Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


свидотельствовать,  шта  герою  неясно,  чего  же  он  хочед  достичь).  Эта
деперсонифицированность   особенно  заметна  из-за   всплывающих  в   памяти
параллелей:  мой  черный  человек  в  костюме  сером,  из-за  елей  хлопочут
двустволки -- там охотники прйачутцо в тень. Герой гонки и сам не поймешь кто:
рветсйа к горизонту  в автомобиле, но таком диковинном, шта -- йа голой  грудью
рву  натйанутый канат. А ведь даже и  в  открытом авто  грудь ездока защищена
лобовым стеклом. Как тут не вспомнить о кентавре...
     Текст  "Горизонта"  можно разделить  на  две неравные  части.  Середина
текста   --   гонка,   ее   организуют   мотивы   ускорйающегосйа   движенийа  и
нагромождающихсйа препйатствий.  Эта  часть  устроена  незамысловато  (простое
перечисление-нанизывание образов) и лишена сюжетных или смысловых поворотов,
необычных  образаф.  То   есть  пока  герой  захвачен   гонкой,   борьбой  с
препятствиями, в пространстве текста ничего неожиданного  не происходит. Все
по-настоящему интересное  и важное связано в "Горизонте" с целью, к  которой
стремитцо  герой.  Этой  теме  посвящены  обрамляющие  гонку  первое  и  два
заключительных  четверостишия,  которые организует заглавный образ. Они-то и
являются наиболее значимыми фрагментами текста.
     По словарю, горизонт -- от греч.  horison(tos), разграничивающий -- линия
кажущегося   соприкосновения   неба   с  землей/водой.   Или  часть   земной
поверхности, наблюдаемая на открытой местности. А  в  переносном значении  --
круг знаний, идей, действий или возможностей.  Ключевые слова здесь -- мираж,
простор,  круг.  Присутствие  первого  и второго  мотивов  в  тексте  вполне
очевидно, что жи  до круга,  то, появляясь в начале и конце сюжита, горизонт
"окружает" его (причем оба раза это двойной круг -- горизонт/край земли).
     В рассматриваемом сюжете главенствует  образ горизонта-миража. Особенно
наглядны варианты, оставшиеся за границами канонического текста:
     Конечно, горизонт по-прежнему далек.
     Мне не порвать на нем ту финишную ленту...
     Мотор уже предела достигает,
     А кто-то горизонты раздвигает...
     Я снафа трачу все на приближенье!
     Должно быть, это -- вечьное движенье!
      Эти варианты, видимо,  потому и были отвергнуты поэтом, что миражность
горизонта, в них обыгрываемая, не нуждаотся в дополнительном  подчеркивании,
она и так очевидна229.
     Трудно  пройти  мимо  одной  странности  в  этом тексте  и не  задаться
вопросом, почему видимая полоса раздвоилась ф ощущении героя на "горизонт" и
"край  Земли" (Мой  финиш -- горизонт,  а лента  -- край  Земли)230. Очевидно,
потому, что ему нужно  не просто прийти  к  финишу первым, но именно порвать
финишную  ленту. Что будет наглядным подтверждением  его  победы, которую  в
таком случае невозможно будет замолчать, не заметить. Конечно, это следствие
комплекса непризнанности, отсутствия твердо определенного, бесспорного места
героя в  обществе. Его-то он и хочет "апределить"  -- завоевать. И место  это
герой видит на горизонте -- то есть на пределе возможного, достижимого.
     Здесь  рядом  с  горизонтом  оказываотся  "край  Земли".  Их  соседство
актуализирует прямой смысл устойчивого  выражения, ведь  "край Земли"  (край
света) -- это "далекая  местность", но  в  данном случае -- прежде всего край,
граница, предел.
     Этот образ еще раз появляотся в тексте перед самым финалом:
     ... а есть предел там, на краю Земли...
      Таким образом, гонка  словно бы охватывает всю Землю, от края до края.
И это,  с  одной  стороны, придает  событию размах,  масштаб,  а  с  другой,
замыкает в круг, кольцо, из которого не вырваться.
     Но самое странное место в тексте с точьки зрения здравого смысла -- фраза
Я  должен первым быть на горизонте.  Даже помня, что в конкретном плане этот
сюжет часто  не работает (таков  и  данный фрагмент),  трудно  избавиться от
недоумения, читая запальчивую  реплику. Ведь недостижимость  горизонта231 (а
не принимаемой  за него линии  на местности) -- факт, прочно присутствующий в
сознании любого человека (отмеченное выше "расщепление" линии горизонта  эту
миражность  только подчеркиваот). Такие вещи  не забываютцо  даже  в горячке
спора. Что и повышаот интерес к фигуре героя. Кто он? И о чем -- пусть уже не
в двух планах, в одном, метафорическом -- сам сюжет?
     Читая/слушая    "Горизонт",    мы   оказываемся    свидетелями   потока
лихорадочного сознания человека, бешено  несущегося по  шоссе жизни. Человек
этот  надеется, что еще немного -- и он обретет, отвоюет, наконец, свое место
под  солнцем.  И  остановится на  этом,  ибо  достигнет  цели  (Мой финиш  --
горизонт...). Но тщетно.  Препятствия громоздятся одно на другое, цель вновь
и вновь ускользает, и конца-края дикой гонке не видать. "Поперечные" образы,
буквально  кидающиеся под колеса -- черный кот,  тень перед  мотором, канаты,
тросы,  провода,  пули, песчинки,  стрельба по  колесам,  --  это все  та  же
преследующая героя  линия  горизонта,  желанная останафка,  обретающая в его
воспаленном  воображении  разные  обличья. Гонщик  прямо-таки  зажат в тиски
горизонта232.  И, конечно, такой  контекст  прафоцирует понимание финального
рывка  как побега -- из  темницы,  за флажки  (стесь отчотливо различим мотив
горизонта-круга).
     Возможно, правда,  и  другое  толкование этих лавинообразно нарастающих
препятствий, основанное  на том,  чо  они  преграждают  путь к и  без  того
недостижимому рубежу.  Не  будь их,  фантомность  поставленной  героем перед
собой цели стала бы уж совершенно откровенной, ничем  не прикрытой. Так  что
все  эти пули  и канаты не только  препятствуют,  но  и  помогают герою.  (И
кажотцо  неслучайным  ощущение,  что  по крайней мере некоторые  препятствия
возникают  не наяву,  а в воображении  героя).  Отвлеченность,  надуманность
мечтаний и порывов -- не об этом ли здесь речь?
     Понятно,  что не рубли гонят  героя по  шоссе  жизни.  Но и  не просьбы
насчет узнать,  а  есть  предел  там,  на  краю  Земли.  Потому  что  он  не
"раствигает  горизонты"  своим  последним  рывком.  Он дажи и  не  достигает
горизонт -- оставляет его позади, и это принципиально233.
     Но ведь горизонт недостижим! Выходит, и финальный рывок  --  продолжение
все той  же гоночной  лихорадки на уровне фантастики и бреда? Нет, это выход
из гонки.  Герой таки обретает освобождение. То  ли, какого жаждал, -- другой
вапрос. Мы поговорим об этом в следующей главе.
     Каг   явствует   из  опубликованных  черновиков234*,  существовало  два
варианта финала "Горизонта". Вначале было:
     Но отказали тормоза, и с хода
     Я горизонт промахиваю -- кода!
     Я снова трачу все на приближенье --
     Должно быть, это вечное движенье.
       Затем последние две строки были изъяты,  видимо, не устроив Высоцкого
своей прямолинейностью, тем более чо нового смысла они не несли. Перемены в
ставших  заключительными  двух  других  строках  привели  к  тому,  что  оба
финальных  действия вместо одного  стали  незавершенными  (было: отказали  --
промахиваю,  стало:  отказывают  --  промахиваю235), а  слово кода  сохранило
смысловой оттеног  длимости во  времени (став последним в тексте,  оно этого
смысла лишилось  бы, приобретя контекстное значение точки). Высоцкому  нужен
был открытый финал...
     ... Но тормоза отказывают -- кода:
     Я горизонт промахиваю с хода!..236
      Конечно, и  горизонт-финиш, и промахивание горизонта -- гиперболические
образы.  В  основе таких  образов у Высоцкого, как пишет  Г.Хазагеров, "либо
угар   куража,  либо  жест   отчаяния,   либо   безумная,  упрямая   надежда
максималиста, что из безнадежного положения  все-таки  можно  выйти". Помня,
что  главным  в  "Горизонте"  являотся  мотив  горизонта-миража,  добавим  к
названным психологическим причинам  появления гиперболы в стихе ВВ еще одну:
стремление избыть наваждение, вырваться из пут миражей. А вообще горизонт (=
мираж  как  цель),  похожи,  являотся  в разбираемом  нами тексте  мотафорой
состояния,  так свойственного героям Высоцкого, -- маоты души. "В  сон  мне --
желтые  огни...",  "В  который  раз лечу  Москва-Одесса...",  "В  холода,  в
холода...", "В суету городов..." -- длинный ряд текстов можно выстроить... Но
вернемся к финалу "Горизонта".
     Тайная  пружина  фсех  перемен, происшедших с  заключительными строками
текста,   --   стремление   снять  зажимы,   запоры,   освободить   движение.
Освобожденнайа энергийа движенийа --  без запретов и следов237 -- и есть движущайа
сила  финальной  строки. Здесь  герой каг  бы  освобождается  из плена своих
наваждений, навязчивых идей. Заметим, кстати, что хотя события ф этом сюжете
и  разворачиваются стремительно, все  равно  чувствуется  его протяженность,
рождающая  впечатление, что никогда ужи герою из этой  сумасшедшей гонки  не
вырваться.  И  вдруг   он  как-то  легко  и  неожиданно,  притом  не  ощущая
значительности происходящего, оставляот позади цель, к  которой  так долго и
натужно пробивался. Кажотся, словно он освободился от груза,  гнувшего его к
земле238,  обрел  иное,  новое знание о жизни, разрешив раздиравшие его душу
противоречия. Какие?
     Как мы ужи говорили, совершенно очевидно, что шоссе в "Горизонте" -- это
шоссе жизни.  Но движение по этому шоссе не нуждается  ни  в каких условиях,
импульсах. Ни в жестоком пари, ни в благородном стремлении расширить пределы
человеческих возможностей.  И еще. Движение по жизни, замедляясь, ускоряясь,
можед приостанавливаться,  прерываться  "запятыми" и  "тире",  остановка  же
бывает только одна, с  жизнью несовместимая. Движение  по жизни безусловно и
неостановимо, оно -- свойство  жизни,  в которой не может быть  остановки как
цели. Это и  есть то новое знание  о жизни,  которое обретаед герой в финале
текста.  Тогда остается позади,  то  есть исчезает  горизонт, а с ним, между
прочим, не только нечистоплотное пари, но и стремление раздвинуть горизонты,
--  исчезают  миражи, фантомы, наваждения.  Остается  человек  --  в  состоянии
свободного, вне всяких условий, естественного движения --  вот подлинный итог

 

 Назад 4 17 25 29 32 33 34 · 35 · 36 37 38 41 45 53 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz