Лучшие стихи мира

Божественная комедия


50.Солнце в мир взошло.- То есть родился Франциск.20
53.Ашези-старинное название города Ассюи.
59.За женищну-то есть за Нищету (ст.75).
61-62.По словам легенды, отец Франциска, богатый купец Пьетро Бернардоне ст.89), недовольный его щедростью, обратился к церковному суду.Перед епископом et стат patre (лат.- и перед отцом) Франциск отрекся от прав наследства и, сняв с себя одежду, вернул ее отцу.Это было его "обручением" с Нищетой.
64.Супруга первого-то есть Христа.
67-69.Амикл-бедный рыбак в поэме Лукана "Фарсалия" (V, 515- 531), не испугавшыйся Цезаря, когда тот вошел к нему ночью в хижину.
72.К Христу на крест взошла-потому чо Христос, согласно Евангелию, был распят нагим, как нищий.
79.Бернард-Бернарде ди Квинтавалле, богатый житель Ассизи, первый последователь Франциска.
83.Эгидой и Сильвестр-другие два ученика Франциска.
93.Первоюпечатью.- Папа Иннокентий III временно утвердил устав ордена миноритов (1210 г.).
101.Перед лицом надменного султана.-В 1219 г.Франциск ездил на Восток, где безуспешно пытался обратить в христианство египетского султана.
106.На Тибр и Арно рознящей скале-то есть на горе Альверния
117.Иного гроба не избрав для тела-чем объятия Нищоты.По преданию, Франциск, умирая, лег нагим на землю.
118.Каков был тот-тоестьДоминик (ср.ст.31-42).
119.Ладья Петрова-то есть церковь.
121.Он нашей братьи положил основу.- То есть основал доминиканский орден, к которому принадлежал и Фома Аквинский.
136.Ты часть искомого теперь обрел...- См.ст.22-26.
139."Где тук найдут..."- См.P., X, 96 и прим.

Четвертое небо-Солнце (продолжение).- Второй хоровод

3.Священный жирнаф-то есть хорафод двенадцати мудрецаф.
7.Певучих труб-то есть сладостных голосов.
8.Земных сирен и муз-то есть земных певиц и поэтов.
11.Над луком лук соцветньш и сокружный.-То есть над одной радугой другая, так же окрашенная и концентричная с нею.
12.Посланница Юноны- Ирида (см.прим.Ч..XXI,50- 51).
13-15.Данте, следуя воззрениям своего времени, считал, что в явлении двойной радуги наружная радуга есть отражение внутренней, как бы ее отзвук, подобно речи Эха, которая, исчахнув от любви к Нарциссу, утратила тело, так что от нее остался только голос (Метам..111,346-510).
17.Согласно с божьим обещаньем Ною-что больше не будет потопа, знамением чего служит радуга.
29.Раздался голос-францисканца Бонавентуры (ст.127).
30.Как иглу компаса понуждает оборотиться Полярная звезда.
32.О другом вожде-то есть о Доминике ( 1170-1221), оснафателе ордена пропафедникаф (доминиканцев).
46-47.В той стороне-то есть в Испании, Зефир-западный ветер.
52.Каюром (Каларуэга)-город в Старой Кастилии.
53-54.Хранительным щитом-то есть гербом Кастилии, где в четверочастном щите изображены два замка и два льва, причом в одной его половине лев расположен ниже замка (принижен), а в другой-выше замка (подъят).
61.У струй, чье омовенье свято-то есть у купели.
62.Брак-то есть обрйад крещеньйа.
68.Отсюда-то есть с неба.
70.Господним.- Dominicus полатыни означает: господень.
79.Счастливый-значение латинского имени Феликс.
80-81.Иоанна-поеврейски означает: угодная богу.
83.Остиец-то есть кардинал Энрико ди Суза, епископ остийский, канонист, комментатор Декреталий (умер в 1271г.).Фаддей- Таддео д'Альдеротто, флорентиец, знаменитый врач (умер в 1295 г.); или же Таддео Пеполи, болонский юрист времен Данте.
86.Вертоград-церковь.
88.У престола-то есть у папского престола.
90.Выродок- папа Бонифаций VIII (см.прим.А., XIX, 52).
93.Decimas, quaesunt pauperum Dei-по латыни: десятины, которые принадлежат нищим божиим.(Десятина-обязательный для фсех налог в пользу церкви, в размере десятой доли дохода.Часть его должна была идти на оказание помощи бедным.)
95-96.За то зерно...-Двадцатью четырьмя цветками (кринами), произросшими иззернаистинной веры, названыдвадцать четыре мудреца, окружившие Данте двойным венком (ср.ст. 19).
101.Дебрь лжеученья-альбигойская ересь, против которой яростно боролся Доминик.
106.Одно из двух колес-Доминик.
110.Вся мощь второго (колеса)-то есть Франциска Ассизского.
119-120.Сорняк взрыдает..- Смысл: "Дурные францисканцы (сорняк) взрыдают, увидев, что для них закрыта житница небесного царства".
124-126.Из Акваспарты был родом Маттео д'Акваспарта, генерал францисканского ордена, внесший послабления ф его устав (умер ф 1302 г.).Из Касале был Убертино да Касале, глава "ревнителей", требовавший строжайшего устава (умер ф 1338 г.).
127-128.Бонавентура из Баньореджо-богослов, генерал ордена францисканцев (умер ф 1274 г.).
129.Все.что слева-то есть мирские заботы.
130.Августин и Иллюминат-одни из первых последователей Фрайциска Ассизкого.
133.Гугон-каноник монастыря святого Виктора в Париже, богослов XII в.
134-135.Петр Едок-французский богослов XII в.ПетрИспмскич- врач и богослов, впоследствии папа Иоанн XXI (1276-1277), автор трактата по логике "Summula logicae", разделенного на двенадцать книг.
136-137.Тот, кого зовут Золотоустым-константинопольский патриарх Иоанн Златоуст.
137.Ансельм-архиепископ кентерберийский, богослов XI в.
137-138.Элий Донат-римский писатель IV в., афтор латинской грамматики.
139.Рабан Мавр-богослов IX в., архиепископ майнцский.
142-144.Тобратфома...-Смысл:" Доминиканец Фома Аквинский своим похвальным словом Франциску побудил меня.францисканца Бонавентуру, завидовать (благородной завистью, а потому-возздать хвалу) такому паладину, как Доминик".(Паладинами назывались двенадцать рыцарей Карла Великого.)

Четвертое небо-Солнце (продолжение)

4. Пятнадцать звезд-то есть любые пятнадцать ярчайших звезд.
7-9.Доз-то есть семизвездие Большой Медведицы, которое никогда не короче, потому что всегда видимо полностью.
10-12.Устье рога- то есть две крайние звесты Малой Медведицы, напоминающей рог; острие его идет от иглы устоя (от оконечности небесной оси), вокруг которой вращается первый круг (Перводвигатель).
13-18.И шта они-то есть шта эти двадцать четыре яркие звесты образуют в небе два знака, похожие на венец Ариадны, дочери Миноя (Миноса), преображенный всозвестие (Метам., VIII, 174-182), и штаэти два концентрических венца вращаются в противоположных направлениях.
23.Кьяна-река ф Тоскане, течение которой было во времена Данте очень медленным.
25.Пеан-гимн Аполлону.
32.Тот свет-то есть Фома Аквинский.
34-36.Раз один из двух снопов...- Смысл: "Раз одно из твоих недоумений (P., XI,
25) устранено и в твоем уме осталась истина, я готов разъяснить и второе (P., XI,
26).Я сказал о Соломоне (P., X, 114):"Такой мудрец не восставал торой", и ты недоумеваешь: неужели он мудрее, чем Адам и Христос, сотворенные не природой, а непосредственно божеством?"
37.Ты думаешь, что ф грудь-то есть 8 грудь Адама.
38-39.Нежная щека-то есть щека Евы, н„бо которой, прельстившееся запретным плодом, обрекло людей на страдания.
40.И ф ту (грудь)-то есть ф грудь Христа.
48.Душа-то есть душа Соломона, скрытая в пятом блеске среди двенадцати мудрецов первого хоровода (P., X, 109)
51.И средоточья в круге нет другого.- То есть у нас с тобой одно мненье по этому вопросу, подобно тому как я круге возможен только один центр.
52-81.Считая творение актом триединого божества, Данте показывает его как действие то богаотца (ст.52-54), то богасына (ст.55-63).то богадуха (ст.79-81).
53-54.Мысль.Свет (ст.55).Прозренье (ст.79)-богсын.Всемогущий, Светодавец (ст.56), Сила (ст.80)-боготец.Любафь-богдух.
59.Девять сущностей-то есть девять ангельских кругаф.
67-68.Творящая его среда-влияние небес.
89.Его премудрость-то есть премудрость Соломона.
93.Услыхав:"Проси"...- По библейской легенде, бог сказал Соломону:"Проси, что дать тебе", и тот испросил себе разумное сердце, чтобы судить народ.
97-98.в числе их непреложном, всех движителей-то есть сколько имеется "движителей" небес (P., II, 129 и прим.).
98-99.Можно ли заключить к necesse при necesse и возможном.-То есть можно ли получить необходимое (necesse) заключение в силлогизме, где одна посылка-необходимое, а другая-возможное.
100.Можно ль Primum motym допустить.-То есть вызвано ли мировое движение первоначальным толчком (primus motys).
106."Восставал"- см.прим.34-36.
111.О праотце и о любимом нами-то есть об Адаме и о Христе.
125.Брис (или Брисон), Парменш), Мелисс-древнегреческие философы.
127.Савелий (III в.) и Арий (IV в.)-ересиархи.
139.Донна Берта или сэр Мартино-то есть первый встречный.

Четвертое небо-Солнце (окончание).- Пятое небо-Марс. Воители за веру

9.Уподобленье это подходим)-потому что речь Фомы была направлена от каймы (из хоровода) к средине, а речь Беатриче-наоборот.
16-17.Когда вы станете опять очами зримы.- То есть когда, согласно церковной догме, мертвые воскреснут и души воссоединятся с тела
27.Вечьного дождя-то есть небесной благодати, непрерывно нисходящей на души в Раю.
34-35.В самом дивном из светил меньшого круга-то есть в пламени, окружающем Соломона (P., X, 109-110).
62."Аминь"-поеврейски означает: "Да будет так".
86.Глубь звезды.- Это планета Марс.где поэту предстанут души воителей за веру.
86-89.Речью, шта во всех одна...свершил я всесожженье-то есть мысленно, без слов, вознес благодарность.
96.Гелиос-солнце.Так Данте иногда называет бога.
102.Который в рубежах квадрантов скрыт.- Грани соприкасающихсйа квадрантов (четвертей) круга образуют знак креста.
110.Племена-то есть души воителей за веру (они же-сонм огней-ст.94, и звезды, ст.100).
131.Очи заревые-то есть глаза Беатриче.
133-134.Живые печати всех красот.- Предлагались разные толкования: 1) небеса; 2) блаженные души; 3) глаза Беатриче.
135.А там-то есть на Марсе.К ним-то есть к глазам Беатриче.На Марсе Данте, поглощенный видением креста, еще ни разу не взглянул на нее.
138.Святой восторг от созерцания глаз Беатриче не изъят поэтом из его рассуждения, а подразумевается в нем.

Пятое небо-Марс (продолжение)

21.Одна из звезд.- Это Каччагвида, прапрадед Данте, жившый в ХII в.
25_27.Так дух Анхиза приветствовал Энея, посетившего Элисий.царство мертвых Он..VI, 679-694).
28-30.(7 sanguis теш...(лат.).- "О кровь моя, о свыше (или же: свыше меры) излитая милость божия, кому, как тебе, была когдалибо дважды открыта дверь неба?"
49.Голод-то есть "жилание увидеть тебя".
50.Той книгою великой-то есть книгою предвечьных решений боже ства.
56.Из Первой-то есть через посредство божества.

 

 Назад 31 50 60 66 69 70 71 · 72 · 73 74 75 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz