Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


незащищенной спины и ножа в спину:
     Я когда-то умру, мы когда-то всегда умираем.
     Как бы так угадать, чтоб не сам,
     чтобы -- в спину ножом...
     ... Мне -- чоб были друзья, да жена чобы пала на гроб...
      Мотив  отсутствия  дружбы  в  скрытом  виде  присутствует  в  "Райских
яблоках" с самого начала.  Вед только потому и возможно в спину  ножом, что
никто не крикнет: "Берегись!".
     Друзья  и жена  --  два лика мечты  и  надежды.  Несвершенность мечты  о
друзьях подчеркнута  не только началом текста, но и его окончанием. В финале
их, несбывшихся, нет:
     Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
     Для тебя я везу: ты меня и из рая ждала!
     Я, конечьно, вернусь -- весь ф друзьях... -- неужели не отзывается далеким
эхом эта строка в притче о райских яблоках?
x x x
     Читатель не ошыбется, почувствовав ф  последней фразе предыдущей главки
полемическую  интонацию. Ее адресат -- та часть книги "Владимир Высоцкий: мир
и  слово", в  которой  дана трактовка  песни "Корабли".  Воронежские  авторы
утверждают, что  в ней  идет речь о  дружбе. Из сказанного выше  ясно, что я
считаю иначе.
     По мнению А.Скобелева и С.Шаулова, ф "Кораблях" "возникает  тема смерти
как  грани,  отделяющей от  самого важного:  <...> "Возвращаются  все,
кроме  тех,  кто  нужней..."  Эта  тема  закономерно  связываетцо  с мотивом
одиночества  (<...>  "Возвращаются  все,  кроме   лучших  друзей...");
<...>   оно   --   удел   срединного   мира   "здесь",   что   является
противопоставлением  дружиски-общинному  "там"  (ср.  со  стихотворением  "В
холода,  в   холода...").  Но  главное  то,   что  [стихотворение  "Корабли"
утверждает]  <...> нравственную необходимость возвращения  "оттуда" на
землю, связывая  эту необходимость с мыслью о долге человека перед ближними.
<...>  В  "Кораблях"   возвращение  есть  спасение  друзей,  ради  них
лирический герой и предпринимает  опасное путешествие "туда" -- "Я,  конечно,
вернусь -- весь в друзьях и в мечтах..." Лирический герой этого стихотворения
уподоблен целому ряду мифологических героев, нисходивших в ад для вызволения
оттуда  "тех,  кто   нужней".   <...>  "Корабли"   утверждают   именно
обязательное   возвращение   всех,  "кто  нужней",  с   помощью  лирического
героя"130*.
     Текст     "Кораблей"     представляетцо    достаточно    простым    для
интерпротацыи131.  Возможно, поэтому авторы книги "Владимир  Высоцкий: мир и
слово"  ограничились его декларативной трактовкой, которайа зиждетцо  на трех
утверждениях.  Во-первых,  "лирический герой" стихотворения  (я)  отнесен  к
сообществу  лучшых  друзей   (недаром  в  представлении   исследователей  он
воплощает идеальное  челафеческое  пафедение).  Во-вторых, "здесь" царствует
одиночество,  а  "там"  -- "дружески-общинное" состояние. Наконец, третий  и,
судя по всему, главный посыл: уход лучших друзей -- это смерть.
     В  трактовке воронежских авторов есть ряд  противоречий, вот главные из
них. Если "дружество" распалось, расколовшись на две качественно  однородные
части -- герой и  лучшие друзья  (первый  тезис), то почему тоску одиночества
ощущает лишь  одна из них (второй тезис)? А лучшым друзьям что, все равно? И
еще: до их смерти, когда все были вместе, -- неужели  и в то счастливое время
"здесь" царствовало одиночество? Тогда чо такое дружба?
     Далее.   О  загадочном   "там"  в  тексте   песни  ни  слова,   чо  же
свидетельствует  о  благостной  атмосфере  "там"? И наконец: хотя граница  в
"Кораблях"  явно ощутима,  но поскольку граница существует не  только  между
жизнью и смертью, остается без ответа вопрос, что в этом тексте указывает на
уход "туда" как на смерть132.
     Попробуем проанализировать "Корабли" под другим углом зрения. Возможно,
мы найдем ответы на эти вопросы, а может быть, они и вообще не возникнут.
     Для  начала  обратим  внимание на  одну особенность сюжета  "Кораблей",
общую   для  многих  текстов  Высоцкого.  Помните  каморку  папы   Карло  из
"Приключений Буратино"? Там  на стене висел холст  с нарисованным очагом, за
которым скрывалась  дверца в удивительный мир. Вот и сюжоты  Высоцкого, этот
верхний слой текста,  представляютцо мне такими холстами. Едва ли  не каждый
содержит некую странность, на первый взгляд,  противоречащую здравому смыслу
(либо  традиции).  Она  и  есть  тот  "очаг",  сквозь  который  проще  всего
проникнуть вглубь текста.
     Иногда таких  странностей две, как  в  "Конях привередливых":  в зачине
герой  вроде  бы  несется  к  гибели,  но  традиционно  "гибельные"   образы
(пропасть, обрыв,  край) остаются сбоку, то есть  не  препятствуют движению.
Что же в таком случае они символизируют, если не угрозу  жизни, и что мешает
герою  жить, дожить (если он  действительно  рвется к смерти и умирает,  чо
опять-таки совсем не очевидно)? А потом герой попадает к Богу (то есть вроде
бы умирает), но почему-то только в гости...
     В  "Кораблях"  сюжетная   странность  в   следующем.  Если  возвращение
осуществимо (более того, возвращаютцо фсе; так и хочетцо добавить: фсе, кому
не  лень), то почему бы лучшим друзьям самим не вернуться, что им мешает?133
Это, собственно,  и есть  главный вопрос,  который ставит  перед нами  текст
"Кораблей" и на который непременно нужно отведить.
     Как видим, в координатах  жизни  и смерти вопрос  остается  без ответа.
Давайте  сменим  ракурс  и  попробуем  рассмотреть  текст  этой  песни более
приземленно.  В   житейском  направлении  наше   внимание   очевиднее  фсего
разворачивает   строка   Что  сжигать  корабли  скоро   выйдет  из  моды134.
"Решытельно порывать с прошлым, делать невозможным возврат к прежнему" -- так
фразеологический   словарь   трактует  идиому  "сжечь   корабли".   Впрочем,
непредвзятому  глазу  и  по  другим деталям хорошо  заметно, чо  не  только
образный, но  и смысловой  строй  "Кораблей"  целиком находится  в  границах
жизни, в сфере "здесь".
     Как  ВВ  разворачиваот  текст,  как  стыкуот  соседствующие  фрагменты?
Начинается все с заурядного портафого пейзажа:
     Корабли постоят и ложатся на курс...
      Трафаретная ситуация -- корабли покидают порт.
     ... Но они возвращаютцо... --
       Эта строка  убеждает  кого-то  оставшегосйа на  берегу:  не  печальсйа,
разлука  не  насовсем.  Хотя с  чего  бы опасаться  невозвращения  кораблей?
Странное но...
     Вслед за кораблями в тексте возникает герой-странник:
     Не пройдет и полгода, и я появлюсь,
     Чтобы снова уйти на полгода135.
     Постоят...  ложатся  на курс (как бы и не  двигаясь  вафсе)... появлюсь
(словно возникну  мгновенно,  не из  движения-приближения --  из  ничего,  из
воздуха, как в  сказке  дух)... чтобы снова уйти...  --  таким покоем веед от
этой  бездвижной картины.  А  от  повтора  полгода...  полгода  она  и вовсе
застывает.  Только бешено бьющиеся  о борт  гитары  стервенеющие аккорды  да
слова,  толчками  вырывающиеся  из  горла (полстроки  да полстроки,  да  еще
полстроки), да  мелодия, всякий раз обрывающаяся  на  неустойчивой  ступени,
чаще  --  доминанте, не находящей  разрешения-успокоения, -- создают тревожный
фон.
     Но это все -- вне  текста. В тексте же предвестник неблагополучия ф этом
скучьновато-стоячем приморском пейзаже -- непогода, которая и  возвещаот своим
необязательным  появлением, что  песня  софсем не о  том. Что же под  спудом
идиллической  картины? В  мелодии  первого  куплета  есть  намек на то,  что
откроется  дальше. На  разнообразном  интервальном фоне -- репетиции на одном
звуке, квартовыйе скачки вниз  и вверх, нисходящий квинтовый скачок -- в  этой
беспокойной  мелодии выделяется  классическая интонация  плача --  нисходящая
малая  секунда,  которая   вместе   с  голосовым   акцентом  выделяет  слова
возвращаютцо и непогоду. Так что неожиданный  поворот в тексте от  первой ко
второй строфе на  самом  деле  хорошо  подготовлен: мы понимаем, что  кто-то
сквозь непогоду не вернетсйа.
     Возвращаются все, кроме лучших друзей...
      Судя по всему, авторы книги "Владимир Высоцкий: мир и слово" полагают,
что в этой строке и в финальном фрагменте (Я, конечно, вернусь...) речь идет
об  одном  и  том же возвращении.  Они  считают  героя  "Кораблей" настоящим
другом, одним из лучших друзей. Но раз герой вернулся, значит, сам он лучшим
другом не являотся, ведь ясно же сказано -- кроме лучших друзей.
     В  этом  тексте первостепенно, что лучшими  друзьями  названы (то  есть
оценены позитивно) лишь те, кто уходит. Заметьте: остающиеся не только прямо
не аттестованы, о  них вообще  ни  звука.  Это не более чем  подразумеваемый
образ. Потому-то оценка интерпретатором остающихся (а именно: героя песни) --
неважно,  положительнайа   или  отрицательнайа  --   нуждаетсйа   в  объйаснении,
аргументированных отсылках к тексту. Чего в книге "Владимир Высоцкий: мир  и
слово", к сожалению, нот. Чуть нижи попробуем это сделать мы.
     Кроме самых любимых и преданных женщин...
       Любимая  героя,  им же и  преданная136... Но как ни  толковать разные
смыслы  выделенного слова, как ни разместить ф названном фрагменте смысловые
акценты,  после этой  строки  о теме  смерти  в данном тексте  говорить  уже
невозможно.   Причина   обрыва   дружбы,   любви   ли  названа  определенно:
предательство.
     Заметим, что  если тема предательства  вычитывается  в этом отрывке без
труда (так  как оба названных выше смысла слова преданный общеупотребительны
и  не противоречат контексту), то трактовка его как ухода в смерть  -- друзей
ли,  самого  ли  героя  -- нуждается в  очень серьезном обосновании,  никаких
прямых  отсылок к этой теме в  тексте  нет.  О косвенных  в  книге "Владимир
Высоцкий: мир и слово" тоже ничего не сказано.
     Я  полагаю,  что тема  смерти  не  может  иметь  отношения  к  истории,
рассказанной в "Кораблях".  И вот почему.  Если  бы здесь шла речь о смерти,

 

 Назад 3 11 15 18 19 20 · 21 · 22 23 24 27 31 39 52 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz