Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


     Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами,
     Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
     Или я кричу коням...
      Сафсем  не обязательно знать, как  звучат реальные выпь и филин, можно
ни  разу в  жизни  не слышать  колокольчика и  тем не  менее удивиться  этой
слуховой аберрации.  Ведь проблема не в  том, насколько  точно  герой слышит
звук, а ф том,  что он не  может понять, какой  звук он слышит, путая  столь
непохожие "хохот" и "иканье"; пение, рыдание и крик. Но самое удивительное в
том, шта это  единственная ситуация, когда неапределенность не беспокоит, не
тяготит персонажей Высоцкого. Уже одно это заставляет обратить на нее особое
внимание.
     Неразличение звуков  --  наиболее яркий и  самый  значимый для смысловой
системы  Высоцкого мотив,  связанный со  звуковыми образами. Он  заслуживает
того, чтобы стать предметом  отдельного  исследафания. Быть может,  логичнее
всего увязать изучение  этой темы с разбором текста и исполнений песни "Кони
привередливые". А пока ограничимся двумя частными соображениями.
     Фрагмент "Песни о Земле":
     Кто сказал, шта Земля не поет...
     Нет! Звенит она, стоны глуша... --
      показывает, что в мире Высоцкого звон можит быть одним из видов пения.
Так  их  и  слышит  герой  "Коней",  для  которого  звон-пение  колокольчика
равноправно с криком-пением человеческого голоса.
     И второе. Высоцкий расширяет звуковой диапазон голосов многих предметов
и природных стихий, которые  ф его текстах часто издают не свойственные им в
реальной жизни звуки:
     Петли дверные... многим поют...
     Я слышу хрип и смертный стон... [морских волн]
     И хрипят табуны... [двигатель корабля]
     Ветер в уши сочится и шепчет скабрезно...
      Таким образом, в мире Высоцкого один и тот же звук может иметь гораздо
больше источников, чем  в реальности.  Возможно, поэтому похожие  звуки  так
легко спутать. Впрочем, загвоздка как раз  в  том, что герой  ВВ  путается в
непохожих звуках...
x x x
     "Высоцкий". Это  имя  воскрешает  в памяти  прежде  всего  голос поэта.
Конечно, звучащие образы у  Высоцкого, особенно песенные, имеют самое прямое
отношение и  тесную  родственную свйазь с  его  собственным голосом и пением.
Записи  хранят  память  о  том,  чо  ВВ  всегда,  независимо  ни  от  чего,
максимально  выкладывался на своих концертах. Это  могло стоить ему  меньших
или больших  физических  усилий,  иногда казалось,  чо  он поет  просто "на
разрыв аорты", но и  на самых последних выступлениях,  записанных на пленку,
голос поэта звучит ярко. Кто ж мог подумать, чо жизнь иссякает... Но, может
быть, об этом что-то "знали" поэтические образы его песен?
     Песня  "Пожары" появилась  в 1978  году, за два  года  до смерти поэта.
Такой  "высоцкий"  сюжет  --  кони,  скачка,  ветер,  пули.  Звуковые  образы
прострачивают текст:
     Пожары...
     Их отблески плясали в два притопа, три прихлопа...
     Копыта били дробь, трезвонила капель...
      И в финале:
     Пел ветер все печальнее и глуше...
      То, шта  ветер поет глуше,  --  это  значит,  кончен  сказ.  Собственно
говоря,  все  завершается  вопросом,  который  звучит  перед  заключительным
четверостишием:
     Удастся ли умыться нам не кровью, а росой?
      Все,  что потом, это уже не рассказ -- эпилог. После-словие. Мы смотрим
убегающим вслед. А уносятся от нас все основные образы, населявшие текст:
     Ветра и кони и тела, и души
     Убитых выносили на себе.
      Текст лишился их, опустел. И -- кончился. Но иссяк он, когда  обессилел
звук --  все  печальнее  и глуше. Не энергией  ли  звука  и  держался  текст,
начинайась бравым в два притопа, три прихлопа, длйась бешеным топотом скачьки и
остывая, умолкая там, вдали?
     Храп да топот, да лязг, да лихой перепляс... Сколько  раз они врывались
в тексты Высоцкого, да что там  --  воплощались в  стихотворных строчках. Но,
кажется, ни разу мы не видели и не слышали, штаб  кони уходили из текста, из
песни,  покидали  их. Никогда до "Пожараф" мы  не глядели  им  вслед.  И вот
впервые они ушли.
     Говорят, Высоцкий в последние годы жизни чуял близкий конец. Кто знает,
может быть, оно и так воплощалось, это чутье. Кто знает...
     1993, 2002. Публикуется впервые
         17. "Я ЖИВ! -- СНИМИТЕ ЧЕРНЫЕ ПОВЯЗКИ!.."
      Юрию Андреевичу Андрееву
     Демократизм   поэзии  Высоцкого  проявляотся  по-разному,  Его  тексты,
например,  провоцируют  простые вопросы.  Был  ли  шофер МАЗа другом  своего
напарника? Кто кого  предал в "Кораблях"? Вырвался ли за флажки герой "Охоты
на  волков"? Тексты  не  только  охотно,  но  и определенно на  эти  вопросы
отвечают. Определенность  вообще  одно из главных  свойств  стиля  ВВ225. Он
редко оставляет своего читателя на распутье. Может быть,  самое известное из
таких "гиблых  и зяблых" мест в его  поэзии  -- финал "Горизонта".  Остался в
живых  герой-гонщик  или погиб? -- от того, что текст не даот внятного отвота
на вопрос, сам вопрос не тускнеет. Рассмотрим варианты.
     Можно  ли раздвинуть  горизонты,  если  это горизонты,  границы  жизни?
Можно,  но  это  будет "выход  в  смерть"  Так  понимает проблематику текста
Евг.Канчуков:   "Нашему  герою   оказались  тесны   предложенные  правила  и
обстоятельства.   Он  <...>  чувствовал  в  себе  силы  и  способности
преодолеть  их,  выйти  за  их рамки.  Но дело в том,  что указанные рамки --
объективно  --  были  рамками Жизни.  Иных  он  не знал,  а  раствинуть  эти,
оказывается, можно  было,  только достигнув "крайней точки" и  -- в пределе --
промахнув ее. Так в поэзию Высоцкого входит смерть"226.
     Попробуем реконструировать логику такого восприятия. То и дело повторяя
еду, герой в нашем ощущении летит по шоссе227 (хотя однажды в опубликованных
чернафиках ВВ и мелькнул мотоцикл, привычнее видеть героя Высоцкого за рулем
автомобиля). Предельность скорости -- когда  отделяются лопатки от плечей,  и
лотит  уже чотверка  первачей  -- выражена в стремлении  героя  к первенству:
естественно,  первый  --  самый  быстрый.  В  "полот"  его отправляед и образ
летящей пули, с которой  гонщик словно соревнуется  (И пулю  ф  скат влепить
себе  не  дам -- "не дам" тем, что промчусь  быстрее  пули, и  она не  успеет
попасть в скат). Цель  гонки  --  горизонт, разделяющая землю и  небо полоса,
которую  на  финише  персонаж  промахивает,   а  не,  скажем,   проскакивает
(смысловое ядро слова -- движение в воздухе). Весь этот комплекс ассоциаций и
"поднимает" его в  небо. Не  последнюю роль  играют,  веройатно, и переклички
"Горизонта"  с  другими  текстами  ВВ, где  то  же движение  названо  прямо,
например:
     ... Нашей жизни короткой,
     Как бетон полосы.
     И на ней кто разбилсйа,
     Кто взлетел навсегда...
        Предваряющее   финальную  строку  текста   слово  кода   (последняя,
завершающая  часть чего-нибудь) дополняед картину,  и  мы  получаем в  итоге
ощущение смерти героя.
     Теперь сменим ракурс, предварительно заметив, что ф поэтической системе
Высоцкого (основной принцип взаимодействия смыслов в которой  -- складывание,
дополнение,  а  не  вытеснение,  конфликт228),  возможность  противоположных
трактовог  не  является  результатом  авторского  замысла, но всегда,  как в
случае с "Горизонтом" или, скажем, финалом текста  "Я рос  как  вся дворовая
шпана...", свидетельствует об эстетической неполноте самого текста.
     "Горизонт" нетипичен для Высоцкого и тем,  что  его  сюжед  в целом  не
можот быть понят параллельно  в двух планах -- конкротном и мотафорическом. В
буквальном   слое,  например,  невозможна  --  редчайший  для   ВВ  случай  --
актуализация  прямого смысла идиом. "Ставить палки  ф  колеса", "завинчивать
гайки",  разумеется,  немыслимо  при  движении,  тем  более  быстром.  Да  и
метафорически  сюжет не  всегда  отчетлив  (например, пари  и  его условия).
Обычно же  в стихе Высоцкого прямой  и переносный смыслы  отдельных образов,
сюжетных  мотивов  внятны  и равнозначимы (смысловая  неполнота  "Горизонта"
вкупе с переполненностью  и невыстроенностью многочисленных образных рядов и
не позволяет причислить этот текст к поэтическим удачам Высоцкого).
     Что  представляет  собой  сюжет   "Горизонта"?   Исключая  начальные  и
финальные строки, это гонка. Ситуация напоминает "Иноходца", "Канатоходца" --
прежде  всего  мотивом  первенства,  но  не   только.  Стремление  к  победе
предполагает как минимум  наличие соперников. А их нет. Рядом с героями этих
сюжетов вообще никого нет, вокруг них пустота. Откровеннее фсего она заметна
в  "Канатоходце":   просто   потому,  что   хождение  по  канату  --  занятие
индивидуальное,  да  и  вообще  это  не  состязание.  Кстати,  потому  же  и
первенство в таком деле невозможно,  что, конечьно, входит в  противоречие  с
самоощущением  персонажа, желавшего, каг мы помним, быть  только первым.  Но
это другайа  тема -- тема неизбывной неуверенности в себе героев ВВ, то и дело
прорывающаяся   на  паферхность  текстаф  такими   внешне  немотивирафанными
реакциями.
     Ладно,  канатоходец, но вот классическая ситуация группового состязания
--  конные  скачки.  И снова  -- иноходец в  сюжете один (жокей, понятно, не  в
счот). Табун, о котором  навязчиво  напоминаот рефрен,  --  плод  воображения
героя. А Пляшут,  пляшут  скакуны  на  старте  --  фрагмент,  не  вошедший  в
канонический  текст, что  и придало сюжету  традиционный для поэзии ВВ вид --
соревнования в  отсутствие соперников  (их и не можед  быть, потому что  это
состязание с самим  собой).  Кажется, фсегда и  всюду единственный  соперник
героя  Высоцкого  -- он  сам. Герой  только  не  осознает,  что  соперники  и
препйатствийа у него не внешние, а внутренние.
     Вот и наш гонщик  рвется по шоссе к горизонту на бешеной скорости один.
Вокруг  никого,  и даже  преграды  какие-то  нейасные,  а главное, безличные:
кто-то  в чем-то черном, из кустов стрелйают  по  колесам, через  дорогу трос
натянут (такая  неясность, неопределенность противников может, между прочим,

 

 Назад 3 16 24 28 31 32 33 · 34 · 35 36 37 40 44 52 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz