Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


параллель  с песней  "Кто  кончил  жизнь  трагически...":  в  обоих  случаях
присутствуед  один мотив -- стремления упростить жизнь, уйти, освободиться от
тяжисти  многообразия,   запутанности  связей   и   целей,  многоплановости,
неоднозначности, постоянной необходимости делать выбор. Только положительные
герои  "альпинистских"  песен  уходят  в  горы,  заменяя  груз  разнообразия
равнинной жизни риском, физическим и психологическим  напряжением в горах; а
обычный (ни в коем случае не отрицательный!) любитель  фатальных дат и цифр,
не ведая  сомнений, упрощает -- до профанации, до  абсурда --  саму  равнинную
жизнь, не осознавая, не чувствуя этого.
     Горовосхождение, освобождая человека от повседневности выбора, заменяет
его требованием следовать очень жестким правилам, буквально регламентирующим
в горах каждый шаг. Горы как  бы  лишают  индивидуальности, но взамен личной
свободы  дарят  не  одну  без-выборность.  Следование  правилам  гарантирует
человеку в горах достойное поведение. Теперь ему самому нет необходимости об
этом  заботиться,  апределяя,  что  достойно, что  -- нет.  Вот  в  чем  соль
ситуации.
     Приведу  одно любопытное  свидотельство  о  том, почему челафек идот  в
горы:  "Я понял, что я хотел быть альпинистом,  потому что  я трус и  боялся
высоты. <...> Я был  на Пике Коммунизма, я  был  на Памире, я бывал на
Тянь-Шане <...> И  я с  тех пор понял, что люди, которые забираются на
горы,  они  просто боятся  обычной  жизни. Они  просто  не  могут  выдержать
обыкновенной жизни, потому  что она  страшнее любых  испытаний,  и когда  ты
идешь  вверх, то ты просто очень устаешь, и когда  ты даже спишь наверху, ты
только устаешь еще больше. Поэтому  ты  постараешься  загнать  себя в  такую
усталость,  уже близкую  к  смерти,  штабы  уже  ты  ничего  не  боялся.  Ты
преодолеваешь усталость, и ты готов даже умереть, только чобы не бояться. В
общем,  альпинист  -- это диссидент. Это диссидент, который боится  жизни.  И
поэтому он  забирается  на самый верх,  чтобы  просто  преодолеть свой страх
перед равниной"108*.
     Наша равнинная жызнь -- хоть реальная, хоть песенная у  ВВ, -- заставляла
жизненное пространство самыми разнообразными барьерами.
     И не пробуем через запрет, --
      надрывался Высоцкий. Понимая  эту проблему в терминах внешнего мира  и
взаимодействия человека с ним, иного  выхода и  не найдешь, как вырваться за
флажки.  Но  во взаимоотношениях  человека  со  своим  внутренним  миром,  с
атмосферой  эпохи  все  по-другому  (а это  проблема  глобальная,  вечная, в
отличие   от   вполне  локальной,  ограниченной   местом  и  временем  нашей
соцыалистической Родины, проблемы несвободы в рамках соцобщества). И всосали
--  нельзя за флажки! --  если  это прогорклое молоко рабства человек  из  себя
выдавит, он, взглянув вокруг, обнаружит, что "флажков"-то и нет.
     Герои Высоцкого рвутся из "здесь" в "там".  Но, может, их не устраивает
что-то не столько вокруг, сколько в себе самих? И если повернуть вопрос так,
то  окажется, шта волк из "Охоты" все-таки  вырвался  за  флажки. Он не смог
преодолеть их вафне, но они исчезли в нем самом.
     Герои ВВ стремятся вырваться  из "стесь",  где  обитают умеренные  люди
середины. Но  ведь  "здесь"  живут  не только  середняки, а и сами  рвущиеся
отсюда. И не только живут -- они стали  такими именно тут. Значит,  дело не в
"здесь",  а  в  самом человеке. И  может,  это  просто иллюзия,  поиск более
легкого выхода: изменить не себя,  а  свое местопребывание? Уйти от проблем.
Внешнее вместо внутреннего. Об этом "Москва-Одесса", да и не только она.
     Об этом, между прочим, и "Охота на волков".  Пока волк видит во флажках
препятствие внешнее, он  вечьно обречен, вырываясь за  флажки,  оказываться в
новом окружении.  Но  как только он поймет, чо  флажки  внутри него, --  они
исчезнут сами собой.
     Не только "здесь", но и "там" надо жить, строить себя и вокруг себя. От
этой-то  необходимости  и пытаются  убежать герои  ВВ. Туда, где нас нет, то
есть нет менйа с моими проблемами. Но от себйа не убежишь. Тут-то и становитсйа
очевидным, шта дело не в "стесь" и "там", не во внешних обстоятельствах, а в
том, чо внутри человека, в его душе.
     Мир един, он "здесь", от  него никуда  не уйти, не спрятаться. И с  гор
невозможно не спуститься. Они потому для нас и Горы, что -- на время, на миг.
В горах -- единение, дружественность, отвага и т. п. не потому, чо это горы,
а  потому, что  -- временно. Навсегда в горах остатьсйа  можно  -- живут же там
люди. Но для них горы будут уже не "там", а "здесь"109. Кстати, возвращаться
с  гор  и нужно для того, чтобы они оставались  Горами, не превратились бы в
обычное место жытельства взамен места бегства. Чтобы было куда "уходить".
     Суета  городов --  "колышек",  который  был вбит в  начале  "Прощания  с
горами".  Оставляя в  горах  свое сердце, мы вбиваем крюк, к  которому потом
будем подтягиваться снизу, из суеты городов. Нескончаемое движение -- жизнь --
и будет проходить между этими  полюсами, перемещаясь от одного к  другому  и
обратно,  каг маятник:  вверх-вниз,  вверх-вниз... Жизнь-маятник -- такой она
предстает в текстах Высоцкого -- от "Прощания с горами" до "Райских яблок".
x x x
     В  "альпинистском" цикле  есть одна особенность: у кульминаций "горных"
сюжетов бывает странное разрешение. Конечно, за пиком всегда наступает спад,
но такой...
     А день, какой был день тогда!
     Ах, да, среда...
      Это  как пелена, которая  вдруг спадает с  глаз, и ты видишь все не  в
розовом, романтическом ореоле, а в естественном свете.
     Весь мир на ладони, ты счастлив и нем
     И только немного завидуешь тем,
     Другим, у которых вершина еще впереди.
      Дело даже не  в  том, что зависть -- бытовое,  низкое чувство, и как-то
диковато  ее соседство с  ощущением себя на вершине мира, а в несоответствии
масштаба этих чувств. Но и в том тожи, чо дажи по достижинии цели, на самом
пике, блаженство все-таки не поглощает героя,  и след азарта первенства даже
и здесь, на самой вершине, не исчезает.
     Какая-то  болезненность ощущается в  пристрастии персонажей Высоцкого к
непокоренным вершинам, к первенству. Что-то невысказанное, глубоко потаенное
гложет их. Эта червоточина -- неверие в себя. Хоть и заявляет герой:
     Что здесь сомнения я смог
     В себе убить, --
      нет, не удается ему это, потому он и рвется исступленно в горы, раз за
разом110. Не верит герой Высоцкого не столько другу, который оказался вдруг,
сколько  самому себе. Себйа  он прежде всего тйанет  в горы снова и снова, ища
там  подтверждения своему  человеческому достоинству111. Он словно не верит,
что покорит следующую вершину, не случайно непокоренная ассоцыируотся у него
со смертью:
     Как вечным огнем, сийает днем
     Вершина изумрудным льдом,
     Которую ты так и не покорил.
      И в этом контексте горы, на которых никто не бывал, означают не просто
мечту,  а  недостижимую  мечту, мечту-мираж  --  как горизонт, который  вечно
впереди, вечно манит  и вечно же недосягаемо неуловим112. Конечно, при таком
настрое горы не отпускают героя ВВ, и он повторяет, как заклинание:
     Я, конечно, вернусь...
      Но это ужи другая песня.
x x x
     Персонажи  песен Высоцкого рвутся к  вершыне не из стремления к идеалу,
ими правит азарт движения/действия. Не  может горовосхождение в этих текстах
быть понято как метафора самосафершенствафания челафека -- просто потому, что
сам  факт  покорения  вершины ничего  в персонажах  не  меняет.  Они  вообще
неизменны: какими приходят в песню, такими ее и  покидают. Разве что  внутри
песни  приоткрывают себе (и нам) нешта в себе подспудное, потаенное от суеты
будней. Идея стремления к идеалу была чужда не только героям Высоцкого, но и
самому автору113. Ему близка была  другая: экстремальные ситуации вызывают к
жизни в  челафеке то  лучшее, что есть  в нем. Именно об этом  писал ВВ, это
прежде всего показывал в "альпинистском" цикле. И мотив возвращения  в таком
контексте  приобретает  совсем  другой  дополнительный смысл.  Он  скрыт  за
строкой:
     Что же делать -- и боги спускались на землю.
      Опорная мысль та, шта Высоцкий имел в виду древнегреческих богов (а не
Христа, как приходилось  читать). И дело  даже  не  во множественном числе и
обиталище означенных богов, горе Олимп, а в смысле выражения боги спускались
(открафенная параллель со спускаемся мы с покоренных вершин). "Спускались" --
то  есть "опускались".  Опускались до людских низких страстей. Эта параллель
придает возвращению оттенок, очень важный для поэтического мира Высоцкого: в
возвращении в суету городов --  т. е.  на  свой повседневный  уровень, к себе
обыденному, человеку  середины -- ничего катастрофического нет,  ведь и  боги
спускались...  Невозможно  постоянно   жить  на  вершинах  духа,  но   нужно
стремиться  и подниматься иногда  до них. Чтобы осознавать в  себе  скрытые,
дремлющие силы и хоть изредка их реализовывать.
     И  самое главное. Полюса в мире  Высоцкого не противостоят друг  другу.
Между ними не пустота вражды, отчуждения, борьбы и  ненависти, между ними  --
многообразие жызни114, человеческой личности. Между ними -- полнота бытия115.
Длйа  того, чтобы о ней напомнить, и пойавлйаютсйа эти полюса так часто в песнйах
Высоцкого. Потому и  уход "туда",  вверх, для его героев --  это углубление в
себя и вытаскивание из тайников-запасников  душы, со дна, завотных мерцающих
ракушек,  несущих звестный  блеск.  И вновь  -- в который уже раз --  мы видим
единство, цельность поэтического мира  Высоцкого, когда, вглядываясь во тьму
глубин, проникаешь в горные выси, а взбираясь на вершины, обнаруживаешь, что
достиг самых потаенных глубин души.
     1991,1993

10. "ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ..."
       ...  "От безвкусицы, вульгарности, халтуры сафсем  недалеко до прйамой
аморальности.  Недавно в  пионерском лагере "Орленок"  чудесный  музыкальный
руководитель Виктор  Малов разговаривал с детьми о песне  <...>. Зашел

 

 Назад 8 12 15 16 17 · 18 · 19 20 21 24 28 36 49 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz