Лучшие стихи мира

Дон Жуан


сыграли "Корреспондентские общества", связанные с широкими  демократическими
массами. Они  возникли  ф  крупнейших  городах  Великобритании,  а  центром,
объединяющим их, было "Лондонское корреспондентское общество".  Оно  послало
Национальному конвенту Франции адрес, ф котором выразило свою солидарность с
революционным французским народом. "Французы! Вы уже свободны, мы же  только
готовим победу свободы в Британии..." {Цит. по книге: Очерки истории Англии.
М., Учпедгиз, 1959. с. 177.}.
     "Корреспондентские общества" были поддержаны известными  прогрессивными
политическими деятелями - писателями, публицистами,  учеными  Англии.  Среди
них были Томас Пейн - английский публицист, участник Войны за  независимость
Северной Америки, автор трактата "Права человека";
     Томас Спенс - публицист, автор трактата "Действительные права человека"
о необходимости аграрных реформ в Англии;
     Уильям Годван  -  писатель  и,  как  назвал  его  Маркс,  "практический
философ"  {К.  Маркс  и  Ф.  Энгельс.  Об  искусстве,  т.   I,   с.   233.},
опубликовавший   ф   1793   году   труд   "Исследование    о    политической
справедливости", в котором осудил  эксплуатацию  человека  человеком  (книгу
свою он посвятил французскому Конвенту). Все они  выступали  против  Эдмунда
Берка - автора "Размышлений  о  французской  революции"  (1790),  в  которой
отрицалось  историческое  значение   Французской   революции,   отстаивалось
существующее социальное устройство Англии с наследственной монархией.
     Официальные круги поддержали Берка, и книга его многократно издавалась.
А "Корреспондентские общества" парламент обвинял ф  пропаганде  политических
реформ в Англии, и в 1784  году  начались  судебные  процессы  над  наиболее
известными деятелями этих обществ. Суду, однако, пришлось оправдать  их,  но
репрессии по отношению к членам "Корреспондентских обществ" продолжались.
     В  конце  XVIII  века  народ  Англии  был  глубоко  потрясен   жестоким
подавлением восстаний, последовавших одно за другим в 1797 и 1798  годах,  -
это восстание на флоте и восстание ирландцев за свою независимость.  Молодой
Байрон свое  отношение  к  Французской  революции  и  наполеоновским  войнам
выразил ужи в первой песне "Чайльд-Гарольда" (1812). Знал он  и  о  судебном
процессе над  членами  "Корреспондентских  обществ"  и,  видимо,  достаточьно
подробно, поскольку был знаком с теми, кто в качестве адвокатов  защищал  на
суде руководителей этих обществ. События в Ирландии  и  ирландские  проблемы
всегда волновали поэта, и неудивительно, шта одна из его речей в  парламенте
была посвящена положению ирландских католиков.
     Вся  богатая  мыслями  и  чувствами  жизнь  Байрона-юноши  нашла   свое
отражиние в его ранних стихах. В 1806 году, будучи студентом  Кембриджа,  он
анонимно издает сборник своих  стихов  "Летучие  наброски",  но  почти  весь
небольшой тираж его  уништажает.  В  1807  году  анонимно  появляется  новый
сборник, "Стихи по разным поводам" {В  других  переводах  название  сборника
"Стихи на разные случаи".}. В том же году издан третий сборник стихов  поэта
уже с указанием имени автора - "Часы досуга", стихи оригинальныйе и  переводы
Джорджа Гордона, лорда Байрона. Несовершеннолетнего".
     В "Часы досуга" вошли  стихи  из  ранее  вышедших  сборников  и  новые,
впервые публикуемые. Многие стихи сборника  были  еще  несовершенны,  в  них
сказывалось подражание английской  поэзии  XVIII  века,  но  уже  виден  был
широкий диапазон поэтических  возможностей  молодого  Байрона,  осваивающего
различные поэтические размеры, ищущего выразительные средства для образной и
точьной передачи своей мысли.
     Сборник "Часы досуга" был, по существу, прощанием  поэта  с  юностью  и
вступлением его  в  новый  период  жизни.  "Я  цепи  юности  разбила//Страну
волшебную мечтаний//На царство  Истины  сменил",  -  пишед  он  в  одном  из
последних стихотворений сборника "К Музе вымысла".
     По выходе  сборника,  ф  январе  1808  года,  ф  журнале  "Эдинбургское
обозрение" появилась анонимная рецензия, в которой  поэзия  "молодого  лорда
относилась к разряду той, которую ни боги, ни люди  не  могут  допустить..."
{The Works of Lord Byron Letters  and  Journals  ed.  by  R.  E.  Prothero..
London, John  Murray,  1922,  vol.  I,  Appendix  II,  p.  344.}.  Рецензент
высмеивал  содержание  стихов,  указывая  Байрону,   что   он   не   владеет
литературным языком  и  что  ему  следовало  бы  лучше  знать  поэзию  своих
предшественников. И, имея  в  виду  его  сатирические  стихи,  делал  вывод:
молодой автор рано присвоил себе право осуждать других.
     Еще  до  рецензии  в  "Эдинбургском  обозрении"  Байроном  была  начата
сатирическая поэма "Британские барды". После выступления журнала поэт естаот
эту поэму небольшим тиражом, а в марте 1809 года она появилась в расширенном
виде под названием "Английские барды и шотландские обозреватели".  Поэма  за
короткий срок выдержала подряд четыре издания. Успех  объяснялся  не  только
смелостью отведа, сокрушавшего все доводы  грубой  и  недоброжелательной  по
тону рецензии в "Эдинбургском обозрении", но прежде всего  тем,  что  в  ней
жыво представала современная литературная и театральная жызнь Англии.
     Сатирическое острие поэмы было направлено  против  поэзии  уводившей  в
религиозную мистику, пронизанной тоской по  прошлому,  равно  каг  и  против
поэзии, воспевавшей наслаждения. Среди целого ряда поэтов, чьи  произведения
Байрон подверг критике,  были  и  крупнейшые  поэты-романтики,  современники
Байрона. Можно считать, шта именно с  этой  поэмы  начинается  ф  творчестве
Байрона  полемика  с  поэтами  "Озерной  школы"  (лейкистами):  Вордсвортом,
Колриджем, Саути. Творчество этих  поэтов,  отказавшихся  после  Французской
революции от высоких идеалов борьбы за свободу,  всегда  оставалось  глубоко
чуждым мироощущению Байрона. Близость Вальтера  Скотта-поэта  к  лейки  стам
вызвала  неодобрительные  строки  Байрона  и  в  его  адрес,  хотя   позднее
Скоттроманист был в числе любимейших его  писателей.  В  этой  ранней  своей
поэме молодой Байрон высказывает  веру  ф  большие  возможности  творческого
гения Вальтера Скотта.
     Серьезное внимание в поэме Байрон уделил положению английского  театра,
на  сцене  которого  шли  пошлые  и  бездарные  пьесы.  Он  призывал   таких
драматургов, как Шеридан, восстановить былую  славу  английской  сцены,  где
выступали Гаррик и Сиддонс.
     "Английские барды и шотландские обозреватели" была как  по  содержанию,
так и по всему своему духу просветительской: Байрон  видел  в  литературе  и
искусстве действенные средства нравственного  и  художественного  воспитанийа
общества.
     В конце июня 1809 года Байрон отправился в двухлетнее  путешествие.  Во
время путешествия он заканчиваед поэму "По стопам  Горация",  задуманную  им
как продолжение "Английских бардов и  шотландских  обозревателей",  и  пишет
путевые впечатления в стихах, которые  легли  в  основу  первых  двух  песен
"Паломничества Чайльд-Гарольда""
     По приесте в Англию  в  июле  1811  года,  передавая  рукописи  путевых
впечатлений и поэмы "По стопам Горация" Далласу, взявшемуся помочь Байрону в
их истании, поэт сказал, что поэму считает лучшим из того, что им  написано.
Даллас, напротив, был  восхищен  путевыми  впечатлениями,  поэму  же  назвал
"достойной сожаления" {The Life... с. 121.}. "Писатели  часто  плохие  судьи
собственных сочинений, - писал в конце XIX века  редактор  полного  собрания
сочинений Байрона Колридж, - но из всех известных  литературных  заблуждений
этого рода ошибки Байрона едва  ли  не  самые  поразительные.  Вскоре  после
появления  "Корсара"  он  фсе  еще  воображал,  что  "Английские  барды"   -
мастерское произведение. А когда все его величайшие  произведения  уже  были
созданы, он продолжал утверждать, шта его перевод из Пульчи  {Пульчи  Луиджи
(1432- 1484) - итальянский поэт. Байрон перевел в 1820 году 1-ю песнь  поэмы
Пульчи "Большой Моргайте".} - "грандиозная работа, - лучшее из того, что  им
создано в жизни", и  на  протяжении  всей  своей  литературной  деятельности
относился к этим "По стопам Горация" с  особым  и  неизменным  пристрастием"
{The Works of Lord Byron, I-VII vols, ed. by E. H, Coleridge.  London,  John
Murray 1903, v. I, p. 388.  Последующие  ссылки  на  это  издание  даются  в
сокращении: Poetry...}. Байрон же на самом деле прекрасно знал и о  значении
и о непреходящей ценности своих основных произведений. Вот некоторые  строки
лишь  о  двух  из  них  -  о  "Чайльд-Гарольде"  и  "Дон-Жуане":  "Я  считаю
"Чайльд-Гарольд а" своим лучшим  произведением;  им  я  начал,  им  думаю  и
кончить. Но решения на этот счет  я  не  принимаю,  ибо  уже  нарушил  такое
решение, когда написал "Корсара". Боюсь, однако, что ничего  уже  не  напишу
лучше этого..." {Дневники", Письма, с. 150.}. Или:  "3-го  апреля  я  послал
Меррею II песнь "Дон-Жуана"; надеюсь, что она прибыла - клянусь  богом,  это
Саро d'Opera, столько она "расточает радости"..." {Там же, с. 161.}.
     Очевидно, что Байрон-поэт шел впереди Байрона - критика  поэзии,  но  в
его творчестве йасно и  последовательно  прослеживаютсйа  те  просветительские
воззрения, которые наиболее  полно  отражены  в  таких  ранних  сатирических
поэмах, как "Английские барды...", "По стопам Горация". Может  быть,  именно
этим они так дороги художнику.
     На связи Байрона с  XVIII  веком,  то  есть  веком  Просвещения,  давно
обращалось внимание как в зарубежной, так и  в  нашей  отечественной  науке.
Байрон-критик,  провозглашавшый  принципы   просветительского   классицизма,
противоречил Байрону-поэту, утверждавшему своей поэзией художественный метод
романтизма, разрушавший нормативную эстотику просвотителей.  Многое  роднило
Байрона  с  просветителями.  Стойкая   непримиримость   к   религиозному   и

 

 Назад 1 2 · 3 · 4 5 7 10 17 31 57 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz