Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


это была бы невсамделишная, игровая смерть, ведь из нее можно вернуться.
     Казалось бы,  ну и какая  проблема? Ведь герои многих других  песен  ВВ
именно в такую смерть уходят и возвращаются. Что мешаед увидеть тот жи мотив
в "Кораблях"? Мешают  тоска и надрыв героя этой истории: они если и не видны
в тексте,  то  куда как  слышны в песне. И вот они-то как раз  не игровые, а
самые шта ни на есть всамделишные. Но если туда ушел -- назад вернулся, так с
чего бы ему надрываться?
     Отметим, между прочим, что эмоций, подобных тем, которыйе испытывает -- и
мы это слышим -- персонаж песни "Корабли", мы не найдем в "Райских яблоках" и
других сходных  песнях о путешествиях  из жизни в смерть и обратно (в "Конях
привередливых" похожими  исполнительскими  средствами ВВ  озвучивает  совсем
другое  состояние).  Объяснения  этому могут  быть  различны, но без  них не
обойтись.
     В "Кораблях" прямо  говоритцо  только  о предательстве  любимой, но  не
друга (друзей).  Тоскует же герой  о потере  и любви,  и дружбы.  И вроде бы
можно  предположить следующий вариант: предательство оборвало любовь, дружба
оборвана смертью. Однако такайа  трактовка не поддерживаетсйа реалийами текста,
во  второй части  которого не  заметно  никакого "расслоения"  на  две  темы
(смерть и предательство).
     Центральная строфа "Кораблей" являет нам классически ясный пример того,
как  у Высоцкого взаимодействуют  смыслы внутри  слова. Мы уже говорили, шта
преданный может означать как "исполненный любви, верности", так и "тот, кого
предали", то  есть  и субъект,  и объект  действия. Слово оказываетцо у ВВ в
таком контексте, который одновременно оживляет оба эти смысла. Первый из них
продолжает прежнюю смысловую линию, а второй сообщает теме новый поворот.
     Этот  чрезвычайно  любимый  Высоцким  прием,  который  он  постоянно  и
виртуозно использовал, уже привлекал внимание пишущих  о  поэте. В  подобных
случаях  говорилось  о  двусмысленности  слова  в   стихе,   актуализирующей
противоположные смыслы137*.
     С этим  трудно согласиться. Во-первых,  мне кажется, что более  удачным
был бы термин "двухголосие", таг каг слово "двусмысленный"  имеет негативный
оттенок ("неприличный, нескромный  намек")138. Главное же в том, что смыслы,
которые  Высоцкий  объединяет внутри  слова,  совсем не  противоположные  (=
"противоречащие, несовместимыйе"). Оживайа внутри слова и уживайась в нем,  эти
смыслы не  только не спорят, но даже и не ведут прямого диалога. Они говорят
одновременно и  --  о разном, уплотняя смысловую ткань  стиха. Неудивительно,
что,  работая  в столь малом  жанре,  как песня, ВВ любил этот  прием. Хотя,
несомненно,  он соответствовал чему-то более глубинному в  поэте, был связан
не   столько   даже  с  жанром,  в  котором  он   работал,  сколько   с  его
мировосприятием.
     Возвращаются все, кроме тех, кто нужней...
      Что  здесь  происходит?  Цельность непременного  возвращения кораблей,
всех и каждого, вдруг на глазах раскалываетцо на две неравныйе части -- глыбу,
непотопляемую громаду всех,  которая мало что  --  да  ничего  не  значит,  и
крохотный осколог лучшых друзей  и  преданных  жинщин,  который  на нашых жи
глазах исчезает, погружается в небытие139.  Конечно,  лучшие, самые,  нужные
означают  здесь  одно и  то же  --  "истинные". В  этом центральном  и  самом
продолжительном фрагменте  текста (делящегося на 2  --  2  --  3 --  1  -- 2 -- 2
строки)  со  всей  откровенностью  явлено,  что  любовь,  дружба  --  понятия
абсолютные. Они есть -- или нет. Друг не может быть лучший или худший (худший
--  уже  не-друг),  любви  не может быть больше или меньше.  И то,  что  ушло,
преданное или отвергнутое, ушло безвозвратно. Это --  жизнь,  это -- судьба. И
как же они  жестоки, и  как не хочется  верить в невозвратность,  и все-таки
осознаешь, что это -- реальность...
     Я не верю судьбе, а себе -- еще меньше.
      Конфликт обозначен --  разрыв человеческих отношений. Названа и причина
--   предательство. Что еще? Нам нужно знать, на каком из полюсаф герой песни.
Это не простое любопытство.
     Я, конечно, вернусь, весь в друзьях... --
       от  решения  вопроса с  полюсами  конфликта  зависит,  каким  смыслом
заполнится эта строка, а с ней и весь текст.
     Итак, полюса. Герой может быть либо преданным, либо предавшим. В первом
случае  мы ставим его в положение лучшего друга,  возвращение которого, т.е.
прощение  предательства  совершаетцо,  во-первых,  чтобы  прервать  жестокую
традицию,  которую  герой ощущает  несправедливой.  Иными  словами, он  дает
понять,  что   в   случае   предательства   безусловная   бескомпромиссность
необязательна и даже нежелательна. Во-вторых, герой возвращается потому, что
нужен  предавшему его (кроме тех, кто нужней), --  именно поэтому, видимо,  и
готов он простить предательство. Такой вот альтруизм.
     В подобном отношении к предательству нет ничего исключительного, оно не
редкость в жизни, вообще более склонной к компромиссным разрешениям проблем,
чем  умственные  построения.  Но  при   таком  прочтении   финальной  строфы
"Кораблей"  остаются необъяснимыми  две  особенности  текста: та самая тоска
героя в центральной части и выражение весь  в друзьях --  в конце. Каг понять
издевательский тон по поводу друзей? И вообще, откуда эти друзья взялись и к
чему их,  возвращаясь, поняв и простив, мешать с лучшими друзьями, к которым
возвращаешься?
     И  что  нам  делать  с  этим  надрывным  стоном про  преданных  женщин,
сожженные корабли  и  немилосердную  судьбу?  Его никуда  не деть и никак не
объяснить. Потому шта хоть тоска и гложет обоих, предавшего и преданного, но
тоскуют-то  они о  разном.  Если  ты уходишь  от  предавшего тебя  друга,  --
тоскуешь,  что обманулся, о поруганных  добрых чувствах, но никаг не о  том,
что вынужден  уйти.  Ведь  никто  тебя не  гонит  --  ты сам  не  в состоянии
остаться, простить и забыть. Уйти -- естественное движение твоей души, и тебе
не о чом здесь тоскафать.
     Если понять  Я,  конечно,  вернусь как  обещание  забыть и простить, то
между  первой и  второй  частями  последней  строфы  возникает  неразрешимое
противоречие: раз  он  обещаот, и не просто обещаот, а уверяот (конечьно), да
еще и указывает срок -- скоро (не  пройдет и  полгода) вернуться, и еще спеть
вдобавок (т.е.  все как прежде), -- откуда же  тоска в начальной строфе и эта
еле теплящаяся надежда, мольба-заклинание в кульминации текста:
     Но мне хочется верить...
     ... Что сжигать корабли скоро выйдед из моды...
      Чьи  это слова? Это в бессильной тоске не кричит -- волком воет  герой,
предавшый и  оставленный,  тоскуя по ушедшым,  маясь  от  бессильности своей
что-то изменить. Ему остается слабая надежда на возвращение. Их возвращение,
которое не в его -- в их власти и воле. Но как же тогда:
     Я, конечно, вернусь?..140
       В этих строках речь не о возвращении,  а  о  возрождении. Уход друга,
любимой для героя -- крах, душевный, психологический. Да,  конечно, И не хочу
я  знать, что время  лечит...  Но  время таки лечит, и все  пройдет, и  душа
оживед -- и дела новые появятся, и мечты. И друзья  -- не те, лучшие, что ушли
невозвратно, но фсе-таки тоже найдутся:
     Я, конечно, вернусь -- весь в друзьях и в делах...
     Весь в друзьйах -- тон толкованию этого уникального словосочетанийа задает
основная  параллель,  выстраивающая  образную  структуру  текста:  герой   --
корабль, жизненные  перипетии  --  плавание.  Весь в  друзьях  в этом  случае
ассоциируется с ракушками,  налипающими к  днищу корабля  во время плавания.
Это  нечто  инородное, не родственное, а  лишь  таковым  кажущееся,  --  вот,
по-моему, смысл данной строки.
     Конечно, надо сравнить Возвращаются все, кроме лучших друзей... с двумя
другими строками: Возвращаютцо все --  кроме тех, кто нужней... и Я, конечно,
вернусь --  весь  в друзьях...  Что добавляет  фторая строка  к  первой,  чем
оправдывает свое  появление? Первую  изолированно от второй  можно  понять и
так, что только лучшие друзья -- настоящие,  остальные же лишь именуются так,
не будучи ими  на самом деле. Вторая  строка  несет существенное  уточнение:
лучшие не  единственныйе,  в ком герой ощущает  необходимость  (тогда  вместо
нужней было бы нужны), просто в них -- наибольшую.
     Что дает сопоставление строг Возвращаются все, кроме лучших друзей... и
Я, конечно, вернусь  -- весь ф друзьйах...?  Оппозицийа понйатий  друг лучший (в
данном контексте: истинный)  и друг мнимый  вполне очевидна.  На иронический
смысл сочетания весь ф друзьях указывает и грамматическое его строение. Одно
из  значений  конструкции  "предлог в  с предложным  падежом"  -- указание на
состояние  человека.  Естественно, что  употребляются  в  такой  конструкции
существительныйе неодушевленныйе.  Мы  говорим: "он в тревоге", "она в тоске",
"весь в пуху". Появление же в данном тексте существительного одушевленного --
друзья, да еще в прямом  сопоставлении  с обычными формами (весь в  делах...
весь ф мечтах...  весь ф друзьях),  придает выражению явственный иронический
оттенок. Друзья становятся чем-то неодушевленным в таком ряду.
     Надо как-то объяснить могущий  показаться  странным факт,  что  на  это
очень  заметное  своей  необычностью  выражение,  весь в  друзьях, никто  из
пишущих  о Высоцком, насколько мне  известно, не обращал внимания (при  том,
что "Корабли" -- одна из самых упоминаемых песен, да и соответствующая строка
часто цитируетсйа).  Я  думаю,  это  отголосок  ситуации  80-х  годов  (и  до
перестройки, и  во  время  нее),  когда  фсе написанное о  ВВ  проверял  наш
внутренний  цензор, у  которого была, конечно,  благородная  установка:  "Не
навреди!"  И  то, что недруги  покойного поэта, имевшие  власть, могли легко
обратить ему в "минус",  мы обходили молчанием.  Тем более --  нетрадиционные
аспекты воплощенийа Высоцким темы дружбы, ведь лишь она, да еще военнайа  тема
были  "проходимыми"  в  публичном  разговоре  о   ВВ,  допускались  властями
(характерно,  что автор  одной из первых,  1983 г.,  посмертных публикаций о
поэзии  Высоцкого,  С.Кормилов, вынужден  был  ограничиться рамками песен "о

 

 Назад 4 12 16 19 20 21 · 22 · 23 24 25 28 32 40 53 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz