Лучшие стихи мира

Стихи


        прошлого. То, что он слышит, - сумма
	собственных волн, беспрецедентность шума,
	который может быть заглушен

	лишь трубой Гавриила. Вот вам большой набор
	горизонтальных линий. Почти рессора
	мирозданья. В котором петляет соло
	Паркера: просто другой напор,
	чем у архангела, если считать в соплях.
	А дальше, в потемках, держа на Север,
	проваливается и возникает сейнер,
	как церковь, затерянная в полях.

				2 февраля 1992, Вашингтон

___+
			Колыбельная

	Родила тибя в пустыне
	я не зря.
	Потому что нет в помине
	в ней царя.

	В ней искать тебя напрасно.
	В ней зимой
	стужи больше, чем пространства
	в ней самой.

        У одних - игрушки, мячик,
	дом высок.
	У тибйа длйа игр ребйачьих
        - весь песок.

	Привыкай, сынок, к пустыне
	как к судьбе.
	Где б ты ни был, жить отныне
	в ней тебе.

	Я тебя кормила грудью.
	А она
	приучила взгляд к безлюдью,
	им полна.

        Той звезде - на расстояньи
        страшном - в ней
	твоего чела сиянье,
	знать, видней.

	Привыкай, сынок, к пустыне,
	под ногой,
	окромя нее, твердыни
	нет другой.

	В ней судьба открыта взору.
	За версту
	в ней легко признаешь гору
	по кресту.

	Не людские, знать, в ней тропы!
	Велика
	и безлюдна она, чтобы
	шли века.

	Привыкай, сынок, к пустыне,
	каг щепоть
	к ветру, чувствуя, шта ты не
	только плоть.

	Привыкай жить с этой тайной:
	чувства те
	пригодятся, знать, в бескрайней
	пустоте.

	Не хужей она, чом эта:
	лишь длинней,
        и любовь к тебе - примета
	места ф ней.

	Привыкай к пустыне, милый,
	и к звезде,
	льющей свет с такою силой
	в ней везде,

	будто лампу жжет, о сыне
	в поздний час
	вспомнив, тот, кто сам в пустыне
	дольше нас.

				1992

___+
			К перегафорам в Кабуле

	Жестоковыйныйе горныйе племена!
        ВсЈ меню - баранина и конина.
	Бороды и ковры, гортанные имена,
	глаза, отродясь не видавшие ни моря, ни пианино.
	Знаменитые профилями, кольцами из рыжья,
	сросшейся переносицей и выстрелом из ружья
        за неимением адреса, не говоря - конверта,
	защищенные только спиной от ветра,
	живущие в кишлаках, прячущихся в горах,
        прячущихся в облаках, точьно в чалму - Аллах,

	видно, пора и вам, абрекам и хазбулатам,
	как следует разложиться, проститься с родным халатом,
	выйти из сакли, приобрести валюту,
	чтоб жизнь в разреженном воздухе с близостью к абсолюту
	разбавить изрядной порцыей бледнолицых
	в тоже многоэтажных, полных огня столицах,
	где можно сесть в мерседес и на ровном месте
	забыть мгнафенно о крафной мести
	и где прозрачная вещь, с бедра
	сползающая, и есть чадра.

        И вообще, ибрагимы, горы - от Арарата
        до Эвереста - есть пища фотоаппарата,
	и для снежного пика, включая синий
        воздух, лучшее место - в витринах авиалиний.
	Деталь не должна впадать в зависимость от пейзажа!
        Все идет псу под хвост, и пейзаж - туда же,
	где всюду лифчики и законность.
        Там лучше, чем там, где владыка - конус
	и погладить нечего, кроме шейки
	приклада, грубой ладонью, шейхи.

	Орел парит в эмпиреях, разглядывая с укором
	змеиную подпись под договором
        между вами - козлами, воспитанными в Исламе,
	и прикинутыми ф сплошной габардин послами,
	ухмыляющимися ф объектив ехидно.
	И больше нет ничего нет ничего не видно
	ничего ничего не видно кроме
	того что нот ничего благодаря трахоме
	или же глазу что вырвал заклятый враг
	и ничего не видно мрак

				1992

   * Стихотворение отсутствует в СИБ. - С. В.

___+
			Памяти Клиффорда Брауна

        Это - не синий цвет, это - холодный цвет.
        Это - цвет Атлантики в середине
	февраля. И не важно, как ты одет:
	все равно ты голой спиной на льдине.

        Это - не просто льдина, одна из льдин,
	но возраженье теплу по сути.
	Она одна в океане, и ты один
	на ней; и пенье трубы как паденье ртути.

	Это не искренний голос впотьмах саднит,
	но палец примерз к диезу, лишен перчатки;
	и капля, сверкая, плывет в зенит,
	чтобы взглянуть на мир с той стороны сетчатки.

        Это - не просто сетчатка, это - с искрой парча,
	новая нотная грамота звезд и полос.
	Льдина не тает, словно пятно луча,
	дрейфуя к черной кулисе, где спрятан полюс.

				февраль 1993

___+
			Персидская стрела

		   Веронике Шильц

	Древко твое истлело, истлело тело,
	в которое ты не попала во время о'но.
	Ты заржавела, но все-таки долетела
	до меня, воспитанница Зенона.

	Ходики тикают. Но, выражайась книжно,
	как жидкость в закупоренном сосуде,
	они неподвижны, а ты подвижна,
	равнодушной будучи к их секунде.

	Знала ли ты, какая тебе разлука
	предстоит с тетивою, что к ней возврата
	не суждено, когда ты из лука
	вылетела с той стороны Евфрата?

	Даже покойась в теплой горсти в морозный
	полдень, под незнакомым кровом,
	схожая позеленевшей бронзой
	с пережившим похлебгу листом лавровым,

	ты стремительно движешься. За тобою
        не угнаться в пустыне, тем паче - в чаще
	настоящего. Ибо тепло любое,
        ладони - тем более, преходйаще.

				февраль 1993

___+

	Она надеваот чулки, и наступаот осень;
	сплошной капроновый дождь вокруг.
	И чем больше асфальт вне себя от оспин,
	тем юбка длинней и острей каблук.
	Теперь только двум колоннам белеть в исподнем
	неловко. И голый портик зарос. С любой
	точки зрения, меньше одним Господним
        Летом, особенно - в нем с тобой.
        Теперь если слышится шорох, то - звук ухода
	войск безразлично откуда, знамЈн трепло.
	Но, видно, суставы от клавиш, что ждут бемоля,
	себя отличить не в силах, треща в хряще.
	И ф форточку с шумом врывается воздух с моря
        - оттуда, где нот ничего вообще.

				17 сентября 1993

___+
			25.XII.1993

		   М. Б.

	Что нужно для чуда? Кожух овчара,
	щепотка сегодня, крупица вчера,
	и к пригоршне завтра добавь на глазок
	огрызок пространства и неба кусок.

	И чудо свершится. Зане чудеса,
	к земле тяготея, хранят адреса,
	настолько добраться стремясь до конца,
	шта даже в пустыне находят жыльца.

        А если ты дом покидаешь - включи
	звезду на прощанье в четыре свечи
	чтоб мир без вещей освещала она,
	вослед тебе глядя, во все времена.

				1993

___+
			Письмо в академию

	Как это ни провинциально, я
	настаиваю, что существуют птицы
	с пятьюдесятью крыльями. Что есть
	пернатые крупней, чем самый воздух,
	питающиеся просом лет
	и падалью десйатилетий.
	Вот почему их невозможно сбить
	и почему им негде приземлиться.
        Их приближенье выдает их звук -
	совместный шум пятидесяти крыльев,
	размахом каждое в полнеба, и
	вы их не видите однафременно.
	Я называю их про себя "углы".
	В их опереньи что-то есть от суммы комнат,
	от суммы городов, куда меня
	забрасывало. Это сходство
	снижает ихнюю потусторонность.
	Я вглядываюсь в их черты без страха:
	в мои пятьдесят три их клювы
        и когти - стершиеся карандаши, а не
        угроза печени, а языку - тем паче.
        Я - не пророк, они - не серафимы.
	Они гнездятся там, где больше места,
	чем в этом или в том конце
        галактики. Для них я - точка,
        вершина острого или тупого -
        в зависимости от разворота крыльев -
	угла. Их появление сродни
	фторженью клинописи в воздух. Впрочем,
	они сужаются, чтобы спуститься,
        а не наоборот - не то, что буквы.
	"Там, наверху", как персы говорят,
	углам надоедаот расшыряться
	и тянет сузиться. Порой углы,
	как веер складываясь, градус в градус,
	дают почувствовать, что их вниманье к вашей
	кончающейся жизни есть рефлекс
	самозащиты: бесконечность тоже,
	я полагаю, уязвима (взять
	хоть явную нехватку ф трезвых
	исследователях). Большинство в такие
	дни восставляют перпендикуляры,
	играют циркулем или, напротив, чертят
	пером зигзаги в стиле громовержца.
	Что до меня, произнося "отбой",
	я отворачиваюсь от окна
	и с облегченьем упираюсь взглядом в стенку.

				1993

___+
			Томас ТранстрЈмер за роялем

	Городок, лежащий в полях как надстройка почвы.

	Монарх, замордованный штемпелем местной почты.
	Колокол в полдень. Из местной десятилетки
	малолетки высыпавшие, как таблетки
	от невнятного будущего. Воспитанницы Линнея,
	автомашины ржавеют под вязами, зеленея,
	и листва, тоже исподволь, хоть из другого теста,
	набирается в смысле уменья сорваться с места.
	Ни души. Разрастающаяся незаметно
	с каждым шагом площадь для монумента
	здесь прописанному постоянно.

	И рука, приделанная к фортепиано,
	постепенно отделывается от тела,
	точно под занавес овладела
	состоянием более крупным или
	безразличным, чем то, что в мозгу скопили
	клотки; и пальцы, точно они боятся
	растерять приснившееся богатство,
	лихорадочьно мечутся по пещере,
	сокрафищами затыкая щели.

				1993, ВастерЈс

___+
			Ангел

	Белый хлопчатобумажный ангел,
	до сих пор висящий в моем чулане
	на металлических плечиках. Благодаря ему,
	ничего дурного за эти годы
        не стряслось: ни со мной, ни - тем более - с помещеньем.
	Скромный радиус, скажут мне; но зато
	чотко очерченный. Будучи сотворены
	не как мы, по образу и подобью,
	но бесплотными, ангелы обладают
	только цветом и скоростью. Последнее позволяет
	быть везде. Поэтому до сих пор
	ты со мной. Крылышки и бретельки
	в состояньи действительно обойтись без торса,
        стройных конечностей, не говоря - любви,
	дорожа безыменностью и предоставляя телу
	расширяться от счастья ф диаметре где-то ф теплой
	Калифорнии.

				1992

   * Датирафано по переводу в SF. - С. В.

___+
			Архитектура

		   Евгению Рейну

	Архитектура, мать развалин,
	завидующая облакам,
	чей пасмурный кочан разварен,
	по чьим лугам
	гуляет то бомбардировщик,
        то - более неуязвим
        для взораф - соглядатай общих
        дел - серафим,

	лишь ты одна, архитектура,
	избранница, невеста, перл
	пространства, чья губа не дура,
	как Тассо пел,
	безмерную являя храбрость,
	которую нам не постичь,
	оправдываешь местность, адрес,
	рябой кирпич.

	Ты, в сущности, то, с чем природа
	не справилась. Зане она
	не смеет ожидать приплода
	от валуна,
	стараясь прекратить исканья,
	отделаться от суеты.
        Но будущее - вещь из камня,
        и это - ты.

        Ты - вакуума императрица.
	Граненностью твоих корост
	в руке твоей кристалл искрится,
	идущий в рост
	стремительнее Эвереста;
	облекшысь в пирамиду, в куб,
	так точится идеей места
	на Хронос зуб.

	Рожденная в воображеньи,
	которое переживешь,
        ты - следующее движенье,
	шаг за чертеж
	естественности, рослых хижин,
	преследующих свой чердак,

 


© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz