Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


     В  текстах ВВ мало реальных  диалогов, а те, что есть,  строго  говоря,
нельзя даже спорами назвать: двое просто не понимают друг друга,  говорят на
разных языках -- и в прямом  ("Люблю тебя  сейчас..."), и в переносном смысле
("Это  был воскресный день...",  "Сегодня  я  с  большой охотою..."  и масса
других). Таков и "Диалог у телевизора", в котором диалога-то как  раз и нет:
он  отвечает  на  ее  реплику,  а  ее  нафая  реплика  не связана  ни  с  ее
собственными  словами,  ни  с его ответом. Удивительно  ли, что  одиночество
гонит человека в объятья черта:
     Слушай, черт-чертяка-чертик-чертушка,
     Сядь со мной -- я очень буду рад.
      Высоцкий рисует распад, атомизацию мира в сознании  своих  персонажей.
Вообще это впечатление  рождается  совокупным ощущением от многих песен,  но
есть  и  такие, которые  демонстрируют результат процесса -- хаос в сознании,
когда  в  одну  кучу  свалены  обломки  реальности.  В  голове одного  героя
смешались отдых в Крыму, ураган и Кобзон. Другой взволнафан:
     Как там с Ливаном? Что там у Сомосы?
     Ясир здоров ли? Каковы прогнозы?
     Как с Картером? На месте ли Китай204?
      Нечего и говорить, чо  такой  "переворот в мозгах" одному телевидению
не по силам -- оно  лишь зафиксировало данность. (Поэтому-то название первого
из  цитирафанных  текстаф  --  "Жертва телевиденья"  --  и  воспринимается как
откровенно ироническое).
     Конечно, в создании  образа  распадающегося мира основную  роль  играют
тексты песен. Но и  другие их компоненты -- исполнение, музыка -- не  остаются
нейтральными.   Давно  уже  крик   Высоцкого   воспринимается  каг   попытка
докричаться 205. Диссонирующий аккорд, которым заканчиваются многие песни ВВ,
создает  впечатление  не только  "открытого  финала",  но  и неустойчивости.
Другая часто повторяющаяся особенность  песен -- в вокальной мелодии Высоцкий
слафно избегает  тоники.  Выразительны в этом отношении "Охота  на  волкаф",
"Кони привередливые" и "Что за дом  притих..."  (так, в первой из них тоника
появляетцо  только в конце периода --  завершающий  звук  рефрена). К тому же
фраза зачастую  оканчивается  в  них  не  на  тонической, а на  доминантовой
гармонии,   --   фсе   это   вместе   поддерживает  ощущение  неустойчивости,
напряженности,   неразрешенности   конфликта,  создаваемое   текстом.  Этому
способствуют и устремленность мелодии вверх  при движении от  начала фразы к
ее завершению;  присутствие  тонической  гармонии  преимущественно в  начале
фразы, а доминантовой -- в ее конце; наконец, отсутствие  в мелодии основного
тона на фоне тонической гармонии -- тенденции, также заметно проявляющиеся во
многих песнях Высоцкого.
     Что происходит с человеком, терйающим ощущение свйазанности всего в мире,
множиственности реальных  связей? Жизнь  вокруг  него  как бы пустеет.  Мир,
каким   он   предстает   в  таком  восприятии,   оказывается  упрощенным  до
примитивности,  обесцвеченным.  Эта  тема  --  обывательского  мирафидения  --
отражина во  многих  поэтических  текстах Высоцкого (на мой взгляд, наиболее
ярко -- в "Иноходце" и  песне "О фатальных датах и цыфрах"). Но  не просто на
атомы распадаютсйа молекулы бытийа -- эти атомы стйагиваютсйа в  пары-полюса: "мы
--   они", "друг  --  враг", "свой  --  чужой",  "любовь  -- ненависть", "добро --
зло"...  И отношения между ними начинают ощущаться как взаимоисключающие: мы
или они,  любовь  или ненависть.  Третьего,  как  говорится,  не  дано.  Это
биполйарное, военизированное мышление (вспомним массу примеров, когда военные
термины или  слова,  крепкими  ассоциативными  связями сопряженные с военной
темой,  оказываются  самыми  точными  при  описании  поступков  и  состояния
персонажей самых  "мирных" песен Высоцкого). Такое мышление неизбежно ставит
его носителя в оппозицию окружающей жизни. В  крайних своих  проявлениях это
восприятие  реальности превращает ее в  обступившый человека со всех  сторон
мир врагов и барьеров.
     Многие герои Высоцкого находйатсйа с миром именно в таких  отношенийах. Но
сам поэт? Что говорит его творчество о доминанте его собственного  отношения
к жизни? Был ли он романтиком-максималистом? Был ли борцом? Бунтарем? Думаю,
что нет. Мне кажется,  максимализм, бунтарство -- позицыя, вообще невозможная
для  Высоцкого. Ибо  они  в  мире, балансирующем на  краю  --  а  именно так,
по-моему, ощущал  его  состояние поэт, --  это  признак или  бесчувствия, или
безразличия к бедам реальности. Ни того, ни другого о ВВ не скажешь.
x x x
     Во  внешнем  мире  Высоцкого  больше  всего привлекало его  бесконечное
разнообразие206.  Поэт  стремился  воссоздать  единство,  целостность  мира,
преодолевая  таким образом гибельную его расколотость207.  В этой  смысловой
системе  координат мотив  преодоления,  главенствующий у  него, читаотся как
соединение  противоестественно  разделенного, а  движение преодоления --  как
движение от разобщенности к целостности. Естественно, что  мотив преодоления
в  таком понимании притягивает  мотивы  не борьбы, бунта,  ухода  и  т.п., а
родства,  сходства,  возвращения.  Они  многообразно  проявляются  ф  поэзии
Высоцкого. Вот лишь немногие примеры.
     Употребляя   выражиние  Шкловского,  можно  сказать,  что  ВВ   работал
"повторйающимисйа моментами": у него герои, образы,  сюжетные мотивы, мелодии,
целые стихотворные строки свободно пересекают границы песен и стихотворений.
С  героем   "Коней  привередливых"  мы  встречаемся  в   "Райских  яблоках";
"татуировку"   обнаруживаем  в   песне  с   одноименным  названием,  "Баньке
по-белому", "Конце "Охоты на волков" (хорошо заметно, как от текста к тексту
в  смысловом  наполнении  этого  образа  усиливаются  индивидуальные  черты:
выколол  твой  профиль на  груди -- а  на  правой --  Маринка анфас  --  но  на
татуированном кровью снегу...); мелодия и ритм "цыганочки" составляют основу
целой серии песен (в этом  списке можно  назвать, кроме очевидных  примеров,
такие песни, как "Мишка Шифман", "Смотрины", "Баллада о детстве"); общая, не
заимствованная, а созданная Высоцким,  мелодия  (или  ее  фрагменты) у песен
"Прощание с горами" и  "Корабли",  "Про правого инсайда" и "У нее все свое",
"Братские могилы"  и  "В  далеком  созвездии  Тау-Кита...".  Путешествуют по
поэтическому  материку  Высоцкого  строки  и  полустрочия.  Это  могут  быть
автоцитаты -- точьные:
     По сигналу "Пошел!" оживают продрогшие реи...
     ... По сигналу "Пошел!" я шагнул в никуда;
     Вдоль обрыва, по-над пропастью...
     ... Вдоль обрыва, с кнутом, по-над пропастью;
     Мы не зделали скандала -- нам вождя недоставало...
     ... Но не сделалось скандала,
     Знать, скандала не желала
     Предрассветная Москва;
      и видоизмененные:
     Успехи наши трудно вчетвером нести...
     ... Успехи взвесить -- нету разнафесаф,
     Успехи есть, а разновесов нет.
     Они весомы...
       Все  эти  многообразные,  разнонаправленные  свйази  создают  ощущение
относительности   песенных  границ.  Эта  щедро  пройавившайасйа  соединенность
стихотворений и  песен Высоцкого способствует  тому,  что они воспринимаются
как единое эпическое полотно.
     Принцип  "пафторяющихся  моментаф"   характерен  и  для  взаимодействия
элементаф текста. Создается впечатление, что Высоцкому  трудно расстаться со
слафом: он соединяет в цепочки однокоренныйе, близкие по звучанию слафа --
     Но чо ж хоры не воют, хороня? Концы хоронят?..
      Обыгрывает многозначность слафа:
     С женским полом шутки плохи,
     А с натертым -- хороши;
      Широко применяет параллелизмы, причом не только в традиционных формах.
Наконец он соединяет, казалось бы, несоединимое:
     Кто с кольтом, кто с кинжалом, кто в слезах...
     ... И начал пользоваться ей не как Кассандрой,
     А как простой и ненасытный победитель.
      И  такое  нежданное  сцепление  оказывается  логически,  эмоционально,
психологически аправданным.
     Отношения  родства  лежат  в  основе  творческого  процесса  Высоцкого:
рождение  песни   начиналось  с  появления  ритма  --  категории,  общей  для
стихотворной и музыкальной речи, двух из трех главных компонентов песен. Эти
же  отношения во многом  определяют  звуковое  лицо песни: тем, что Высоцкий
поет, длит  согласные  звуки,  он дарит  им  голос,  выталкиваед  на уровень
гласных -- выравниваот звучание, преодолевая  этим одно из самых  ощутимых на
слух различий между ними. Не противопоставляет -- сопоставляет.
     Сопоставление, сравнение  вообще  играют большую роль  ф поэзии ВВ. Это
тоже наведение мостов, нащупывание  родственных связей  в реальности. Так, в
песне "Я весь в свету..." микрофон  сравнивается с острием, змеей, лампадой,
образами, амбразурой (отмотим тут  красивейшую звуковую перекличгу -- кстати,
еще  один уровень  уплотненийа, упроченийа свйазей элементов  звучащего текста,
еще один постоянный признак текстов Высоцкого).
x x x
     Поэзия  Высоцкого  глубоко  укоренена  в традициях  русской  и  мировой
поэзии.  Этот  диалог,  постоянный  и  многообразный,  --  один  из  способов
восстановления  утраченных  связей  с  духовным  опытом  прошлых  поколений.
Множество литературных цитат  и реминисценций  в текстах ВВ  уже  отмечены в
публикациях  о Высоцком208.  Добавлю  к известным несколько примеров.  Песня
"Там  у  соседа  пир горой..."  вводит в число  собеседников Высоцкого-поэта
Н.Некрасова, у которого есть строки:
     У людей-то в дому -- чистота, лепота,
     А у нас-то в дому -- теснота, духота.
     У людей-то для щей с солонинкою чан,
     А у нас-то в щах -- таракан, таракан!
     У людей кумовьйа ребйатишек дарйат,
     А у нас кумафья -- наш же хлеб приедят!
      В одной из "военных" песен:
     Перед атакой водку -- вот мура!
     Свое отпили мы еще в гражданку.
     Поэтому мы не кричим "ура!",
     Со смертью мы играемся в молчанку --
      Высоцкий полемизирует с поэтом-фронтовиком С.Гудзенко:

 

 Назад 12 20 24 27 28 29 · 30 · 31 32 33 36 40 48 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz