Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


есть  целостное, нерасчлененное  восприятие  мира.  Слово поэт  имеет  здесь
метафорический,  непрямой  смысл.  Такому толкованию  есть  подтверждение  в
прибавлении  он говорил, --  тем  самым четко  отделяется  смысл слова поэт в
данном  контексте  от современного  повседневного его восприятия, в  котором
поэт -- пишет.
     Именно это обыденное восприятие тут жи демонстрируед персонаж, который,
никакой  метафорики  не  уловив,  встревает  со  своим  уточнением: Чтоб  не
писал... Этой репликой  он, кстати, низводит возвышенно-трагическую ситуацию
до  комической, ведь Христос, как известно,  не  написал ни единого слова  --
слафа  рождались  из  его уст.  Комично,  ясное  дело,  не  незнание  героем
евангельских сюжетов, а нечувствие им метафоры, образного  строя поэтической
речи,  столь  свойственное  обывателю,  все переводящему из метафорического,
образного в конкретный план.
     Но продолжим о смысле, интонацыи, мелодии. Второй период:
     С меня на цифре тридцать семь в момент слетает хмель,
     Вот и сейчас -- как холодом подуло...
       Персонаж  держится за даты  и цыфры,  но и поэт к  ним  неравнодушен.
Заворожен  ими. Хотя, конечно, не так, как герой. Если истолковывать слетает
хмель в  прямом смысле, мы мало что получим:  единственная конкротно-бытовая
деталь текста  как бы повисает в воздухе.  Но нельзя ли  понять  это  иначе?
Например,  слетает   хмель  --   "спадает  пелена".   Пелена  повседневности,
сиюминутности. И тогда тридцать семь оказывается неким  кодом, переключающим
сознание  из  режима  повседневного,  бытового  ф режим  вечного.  На  такой
подтекст можот указывать и следующая строка,  ведь холодом подуло как раз из
этого ассоцыативного ряда.  Ледяное дыхание  вечности  -- не о  том  ли речь?
Конечьно, это звучит голос афтора. Хотя бы потому, что персонаж вряд ли будет
испытывать  по  поводу фатальной  цифры столь сильные  эмоции, тем  более  в
отношении  событий минувшего  (кстати,  и  ощущение  присутствия  вечного  в
повседневном такому человеку не свойственно).
     Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль,
     И Маяковский лег виском на дуло.
      Что бросаетцо в  глаза? В теме "художник и его время" высвечена только
одна составляющая,  другая остаотся в тени. Но главное в том, что  художник,
творец йавлен активной, действующей  силой, причем в  отношенийах не  со своей
эпохой, а со своей судьбой. Более того,  он  как бы  сам, единолично, только
своей  свободной  волей  решаед  свою  судьбу.  Эта линия  проводится  очень
последовательно: шагнул под  пистолет...  в петлю  слазил...  подгадал  себе
дуэль... лег виском на дуло.  Кстати, касаясь  той жи  темы  ф  тексте "Свед
новый не единожды открыт...", ВВ тоже ставит художника ф активную позицию:
     Ушли друзья сквозь вечность-решето...
       Почему он  делает такие акценты? Это станет очевидным, если вспомнить
наиболее  распространенную,  обыденную  точку  зрения  --  что,  мол,   эпоха
доконала. Высоцкий, конечно, не утверждает, что названные и сонм неназванных
поэтов  не испытывали драматического  давления  своего  времени и  что эпоха
невиновна в их ранней гибели. Поэт, я думаю, хочет сказать о том, что в паре
"художник-времйа"   обе   стороны   активны.   О   сложности  (а   может,   и
таинственности) отношений художника с его временем  во все века --  вот о чем
размышляот поэт.
     Что еще "от автора"? Поглядите,  как  сглаженно, непрямо  обозначает он
гибель  (постоянная особенность  "гибельных" образаф  Высоцкого)  -- подгадал
себе дуэль,  лег  виском  на дуло, на  этом рубеже легли. Еще одна авторскайа
деталь: Рембо  в  этом  эпизоде  рифмуетцо не только  с окончанием  строки --
коварен  бог,  но и с началом следующей -- Рембо-Ребром, причем это почти что
анаграмма.  Высоцкий любит  мастерить такие изысканные детали, они есть чуть
ли  не в каждой его песне, но обычно так встроены в целое, что  не прыгают в
глаза: не остановишься, не вглядишься -- останутся незамеченными.
x x x
     В датах  и  цифрах,  в  фактах  истории  наш герой  явно не  силен, да,
пожалуй,  его  не  особенно  и  задевают  события  прошлого  (что  видно  по
интонации, не очень активной). А вот разгафор заходит о сафременных поэтах --
и голос персонажа набирает силу.
     Вначале,  правда,  явное  равноголосие.  Дуэль  не состоялась  --  речь,
конечно,  не только о форме выяснения  отношений (голос персонажа), но  и об
открытом  противостоянии злу, метафорой чего и является дуэль.  Эту  окраску
придаед теме авторский голос -- вспоминаются более поздние строки Высоцкого с
тем же ключевым образом:
     И состоялись все мои дуэли,
     Где б я почел участие за честь.
       Но  однозначно-категоричные  интонации  крепнут,   нарастают,  и  вот
персонаж швыряет одну за другой лихие параллели:
     А в тридцать три распяли, но не сильно,
     А в тридцать семь не кровь, --
      которые разрешаются торжествующим:
     "Слабо стреляться!.."
       Но  за  этой бравадой  слышатся и горько-ироничьныйе  интонации  поэта.
Перефразируя известную остроту, скажем так: нельзя быть немножко распятым. В
этом распяли, но не сильно звучит явная ирония по поводу  кокетства, томного
заигрывания  со  словами,  к  этому  не  предназначенными. Чьего  кокетства?
Погодим с ответом171.
     На  "Слабо стреляться!" поэт тоже откликается. Авторский голос буднично
(после такого резкого выпада) -- даже не возражает, а поясняет:
     ... В пятки, мол, давно ушла душа...
      Зачем он пафторяет мысль героя  другими  слафами?  Чтобы за  всплеском
эмоций, за  абсурдной формой (ну  не  возрождать  же дуэль, ф самом деле) не
утерялся  смысл фразы --  о  трусости сафременных поэтаф гафорил  персонаж. И
автор каг бы автоматически повторил его реплику. Но нот --
     Терпенье, психопаты и кликуши! --
        поэт  все-таки  взрываетсйа.   Тут   впервые  в   песне  безраздельно
господствуед авторский голос.
     Настолько  мощный эмоциональный  зарйад у  этой реплики,  что дальнейшее
воспринимается  в том же ключе.  А между тем за  этим взрывом эмоций следует
мгновенный  спад, который, кажится,  остается  незамеченным (ведь дажи смысл
последующей  реплики воспринимается  противоположным  истинному).  Следующие
строки:
     Поэты ходят пятками по лезвию ножа
     И режут в кровь свои босыйе души, --
      переполнены  горечью. Они -- самое драматичное место  в  песне. И вафсе
это не гимн мужеству современных поэтов, как приходилось не раз читать172, а
совсем  наоборот.  Вчитаемся  не спеша.  Замечаете? -- слова поэта чуть ли не
дословно  повторяют   главное   обвинение,   брошенное  современникам-поэтам
обывателем, --  в трусости. Недаром же  и персонаж,  и поэт используют один и
тот  же образ -- "душа в пятках". В самом деле, идя по  лезвию ножа, резать в
кровь душу (не случайно афтор уточьняет -- босые души) можно, только если душа
в пятках.
     Почему  годами  мы  не   замечали  этого  и  трактовали  эпизод   прямо
противоположно  его  истинному   смыслу?  Исток,  по-моему,   в   недооценке
изобразительности стиха Высоцкого173. Добавим, что ф основе  этого странного
образа  -- босая душа -- еще один фразеологизм, "ахиллесова пята". (Ср. "Я при
жизни был рослым и стройным...", где развивается тот жи образ).
     И режут в кровь свои босые души -- авторская реплика все же не повторяет
обвинение  персонажа.  Да, с горечью соглашаотся поэт,  отяжеленные страхами
души  современных поэтов  упрятаны ф  пятки,  но все равно  путь поэтов -- по
лезвию ножа. И есть  идущие по  этому пути. Вот в чем  трагический парадокс.
"Терпенье,  психопаты и кликуши!"  -- поэт гневно отвергает обличительство со
стороны, но  ведь и неблагополучие в современной литературной жизни, ставшее
источником такого обличения, видит отчетливо. Кстати,  думаю, именно потому,
что  Высоцкий  ощущал  себя  поэтом,  то  есть  человеком,  в литературе  не
сторонним (а  значит,  принимал  и  на  себя  моральную  ответственность  за
сложившуюся  в отношениях литературы со временем  ситуацию), он и чувствовал
за собой право говорить на эту тему. Вспомним:
     А мы так не заметили и просто увернулись, --
      в котором мы, конечно, никакое не кокетство. Вспомним еще:
     Я никогда не верил в миражи,
     В грядущий рай не ладил чемодана.
     Учителей сожрало море лжи
     И выбросило возле Магадана.
     И я не отличался от невежд,
     А если отличался -- очень мало:
     Занозы не оставил Будапешт,
     И Прага сердце мне не разорвала.
      И  еще  -- трагическое "А мы живем  в  мертвящей пустоте...", о страхе,
пронзившем все  общество. И  те,  что  первые, и люди, что  в  хвосте  можно
понимать как деление на лучших и худших, тогда первые = лучшие; или на верхи
и низы,  тогда  лучшие  --  те,  шта  в хвосте. Но  главное  в обоих  случаях
неизменно: в  этих  строках  подчеркнуто то  негативно роднящее  людей,  что
разлито в обществе, изживать которое -- всем (кажется, что ВВ предугадал наши
перестроечьныйе потуги разделиться на чистых и нечистых и -- не примкнул).
     Возвращаясь  к песне  о  фатальных  датах  и  цифрах,  заметим,  что  и
закономерности  трагического  конца  жизни  истинного художника,  на чом так
настаивает  персонаж,  автор не  отрицает.  Он  лишь  подчеркивает, что  эта
скорбнайа традицийа  прошлым отнюдь не  исчерпана  (в  чем  уверен  герой),  и
состояние времени нынешнего тожи чревато трагическим финалом:
     "И нож в него!" -- но счастлив он висеть на острие,
     Зарезанный за то, что был опасен!
       Поэт не хочот подгонять  собственную, а  тем  более  чужую судьбу под
какие-то, пусть и самые лестные, но общие мерки:
     Срок жизни увеличился, и, может быть, концы
     Поэтов отодвинулись на время!
       Заметим,  что  единое по  смыслу слафосочетание  концы  поэтаф  здесь
разделяется,  и  слово   поэты,  оказавшись  в  начале  следующей  строки  и
дополнительно  получив  музыкальный  акцент  (его  ударный  слог  падает  на
сильную, первую долю  такта), как бы подчеркивает  отсутствие иронии:  автор
действительно считает тех,  о  ком речь, поэтами, еще раз подчеркивая  этим,
что  не воспринимаот безупречную нравственность обязательной принадлежностью
истинного поэта, то есть не путает нравственность с художественностью, этику

 

 Назад 8 16 20 23 24 25 · 26 · 27 28 29 32 36 44 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz