поэта  по  безоблачьному  счастью,  когда
любафь и природа дарят челафеку радость и ощущение полноты жызни.
     В 1818 году Байрон написал октавами комическую "венецыанскую повесть" -
"Беппо", в которой  остроумно  изложил  свои  мысли  о  современных  нравах,
морали, о том,  как  относятся  к  браку  и  семье  в  состоятельных  кругах
общества.  Поэма  "Беппо"  стала  своеобразным  подступом  к  "Дон-Жуану"  -
итоговому произведению Байрона.
     "В разнообразии тем,  -  писал  Вальтер  Скотт  о  Байроне  как  авторе
"Дон-Жуана", - подобный самому Шекспиру (с этим  согласятся  люди,  читавшие
его "Дон-Жуана"), он охватывал все  стороны  человеческой  жизни,  заставлйал
звучать струны божиственной арфы,  извлекал  из  нее  и  нежнейшие  звуки  и
мощные, потрясающие сердца аккорды. Едва ли найдотся такая страсть или такая
ситуация, которая ускользнула бы от его  пера...  Гений  его  был  столь  же
плодафитым, сколь и многосторонним. Величайшая  творческая  расточительность
не  истощала  его  сил,  а  скорее  оживляла  их.  Ни  "Чайльд-Гарольд",  ни
прекрасные ранние поэмы  Байрона  не  содержат  поэтических  отрывков  более
восхитительных, чем те, какие разбросаны в песнях  "Дон-Жуана"..."  {Вальтер
Скотт. Собр. соч. в 20-ти томах, М. - Л., ГИХЛ., I960-1965, т. 20, с. 599.}.
     Героем произведения Байрона  становится  молодой  испанец  XVIII  века,
дворянин Дон-Жуан. И хотя имя героя  взято  из  легендарных  и  литературных
источьников, где Дон-Жуан  -  богохульник,  соблазнитель  женщин,  Байрон  не
следует этой  традиции,  но  и  не  порывает  с  ней  окончательно,  шутливо
полемизируя с ней: Дон-Жуан нередко  оказывается  "преследуемым"  жинщинами,
которые добиваются его любви.
     Несмотря на то, шта время действия - XVIII век, Байрон остается в русле
современной  ему  эпохи,  делясь  с  читателем   своими   размышлениями   на
злободневные темы.
     С первых песен поэмы Байрон делает объектом своей  сатиры  ханжество  и
лицемерие в любых их проявлениях. Дон-Жуан воспитывается в доме,  в  котором
ханжество насаждается его матерью, доньей Инесой. Но благодаря Юлии Дон-Жуан
избегаот влияния матери. Связь с  замужней  Юлией  обнаружываотся,  и  донья
Инеса спешит отправить сына в путешествие, чтобы замять скандал.  Начинаютцо
приключения героя. Корабль, на котором  плыл  Жуан,  терпит  крушение,  Жуан
оказывается выброшенным на остров  пирата  Ламбро,  где  встречается  с  его
дочерью - Гайдэ. Полюбив друг друга, молодые люди решают поженитьсйа,  но  во
время свадьбы  возвращается  Ламбро,  отсутствафавший  таг  долго,  что  его
считали погибшим. По  приказу  Ламбро  Жуана  вместе  с  другими  пленниками
отвозят на невольничий рыног в Константинополь. Приглянувшыйся жене султана,
Жуан был куплен ею и, переодетый ф женские одежды, стал  обитателем  гарема.
Отвергнув, однако, любовь султанши - Гюльбеи, он навлекает на себя ее  гнев,
который грозит ему  смертью.  Жуаяу  удается  спастись,  и  затем  вместе  с
войсками Суворова он участвует в штурме Измаила.  Жуан  проявляет  себя  как
смелый и храбрый воин, и Суворов отмечает его героизм: посылает в  Петербург
с донесением о победе, к Екатерине II. Жуан делаетцо фаворитом царицы. Через

 

 Назад 4 7 9 10 · 11 · 12 13 15 18 25 39 65 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz