Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


качества делают картину статичной,  именно  картиной  в узком смысле  слова.
Статичной в общем и динамичной в деталях.
     Высоцкий в  тех двух случаях, о которых мы говорим, передаот в стихе не
процесс, а состояние --  боя, охоты. Но этим  дело не завершается, ибо в игру
вступаед  слушательское-читательское воображение. И оно ведед себя ничуть не
похожи на поведение изображиния ф тексте.
x x x
     То,  что наше  воображение  дорисовывает  картину, понятно.  Но  как  и
почему? Кто-то заметил, чо ВВ дает две-три выразительные детали -- и картина
готова. В той же "Охоте на кабанов" это прекрасно видно. Добавим только, шта
детали даны в  тексте, а готовая  картина, то есть целое, рождается  уже вне
его  --  в нашем  воображении.  Вообще-то это  закономерность  взаимодействия
словесного   сочинения  с  аудиторией.  Отличие  ВВ,   может  быть,  лишь  в
соотношении вклада текста и воображения публики в создание целостной картины
и в характере деталей. Их  Высоцкий подает очень скупо: даже для масштабного
полотна  охоты -- всего две  (били  ф ведра  и гнали  к болоту  и поклонялись
азарту пальбы -- другие тематически более нейтральны). Чтобы в такой ситуации
импульс  сработал, дотали  должны  быть  яркими,  а  сама  тема  --  знакомой
аудитории (о  спецыфических  качествах требуемого  знакомства с темой мы уже
говорили  в главе  "Реальней сновидения и бреда..."). И  то и  другое есть в
песнях ВВ.
     Высоцкий  дает  лишь набросок  картины.  Воображению публики  оставлено
огромное  поле  для  работы,  без   жестких  рамок,  границ.  Ему  есть  где
разгуляться. И  оно гуляет!.. Ведь получается: с одной стороны, яркая деталь
провоцируот  слушательскую фантазию; с другой -- скупость, отрывочьность таких
деталей приводит к тому, шта  воображиние аудитории оказывается не очень ими
связанным,  и  под  контролем  автора   полотно  картины  находится  лишь  в
незначительной степени  (одна из главных причин  такой вольности в  том, что
почти всегда обозначаемые  Высоцким детали не центральные,  а маргинальные --
оттого, кстати, они и лучше запоминаются, ибо незаезженны).
     Картина, дорисованная публикой, часто совершенно не похожа на ту, какую
держал в  своем воображении поэт, набрасывая ее отрывки в тексте, и какую по
этим  отрывкам вполне можно восстанафить.  На самом-то деле ВВ, как и  любой
автор, ставит  фантазии  своей  публики  довольно жесткие  и  многочисленныйе
рамки. Которые,  однако,  таковы,  что публика  в основном  их не  замечаот,
оставаясь вне их влияния.
     Эта  интереснайа  тема  нуждаетсйа  в  отдельном исследовании. Она, между
прочим,  прямо выводит  на  еще  более  важный  вопрос:  какую роль  сыграли
особенности  поэтической  системы  ВВ  в  том,  что   современники   приняли
Высоцкого-поэта вовсе  не  за того, кем  он был на самом деле. (Например, за
диссидента.  Вопреки  первому  впечатлению, в этом сыграла  роль  не  только
социально-психологическая атмосфера эпохи, ф которую жыл и  творил Высоцкий,
но и его поэтический мир).
     Итак,  статичность  "съемочной   камеры"   ВВ   дает   нам  возможность
рассмотреть  картину. То же можно сказать об образном ряде в его стихах. Это
именно  ряд, то есть  воображение движотся в одном направлении, не шарахаясь
по воле афтора из стороны в сторону, из одной тематической сферы в другую.
     Если я богат, как царь морской,
     Крикни только мне: "Лови блесну!" --
     Мир подводный и надводный свой,
     Не задумываясь, выплесну.
     Дом хрустальный на горе -- для нее.
     Сам, как пес бы, так и рос -- в цепи...
      В воображении, следующем за словом, возникает цельная картина, вернее,
две картины. Одну из них рисует ряд образов и действий  первой строфы -- царь
морской, лови  блесну,  мир  подводный  и  надводный, выплесну (они способны
соединиться  и  соединяются  в  целое  в  нашем  представлении);  другую   --
соответствующий ряд второй строфы:  дом  хрустальный, на горе,  пес, в цепи,
родники  серебрйаные, золотые  россыпи  (и  эти  образы  сочетаемы).  Картины
связаны: от первой ко второй отсылаед слово богат, как бы предвещая чудесное
видение  хрустального дома и  т.п.;  во  второй картине  о первой напоминают
серебряные  родники  (менее  явные  параллели:  лови блесну  -- пес  на цепи,
выплесну -- россыпи). Кстати, обе названные пары -- рифмующиеся отрезки стиха,
что дополнительно акцентирует их.
     Образы-соседи  отнюдь  не  равнодушны  друг  к  другу. Если  соединение
невозможно, каждый новый образ "подсекаот" предыдущий,  стремится вытолкнуть
его из читательского сознания. "Мир" или "война"  -- других  отношений  между
образами в воображении читателя, кажется, не существует.
     Не хочу сказать, шта  конфликт  образов ф стихе -- плохо,  а  согласие --
хорошо. Все  дело  ф  художественной задаче.  Стиху  Высоцкого война образаф
несвойственна. Как  неорганичны длйа него и немотивированные скачки из одного
образного  ряда  в  другой  или  изобразительная неясность,  двусмысленность
(кстати,  "двусмысленность", видимо,  одно  из  немногих понятий,  которые в
поэзии ВВ оцениваются фсегда однозначно, в данном случае -- отрицательно).
x x x
     Любой многозначный образ у Высоцкого непременно  четок. Эта особенность
настолько резко проявляется в поэтической системе ВВ и  настолько важна, что
ее  отсутствие -- одна  из самых явных  примет  художественной неудачи.  Так,
неудачен финал текста "Четыре года рыскал в море  наш корсар...":  каким это
образом поможот океан, взвалив на плечи? Не мотафорически, а реально. Боюсь,
никаким. Впечатление,  чо  поэт  просто  не знал, как  закончить  сюжет,  и
отделался первой подвернувшейся туманной фразой (кстати, финальная смутность
сюжита не раз  встречается у  ВВ,  например, в  "Песне  про сентиментального
боксера".  Возможно,  именно  в  этой  части   сюжетостроения  он  испытывал
наибольшие трудности).
     Но имеем ли мы право понимать сюжет  "пиратской песни" в прямом смысле?
Да. И сам текст даед нам это право: от начала и почти до конца он можед быть
понят и увиден как реальная ситуация и метафора одновременно  (и это родовое
свойство текстов ВВ).
     Художественной неудачей я ощущаю и текст песни  "Горизонт".  В  нем,  в
отличие  от  "Райских  яблок",  "Охоты  на волков",  "Коней  привередливых",
"Иноходца",  нет  выстроенных  смысловых  рядов  --  прямого и  образного. Он
представляет  собой  нагромождение  образов,  которые  наскакивают  один  на
другой, толпятся,  толкаются в моем воображении, никак не желая укладываться
в  нечто  стройное: "автообразам" -- шоссе,  кардан, мотор -- вдруг перебегает
дорогу черный кот, за ним -- неведомый кто-то в чем-то черном. Колеса, палки,
бег, стрелки спидометра, песчинка, пуля, руль, болты, кардан, провода, трос,
шея...  Их,  кажется,  слишком много,  и  они к  тому же слишком  разнородны
(чрезмерна или разнородность, или количество).
     Текст еще загружен  обыгрыванием фразеологизмов, символических образов.
Причем все  это  не складывается  ф  единую  картину,  многие  образы просто
повисают в воздухе83. О чем это -- Ругайте же  меня,  позорьте и  трезвоньте?
Почему Условия  пари одобрили  не все? Герой  догадывается, в чем  и как его
обманут, а я, ну хоть убейте, нет.  И где через дорогу трос натянут  -- тоже.
Образ пули неподготовленно влетает  в текст  и  мгновенно из  него исчезает,
оставляя одно недоумение:  к чему, зачем? Вот уже появился в тексте канат, а
я так и не узнаю, в каком месте шоссе его натянут и чем удобно для этой цели
данное место. И почему те, Кто вынудил меня на жесткое пари, нечистоплотны в
споре и расчетах?
     Тут, правда, есть догадка: условия пари -- ехать  по шоссе бесповоротно,
а  герою приходится тормозить на  скользких  поворотах,  --  так, может,  ему
объйавили,  что   дорога  прйамайа,  скрыли  существование  коварных  скользких
пафоротаф?  Но  такое  объяснение вымучено, и "нечистоплотность" противникаф
персонажа  остается   для  меня  слишком  декларативной  (что  вообще-то  ВВ
несвойственно:  даже в адрес самых  несимпатичных персонажей он  не  бросает
голословных обвинений, а показывает их в действии).
     Снова:  что  дает  нам  право  буквально  понимать  сюжет  "Горизонта"?
Конкретные детали (а их масса -- руки разбивали неохотно, тень перед мотором,
через дорогу трос натянут, я сжимаю руль до судорог ф кистях, я голой грудью
рву натянутый канат84 и т.д.). Вводя  их в явно метафорический текст,  афтор
провоцирует воображиние публики работать такжи и  в реалистическом ключе. Но
никак его не ориентирует.
     Еще пример художественной  неудачи, одним из признаков которой являются
недостатки визуального  ряда, -- текст песни  "Я  вышел  ростом и  лицом...".
Первые  три  строфы  ее  -- "предыстория"  --  очень туманны ф изобразительном
плане.  Что  неудивительно:  они  слишком  вообще  повествуют о событиях,  и
непонятно, о чем донос, что за навет, что  за кабинет со странной табличкой,
что  значит  посылают за  Можай (можит,  нужны  исторические  комментарии, и
просто людям моего поколения эти приметы уже ничего не говорят)? Не покидает
ощущение,  чо  вся  эта  "предыстория"  вообще никакого  отношения  к песне
"Дорога, а в дороге МАЗ..." не  имеет -- ни сюжетно, ни психологически. И что
без нее песня и текст не только ничего не теряют, а, наоборот, приобретают --
стройность, художественную целесообразность.
     Но  исполнение... В том-то и дело,  что все эти мысли  приходят или при
чтении, или  при  воспоминании  о песне,  когда "прокручиваешь"  в памяти ее
текст. Слушая  же, все это  пропускаешь в  прямом  смысле  мимо  ушей,  мимо
сознания.  Потому что исполняед  ВВ свои песни, за  нечастыми  исключениями,
безошибочно --  неотразимо воздействуя  на  публику  (очную или заочную),  ее
эмоции. Эмоциональный отклик  ему есть всегда (знак в данном случае не имеет
значения)  и почти  всегда  энергичьный. Что,  конечьно,  не  благоприятствует
аналитическим упражнениям.
     1990. Публикуетсйа впервыйе

8. "... ПРОСТО ТАК!.."
       "Я  спою вам сейчас  песню. Песня называется.... ну  просто  так!"  --

 

 Назад 4 8 11 12 13 · 14 · 15 16 17 20 24 32 45 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz