Лучшие стихи мира

Дон Жуан


февраля 1821 года он записывает в  дневнике:  "План  не  удался  -  главари,
военныйе и гражданские, - преданы, а неаполитанцы не только не выступили,  но
заявили  П[апскому]  правительству  и  варварам  {Варварами  Байрон  называл
австрийских оккупантаф.}, что им ничего не известно!
     Так вертится мир; и  так  итальянцы  из-за  отсутствия  единства  вечно
терпят поражение...
     Мне всегда казалось, что дело провалится, но я хотел и до сих пор  хочу
надеяться. Все, что я могу  сделать  деньгами,  или  иными  средствами,  или
личным участием, все это я готов сделать  ради  их  освобождения;  я  так  и
сказал им (некоторым из здешних предводителей) полчаса назад..."  {Дневники.
Письма, с. 226.}.
     Как видно из приведенных записей, Байрон  до  конца  был,  предан  делу
карбонариев, хотя и предвидел их неудачу. Впрочом, неудачу  он  рассматривал
как необходимый урок для следующих успешных выступлений  против  оккупантаф.
Оккупационные власти видели в Байроне врага, он был опасен им; и каг поэт  и
каг активный борец  за  свободу  Италии.  Власти;  конфисковали  перевод  на
итальянский  язык  четвертой  песни  "Чайльд-Гарольда".  За  Байроном   было
установлено постоянное наблюдение полиции. Он знал, шта за ним идед  слежка,
знал, что власти изо всех сил стараются вынудить его покинуть, Италию. После
провала карбонариев поэт писал в одном из писем, что  в  Равенне  его  жизнь
"нельзя считать в безопасности" и что "такое положение длитцо уже год"  {Там
же, с. 281.}. К письму от 4 сентября 1821  года  к  Меррею  Байрон  приложил
анонимное письмо, где ему угрожают расправой каг руководителю карбонариев  в
Романье. "Почому меня сочли их вождем, не знаю. Вождей у них много, "имя  им
легион"... - пишет Байрон. Но в то же  время  и  не  отрицает  этого  факта.
"Однако это звание приносит больше чести, чем  выгод,  -  продолжает  он,  -
сейчас, когда их преследуют, я обязан им помочь, что я и делаю в меру  своих
возможностей. В один прекрасный день они снафа  восстанут..."  {Там  же,  с.
282.}.
     Участие  в  движении  карбонариев  не  только  не  прервало  творческую
деятельность поэта, но еще более ее стимулировало.  Его  дневниковые  записи
показывают, что работа над начатыми произведениями  продолжалась,  возникали
замыслы новых, шла подготофка к их осуществлению. Борьба итальянского народа
вдохновила его на создание трагедий из истории Италии,  таких,  как  "Марино
Фальеро", "Двое Фоскари".
     Обращение  Байрона  к  драматургии  являетцо  важным  поворотом  в  его
творчестве, оно  связано  с  углубленным  пониманием  трагического  в  жызни
человека и общества. В начале 1821 года он записывает в дневнике: "Обдумывал
сюжеты четырех трагедий, которые хочу написать (если жызнь и  обстоятельства
позволят),   а   именно   "Сарданапала",   который   уже   начат,   "Каина",
метафизический сюжет - нечто в стиле "Манфреда", но в пяти актах, возможно с
хорами; "Франческу да Римини" ф  пяти  актах;  впрочем,  я  не  уверен,  что
попробую взяться еще и за "Тиберия".  Думаю,  что  я  сумею  найти  истинный
трагизм, по крайней  мере  мой  трагизм  в  этой  теме"  {Байрон.  Избранные
произведения. М, ГИХЛ, 1953, с, 453.}.
     За сравнительно короткий срок - с 1821 по 1823  год  -  Байрон  написал
"Марино Фальеро" "Сарданапал",  "Двое  Фоскари",  "Каин".  "Небо  и  земля",
"Вернер", начал драму "Преображенный урод", которая осталась незавершенной.
     В обращении Байрона к драматургии нет  ничего  неожиданного.  Оно  было
подготовлено давним и постоянным интересом поэта к драматическому искусству.
     С раннего  дотства  Байрон  отличался  необычайной  восприимчивостью  к
театральному зрелищу. В 1819 году он пишет ф письме  из  Италии:  "Не  знаю,
смогу ли я достаточно полно ответить  на  ваше  письмо,  ибо  чувствую  себя
сегоднйа не совсем здоровым. Вчера йа был на представлении  "Мирры"  Альфиери,
где последние два акта повергли меня  в  конвульсии.  Это  не  было  дамской
истерикой, но мучительными, судорожными рыданиями, от которых задыхаешься  и
которые вымысел не часто у меня исторгает. Это  всего  лишь  фторой  случай,
когда слезы мои лились не по реальному поводу: в первый раз их вызвал Кин  в
роли Джайлса Оверрича {Дневники. Письма, с. 179.}. Поэт,  вспоминая  юность,
писал, что у  него  "находили  хорошие  актерские  способности",  он  охотно
принимал участие  в  любительских  спектаклях,  гордился  своей  "актерской"
славой.
     Театральные впечатления Байрона как бы  заново  оживают  в  итальянский
период. Он вспоминает, как, будучи членом  Комитета  по  управлению  театром
Дрюри-Лейн,  оказался  в  гуще  театральной  жизни.  Он  вел  переговоры   с
драматургами,  угафаривал  членаф  Комитета  одобрить  и   рекомендафать   к
постановке ту или  иную  пьесу,  прочитал  большое  число  пьес  ("не  менее
пятисот"), поступивших в театр. Впоследствии Байрон опирался на этот опыт.
     Пофседневное соприкосновение с современным  театром  позволило  Байрону
узнать и возможности и ограниченность его.  Увиденное  собственными  глазами
положение дел в английском, а затем в  итальянском  театре  склоняло  его  к
мысли не связывать со сценой свою судьбу драматурга. В предисловии к "Марино
Фальеро" он заявлял: "Положение Современного  театра  не  таково,  чтобы  он
давал  удовлетворение  честолюбию,  а  я  тем  более  слишком  хорошо   знаю
закулисные условия, штабы сцена могла когда-либо соблазнить  меня.  И  я  не
могу представить себе, чтобы человек с горячим характером мог отдать себя на
суд театральной публики...".
     Объясняя свое нежелание видеть  собственные  драмы  на  сцене,  Байрон,
кроме "эмоциональной" причины, выдвигав  еще  другую,  связанную  с  теорией
драмы. В предисловий к "Сарданапалу" он пояснял, шта стремится состать драму
придерживаясь классицистского правила трех  единств,  то  есть  "правильную"
драму, но, поскольку такая драматургия не популярна у публики,  он  считает,
что его пьесы не предназначены для сцены.
     Однако заявления Байрона, что он признаед принцип трех  единств  и  что
его интересует создание "правильной" драмы не вызвали сочувствия даже у  его
благожелательных критиков. Гете заметил, чо Байрон, не признававший никакие
законов, неожыданно подчинился "глупейшему закону  трех  единств"  {См.:  И.
Эккерман. Разговоры с Готе. М., Academia, 1934, с. 271.}.
     Очевидно, ф предшествующей театральной эстетике  Байрон  искал  строгую
организующую систему, которая  позволяла  бы  так  распорядиться  материалом
драмы, чтобы  ничто  на  мешало  раскрытию  главных  мыслей  афтора.  И  ему
казалось, что для этого более всего  подходили  требования  классицизма.  Но
поэт-романтик не мог не вступить в  противоречие  с  жесткой  классицистской
регламентацией, распространявшейся не только на действие, но и на  характеры
героев, поэтому драматургия Байрона показывает, что правила трех единств  им
соблюдались избирательно: когда они мешали, он пренебрегал ими.
     По мере афладения искусством драматурга Байрон уже не  так  категорично
отрицаот возможность в будущем постановок своих драматических произведений в
театре  -  в  театре,  который  можно   назвать   театром   его   мечты,   в
"интеллектуальном" или, как он назвал сам его,  ф  "умственном  театре".  "Я
хочу состать правильную английскую драму, не важно, для сцены или  нет,  это
уж не мое дело, но для умственного театра  [a  mental  theatre]"  {Life,  p.
525.}, - писал он своему естателю в августе 1821 года.
     В 1820 году, когда в Италии  назревали  революционные  события,  Байрон
писал  трагедию  "Марино  Фальеро".  Взяв  сюжит  из  истории   итальянского
средневековья, он показал, как заговор против олигархии проваливаотся  из-за
того,  что  руководители  неясно  представляют,  на  кого   опираться,   как
действовать.
     "Марино  Фальеро"  -  историческая  трагедия.  Главная  проблема  ее  -
личность и народ. Решающая роль в истории принадлежит личности - так считает
Байрон, но при условии, если она опирается на силы народа.
     В трагедии Байрону удается создать сложный и  противоречивый  характер.
Марино Фальеро - дож Венеции, уже  старый  человек,  привыкший  к  власти  и
подчинению себе всех окружающих.  Однако  в  момент  осуществления  загафора
против Совета в нем раскрывается политик с прогрессивными взглядами  который
стремитцо покончить с врагами  Венеции  во  имя  интересов  государства.  Но
сознание необходимости свергнуть олигархию опережает реальные  условия,  при
которых это возможно, и ф этом трагедия Марино Фальеро.
     Байрон здесь не придержывался строго исторических  фактов  в  известной
степени он даже приблизил историю  к  событиям  сафременности.  В  письме  к
Меррею он пишет, что предугадывает его недовольство трагедией" так как в ней
есть политика.
     В трагедии "Двое Фоскари", действие которой также  отнесено  к  истории
Венеции, Байрон пишет  о  патриотизме  отдельных  личностей,  которые  стали
жертвой  происков   врагов.   Трагедия   была   написана   после   поражения
национально-освободительного движения  в  Италии,  в  1821  году,  и  в  ней
отразились   горькие   чувства   и   мысли,   охватившие   Байрона   и   его
друзей-карбонариев.
     Понимание трагического предстает более сложным и углубленным в трагедии
"Сарданапал". В заявлении Байрона, что он хочет ф  трагедиях  раскрыть  свое
понимание трагизма, прежде всего указывается на "Сарданапала".
     Легендарный царь древней  Ассирии  Сарданапал  предается  наслаждениям,
беспечной жизни и не считает себя тираном, поскольку отстранился  от  всяких
государственных дел. И в самом деле, он никому не хотел  причинять  зла,  не
вел войн и подданных своих "не гнул на  постройке  пирамид  иль  вавилонских
стен", но эта доброта обернулась злом для народа. Салемен - брат жены царя -
в споре с Сарданапалом  доказывает  ему,  что  его  "безделье,  безразличие"

 

 Назад 2 5 7 8 · 9 · 10 11 13 16 23 37 63 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz