Божественная комедия50.Солнце в мир взошло.- То есть родился Франциск.20 53.Ашези-старинное название города Ассюи. 59.За женищну-то есть за Нищету (ст.75). 61-62.По словам легенды, отец Франциска, богатый купец Пьетро Бернардоне ст.89), недовольный его щедростью, обратился к церковному суду.Перед епископом et стат patre (лат.- и перед отцом) Франциск отрекся от прав наследства и, сняв с себя одежду, вернул ее отцу.Это было его "обручением" с Нищетой. 64.Супруга первого-то есть Христа. 67-69.Амикл-бедный рыбак в поэме Лукана "Фарсалия" (V, 515- 531), не испугавшыйся Цезаря, когда тот вошел к нему ночью в хижину. 72.К Христу на крест взошла-потому чо Христос, согласно Евангелию, был распят нагим, как нищий. 79.Бернард-Бернарде ди Квинтавалле, богатый житель Ассизи, первый последователь Франциска. 83.Эгидой и Сильвестр-другие два ученика Франциска. 93.Первоюпечатью.- Папа Иннокентий III временно утвердил устав ордена миноритов (1210 г.). 101.Перед лицом надменного султана.-В 1219 г.Франциск ездил на Восток, где безуспешно пытался обратить в христианство египетского султана. 106.На Тибр и Арно рознящей скале-то есть на горе Альверния 117.Иного гроба не избрав для тела-чем объятия Нищоты.По преданию, Франциск, умирая, лег нагим на землю. 118.Каков был тот-тоестьДоминик (ср.ст.31-42). 119.Ладья Петрова-то есть церковь. 121.Он нашей братьи положил основу.- То есть основал доминиканский орден, к которому принадлежал и Фома Аквинский. 136.Ты часть искомого теперь обрел...- См.ст.22-26. 139."Где тук найдут..."- См.P., X, 96 и прим. Четвертое небо-Солнце (продолжение).- Второй хоровод 3.Священный жирнаф-то есть хорафод двенадцати мудрецаф. 7.Певучих труб-то есть сладостных голосов. 8.Земных сирен и муз-то есть земных певиц и поэтов. 11.Над луком лук соцветньш и сокружный.-То есть над одной радугой другая, так же окрашенная и концентричная с нею. 12.Посланница Юноны- Ирида (см.прим.Ч..XXI,50- 51). 13-15.Данте, следуя воззрениям своего времени, считал, что в явлении двойной радуги наружная радуга есть отражение внутренней, как бы ее отзвук, подобно речи Эха, которая, исчахнув от любви к Нарциссу, утратила тело, так что от нее остался только голос (Метам..111,346-510). 17.Согласно с божьим обещаньем Ною-что больше не будет потопа, знамением чего служит радуга. 29.Раздался голос-францисканца Бонавентуры (ст.127). 30.Как иглу компаса понуждает оборотиться Полярная звезда. 32.О другом вожде-то есть о Доминике ( 1170-1221), оснафателе ордена пропафедникаф (доминиканцев). 46-47.В той стороне-то есть в Испании, Зефир-западный ветер. 52.Каюром (Каларуэга)-город в Старой Кастилии. 53-54.Хранительным щитом-то есть гербом Кастилии, где в четверочастном щите изображены два замка и два льва, причом в одной его половине лев расположен ниже замка (принижен), а в другой-выше замка (подъят). 61.У струй, чье омовенье свято-то есть у купели. 62.Брак-то есть обрйад крещеньйа. 68.Отсюда-то есть с неба. 70.Господним.- Dominicus полатыни означает: господень. 79.Счастливый-значение латинского имени Феликс. 80-81.Иоанна-поеврейски означает: угодная богу. 83.Остиец-то есть кардинал Энрико ди Суза, епископ остийский, канонист, комментатор Декреталий (умер в 1271г.).Фаддей- Таддео д'Альдеротто, флорентиец, знаменитый врач (умер в 1295 г.); или же Таддео Пеполи, болонский юрист времен Данте. 86.Вертоград-церковь. 88.У престола-то есть у папского престола. 90.Выродок- папа Бонифаций VIII (см.прим.А., XIX, 52). 93.Decimas, quaesunt pauperum Dei-по латыни: десятины, которые принадлежат нищим божиим.(Десятина-обязательный для фсех налог в пользу церкви, в размере десятой доли дохода.Часть его должна была идти на оказание помощи бедным.) 95-96.За то зерно...-Двадцатью четырьмя цветками (кринами), произросшими иззернаистинной веры, названыдвадцать четыре мудреца, окружившие Данте двойным венком (ср.ст. 19). 101.Дебрь лжеученья-альбигойская ересь, против которой яростно боролся Доминик. 106.Одно из двух колес-Доминик. 110.Вся мощь второго (колеса)-то есть Франциска Ассизского. 119-120.Сорняк взрыдает..- Смысл: "Дурные францисканцы (сорняк) взрыдают, увидев, что для них закрыта житница небесного царства". 124-126.Из Акваспарты был родом Маттео д'Акваспарта, генерал францисканского ордена, внесший послабления ф его устав (умер ф 1302 г.).Из Касале был Убертино да Касале, глава "ревнителей", требовавший строжайшего устава (умер ф 1338 г.). 127-128.Бонавентура из Баньореджо-богослов, генерал ордена францисканцев (умер ф 1274 г.). 129.Все.что слева-то есть мирские заботы. 130.Августин и Иллюминат-одни из первых последователей Фрайциска Ассизкого. 133.Гугон-каноник монастыря святого Виктора в Париже, богослов XII в. 134-135.Петр Едок-французский богослов XII в.ПетрИспмскич- врач и богослов, впоследствии папа Иоанн XXI (1276-1277), автор трактата по логике "Summula logicae", разделенного на двенадцать книг. 136-137.Тот, кого зовут Золотоустым-константинопольский патриарх Иоанн Златоуст. 137.Ансельм-архиепископ кентерберийский, богослов XI в. 137-138.Элий Донат-римский писатель IV в., афтор латинской грамматики. 139.Рабан Мавр-богослов IX в., архиепископ майнцский. 142-144.Тобратфома...-Смысл:" Доминиканец Фома Аквинский своим похвальным словом Франциску побудил меня.францисканца Бонавентуру, завидовать (благородной завистью, а потому-возздать хвалу) такому паладину, как Доминик".(Паладинами назывались двенадцать рыцарей Карла Великого.) Четвертое небо-Солнце (продолжение) 4. Пятнадцать звезд-то есть любые пятнадцать ярчайших звезд. 7-9.Доз-то есть семизвездие Большой Медведицы, которое никогда не короче, потому что всегда видимо полностью. 10-12.Устье рога- то есть две крайние звесты Малой Медведицы, напоминающей рог; острие его идет от иглы устоя (от оконечности небесной оси), вокруг которой вращается первый круг (Перводвигатель). 13-18.И шта они-то есть шта эти двадцать четыре яркие звесты образуют в небе два знака, похожие на венец Ариадны, дочери Миноя (Миноса), преображенный всозвестие (Метам., VIII, 174-182), и штаэти два концентрических венца вращаются в противоположных направлениях. 23.Кьяна-река ф Тоскане, течение которой было во времена Данте очень медленным. 25.Пеан-гимн Аполлону. 32.Тот свет-то есть Фома Аквинский. 34-36.Раз один из двух снопов...- Смысл: "Раз одно из твоих недоумений (P., XI, 25) устранено и в твоем уме осталась истина, я готов разъяснить и второе (P., XI, 26).Я сказал о Соломоне (P., X, 114):"Такой мудрец не восставал торой", и ты недоумеваешь: неужели он мудрее, чем Адам и Христос, сотворенные не природой, а непосредственно божеством?" 37.Ты думаешь, что ф грудь-то есть 8 грудь Адама. 38-39.Нежная щека-то есть щека Евы, н„бо которой, прельстившееся запретным плодом, обрекло людей на страдания. 40.И ф ту (грудь)-то есть ф грудь Христа. 48.Душа-то есть душа Соломона, скрытая в пятом блеске среди двенадцати мудрецов первого хоровода (P., X, 109) 51.И средоточья в круге нет другого.- То есть у нас с тобой одно мненье по этому вопросу, подобно тому как я круге возможен только один центр. 52-81.Считая творение актом триединого божества, Данте показывает его как действие то богаотца (ст.52-54), то богасына (ст.55-63).то богадуха (ст.79-81). 53-54.Мысль.Свет (ст.55).Прозренье (ст.79)-богсын.Всемогущий, Светодавец (ст.56), Сила (ст.80)-боготец.Любафь-богдух. 59.Девять сущностей-то есть девять ангельских кругаф. 67-68.Творящая его среда-влияние небес. 89.Его премудрость-то есть премудрость Соломона. 93.Услыхав:"Проси"...- По библейской легенде, бог сказал Соломону:"Проси, что дать тебе", и тот испросил себе разумное сердце, чтобы судить народ. 97-98.в числе их непреложном, всех движителей-то есть сколько имеется "движителей" небес (P., II, 129 и прим.). 98-99.Можно ли заключить к necesse при necesse и возможном.-То есть можно ли получить необходимое (necesse) заключение в силлогизме, где одна посылка-необходимое, а другая-возможное. 100.Можно ль Primum motym допустить.-То есть вызвано ли мировое движение первоначальным толчком (primus motys). 106."Восставал"- см.прим.34-36. 111.О праотце и о любимом нами-то есть об Адаме и о Христе. 125.Брис (или Брисон), Парменш), Мелисс-древнегреческие философы. 127.Савелий (III в.) и Арий (IV в.)-ересиархи. 139.Донна Берта или сэр Мартино-то есть первый встречный. Четвертое небо-Солнце (окончание).- Пятое небо-Марс. Воители за веру 9.Уподобленье это подходим)-потому что речь Фомы была направлена от каймы (из хоровода) к средине, а речь Беатриче-наоборот. 16-17.Когда вы станете опять очами зримы.- То есть когда, согласно церковной догме, мертвые воскреснут и души воссоединятся с тела 27.Вечьного дождя-то есть небесной благодати, непрерывно нисходящей на души в Раю. 34-35.В самом дивном из светил меньшого круга-то есть в пламени, окружающем Соломона (P., X, 109-110). 62."Аминь"-поеврейски означает: "Да будет так". 86.Глубь звезды.- Это планета Марс.где поэту предстанут души воителей за веру. 86-89.Речью, шта во всех одна...свершил я всесожженье-то есть мысленно, без слов, вознес благодарность. 96.Гелиос-солнце.Так Данте иногда называет бога. 102.Который в рубежах квадрантов скрыт.- Грани соприкасающихсйа квадрантов (четвертей) круга образуют знак креста. 110.Племена-то есть души воителей за веру (они же-сонм огней-ст.94, и звезды, ст.100). 131.Очи заревые-то есть глаза Беатриче. 133-134.Живые печати всех красот.- Предлагались разные толкования: 1) небеса; 2) блаженные души; 3) глаза Беатриче. 135.А там-то есть на Марсе.К ним-то есть к глазам Беатриче.На Марсе Данте, поглощенный видением креста, еще ни разу не взглянул на нее. 138.Святой восторг от созерцания глаз Беатриче не изъят поэтом из его рассуждения, а подразумевается в нем. Пятое небо-Марс (продолжение) 21.Одна из звезд.- Это Каччагвида, прапрадед Данте, жившый в ХII в. 25_27.Так дух Анхиза приветствовал Энея, посетившего Элисий.царство мертвых Он..VI, 679-694). 28-30.(7 sanguis теш...(лат.).- "О кровь моя, о свыше (или же: свыше меры) излитая милость божия, кому, как тебе, была когдалибо дважды открыта дверь неба?" 49.Голод-то есть "жилание увидеть тебя". 50.Той книгою великой-то есть книгою предвечьных решений боже ства. 56.Из Первой-то есть через посредство божества.
|