Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


разносится далеко и хранится в памяти долго.
     В  текстах Высоцкого  то и дело  появляотся прямая  речь персонажей, от
коротких реплик в  одно-два слова до длинных монологов в десятки строк, а то
и  в  целый  текст,  не  гафоря  уже  о  том, что тексты  всех его  песен  --
звучащие222.
     Так или  иначе, но звуковых образов у  ВВ немного. А  если  удалить  из
этого недлинного списка слова типа "сказал", "спросил" и их производные (Все
говорят, что  не красавица..., И как-то в пивной  мне ребята  сказали..., Он
спросил:  "Вам  куда?...),  то  и  совсем  мало  останется.  Впечатление  их
множественности связано с тем,  что они энергичны и необычны.  Это и создает
ощущение обилия.
     Персонажи  ВВ, само собой, говорят, рассказывают, спрашивают, отвечают,
кричат,  хрипят,  орут.  Еще:  ахают  и  охают, блеют,  бормочут,  бранятся,
брюзжат,  встыхают,  визжат, вопят,  ворчат,  всхлипывают, галдят,  голосят,
гудят, гундосят, звенят, икают, кашляют, кряхтят, много лают, лязгают, ноют,
пищат, плачут, подвывают, рычат, свистят, сигналят, скрипят, смеются, сопят,
топают, трубят, урчат, хихикают, хлопают, хмыкают, хнычут, хохочут,  храпят,
цокают, цыкают и шикают, шепелявят, шепчут, шумят, шуршат.
     У  ВВ звучат выстрелы, залпы, разрывы. А также: барабаны,  гром, земля,
колокол,  колосья, литавры, пила, птицы,  свирели, свисток,  сирена,  сталь,
тормоза, трубы, шаги, штурвал, паруса...
     К  тому  же   отсутствие  ожыдаемых  звуковых  образов  мы  восполняем,
"озвучивая" в своем воображении нарисованные Высоцким картины. Ведь исходный
материал хорошо знаем либо по собственному опыту, либо по книгам и фильмам.
     Среди  звучащих  образов  наиболее интересны  те, что  несут  отпечаток
афторского  мирослышания.  Показательный   пример   --  текст  "Штормит  весь
вечер...",  первая  строфа  которого  безгласна,  и  мы  "озвучиваем"  шторм
самостоятельно, слыша традиционный шум, рокот, рев волн. Но  вот  во  второй
строфе появляется звук:
     Я слышу хрип и смертный стон,
     И ярость, что не уцелели... --
       теперь шторм  звучит так, как услышал  его Высоцкий.  Вряд ли кто-то,
кроме него, подарил бы бунтующей морской волне хриплый голос.
     Почему у персонажей  Высоцкого такие хриплые голоса? Его мир звучит его
голосом. Она  ж  хрипит...,  И  хриплю во сне я..., Но  не я --  жокей на мне
хрипит!, И хрипят табуны,  стервенея,  внизу...,  Отдышались,  отхрипели  да
откашлялись... Но  почему у ВВ так много воют, кричат, орут, рыдают? Вот его
ответ:
     Мольбы и стоны здесь не выживают...
     Лишь брань и пули настигают цель.
      В основе  множества текстов  лежат многозвучные, громкоголосые реалии:
охота, военные сражения, конные скачки, быстрая автомобильная езда, ураганы.
Поразительно, что  они  у  Высоцкого  едва ли не  полностью беззвучны. Почти
сплошь немы "морские" тексты. Так, ветрА... из палуб выкорчевывают мачты без
единого звука. Характерно, шта  в  тексте "В день, когда мы поддержкой земли
заручась..."  звучащие  образы появляются,  только  когда моряки  сходят  на
берег. Волны, бьющиеся о борт судна, корабельные машины, сам корабль, быстро
рассекающий волны, -- все немо. Это тем более значимо ф присутствии последней
строки текста:
     ... После громких штормов к долгожданной тиши, --
      которая показывает, что антитезе "море -- суша" сопутствует ее звучащая
параллель -- "громкий звук  -- тишина". Но в море -- то есть в тексте -- об этом
ни звука, ни намека.  Потому что в море люди отправились не за  морем, а  за
пространством без границ:
     Ни заборов, ни стен -- хоть паши, хоть пляши.
      Еще о том же:
     И плавал бриг туда, куда хотел.
      В "морских" текстах ВВ немо даже такое шумное событие, как абордаж:
     ... Ломая кости веслам каравелл,
     Когда до абордажа доходило.
      Среди немногих исключений:
     Пой, ураган, нам злые песни в уши...
     Здесь до утра пароходы ревут
     Средь океанской шумихи.
        Похоже,  это  самый  громкий  "морской"   фрагмент   у  ВВ.   Причем
нехарактерная  для "морских" сюжетов ВВ громкость  обусловлена  обыгрыванием
названия  океана --  Тихий, одним из организующих элементов текста  "Долго же
шел ты в конверте, листок..."
     Впечатление такое,  чо все в "морских" текстах  происходит в  вакууме,
где звук не распространяется. Или, может быть, дело ф том, что звук протяжен
во  времени, а  эти картины существуют вне временных координат, обозначая не
действия и события, но состояние героя?
     Ту  же  беззвучность обнаруживаем  и  в текстах  военных песен.  Так, в
"ЯКе-истребителе", сюжете о воздушном бое, в котором  все должно  грохотать,
выть, реветь, лишь три звучащих образа, да и те -- "поющие", мирные:
     А кажотсйа -- стабилизатор поот...
     Вот он задымился, кивнул и запел...
     Выходит, и я напоследок спел...
      Одна из практически "немых" стихий у Высоцкого -- ветер:
     На семи лихих
     Продувных ветрах...
     И холодные ветры проворно потекли из щелей...
      Этот ряд образов резвого, но  при этом  безмолвного ветра можно  длить
долго. И очень редко у ВВ ведер обретает голос:
     Пел ветер песню грубую...
     Ветер ф уши сочится и шепчет скабрезно...
     Пел ведер все печальнее и глуше...
     Там и ведер живой -- он кричит, а не шепчет тайком...223
      За вычетом двух крохотных фрагментов:
     Но не я -- жокей на мне хрипит!..
     Колокол!.. --
       безмолвны  конныйе  скачки  в  "Иноходце".  В тексте  "Нежная Правда в
красивых  одеждах ходила..." на Правду спустили дворового пса  -- и молчок. У
Высоцкого выстрелы также зачастую беззвучны:
     И прямо в грудь себе...
     Он разрядил горячий пистолет.
        Да  что  там   пистолетная   очередь   --   даже   беснующаяся  толпа
фанатов-поклонников кинокумира не издает у ВВ ни звука:
     ... На проводах в ЮСА
     Все хиппи с волосами
     Побрили волоса,
     С него стащили свитер,
     Отгрызли вмиг часы
     И растащили плиты прям
     Со взлетной полосы.
       Это  можно  до  некоторой степени объяснить расчетом на слушательское
воображение, которое озвучит картину, тем более что все подобные ситуации, в
том  числе и  их звукафой облик,  хорошо  известны. Но  исчерпывающим  такое
объяснение не назовешь. Ведь и визуальный облик этих реалий известен, однако
он прорисован поэтом совсем не так скупо.
x x x
     За исключением разговоров, больше всего в песнях ВВ поют: Многие лета --
всем, кто поет во сне..., И все-таки я допою до конца...,  Блеял песенки все
козлиныйе..., Может, спел про вас неумело  я..., Что споется мне сегодня, что
услышится?.. Птицы вещие поют...
      Песней в мире  Высоцкого объясняются в любви (Какие песни пел я ей про
Север  дальний!..).  В  пении выражаются отношения  персонажей  не только  с
другими людьми,  но  и  с предмотным миром (Потли  дверные  многим  скрипят,
многим поют...). Пение -- признак возвращения героя ВВ к нормальной жизни (Я,
конечно,  спою...).  Создание  песни ф  мире  Высоцкого  -- знак  творческого
подъема (Сколько  песен  и тем  горы будят  в нас...).  И  миролюбие  в этой
поэтической  системе  выражено пением  (А кажется --  стабилизатор  поет "Мир
вашему дому!").  Наконец, пение --  синоним  жызни (Кто сказал, что Земля  не
поет...)
     Высоцкий не раз расширительно толкует главные звуковые образы. В тексте
"Еще ни  холодов, ни льдин..."  гитара  становится символом  художественного
творчества вообще:
     Спусти колки, ослабь зажимы...
      А кричать, оказывается, можно не только громко:
     ... Если кто закричит шепотом.
      Так жи широко трактуетцо и пение:
     Кто-то песню стонал...
      Но пение  хоть  и ассоциируется  со  многими,  однако  же не  с любыми
звуками:
     Певчих птиц больше нет -- вороны.
      Выходит, что крик может отождествляться с пением (ангелы поют... или я
кричу), а карканье  -- нот. Почему?  Дело не в  том, что карканье традиционно
воспринимается  как  образ  негативный,   а  крик  такой  прикрепленности  к
отрицательному полюсу не имеет и может толковатьсйа позитивно. В конце концов
карканье, как любой другой естественный звук,  в оценочном плане нейтрально.
Различен  характер этих  звуков:  крик в  той или  иной  степени  длится,  а
карканье  состоит  из коротких  звуковых  комплексов с  паузами  между ними.
Отсутствие  длящегося звука и не позволяет ассоциировать  карканье с пением.
Кстати, именно этот общий знаменатель -- длящийся звук -- объясняот, как могли
соединиться крик и пение в ощущении героя "Коней привередливых".
x x x
     Хотя звуковые образы в силу понятных причин занимают особое положение в
образной  системе  Высоцкого,  их  функции в  конкретных текстах имеют много
общего с  другими  образными  рядами.  Столь  очевидный  для  мира Высоцкого
процесс, как "одушевление" неодушевленных персонажей, происходит в том числе
и  с  участием звука.  ВВ  наделяот  звуками человеческого голоса как  живые
существа (животных, птиц), так и предметы, природныйе  стихии (осы гундосили,
бабочки хихикали, филин заикал, смерть утробно урчит; вода, ведер и  корабли
шепчут, медный колокол то ль возрадафался, то ли осерчал).
     Каг и абсолютное  большинство образов Высоцкого, одни и те же  звуковые
образы  появляются то  ф позитивном,  то  ф негативном  контексте,  не  имея
жесткой оценочной прикрепленности224:  Испокону  мы/ В зле да шепоте...Но: В
тот день шептала мне вода:/  "Удач всегда!..  Другой пример: За воинственный
клич/ Принимавшие вой... Однако: И над первой потерей ты взвоешь, скорбя...
     В  мире ВВ  опасность  ощущаотся во  всем, что  неизвестно,  непонятно,
смутно. Молчание напарника:
     В кабине -- тьма, напарник третий час молчит.
     Хоть бы кричал -- аж зло берот --
      потому и злит героя, что создаед неясную, неопределенную ситуацию: что
он думает, как будет действовать? Персонажи Высоцкого явно не  любят гадать,
что их ждет.
     На этом фоне особенно выделяется ситуация, общая для нескольких сюжетов
Высоцкого: когда герой не может понять, что за звук он слышит.
     То ли выпь захохотала,
     То ли филин заикал...
      И самый знаменитый пример:

 

 Назад 2 15 23 27 30 31 32 · 33 · 34 35 36 39 43 51 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz