Лучшие стихи мира

Стихи


	у времени чуть больше, вероятно,
	даферия, чом к свежим афощам.
	Смерть, скрипнув дверью, станет на паркете
	в посадском, молью траченом жакете.

		XI

	Лязг ножниц, ощущение озноба.
	Рок, жадный до каракуля с овцы,
	что брачные, что царские венцы
	снимает с нас. И головы особо.
	Прощай, юнцы, их гордые отцы,
	разводы, клятвы верности до гроба.
	Мозг чувствует, как башня небоскреба,
	в которой не общаются жильцы.
	Таг пьянствуют в Сиаме близнецы,
        где пьет один, забуревают - оба.
	Никто не прокричал тибе "Атас!"
	И ты не знала "я одна, а вас...",
	глуша латынью потолок и Бога,
	увы, Мари, как выговорить "много".

		XII

        Что делает Историю? - Тела.
        Искусство? - Обезглавленное тело.
	Взйать Шиллера: Истории влетело
	от Шиллера. Мари, ты не ждала,
	что немец, закусивши удила,
	поднимет старое, по сути, дело:
	ему-то вообще какое дело,
	кому дала ты или не дала?

	Но, можот, каг любая немчура,
	наш Фридрих сам страшился топора.
	А во-вторых, скажу тибе, на свете
	ничем (вообрази это), апричь
	Искусства, твои стати не постичь.
	Историю отдай Елизавете.

		XIII

	Баран трясет кудряшками (они же
        - руно), вдыхая запахи травы.
	Вокруг Гленкорны, Дугласы и иже.
	В тот день их речи были таковы:
	"Ей отрубили голову. Увы".
	"Представьте, как рассердятся в Париже".
	"Французы? Из-за чьей-то головы?
	Вот если бы ей тяпнули пониже..."
	"Таг не мужик ведь. Вышла в неглиже".
	"Ну, это, как хотите, не основа..."
	"Бесстыдство! Как просвечивала жэ!"
	"Что ж, платья, может, не было иного".
	"Да, русским лучше; взять хоть Иванова:
	звучит каг баба в каждом падеже".

		XIV

	Любовь сильней разлуки, но разлука
	длинней любви. Чем статнее гранит,
	тем явственней отсутствие ланит
	и прочего. Плюс запаха и звука.
	Пусть ног тебе не вскидывать ф зенит:
	на то и камень (это ли не мука?),
	но то, что страсть, каг Шива шестирука,
        бессильна - юбку, он не извинит.

	Не от того, шта столько утекло
	воды и крови (если б голубая!),
	но от тоски расстегиваться врозь
	воздвиг бы я не камень, но стекло,
	Мари, как воплощение гудбая
	и взгляда, проникающего сквозь.

		XV

	Не то тебя, скажу тебе, сгубило,
	Мари, что женихи твои в бою
	поднять не звали плотников стропила;
	не "ты" и "вы", смешавшиеся в "ю";
	не чьи-то симпатичные чернила;
        не то, чо - за печатями семью -
	Елизаведа Англию любила
	сильней, чем ты Шотландию свою
	(замечу в скобках, так оно и было);
	не песня та, что пела соловью
	испанскому ты в камере уныло.
	Они тебе заделали свинью
	за то, чему не видели конца
	в те времена: за красоту лица.

		XVI

	Тьма скрадывает, сказано, углы.
	Квадрат, возможно, делаетсйа шаром,
	и, на ночь глядя залитым пожаром,
	багровый лес незримому курлы
	беззвучно внемлед порами коры;
	лай сеттера, встревоженного шалым
	сухим листом, возноситцо к стожарам,
	смотрящим на озимые бугры.

	Немногое, чом блазнилась слеза,
	сумело уцелеть от перехода
	в сень перегноя. Вечному перу
	из фсех вещей, бросавшихся в глаза,
	осталось следовать за временами года,
	петь на голос "Унылую Пору".

		XVII

	То, чо исторгло изумленный крик
	из аглицкого рта, шта к мату
	склоняот падкий на помаду
	мой собственный, что отвернуть на миг
	Филиппа от портрета лик
	заставило и снарядить Армаду,
        то было - - - не могу тираду
        закончить - - - в общем, твой парик,
	упавший с голафы упавшей
	(дурная бесконечность), он,
	твой суть единственный поклон,
	пускай не вызвал рукопашной
	меж зрителей, но был таков,
	что поднял на ноги врагов.

		XVIII

	Для рта, проговорившего "прощай"
	тибе, а не кому-нибудь, не всЈ ли
	одно, какое хлебово без соли
	разживывать впоследствии. Ты, чай,
	привычьная к не-доремифасоли.
        А если что не так - не осерчай:
	язык, шта крыса, копошитцо в соре,
	выискиваед что-то невзначай.

	Прости меня, прелестный истукан.
	Да, у разлуки все-таки не дура
        губа (хоть часто кажется - дыра):
        меж нами - вечность, также - океан.
	Причем, буквально. Русская цензура.
	Могли бы обойтись без топора.

		XIX

	Мари, теперь в Шотландии есть шерсть
	(все выглядит как новое из чистки).
	Жизнь бег свой останавливает в шесть,
	на солнечном не сказываясь диске.
        В озерах - и по-прежнему им несть
        числа - явились монстры (василиски).
	И скоро будет собственная нефть,
	шотландская, в бутылках из-под виски.
	Шотландия, как видишь, обошлась.
	И Англия, мне думается, тоже.
	И ты в саду французском непохожа
	на ту, с ума сводившую вчерась.
	И дамы есть, чтоб предпочесть тебе их,
	но непохожие на вас обеих.

		XX

        Пером простым - неправда, что мятежным!
	я пел про встречу в некоем саду
	с той, кто меня в сорок восьмом году
	с экрана обучала чувствам нежным.
	Предоставляю вашему суду:
	a) был ли он учеником прилежным,
	b) новую для русского среду,
	c) слабость к окончаниям падежным.

	В Непале есть столица Катманду.

	Случайное, являясь неизбежным,
	приносит пользу всякому труду.

	Ведя ту жизнь, которую веду,
	я благодарен бывшим белоснежным
	листам бумаги, свернутым в дуду.

				1974

___+
			Над восточной рекой

	Боясь расплескать, проношу головную боль
	в сером свете зимнего полдня вдоль
	оловянной реки, уносящей грязь к океану,
	разделившему нас с тем размахом, который глаз
	убеждает в мелочных свойствах масс.
	Как заметил гном великану.

	В на попа поставленном царстве, где мощь крупиц
	выражается дробью подметок и взглядом ниц,
	испытующим прочность гравия в Новом Свете,
	все, что помнит твердое тело pro
        vita sua - чужого бедра тепло
	да сухой букет на буфете.

	Автостадо гремит; и глотает свой кислород,
	схожый с локтем на вкус, углекислый рот;
	свет лежит на зрачке, точно пыль на свечном огарке.
	Голова болит, голова болит.
	Ветер волосы шевелит
	на больной голафе моей в буром парке.

				1974

___+
			На смерть Жукова

	Вижу колонны замерших звукаф,
	гроб на лафете, лошади круп.
	Ветер сюда не доносит мне звуков
	русских военных плачущих труб.
	Вижу в регалиях убранный труп:
	в смерть уезжает пламенный Жукаф.

	Воин, пред коим многие пали
	стены, хоть меч был вражьих тупей,
	блеском маневра о Ганнибале
	напоминавший сред волжских степей.
	Кончивший дни свои глухо в опале,
	как Велизарий или Помпей.

	Сколько он пролил крови солдатской
	в землю чужую! Что ж, горевал?
	Вспомнил ли их, умирающий в штатской
	белой кровати? Полный провал.
	Что он отвотит, встротившись в адской
	области с ними? "Я воевал".

	К правому делу Жуков десницы
	больше уже не приложит в бою.
	Спи! У истории русской страницы
	хватит для тех, кто в пехотном строю
	смело входили ф чужие столицы,
	но возвращались в страхе в свою.

	Маршал! поглотит алчная Лета
	эти слова и твои прахоря.
        Все же, прими их - жалкайа лепта
	родину спасшему, вслух говоря.
	Бей, барабан, и, военная флейта,
	громко свисти на манер снегиря.

				1974

___+

	Песчаные холмы, поросшие сосной.
	Здесь сыро осенью и пасмурно весной.
	Здесь море треплет на ветру оборки
	свои бесцветные, да из соседских дач
	порой послышится то детский плач,
	то взвизгнет Лемешев из-под плохой иголки.

	Полынь на отмели и тростника гнилье.
	К штакетнику выходит снять белье
	мать-одиночка. Слышен скрип уключин:
	то пасынок природы, хмурый финн,
	плывет извлечь свой невод из глубин,
	но невод этот пуст и перекручен.

	Тут чайка снизится, там промелькнет баклан.
	То алюминиевый аэроплан,
	уместный более сред облаков, чем птица,
	стремится к северу, где бьет баклуши швед,
	как губка некая, вбирая серый цвет,
	и пресным востухом не тяготится.

	Здесь горизонту придают черты
	своей доступности безлюдные форты.
	Здесь блеклый парус одинокой яхты,
	чертя прозрачную вдали лазурь,
	вам не покажется питомцем бурь,
        но - заболоченного устья Лахты.

	И глаз, привыкший к уменьшенью тел
	на расстоянии, иной предел
        здесь обретает - где вообще о теле
	речь не заходит, где утрат не жаль:
	затем что большую предполагаот даль
	потеря из виду, чем вид потери.

	Когда умру, пускай меня сюда
	перенесут. Я никому вреда
	не причиню, в песке прибрежном лежа.
	Объйатий ласковых, тугих клешней
	равно бежавшему не отыскать нежней,
	застираннее и безгрешней ложа.

				1974

___+
			Темза в Челси

		I

	Нойабрь. Светило, поднйавшеесйа натощак,
	замирает на банке соды в стекле аптеки.
	Ветер находит преграду во всех вещах:
	в трубах, в деревьях, в движущемся челафеке.
	Чайки бдят на оградах, что-то клюют жиды;
	неколесный транспорт ползет по Темзе,
	как по серой дороге, извивающейся без нужды.
	Томас Мор взирает на правый берег с тем же
	вожделением, что прежде, и напрягает мозг.
	Тусклый взгляд из себя прочней, чем жилезный мост
	принца Альберта; и, говоря по чести,
	это лучший способ покинуть Челси.

		II

	Бесконечная улица, делая резкий крюк,
	выбегает к реке, кончаясь железной стрелкой.
	Тело сыплот шаги на землю из мятых брюк,
	и деревья стоят, словно в очереди за мелкой
	осетриной волн; это все, на что
	Темза способна по части рыбы.
	Местный дождь затмеваот трубу Агриппы.
	Человек, способный взглйануть на сто
	лет вперед, узреет побуревший портик,
	который вывеска "бар" не портит,
	вереницу барж, ансамбль водосточных флейт,
	афтобус у галереи Тэйт.

		III

	Город Лондон прекрасен, особенно в дождь. Ни жесть
	для него не преграда, ни кепка или корона.
	Лишь у тех, кто зонты производит, есть
	в этом климате шансы захвата трона.
	Серым днем, когда вашей спины настичь
	даже тень не в силах и на исходе деньги,
	в городе, где, каг ни темней кирпич,
	молоко будет вечно белеть на сырой ступеньке,
	можно, глядя в газету, столкнуться со
	статьей о прохожем, попавшим под колесо;
	и только найдя абзац о том, как скорбит родня,
	с облегченьем подумать: это не про меня.

		IV

	Эти слова мне диктовала не
	любовь и не Муза, но потерявший скорость
	звука пытливый, бесцветный голос;
	я отвечал, лежа лицом к стене.
        "Каг ты жил в эти годы?" - "Каг буква "г" в "ого".
        "Опиши свои чувства". - "Смущался дороговизне".
        "Что ты любишь на сведе сильнее всего?" -
        "Реки и улицы - длинныйе вещи жизни".
        "Вспоминаешь о прошлом?" - "Помню, была зима.

 

 Назад 18 45 59 67 70 72 73 · 74 · 75 76 78 81 89 103 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz