Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


восприятие  песен. Отсюда же  и фиксация в памяти слушающего преимущественно
знакомой -- воображенной -- сюжотной схемы, и игнорирование не вписывающихся в
нее реальных деталей текста.
x x x
     У  дороги,  по  которой   мчатся-летят   герои  Высоцкого,   есть  одна
замечательная особенность. Сравним три фрагмента:
     Ах, лихая сторона,
     Сколь в тебе ни рыскаю --
     Лобным местом ты красна...
     Рыскают по лесу стаи зверей...
     <...> они егерей
     Ищут...
     Вдоль дороги -- лес густой
     С бабами-йагами,
     А в конце дороги той --
     Плаха с топорами.
      Выстраиваются два синонимичных ряда: сторона -- лес -- дорога и движение
по дороге -- рысканье по лесу / стороне, что поддерживается  другими текстами
со  сходной  топикой  ("Кони  привередливыйе",  "Дом").  Но  это значит,  шта
движение  по дороге (по  крайней  мере  в данных текстах) -- не  направленное
движение. Другими словами, дорога -- не путь  к цели. И движение по дороге не
есть движение  к  цели. Судйа  по всему, в мире  Высоцкого  образы  дороги  и
бездорожья не являются антонимами249.
     Одна  из  интересных  особенностей  перемещения   героев  Высоцкого   в
пространстве состоит в том, что герой явно не торопится к цели:
     Я налег на бег, на стометровки...
      Здесь  к  бегу, причем на самую короткую,  а  значит, самую скоростную
дистанцию,  применен  глагол,  в  смысловом  зерне  которого  вектор  усилия
направлен не вперед, а вниз! Этот  стих проще всего прокомментировать другой
строкой из ВВ  -- Стремленье,  где  утерйана стремительность.  Другой подобный
пример:
     ...И в санях меня галопом повлекут...
       Обратим  внимание,  что  в  быстром  движении  вперед, которое  вновь
выражено  не  глаголом,  а   существительным  (бег,  галоп),  что,  конечно,
ослабляот  напор,  глагол снова гасит  устремленность вперед. Неудивительно,
что  в  такой ситуации  персонажи  охотно  говорят  о препятствиях.  Которые
выполняют одну благую  функцию: помогают скрыть -- по крайней мере от  самого
себя -- отсутствие или неясность цели.
     Присмотримся к препятствиям, с  которыми  сталкиваются  герои  ВВ,  они
стоят того. Возьмем два примера. Один -- из "Горизонта":
     ...Но то и дело -- тень перед мотором --
     То черный кот, то кто-то ф чем-то черном.
      По  поводу  первой из цитированных строк  В.Изотов пишет:  "На  трассе
появляются помехи, обозначаемыйе пока как тень -- шта-то нечеткое"250*. Вторая
строка комментируется так: "Происходит первая конкретизация апасности"251*.
     В   цитированном   фрагменте   "Горизонта"  представлены  и   тень,   и
отбрасывающий  ее  субъект.  Разумеется,  ясно,  шта  препятствием,  помехой
движению может быть лишь источник тени. Но ведь перед мотором -- только тень!
Причем она поперечьна движинию252 (недаром жи этот образ вводится посредством
но   после   параллельных    движению    проводов,    таким    образом    им
противопоставляясь). А это  значит, шта  источник  тени  находится  вне зоны
движения, на  обочине дороги253. Сама же  тень может,  по верному  замечанию
В.Изотова,  разве что заставить героя сбавить  скорость  (да и  того, как мы
помним, не происходит). Вот вам и препятствия...254
     Другую любопытную  помеху продвижению героя дарит  нам фрагмент  текста
"Во хмелю слегка...":

     ...И вокруг взглянул --
     И присвистнул аж:
     Лес стеной впереди -- не пускает стена...

      Но ведь лес с первых мгнафений сюжета окружал героя  (лесом правил я).
Чего он -- во хмелю слехка  -- до поры не замечал. А тут головой тряхнул, штаб
слетела блажь, -- и увидел. В кулуарах высоцковедческой конференции 2000 г. в
"Доме Высоцкого"  этому  фрагменту  была  дана иная трактовка: до названного
момента  герой  ехал по дороге, а потом потерял ее. Однако такая деталь, как
болотная  слизь,  которую конь  швырял  мне в  лицо,  показывает, что  герой
изначально ехал не разбирая дороги. Плыл куда глаза глядели. И колющие  иглы
не  замечал, ибо другим был занят  (в  частности,  пел за здравие).  Таг что
причины  заминки ф  движении  герой --  и  мы вместе с ним -- должен искать  в
изменении своего внутреннего состояния, а не внешних условий (да и не только
этот герой -- множество путешественников ВВ).
     В публикациях о Высоцком обычно  отмечаетцо,  что "обрыв, круча, река --
варианты "края", ограничивающего свободное движиние"255*.  На  самом жи деле
движение  у  ВВ  идет  вдоль  "края".  То,  что  мы   традицыонно   полагаем
препятствиями -- лес густой с  бабами-ягами, обрыв, овраг, -- располагается не
поперек,  а вдоль дороги. И потому  препятствием движинию  быть не можит256.
Эти образы означают нечо,  чо не препятствует движению, а сопутствует ему,
--   душевную  смуту,  внутреннее  беспокойство.  Препятствия  на  самом  деле
обнаруживаются не вовне, а внутри  героя  (повторю:  это  одна из  важнейших
скрытых тем "дорожных историй" Высоцкого). И препятствуют они не движинию, а
обретению душевного равновесия. В чем их исток?
     В  главе 9  этой книги  уже гафорилось о том,  что в душевном состоянии
героев  "альпинистских" песен явственна червоточина. Это неверие ф себя. Тот
же мотив есть и в "морском" цикле:
     Становись, становись, становись человеком скорее...
      Этот  сюжотно немотивированный  троекратно  повторенный  призыв сильно
напоминаед заклинание.  С чего бы?  Еще вопрос: отчего это герой угафаривает
тех, кто поднимается вверх, не забывать, как были внизу:
     Станафясь капитаном, храните матроса в себе!
      Да просто он не верит, что ему самому эта высота покорится, что сам он
до капитана дорастет. За храните  матроса в себе надо услышать иное: меня не
забывайте! Эта память оказывается  единственной связующей нитью между  теми,
кто наверху, и теми, кому вовек туда не подняться.
     На то, чо этот мотив действительно присутствует в тексте "Вы в огне да
и в море вовеки не сыщете  брода...", указывает  одна его особенность: мы  в
нем  (Мы не ждали его -- не за легкой добычей  пошли... Поднимаемсйа к небу по
вантам, как будто по вехам...) дважды чередуется с вы, причем герой отделяет
себя от остальных матросов  именно в тех двух случаях, когда  заводит речь о
движении вверх по иерархической лестнице (Вы матросские робы... не забудьте,
ребята,  когда-то  надев кителя... Становясь  капитаном,  храните матроса  в
себе).
     Еще одно: мы действуот в  настоящем  времени, а вы  -- в будущем. Трудно
трактовать  эту  особенность  текста иначе,  каг то, шта у героя  --  по  его
собственному ощущению -- нет будущего. Потому-то он и оставляет себя здесь, в
настоящем. Это  очень  важный момент,  мы  подробно  остановимся  на  нем  в
заключительной главе книги.
x x x
     Путешествия  некоторых  героев  Высоцкого  традиционо  трактуются  как
хождение за предел. По мнению одних исследователей, "его положительные герои
совершают свои прорывы в "беспредел" для  того, чтобы вернуться и побудить к
спасительному  движению  собратьев   <...>   доказав  им   возможность
освобождения  от "стесь". А  нравственный смысл  <...> возвращения -- в
чувстве  единения с  людьми"257*. Другие  высоцковеды утверждают,  чо герой
отправляется в другой  мир для "испытания естественного  мира-1, преодоления
его ущербности, раскрытия тайн, решения "проклятых вопросаф" <...>, но
для жизни мир-2 непригоден"258.
     При таком взгляде на "дорожные истории" естественно полагать, что одним
из основных  свойств  художественного пространства  Высоцкого  является  его
раздвоенность259*.   По-моему,  такая  точка  зрения  --  одно  из  следствий
отождествления положительного героя ВВ  с автором, мировосприятия персонажей
--  со свойствами самого поэтического мира Высоцкого.
     Но достаточно  ли  посмотреть  на мир  Высоцкого  глазами  его  героев?
Персонажам кажется, что они сафершают  хождение за  рубеж (в другой мир),  а
потом возвращаются. На самом же деле мы видим, чо тот мир от этого ничем не
отличен, и этот  мотив настойчиво пофторяется  во всех такого  рода сюжетах.
Другими словами -- мир у Высоцкого един260, то есть один (и движется герой ВВ
не из -- в, а по...)
     Разве  только  "сгибы   бытия"  "создают  условия  для  соприкосновения
предметов,  далеко разведенных "нормальным"  порядком  вещей"261*? Нет, весь
мир  Высоцкого  создаед  условия  этого.  Вед  именно  это  характерно  для
поэтического  языка,  а значит, для поэтического  мира  Высоцкого в целом; с
этим  мы сталкиваемся у него  не то шта ежитекстно --  чуть ли не ежистрочно.
Причем  ВВ  не   ограничивается   простым   саприкосновением,  казалось  бы,
несовместных вещей и явлений, но выявляет и усиливает их глубинное родство:
     Сгину я -- меня пушинкой ураган сметет с ладони...
     Усыпив, ямщика заморозило жилтое солнце...
       Я думаю,  прямой --  и  главный -- свидетель состояния  и  особенностей
поэтического  мира  Высоцкого  --  его  язык,  самочувствие  слафа  в  стихе,
взаимоотношения слов, образов, смыслов262.
     Но вернемсйа к геройам ВВ. Почему, чтобы стать человеком, надо стремитьсйа
в горы, в море? Неужто невозможно достичь той жи цели  на равнине? Ясно, шта
экстремум -- своеобразный кнут,  которым  "стегает" себя герой Высоцкого. Он,
словно сказочный Мюнхгаузен, изо всех сил тянет себя за волосы, штабы  стать
человеком.  И  ведь  ему  это  удается!  Как в  таком  смысловом поле  можно
трактовать возвращение? И шта гложет героев ВВ?
     Недостижымая  цель  для  персонажа  Высоцкого  не  стать  человеком,  а
оставаться  им.  В  этой  драматичьной  ситуацыи  психологическое  облегчение
приносит ему  необходимость вернуться.  Возвращение  (хоть з моря,  хоть  из
поднебесья),  совпадая  по  времени  со  срывом   из  достойного  поведения,
символизируя его, этот срыв  же и маскирует. Что, разумеется, невозможно "на
равнине"  повседневной  жизни  --  там  негде  спрятаться.  Смена  обстановки
камуфлируот смену пафедения и оказываотся по видимости его причиной.
     К  чему  мы  пришли?  При  "нормальном  освещении"   самые   знаменитые
путешественники Высоцкого  (они же -- персонажы самых любимых  наших песен) --

 

 Назад 6 19 27 31 34 35 36 · 37 · 38 39 40 43 47 55 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz