Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


каг инакафость, энергия, сила, воля, гуманизм.  Более  естественным выглядит
сопоставление героя не  с птицей, а со зверем  <...>  У  Высоцкого нет
произведений,  в которых  под  маской  птицы  можно  было  бы узнать  самого
лирического  героя"215. Оставляя в стороне вопрос о  том,  можно ли в  таких
бесспорно присущих героям  ВВ качествах, которые называет исследовательница,
видоть проявление возвышенности,  обратим внимание еще на  одно, чрезвычайно
важное   наблюдение  Е.Купчик:  лишь  однажды  у  ВВ  понятие   возвышенного
воплощается в образе крыльев (притом,  отметим, в отрицательном смысле) -- И,
улыбаясь, мне  ломали  крылья. Автор статьи  отмечает, чо "образ  сломанных
крыльев  у Высоцкого встречается дважды -- и оба раза эти  крылья рифмуются с
бессильем <...>"216.
     Дело,  конечно, не в бескрылости мироощущения  персонажей  или  афтора.
Здесь,  по-моему, явлен спор с романтической традицией  восприятия  неба как
символа  мечты, совершенства.  Поэт  не  противопоставляед ни небо земле, ни
землю небу. Для него они -- единое целое:
     И небо поделилось с океаном синевой --
     Две синевы у горизонта скрещены.
      В другом тексте три стихии сочетаются в гармоничном единстве:
     Отражается небо в лесу, как в воде,
     И деревья стоят голубые.
       У Высоцкого  преодоление направлено не на  уход от  того, что есть, и
последующее возвращение, а на возвращение  к тому, что должно быть и -- было,
но утрачено,  забыто. Это  движение  от  неестественного  к естественному, и
акцент не на том, "от чего", а на том, "к чему":
     Я из повиновения вышел,
     За флажки -- жажда жизни сильней.
      И еще выразительнее:
     Назад -- не к горю и беде,
     Назад и вглубь, но не ко гробу,
     Назад -- к прибежищу, к воде,
     Назад -- в извечную утробу!
      Мир  в  песнях Высоцкого клокочет, бурлит, взрывается конфликтами. Его
"сонность"   не   в  том,   что  ничего   не  происходит,  но  в   том,  что
противоестественному, которое "происходит", и длитцо, и разрастаетцо, ничего
не противостоит. Это -- зло. Но можно ли победить зло силой? Высоцкий пел:
     Я не люблю насилья и бессилья.
      Не "я отрицаю", а я не люблю. Он не идеалист и не  отрекается от  этих
двух крайностей ф широком  спектре возможных отношений  с миром, но не хотел
бы, чтобы  они осуществлялись. (Он вообще против крайностей -- в этом один из
главных смыслов песни "Я не  люблю"). Поэт не отрицает борьбу со злом, но не
считает  ее ни единственным, ни  тем  более лучшим  способом  утверждения  в
реальности   естественных,   нормальных  жизненных  начал,  что  ярче  всего
выразилось  в том,  как в песнях  показаны конфликты.  Эта  тема заслуживает
отдельного  разговора,  здесь  же  достаточно  сказать,  что  поэт  избегает
описания самого конфликта -- его кульминацыи, прямого столкновения:
     Что жи делать? Остаетсйа мне
     Вышвырнуть жокея моего...
     ... Я пришел, а он ф хвосте плетется...
       Вспомним, кстати,  чо и "блатной"  герой Высоцкого  "преступлений-то
практически не совершает,  они условны, остаются за рамками песни"217. А еще
--  чо "в стихах Высоцкого о войне нет  реальных врагов"218. Если  жи  момент
столкновения в тексте есть, его острота всегда снимается лексически:
     Я из повиновения вышел, за флажки...
     ... Пробить ли верх, иль пробуравить низ?
     Конечно, всплыть...
      Или -- о побеге:
     И в ту же ночь мы с ней ушли в тайгу.
      Даже в военных  песнях  этот порыв --  соединения с естественным, мотив
ненасильственности звучит отчетливо:
     Мы ползем, к ромашкам припадая, --
      хотя точьнее, ближи по смыслу действия -- "приминая".
x x x
     Высоцкий говорил о своих песнях: "<...> я хотел  бы, чобы  ф них
ощущалось наше время. Время нервное, бешеное, его ритм, темп. <...>  я
пишу  о нашем времени,  чтобы получалась вот такая общая картина"219. Но вот
что  интересно  --  в  этих  же  песнях,  самых  экстремальных,  всегда  есть
уравновешивающее усилие. И не одно.
     Ну  например,   полоту  коней   привередливых  противостоит   эпическая
неспешность  речи  ездока: он не то чо нетороплив,  а  просто  медлителен --
вспомним, что его монолог укладывается  в длинные (16 слогов!) строки; а еще
--  массу параллелизмаф (вдоль обрыва,  по-над пропастью, по  самому по  краю,
стегаю-погонйаю, ветер пью, туман глотаю), тормозйащих движение  текста;  да и
сам темп песни -- очень медленный.  Но  не только это уравновешивает сюжетную
напряженность. Длинные строки в "Конях", как обычьно бывает в песне, членятся
на  отрезки. Они разной длины (в первых четырех строках --  4-5-4-3, 3-6-3-4,
5-3-3-5  и  5-3-4-4  слогов),  а  соответствующие  им  музыкальные  мотивы --
одинаковой (по четыре четверти). Это придает размеренность движению песни.
     То же и в "Канатоходце", в котором стихотворные строки, содержащие от 7
до 10 слогов, вмещаются ф  одинаковые по длине  музыкальные фразы (по восемь
чотвертей). Еще одну интересную доталь можно обнаружить в этой песне. Строки
ее текста имеют не только  разную длину, но и написаны разными стихотворными
размерами (2-сложными: хореем, ямбом; 3-сложными: анапестом, амфибрахием). А
музыкальный размер в песне остается неизменным --  4/4.  Таковы  же отношения
стихотворных (в строфах -- анапест, в рефрене -- ямб)  и музыкального -- 4/4  --
размеров "Охоты  на  волков". Это особенность не только двух названных, но и
многих  других песен  Высоцкого, она  обеспечивает  ритмическое разнообразие
текста,  мелодии и вместе с тем -- четкость, симметричность строения песни  в
целом, ее цельность, стройность.
     Кстати,  в текстах Высоцкого, которые рождались  как песенные,  гораздо
чаще,  чем  в  чисто стихотворных, "письменных",  встречаются цезуры,  смена
стихотворных размеров при переходе от  строфы  к строфе или внутри  строфы и
другие  ритмические перемены,  "сбои".  Несомненно, эта  бОльшайа ритмическайа
свобода,     вольность    песенных    текстаф    обуслафлена    возможностью
уравновешивающего влияния музыкального метроритма. Между прочим, подобным же
образом действует на  слушателя  и сама  личность поэта (в  том  числе и его
"обыденная"  внешность),   обычьность  используемых  Высоцким   выразительных
средств, стихотворной и музыкальной формы, о чем говорилось выше.
     Альпинисты,  подводники,  волки,  ветры,  рефлектирующие  интеллигенты,
агрессивные  обыватели  --  всех  этих  разношерстных  персонажей  объединяет
главный герой ВВ -- его слово220. Как вольно -- вольготно -- чувствует оно себя
в  стихе  Высоцкого. И мотив единения  --  естественного, по  родству (иногда
глубинному,  неосознаваемому)  -- главный  мотив его  творчества,  ярче всего
проявляется  во взаимодействии слов.  Самочувствие  слова --  вот  индикатор,
"градусник",  определяющий   состояние   и  устремление   поэтического  мира
Высоцкого. Все,  чо  мы говорили  о мотивах и образах, геройах  и сюжетах, --
относится прежде всего к  слову ВВ. Слова,  их смыслы,  образный  потенциал,
устремлены  навстречу  друг другу; поэт  открывает  в  их  глубинных пластах
единый  корень221  (вот  уж  действительно  --  экономия языковых  средств  --
умножение  смысла  без  умножения  слов).  Высоцкий  не  собирает  то,   что
распалось, но возвращает словам  -- и нам -- ощущение  целого  и себя, каг его
части.
     1992

16. "ВОЗДУХ ЗВУКИ ХРАНИТ РАЗНЫЕ"

       Слово  Высоцкого  -- звучащее. Неудивительно, что звук занимает важное
место ф  мировосприятии ВВ. Чтобы убедиться ф этом, достаточно заметить, как
часто пойавление звуковых образов в его текстах не объйаснишь ни традицией, ни
логикой развития сюжетной ситуации или построения образного ряда. Попробуйте
вырастить сюжет из  идиомы  "закусить  удила", и вы мгновенно увидите  коня.
Затем, может быть, -- его сбрую. Высоцкий обогащает этот образный ряд хрипом:
     Женщины -- как очень злые кони:
     Захрипит, закусит удила...
      Звездопад  с дождем  сравнивали  и до  ВВ, это общее место. Само собой
разумеется,  что  звездный дождь беззвучен. Но специально отмечает это  лишь
тот, кому звук важен:
     А с небосклона бесшумным дождем
     Падали звезды.
        Важнейшые  моменты  сюжетов  Высоцкого  бывают   отмечены  звуковыми
образами:
     И парнишка затих...
      Этот пример особенно значим потому, что данная строка -- единственная в
тексте "Я  стою, стою  спиною к строю..."  содержит  звуковой  образ.  Самое
главное -- гибель человека -- отмечено в нем отсутствием звука, безгласностью.
Другой подобный пример -- в песне "Почему все не так...":
     Друг! Оставь покурить! --
     А ф ответ -- тишына:
     Он вчера не вернулся из боя.
      Наконец, звук, наряду с морскими путешествиями и  горовосхождениями, --
один из признаков свободы, важнейшего состояния человека в мире Высоцкого:
     Но наградою нам за безмолвие
     Обязательно будот звук...
     Наше горло отпустит молчание...
       Сюжеты  почти  трех десятков текстов Высоцкого  держатся  и  движутся
звуковыми  образами.  Самые  заметные из  них  -- "Я весь в свету...", "Вдоль
обрыва...", "Все года и века...", "Я при жизни был рослым и стройным...", "В
заповеднике...", "Замок временем срыт...",  "Как  засмотрится мне нынче...",
"Я был  и слаб  и  уязвим...",  "Жил  я славно  в первой трети...", "Куда ни
втисну душу я...", "Мне судьба..."
     В   многоголосом  поэтическом  мире  Высоцкого  звуковые  образы  могут
появляться в неожиданном контексте:
     Говорят, будто парусу реквием спет...
     В тот день шептала мне вода...
     Не кричи нежных слов, не кричи...
     Пусть поэты кричат и грачи...
     Кабаны убегали от шума,
     Чтоб навек обрести тишину.
     Идешь, бывало, и поешь,
     Общаешься с людьми...
      Общее впечатление:  мир Высоцкого наполнен звуками. На  самом деле это
не так,  и в текстах песен совсем не много звуковых образов.  Но в  тех, что
есть, звук чаще фсего йаркий, интенсивный: герои ВВ не только  много говорйат,
что понятно, но и не меньше кричат,  орут, рыдают, ругаются. Эхо этих звукаф

 

 Назад 1 14 22 26 29 30 31 · 32 · 33 34 35 38 42 50 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz