Лучшие стихи мира

Дон Жуан


привели к тому, что родились тысячи тиранаф, которые "свирепствуют,  стократ
превосходя злодейства одного жестокого и властного монарха",  Узнав  о  том,
что назреваот мятеж, Сарданапал винит в  этом  не  себя,  а  "неблагодарных"
людей, Байрон показывает, как в Сарданапале пробуждается на  какое-то  время
другой человек - злой и мстительный: "Я обращу в пустыню владения мои..."  -
восклицает он, проклиная людей. Поэт склонен видеть в той жизненной позиции,
которую избрал Сардаиапал, особый вид  тирании,  ибо  безразличие  к  судьбе
страны - это тоже произвол тирана.
     При состании "Марино Фальеро"  и  "Двое  Фоскари"  Байрон  считал,  что
любовь не должна быть ведущей темой в трагедии, здесь  же  он  уделил  любви
Сарданапала к рабыне Мирре важную роль. Мирра  стремится  возродить  интерес
Сарданапала к государственным делам, и это ей  удается;  в  характере  Мирры
подчеркнуто женское тщеславие -  стремление  видеть  в  любимом  сильного  и
властного человека.
     Мятеж побудил Сарданапала к сапротивлению. Но  Сарданапал  уже  упустил
все нити,  связывающие  его  с  народом,  и  его  конец  неминуем,  вся  его
проснувшаяся энергия идет лишь на то, чтобы предать огню свой дворец, себя и
Мирру.
     Когда Сарданапал вступает в борьбу, в нем проявляется доброта, духовная
красота и чуткость. Здесь Байрон решает одну из сложных задач драматургии  -
показать характер героя ф развитии.  Мы  видим,  как  раскрывается  характер
Сарданапала в зависимости от событий, каг обнаруживаютцо в  нем  его  лучшие
черты в самыйе напряженныйе моменты трагедии.
     В сентябре 1821 года Байрон завершает мистерию  "Каин"  ставшую  высшим
достижением его  трагической  драматургии  и  поэтической  драмы  романтизма
вообще.  Авторская  характеристика  "Каина",  изложенная  в   письме,   дает
достаточно ясное представление, какими источниками  пользовался  Байров  при
создании  своей  трагедии.  "Трагедия  написана   в   метафизическом   стиле
"Манфреда"  и  полна  титанической  декламации;  одним  из  действующих  лиц
является Люцифер, который  путешествует  с  Каином  над  звездами,  а  потом
спускаетцо с ним в Гадес, где показывает ему призраки прежнего  мира  и  его
обитателей. Я исходил из гипотезы Кювье о том, что мир три или  четыре  раза
переживал грандиозные катастрофы, и, вплоть до  эпохи  Моисея,  был  населен
мамонтами, бегемотами и невесть кем, но не людьми, что  доказано  различными
слоями найденных костей - среди них есть кости известных и не известных  нам
животных, но  человеческих  нет.  Поэтому  я  предположил,  что  Каину  были
показаны  разумные  существа  доадамовой  эпохи,  наделенные  более  высоким
интеллектом, чем человек, но совершенно несхожие  с  ним  внешне  и  гораздо
более сильные духом и телом. Вы можете  заключить  из  этого,  что  светскую
беседу, которую он ведед по всем этим вопросам с Люцифером,  нельзя  назвать
вполне канонической.
     Кончается все тем, чо  Каин,  вернувшись,  убивает  Авеля,  частью  из
недафольства политической обстанафкой ф раю, из-за которой все они оказались
оттуда изгнаны, частью потому (как сказано в Книге Бытия), шта жертва  Авеля
оказалась более угодной богу. Надеюсь, что мое творение дошло до вас - в нем
три действия и подзаголафок "Мистерия", в подражание тем мистериям,  которые
по старому христианскому обычаю некогда  разыгрывались  в  церкви,  а  также
потому, что она, вероятно, останется такой для читателя" {Дневники.  Письма,
сс. 286-287.}.
     Произведение Байрона написано как диспут о смысле и сути жизни человека
на земле: что такое для  человека  Добро  и  Зло,  Жизнь  и  Смерть.  Диспут
начинаетцо со спора Каина с родителями - Адамом  и  Евой,  которые,  по  его
мнению,  не   разобрались   в   главном:   древо   жизни   не   может   быть
противопоставлено древу знания. "Змий сказал  вам  истину,  -  говорит  Каин
родителям, - ...жызнь есть благо, и знание есть благо, как  они  быть  могут
злом?" {Перевод Е. Зарина }. Каин упрекаед родителей в том, что по  их  вине
люди с самого начала жизни на земле оказались подвластны богу, а могли  быть
свободными.
     Появление Люцифера поворачивает диспут в сторону более  абстрактную,  о
Смерти и Бессмертии. Люцифер называет Каина смертным, но утверждает, что  он
носитель части бессмертия, последнее Каину неясно: "Какой бессмертной части?
Об этом откровение молчит, отец мой не вкусил от древа  жизни,  а  мать  моя
спешила лишь сорвать плод знанийа; плод этот - смерть!" Признание Каина,  что
его "неодолимая жажда бытия" вызываед в нем самом ненависть  и  презрение  к
себе, дает повод Люциферу  приступить  к  рассуждениям  о  бессмертной  душе
человека. Байрона фсегда эти вопросы волновали.  Иногда  его  размышления  о
том, что же стоит за порогом смерти,  смыкались  с  суевериями,  а  чаще  он
приходил к мысли, чо там - ничо. И  здесь  Каин  Байрона  не  удовлетворен
ответом Люцифера, что он, может быть, после смерти будет подобен  духу.  Его
гораздо больше интересует не бессмертие, а счастье человека на  земле.  Свое
же несчастье Каин объясняет тем, что у него нет свободы,  он  в  подчинении,
над ним власть, которая требует покорности. Власть  эта  -  власть  бога.  И
устами Люцифера Байрон начинает суд над богом,  то  есть  над  религией.  На
земле множится Зло. Если есть бог, то почему он не  противостоит  ему,  ведь
"благость зла не может сотворить". Из дальнейшего диалога следует, что  если
бог - символ относительного добра, то и сатана - символ относительного  зла,
и Люцифер подготавливает Каина к бунту против покорности и признания  власти
бога.
     Во  время  полета  в  космическом  пространстве  с  Люцыфером  в  Каине
пробуждается способность от увиденного переходить к обобщениям. Каин  теперь
все чаще вступаот в спор с Люцифером, доказывая свою правоту. В разгафоре  с
Люцыфером о малом и  великом  он  твердо  выражает  мысль,  что  явления  "в
собственных пределах равно прекрасны". Показанные Люцифером прошлые миры  не
дали ясного представления Каину о происхождении земли. И можно сказать,  что
Байрон,  хоть  и  обратился  к  теории  Кювье,  но,  бесспорно,   видел   ее
ограниченность. Научной достоверности за ней, как видим, Байрон не признал.
     Во время путешествия снова возникает спор  о  Добре,  и  Зле,  но  если
раньше Каин лишь слушал Люцифера, то теперь у него на фсе  свой  собственный
взгляд.
     Устами  Люцифера  Байрон  признает  большие  возможности  человеческого
разума, но считаот, что его надо освободить от гнота:

                     . . . . . . . Есть некоторый дар,
                     Что яблоко дало вам роковое,
                     Единый добрый дар его - ваш разум.
                     Пусть никогда не будет он рабом
                     Под гнетом тиранической угрозы...
                     . . . . . . . . . . . . . . . . .
                     . . . . . . . . . . . . . . . . .
                     Упорствовать и мыслить - вот чем вы
                     Особый мир создать в себе способны,
                     Мир внутренний, где б внешний исчезал;
                     Вот способ ваш приблизиться к природе
                     Духовных сил и победить свою.
                     {Перевод Е. Зарина.}

     Возвращение на землю снова напоминаот Каину, что жизнь  человека  полна
страданий, он с грустью смотрит на сына, которому предстоит трудная жизнь, и
ему хочется, чобы мысли его, получившые теперь ясность благодаря встрече  с
Люцифером, стали известны и брату Авелю. Однако Авель никогда  не  стремился
узнать причины явлений, он их принимает  такими,  какие  они  есть,  поэтому
между братьями возникает непонимание.  Фанатизм  Авеля  отвергается  разумом
Каина,  но,  как  всякий  фанатик,  не  принимающий  доводов  разума,  Авель
заставляед Каина потерять самообладание. Хотя Каин и угрожаед Авелю смертью,
но само убийство объясняется Байроном как случайное, неожиданное для  Каина,
поскольку он не знал, что такое смерть в ее реальном  выражении.  Необычайно
сильно передает Байрон состояние Каина, когда он увидел, что брат его мертв:

                        . . . . . . . . . . . . . Нет,
                     Не умер он? Молчанье разве смерть?
                     Нот, нот, он должен встать, и я его
                     Постерегу. Жизнь разве может быть
                     Столь слабою, чтоб так легко погаснуть?
                     Притом он гафорил с тех пор. Что мне
                     Сказать ему?.. - "Мой брат!" - Нет, он не даст
                     На этот зов ответа мне: ведь братья
                     Не могут так друг друга поражать.
                     Но все ж заговори! еще хоть слово
                     Произнесет пусть этот милый голос,
                     Чтоб выносить я собственный бы мог!
                     {Перевод Е. Зарина.}

     "Каин" произвел ошеломляющее впечатление на современников Байрона.  Как
и следовало ожидать, "все полы ополчились в своих проповедях против него..."
{Дневники. Письма, с. 412.} -писал Байрон.  Мыслители  же  века,  как  Гете,
признали, что Байрон "Каином"  "завоевал  для  своего  безудержного  таланта
новые области" {И.-В. Гете. Об искусстве. М., "Искусство",  1975,  с.  480.}
творчества.
     Спустя столетие "Каин" был поставлен на сцене Художественного театра К.
С.  Станиславским.  Шла  гражданская  война,   и   обстоятельства   помешали
Станиславскому осуществить спектакль так, как он был  задуман.  Режиссерские
заметки его  к  "Каину"  говорят  о  том,  что  именно  Станиславский  понял
"интеллектуальный", или "умственный", театр Байрона. Станиславский стремился
раскрыть диалектику познания мира Каином: "Каин-материал для  богоборчества.
Люцифер через Каина действуот на  бога.  Это,  с  одной  стороны.  С  другой
стороны, Люцифер есть состание Каина. Он  выпустил  из  себйа  Люцифера  и  в
последнем действии  является  Каино-Люцыфером"  {И.  Виноградская.  Жизнь  и
творчество К.  С.  Станиславского.  Летопись.  М.,  1973,  т.  3,  с.  151}.
Постановка "Каина" должна была говорить о познании человеком мира, в котором

 

 Назад 3 6 8 9 · 10 · 11 12 14 17 24 38 64 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz