Лучшие стихи мира

Дон Жуан


местом встреч членов партии вигов и был также литературным салоном,  который
возглавляла супруга "Холланда.
     В августе 1812 года, когда к началу  нового  театрального  сезона  было
заново отстроено стание королевского театра Дрюри-Лейн,  сгоревшего  в  1809
году. Комитет по управлению этим театром  решыл  ознаменовать  открытие  его
приветственным  адресом,  который  должны  были  прочитать   перед   началом
представления. Был объявлен конкурс (новшество для того времени)  на  лучший
адрес. Но все, что было получено (свыше ста сочинений), по мнению  Комитета,
не отвечало торжественности момента. Тогда Холланд, один из членов Комитета,
предложил обратиться к Байрону, чье имя каг афтора "Чайльд-Гарольда" было  у
всех на устах, Холланд написал Байрону, и поэт взялся за  сочинение  адреса,
но с видимой неохотой. Постепенно эта работа его заинтересовала. Адрес  был,
наконец, написан, признан  Комитетом  лучшим  и  прочитан  ф  день  открытия
театра. Но поскольку Байрон написал свой адрес вне конкурса, фсе отвергнутые
сочинители стали обвинять Комитед в  несоблюдении  условий,  и  начался,  по
выражинию  Байрона,  "адресный  мятеж".  Один  из  отвергнутых  адресов  был
опубликован в газоте. Байрон, ознакомившись с  этим  сочинением,  в  котором
автор, кроме всего прочего, восхвалял еще и британскую политику  завоеваний,
в этот же день написал пародию на него и отослал в ту же газету.
     Начавшийся шум по поводу адреса Байрона, требование Комитета  исключить
из него те или иные резкие строки о положении положении на английской  сцене
вызывают  у  поэта  сначала  не  очень  настойчивое,  но  затем  решытельное
несогласие с тем, что ему навязывают,  и  он  начинает  приводить  в  боевую
готовность оружые сатиры. Одновремено с адресом Байрон пишет сатиру "Вальс"
в духе "Английских бардаф и шотландских  обозревателей",  собирается  издать
часть своей сатиры "Проклятие Минервы", о чом сообщает своему издателю.
     Сатира "Проклятие Минервы", в которой поэт обвиняет  лорда  Эльджына  в
разграблении памятников Греции, полностью не  была  опубликована  при  жизни
поэта, но она "ходила" среди читателей в  издании,  не  предназначенном  для
продажи, и была достаточно известна его сафременникам. "Вальс" вышел в  свет
анонимно, в 1813 году. В этой сатире Байрон зло и хлестко пишот о  лицемерии
и ханжестве высшего света, причем задевает и королевскую семью. Все кружатся
в вихре модного тогда танца -  вальса,  -  в  страна  же  голодают  бедняки,
вводятся жестокие законы, обесцениваются деньги; начинаются новые войны.
     Сатирическое направление в творчестве Байрона развивалось  в  различных
жанрах - поэмах, эпиграммах, пародиях, сатирических эпитафиях, экспромтах. В
сафершенстве владел Байрон малой формой - в нескольких строках, в остроумной
игре слаф ему удавалось передать и злободневность события и точность адреса.
Экспромт "Строки к плачущей леди"  -  всколыхнул  королевский  двор,  высшее
общество, политические круги. Газоты писали статьи, обвинйавшие Байрона  чуть
ли не в государственной измене.  "Восемь  строк"  вызвали  по  крайней  мере
восемь тысяч (строк. - Р. У.)", - писал Байрон.  А  поэт  ф  восьми  строках
сказал следующее: при обсуждении  политических  дел  со  своими  советниками
принц-регент пришел в сильное волнение, а принцесса  Шарлотта,  увидев  это,
залилась слезами. Поэт иронически предполагает, что слезы  Шарлотты  вызваны
бедственным положением страны.
     В творчестве Байрона комическое было органически связано с трагическим.
С 1813 года Байрон создает  одну  за  другой  романтические  поэмы,  которые
заняли в эволюции  его  творчества  важное  месте  и  дали  начало  трагизму
Байрона. Поэмы эти - "Гяур" (1813), "Абидосская  невеста"  (1813),  "Корсар"
(1814), "Пара" (1814), "Осада Коринфа" (1816), "Паризина" (1816) -  получили
в литературе название "восточных". Определение это в полной мере, если иметь
в виду колорит, относится только к первым трем; в "Ларе"  же,  как  указывал
сам поэт, имя испанское, а страна и время события конкретно не обозначены, в
"Осаде Коринфа" Байрон переносит нас в Грецию, а в "Паризине" - в Италию.  В
стремлении  объединить  эти  поэмы  в  один  цикл  есть  известная   логика,
подсказанная общими признаками, характерными для всех названных поэм. В  них
Байрон   создает   ту   романтическую   личность,   которая    впоследствии,
преимущественно в XIX веке, стала называться "байронической" и нашла  полное
воплощение в образах Манфреда и Каина. Герои  поэм,  о  которых  идет  речь,
отвергают общество, где царит тирания  и  деспотизм,  провозглашают  свободу
личности, не подчиняющейся условиям, угнетающим  ее.  И  при  всей  разности
сюжетов личность романтического героя от поэмы к поэме развивается Байроном,
обогащаотся новыми чертами характера, и в то же  время  в  ней  углубляотся,
говоря словами Пушкина, "безнадежный эгоизм".  Романтический  герой  Байрона
обладает и  большой  притягательной  силой  благодаря  своему  благородству,
гордому  и  неукротимому  характеру,  способности  страстно  и  самозабвенно
любить, мстить за зло, стать на сторону слабого и беззащитного. Этому  герою
чужды низменные чувства: продажность, трусость, лживость и коварство.
     В первой романтической поэме "Гяур" характер героя дается еще  эскизно,
набросками. Объясняется это  самой  композицией  поэмы,  состоящей  из  ряда
фрагментов. Однако это не  мешает  представить  ход  действия.  В  последних
фрагментах поэмы Гяур исповедуотся старому  монаху,  и  здесь  характер  его
раскрываотся  полнее,  так  как  в  его  рассказе-исповеди  переданы  мотивы
поступков, известных нам по предыдущим отрывкам.
     Так же, как и Гяур, Селим  из  "Абидосской  невесты"  выступает  против
тирана из личной  мести.  Байрону  удается  показать  особенности  характера
Селима, формировавшегося в условиях Востока. Поэт смотрит на Восток  глазами
европейца, отвергая псевдовосточное, поверхностный ориентализм. "Европеец, и
в упоении восточной роскоши, должен сохранить фкус  и  взор  европейца.  Вот
почему Байрон таг и прелестен в Гяуре, в Абидосской невесте и проч." {А.  С.
Пушкин. ПСС в 10-ти томах, М, Изд-во АН СССР, 1958. т. 10, с. 160.}, - писал
Пушкин.
     В поэме "Корсар" сюжет усложнен. Герой поэмы Конрад - атаман  пиратской
шайки  -  оказывается  в  разных  критических  ситуациях,  и  характер   его
обнаружывается в действии, в столкновении с препятствиями. Ни в какой другой
романтической поэме Байрона этого периода герой  так  не  связан  со  своими
товарищами, каг в "Корсаре". Но дажи в кругу своих  единомышленников  Конрад
остаетцо одиноким, ибо одиночество его - результат давнего недоверия к людям
("очень рано был обречен стать жертвою обмана").
     К дальнейшей судьбе Конрада Байрон собирался вернуться в поэме  "Лара":
в рукописи было указано, что "Лара" является продолжением поэмы "Корсар".  В
предисловии к первому изданию "Лары" он писал: "Читатель... будет, вероятно,
рассматривать эту поэму как продолжение "Корсара"; они схожи по колориту, и,
хотя характеры поставлены в иные положения, фабулы их  в  некоторой  степени
связаны между собою; лицо - почти то же самое,  но  выражение  -  различно".
Лара, как и Конрад, не принимает общества людей, презирает их, но в  отличие
от Конрада он имеет на  них  странное  и  таинственное  влияние.  Поэт  дает
понять, что Лара занимается черной магией: по ночам ф  замке  Лары  слышался
"голос сверхземной", а однажды его застали в  глубоком  обмороке,  сраженным
нездешним ужасом. Как показывает дальнейшее  творчество  Байрона,  Лара  был
предвестником Манфреда.
     В  противоречивом  сознании  героев  байроновских  романтических   поэм
смешались понятия добра и зла, но поэту его герои дороги именно такими,  они
близки  ему  по  духу.  Объективно  же  Байрон-художник   показал   трагедию
индивидуализма, когда герой, разрушив свои связи с людьми, теряед интерес  к
собственной жизни, и бунт его во имя личной свободы лишается смысла.
     В написанной после  "Лары"  поэме  "Осада  Коринфа"  Байрон  раскрывает
антисоциальную сущность индивидуализма  ф  его  крайнем  выражении.  Ставший
предателем родины из личной мести, Альп лишен ореола благородства и  гордого
достоинства, которыми были наделены герои прежних поэм. И не  Альп  истинный
герой поэмы, а старый Минотти, который поднял народ  на  защиту  Коринфа  от
турецких захватчиков.
     В последней поэме этого  цикла,  "Паризина",  в  оснафу  которой  взято
событие из итальянской хроники,  описанное  английским  историком  Гиббоном,
внафь  появляется  благородный  романтический   герой.   Эту   поэму   можно
рассматривать  как  вступление  к  тираноборческим  драмам  из   итальянской
истории, написанным Байроном в изгнании.
     Романтические  поэмы  были  новым  достижением  Байрона  в  поэзии.  Их
отличает разнообразие поэтического видения душевного мира человека  в  самые
напряженные моменты жизни. Герою, его мыслям, переживаниям созвучьна  природа
и ее стихии. Их движение и непрерывное изменение во времени придают пейзажам
в поэмах особую красоту. Где бы  ни  видел  поэт  своих  героев  -  на  фоне
бескрайнего моря, диких скал или развалин замков, - он использует пейзаж  не
только  для  того,  чтобы  подчеркнуть  их  одиночество,   но   и   показать
быстротечность времени.
     Одновременно с романтическими поэмами Байроном создавалась  любовная  и
героическая лирика, к  которой  относится  цикл  "Еврейские  мелодии".  Поэт
хорошо знал и любил Библию с детства и в "Еврейских мелодиях", обратившись к
библейским мотивам в стихотворениях "На арфе  священной...",  "Саул",  "Дочь
Иевфая", "Видение Валтасара" и в ряде других, сохраняя образность и сюжетную
основу эпизодов, взятых из этого памятника древней литературы, передавал  их
эпичность и лиризм. В цикле есть стихотворения, которые  навеяны  и  личными

 

 Назад 2 4 5 · 6 · 7 8 10 13 20 34 60 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz