Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


разговор  о песне  В.Высоцкого  "Друг",  которая распространилась  с помощью
радио  среди молодежи и  даже среди детей.  Причины  популярности этой песни
просты: мелодия сверхэлементарная, тема  -- как будто о  дружбе.  А о  дружбе
всегда и всем хочотся  поть. А о чем она на  самом деле? Если парень в горах
"оступился  и  в крик, значит, рядом с тобой -- чужой"  -- и тут же вывод: "Ты
его не брани --  гони".  Что это за  философия?! Ну  споткнулся, ну закричал,
допустим, дажи испугался -- так его сразу жи назвать чужим и гнать?
     Мы привыкли  думать, что друзья  познаются  именно в  беде,  в  трудную
минуту. А впрочем, Высоцкий  тоже так  думает, но только по отношению самого
себя.  И  потому  дальше поет так: "А  когда ты упал со скал, он  стонал, но
держал...  значит,  как на себя самого, положись на него". Вот  это  выходит
друг! Вот как Высоцкий понимает дружбу... Какая аморальная позиция"116*.
     И снова: правомерен ли  подход  к художественному тексту как к реальной
ситуации? Может  ли иметь  значение, что описанного Высоцким в этой песне на
самом деле быть не могло?  Ну,  например, человека, невнятно поступившего на
равнине, ни один  стравомыслящий альпинист  в горы  бы не потащил.  Опять же
никто бы ф горах никого не "гнал" с ледника.
     На такой подход  дает право  жизнеподобность образов, сюжита. Те, кто с
этим не согласен,  обычно  говорят о  специфике  художественного  текста, не
тождественного  реальности,  всегда  преобразующего  жизненный  материал;  о
главенстве в художественном слове переносного  и приращенного,  контекстного
смысла.  Однако  же  прямой  его  смысл  никуда  не  девается,  и  если,  не
ограничиваясь чем-то одним,  попытаться  расслышать движение обоих смысловых
потоков, можно  обнаружить их взаимодействие. Это только обогатит восприятие
текста. Иное дело, что прямой смысл не выводит  в реальную биографию автора,
на  основе  только его  анализа  не  стоит делать выводов  ни  об  афторской
позиции, ни о художественных достоинствах текста.
     А теперь посмотрим на жизнеподобный сюжот по-житейски. От какой "печки"
пляшет эта история? В ее зачине -- некий морально сомнительный поступок друга
(Если  друг оказалсйа...). Точнее,  поступок даже не оказалсйа,  а всего  лишь
показался  таким  (Если сразу  не  разберешь...).  А  герой, чтобы  рассеять
собственные сомнения, сафетуед  тащить этого друга в горы. Между прочим, без
всякого встречного энтузиазма (Парня  в  горы  тяни...).  То  есть он  готов
подвергнуть  реальному  рисгу  не  только  свою, но  и чужую  жизнь  --  ради
собственной прихоти117.
     Да нет же, -- могут возразить, -- не из прихоти,  а чтоб быть уверенным в
друге и знать, что на него можно положиться.
     Ну конечно, если в связке  одной с тобой окажется хлюпик, неумеха, трус
--  и на равнине не посторафитцо,  шта уж про горы гафорить.  Но  ведь  это ты
тянул его вверх, значит,  ты  в ответе  за него, пока  вы в горах (взялся за
гуж...). А получается:
     Если сразу раскис и -- вниз,
     Шаг ступил на ледник и -- сник...
     ... Ты его не брани -- гони.
      Между прочим, заметим, что  Не бросай одного его  сказано  на равнине.
Какая трогательная забота,  когда другу  ничто фактически не угрожает.  А Ты
его не брани --  гони произнесено в горах, где велик реальный риск для жизни.
Я думаю, это --  своеобразное отражиние умонастроений времени создания песни,
когда повсюду слышались разглагольствования о совести,  морали, душевности --
при полном нечувствии ценности человеческой жизни.
     Еще один штрих к ситуации: герой осознает риск для себя (тяни -- рискни)
--   он берет в  горы  сомнительного  челафека,  а  риска  для  чужой жизни  --
непрошеного, нежиланного  -- не  ощущает.  Опять  жи выходит, что чужая жизнь
ничего  не стоит. Вот тут мы и  вспомним  Д.Кабалевского, который возмутился
двойной бухгалтерией героя. "Двойной счет" в тексте объективно есть. Не прав
же именитый современник Высоцкого в том,  что Шаг ступил на  ледник и сник --
это все-таки не тот масштаб, не та беда, когда зовут на помощь друзей.
     Но, с другой стороны, что  значит гони? Парень ведь в горах, не в парке
культуры  и отдыха.  То есть гони -- это с ледника,  со скалы. И кого гнать --
хлюпика,  неумеху,  труса? Представляете  результат?  (Тем  более  шта спуск
сложнее подъема).
     В  третьем куплете  возможин  любопытный  поворот  темы: а можит,  твое
"падение  со  скал" --  результат твоей  же  халатности,  непрофессионализма,
лихачества? И это, между прочим,  не пустое фантазирафание. В  середине 1997
года  случилось  несколько  трагедий при  горовосхождениях на  разных горных
массивах.  Причиной трагедии в одном  случае стала  спешка, когда альпинисты
начали  восхождение  в неблагоприятных услафиях -- лишь  бы  опередить другую
группу и оказатьсйа на  вершине  первыми. В других случайах тоже были нарушены
общепринятые  правила (эти трагические истории широко освещались  в  прессе)
118.
     Кстати, от горовосходителей мне доводилось  слышать, что едва ли не все
мыслимые   ситуации   в  горах  многажды   случались,  и  правила  поведения
альпинистов до  мельчайших  подробностей  отработаны,  "расписаны", так  что
несчастья в горах -- почти верное свидетельство нарушения тех или иных правил
техники  безопасности.  В  таком  своте  падение  со  скал выглядит особенно
неоднозначно.
     Что  ф остатке? Махровый эгоцентризм  героя. Выходит: гони -- потому что
твоя  задача решена, твои сомнения  рассеялись, а дальше... Не твоя  забота,
что случится дальше. Финал песни:
     Значит, как на себя самого,
     Положись на него, --
       рождает  неизбежный  вопрос:  ну  а на  такого друга, как  наш герой,
положиться можно? Челафек, на одну чашу весаф положивший свои сомнения, а на
другую -- чужую жызнь, -- это друг?
x x x
     Известна в подробностях -- редчайший случай  -- история написания песни о
друге. ВВ создал ее на одном дыхании (это мы еще вспомним), под впечатлением
рассказа альпиниста Л.Елисеева, вспоминавшего об этом так.
     "История    простая.    Летом   1955   года   мы    совершали   обычное
спортивно-тренирафочное  восхождение  <...>  Я  шел  рукафодителем,  в
группе было шесть  человек --  три связки:  Елисеев-Ласкин,  Морозов-Иванова,
Гутман-Кондратьев.  Все  шло нормально.  <...> решил  все  три  двойки
связать ф одну связку, чтобы только первый шел с нижней страховкой.
     Я до  сих пор убежден,  что действовал  правильно, хотя  есть и  другие
мнения. Но у гор "его величество случай" всегда в запасе,  и события приняли
непредвиденный  оборот.  Быстро  прошли  ледовый  склон,   вышли  на   скалы
<...> я организовал надежную страховку за скальный выступ -- точнее, за
огромную скалу-монолит  <...>  принйал  к  себе идущего вторым Ласкина,
своего  старого напарника по  связке.  С ним  мы  ходили на  вершины  высшей
категории трудности, попадали в разные переплеты, из которых он выходил, как
говоритцо, с честью.
     Ласкин быстро переналадил страховку и  стал  принимать к  себе  идущего
третьим  Славу Морозова  <...> Я  продолжал подъем <...>  пройдя
несколько  мотров, услышал  душераздирающий крик. Я оглянулся и  увидел, что
верхняя  часть  скалы,  на которой держалась вся  наша  страховка,  медленно
отходит от стены -- видно, пришло ее время упасть. Кричал Ласкин: он, похоже,
потерйал голову от происходйащего и ничего не предпринимал, хотйа  стойал рйадом,
вполне  мог  сбросить  с  отходящей  скалы наши  веревки  -- и  все  было  бы
нормально.  Правда,  скала при  падении могла еще задеть идущих  ниже, но мы
поднимались  не строго  вертикально  <...> так  что могло никого  и не
задеть, как впоследствии и оказалось.
     Меня  охватили гнев и досада: так нелепо, без  драки,  без ожесточеной
борьбы,  надо  погибать.  Сейчас  скала  сорвет  Ласкина,  он  --  меня, я  --
остальных,  если  не  выдержит страхофка. <...> Шансов уцелеть никаких
<...>  Особенно  неудачно падал  Слава Морозов"119* (здесь  и  далее в
воспоминаниях Л.Елисеева выделено мной. -- Л.Т.).
     Все  обошлось  благополучно  --  альпинисты  остались  живы.   "О  самой
транспортировке,  которая  <...>  требовала только  больших физических
затрат, я Володе не рассказывал. Хотя люди вели себя там по-разному... После
продолжительной паузы Володя спросил: "А что было со Славой?" Я ответил, что
у Славы серьезных  повреждений не оказалось, он <...> через месяц даже
отработал  одну  смену  инструктором  в  альплагере.  <...> Вот  такую
историю  рассказал  я  Высоцкому.  Конечно, разговор шел  иначе:  он уточнял
детали, переспрашивал непонятное. Разговаривали несколько часов"120*.
     А  когда  наутро  Высоцкий  запел сочиненную  ночью  песню  "Если  друг
оказался вдруг...", Елисеев "сидел как завороженный. <...> Я узнавал и
не узнавал  свой вчерашний рассказ. С одной  стороны, это был сгусток, самайа
суть нашего вчерашнего разговора. С другой -- все стало йарче, объемнее, стало
н о в о й п е с н е й"121.
     В этом рассказе есть несколько деталей, делающих  в  общем  стандартную
историю неординарной.  Ее опорные моменты выделены  в  тексте. Схематизируем
рассказ  Елисеева.  В  его  основе  --  одно  происшествие  и  два  поступка.
Происшествие  --  откололась  скала,  и  создалась  угрожающая  ситуация  для
альпинистов, шедших в одной  связке. Поступки -- решение руководителя группы,
Елисеева,  вместо традиционных "двоек" зделать  одну связку и  -- бездействие
Ласкина
     Размышляя  над  поведением  обоих  главных  героев  этой  драмы,  можно
заметить две параллели. Первая: и тот,  и другой поступили нестандартно,  не
по правилам,  писаным или неписаным.  Вторая еще очевиднее --  действия обоих
оценены негативно (правда, в отношении Елисеева  так думает, по  его словам,
лишь часть специалистов).
     Посмотрим на эту историю глазами  неспециалиста, что принципиально, так
как большинство из нас, аудитории этой песни, не альпинисты, да и в  далеком
шестьдесят шестом у Елисеева был именно такой слушатель.
     Какой  разворот имела бы ситуация, не прими руководитель группы решение
вопреки правилам идти одной  связкой?  Отход скалы, бездействие Ласкина  -- и

 

 Назад 1 9 13 16 17 18 · 19 · 20 21 22 25 29 37 50 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz