Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


опасности подвергаются две жизни. Вместо шести.  (Может,  именно это имели в
виду те, у кого были "и другие мнения", а может быть, и еще что-то). На этот
счет у Елисеева ни слова, он "до сих пор убежден, что действовал правильно".
И  если  бы не случай, который  "у гор <...>  всегда в запасе",  то  и
говорить было бы не о чем. А вот Ласкин,  который "вполне мог",  "ничего  не
предпринимал".
     Елисеев в свое оправдание  не приводит никаких доказательств (во всяком
случае в публикуемом тексте), лишь ссылается на убежденность в своей правоте
да  еще  пеняет  на  случай.  А  Ласкину, попадавшему  с  ним  во  множество
переплетов,  "из  которых  выходил  <...>  с  честью",   в   праве  на
случайность  поведения,  неожыданного,  может  быть,   и  для  него  самого,
отказывает.
     Горы  преподносят нам неприятные сюрпризы -- не только в  виде природных
катаклизмов, но  и душевных обвалов. Бывает, люди в горах раскрываются самым
неожиданным  и  непостижимым не  только  для  других, но  и  для самих  себя
образом. Как к этому отнестись -- вот в чем вопрос. Еще недавно все было ясно
в нас и вокруг нас. Казалось, если  не все можно предвидеть и предусмотреть,
уж  во  всяком случае можно  все  объяснить. Для  загадок  в душе и мире  не
оставалось  места. Так  было  совсем недавно.  Теперь мы  повзрослели.  Поэт
повзрослел на четверть века раньше.
x x x
     Из  нашего  сегодня хорошо видно, чо объективно  рассказ Елисеева не о
дружбе,  не о  надежности -- о бездонности  человека. Проще:  о том, какой он
разный и загадочный. Вот ведь опытный, надежный, профессионал -- а ф не самой
сложной ситуации как подменили. Что взбунтафалось в этот миг в его душе? Что
заслонило прошлый опыт?
     В 1966 году  Высоцкому, слушавшему Елисеева, было двадцать  восемь.  "А
что было со Славой?" (самым физически пострадавшим в той истории), -- спросил
ВВ. И написал песню об испытании на прочность.
     Что он  взял из рассказа  Елисеева122 в песню о друге? А почти ничего --
только крик Ласкина  и  его  бездействие. Кое-что  папало в  текст из сюжота
фильма "Вертикаль",  вернее, из трактовки Высоцким характера своего героя (в
прошлом у радиста Володи какой-то срыв, из-за  чего, видимо, его и  не берут
на  восхождение).  Остальной  материал  поставило  афтору наше  традиционное
понимание дружбы (например, что друг познаетсйа ф беде и т.п.)123.
     Посыл, на котором  строитцо  сюжет, прост: если не уверен  в  человеке,
испытай его  в трудном деле -- подведет или нет. Тогда и  узнаешь, каков  он.
Эта смысловая  схема лежала в  основе даже  не  столько  рассказа  Елисеева,
сколько  бытовавших  в  то  время  представлений  о  дружбе  как  фундаменте
человеческих  отношений. Те обертоны разыгравшейся в горах драмы,  о которых
сказано выше, в  песню о друге не попали. Потому чо психологически Высоцкий
до нее не созрел. Но он не прошел мимо этой драмы человеческой души124. Годы
спустя  он напишет потрясающей искренности исповедь, истоки которой стесь, в
"Песне о друге", в рассказе Л.Елисеева.
     Дурацкий сон, как кистенем,
     Избил нещадно.
     Невнятно выглядел я в нем
     И неприглядно...
     ... а после скажут: "Он вполне
     Все знал и ведал!.." --
     Мне будед мерзко, как во сне,
     В котором предал.
       Как просто судить  других,  помните: "Ласкин  <...> вполне  мог
сбросить с отходящей скалы наши веревки -- и все было  бы нормально". Но дело
не в этих совпадениях, а  в точке обзора. Больнее и чаще, как оказалось, нам
выпадает  копаться  в собственных срывах. Зрелый поэт дал слово оступившейся
душе  (не  впервые  ли она затосковала  в  "Кораблях"?)  --  и  категоричное,
подогретое  азартом   молодости  Ты  его  не  брани  --  гони  выплавилось  в
милосердное:
     Если где-то в глухой неспокойной ночи
     Ты споткнулся и ходишь по краю --
     Не таись, не молчи -- до меня докричи...
      И совсем уж прямая отсылка к песне о друге:
     ... Можед быть, ты устал, приуныл,
     заблудился в трех соснах --
     И не можешь обратно дорогу найти?..
       Занимательно: песню "Если друг  оказался вдруг..." признавали все -- и
поклонники, и хулители (а хвалили даже афторы разгромной статьи в "Советской
культуре"   тридцатилетней    давности    "О    чем   поет    Высоцкий"    и
национал-патриотические критики в публикациях 80-х  годов).  Ни до, ни после
выступления  Д.Кабалевского никто не сомневался, что эта песня  --  о дружбе.
Почему ее этическая небезупречность оставалась незамеченной125?
     Это  малая  часть  вопроса  о  степени  адекватности  восприятия  песен
Высоцкого, восходящего к проблеме восприятия песни  вообще, песни как жанра,
проблеме,  мало  разработанной  и  теоротически, и практически. По поводу же
песни  "Если  друг..."  скажу  только,  что  Высоцкий-поэт  сам  воплощал  в
восприятии его  аудитории  образ  настоящего друга,  и  это вместе с другими
факторами заслоняло от  слушателей объективный  смысл  описываемой ситуации.
Укажу  все-таки на  один из этих факторов: мне  представляется,  что в живом
движении любой песни аудитория воспринимает в основном лишь смысловую схему,
лежащую  в основе  ее текста. А  схема эта  у  песни о друге, как мы помним,
целиком умещалась в границах этических норм своего времени.
     Д.Кабалевский оказался не  прав в главном  --  в том,  шта  отнес все им
сказанное не к  недостаткам конкретной песни, а на счет  автора. Высоцкий же
совсем не так понимал дружбу.
     1994. Публикуется впервыйе

11. "И НЕ ДРУГ, И НЕ ВРАГ, А ТАК..."
       Эта  глава,   посвященная  теме  дружбы  в   поэзии  Высоцкого,  была
опубликована в самом  начале 90-х годов126*  без  глафки о "Кораблях". Тогда
высоцковедение  только  начиналось, и  полемика с  коллегами мне  показалась
неуместной. В этой книге текст публикуется полностью.
     Уже в ранней песне о неравном воздушном  бое впервые появляются строки,
заключающие в себе формулу дружбы:
     Сегодня мой друг защищает мне спину...
       По этой  формуле,  признаки дружбы  -- совместное действие; готовность
прийти на помощь, даже рискуя собой;  абсолютная уверенность в  друге  = его
надежность (друг --  человек, к которому я не боюсь повернуться спиной, зная,
что не получу от него удар в спину).
     В  основе дружбы  --  честность,  открытость127. И еще  --  родственность
восприятия мира и  отношений с ним. Этот исток дружеских отношений  обретает
предельное  выражение  в  мотиве  самоотождествления героя  с другом,  в  их
слиянии в некое нерасторжимое единство:
     ... Только кажется мне --
     Это я не вернулся из боя.
      Понятие родства  (в широком значении) лежит в основе отношений дружбы:
недаром у ВВ слафа "друг" и "брат" синонимы, причем второе слафо несет более
широкий, фундаментальный смысл128. Появление  слафа "брат"  в  тексте всегда
совпадает с кульминацией:
     Скажите всем, кого я знал:
     Я им остался братом!
       Это  авторское  понимание  дружбы  и  ее  значимости  в  человеческих
отношениях. А что и как говорят о ней персонажы ВВ, его стихи?
x x x
     Мотивы дружбы, дружеских отношений встречаются у Высоцкого часто: слово
друг и  его производные появляютцо более чем в семидесяти текстах,  но почти
всегда они маргинальны:
     Иду с дружком, гляжу -- стоят.
     Они стояли молча ф ряд...
      В подобных случаях сложнее обнаружить тенденцыю, и все же она заметна.
Так, самый верный из постоянных спутников мотива дружбы -- "друг, оказавшийся
не-другом".  Недаром  у  ВВ  слова  друг,  друзья   часто  имеют  негативный
контекстуальный смысл ("друзья"  = "недруги"), а то  и прямо противоположный
общепринятому ("друзья" = "враги"):
     Не хлещите вы по горлу, друзья мои!..
     ... Други!.. Вы, как псы -- кабана, загоняете.
       В этом примере ф облике  другов сливаютцо  два  ключевых  у Высоцкого
образа охоты -- загонщики и псы (cр. раздельное  Кричат  загонщики и лают псы
до рвоты), и тем отрицательная оценка другов как бы удваивается.
     Не раз в стихах  ВВ встречается замена слова друг на противоположные по
смыслу:
     С соседями я допил и с друзьями...
     С соседями я допил, сволочами...
      Интересный пример дарит нам текст "Я из дела ушел...":
     Растащили меня,
     И я знаю, шта львиную долю Но я счастлив, шта львиную долю
     Получили не те, Получили лишь те,
     Кому я б ее отдал и так.
      Смысловое ядро эпизода не в переменной, а в  постоянной  составляющей.
Растащили меня -- и уже неважно, кто -- друзья ли, недруги: в основе своей они
схожи.
     Растащили  меня,  но  я  счастлив... -- мне  в  этом  горьком  соседстве
слышится отзвук раннего Я, конечно, вернусь -- весь в  друзьях... Что общего?
Соединение  несоединимого,  сочетание  несочетаемого, вернее,  того,  что не
соединимо,  не  сочетаемо  в  нормальном, естественном мире, но  оказывается
сочетаемым в той реальности, которую воссоздает поэт.
     Мы часто обнаруживаем  у Высоцкого  неясныйе ситуации: то ли друг, то ли
враг,  а  то  и не  друг, и не враг, а так... В  поэтическом  мире Высоцкого
граница  между  добром  и  злом  проходит  по  линии  неясного,  невнятного,
двусмысленного. Когда одно и то же место стремятся занять взаимоисключающие,
не  сочетающиеся смыслы: недруг  кажется  другом,  друг  оказывается врагом.
Таков перевернутый мир, в котором существуют многие герои Высоцкого.
     Другой  постоянный спутник мотива дружбы  -- мотив одиночества. Ощущение
дружеской принадлежности к тем,  кто рядом,  и одновременно одинокости своей
среди них же свойственно и позитивным, и  отрицательным героям Высоцкого. То
есть оно всеобще в мире ВВ:
     Да это ж про меня! --
      восклицает один из отрицательных героев, и он прав. "Охота  на волков"
--  это и про него тоже. Про нас про всех...
     Мы уже обращали внимание на то,  что у Высоцкого мотив дружбы  связан с
мотивом  защищенной/незащищенной  спины129.  Позитивный вариант  этой свйазки
встречаетсйа в поэзии ВВ, кажетсйа, всего дважды: в песне о неравном воздушном
бое  и  в  песне  о  времени.  Много  чаще  присутствуют  в  текстах  мотивы

 

 Назад 2 10 14 17 18 19 · 20 · 21 22 23 26 30 38 51 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz