Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


ко  дну. Это один из постоянных мотивов ВВ. Эпизод любопытен проявлением еще
одной постоянной черты поэтического стиля Высоцкого. Посмотрим:
     И кто нырнет в холодный этот омут,
     Насобираед ракушек...
     ... а кто потонед -- обретед покой...
      Явна  вроде  бы  параллель  двучленов:  нырнот -- насобираот, потонот --
обретет. Вроде бы противопоставлены нырнет и потонет? На самом деле здесь не
дву-,   а  тричлены,  скрытая  купюра  в  смысловой  цепочке  и  --  никакого
противопоставления. Восстановим недостающие звенья: нырнед -- (достигнед дна)
--   насобирает,  (нырнет)  -- потонет (в общем, тоже достигнет дна, т.е. края,
конца) -- обретет. Фактически полное тождество, цели только разные: одна -- на
дне,  другайа...  (в этом фрагменте  смерть ассоциируетсйа  с  движением вниз,
достижением дна -- потонет, а не вверх, в небо. У ВВ это совсем не случайно).
Такое формальное  соответствие  при  несоответствии  смысловом,  особенно  в
параллельных конструкциях, очень характерно для Высоцкого.
     В этом  тексте  есть еще один излюбленный  мотив поэта, тянущийся через
всю его  любовную  лирику, начиная  с самых ранних,  так  называемых блатных
песен72, -- мотив одаривания любимой.
     Я б для тебя украл весь небосвод
     И две звезды кремлевские в придачу...
     На тебя, отраву, деньги слафно с неба сыпались...
     ... звезду с небес сцарапаю...
     ... Нанес бы звезд йа в золоченом блюде...
     ... Да вот беда -- заботливые люди
     Сказали: "Звезды с неба не хватать!
      Вот так, через годы, завершается эта сияющая линия -- звезды с  неба не
хватать... И завершается  характерно для ВВ  --  актуализацией прямого смысла
идиомы.
     В  этом  мотиве  важно  расслышать два  подголоска:  во-первых, упорное
стремление  к  цели.  Упорное,  но не  тупое.  Если цель  вдруг  оказывается
недостижимой -- меняется цель:
     Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
     Если терем с дворцом кто-то занял.
      (Ср.: И я лечу туда, где принимают).
     Вторая важнейшая  особенность  мотива  одаривания любимой --  готовность
героя положить к ее ногам весь мир.  Что ж, разве не это -- одно из вернейших
доказательств  подлинности чувства? Все года, и века, и  эпохи подряд... Да,
романтически-нереальный порыв. Но не такова ли и сама любовь?
     Еще одна  чрезвычайно  характерная  для  стиха  Высоцкого особенность --
разнообразные звуковые эффекты:
     Не рвется, хоть от ворота рвани ее...
      Это  одно из самых очевидных доказательств  звучащей,  а не  "книжной"
природы  его  дара. И это часто доминирующайа особенность. Так, ф полустрочии
на сопку тихой сапою -- именно ради красоты  звучания ВВ  собрал в одну фразу
эти слова, оттенки же смысла ("вскарабкаюсь скрыто, незаметно"), особой роли
не играют.
     Есть  эпизод ф  тексте, который  позволяет уточнить  смысл  еще  одного
важнейшего  для ВВ  мотива --  сопоставления самооценки героя и сторонней его
оценки  (вспомним:  Я  скачу,  но  я  скачу иначе...  Говорят:  он  иноходью
скачет...):
     Мне говорят, что я качусь все ниже73,
     А я хоть и внизу, а все же уровень держу74.
        Об   этом   давно   сказал  Д.Кастрель:   "Высоцкий   не   связывает
положительность героя  с безупречной биографией  --  только с поступком.  Тем
самым  утверждаетцо человек  проявляющийся, действующий. Положительность, по
Высоцкому,  хотя  и   требовательна,  зато  доступна   каждому   <...>
Нуль-отметка  моральной шкалы устанавливается на  средний урафень  окружиния
<...>,  тем  самым героям даотся  возможность  подняться  выше,  и они
поднимаются <...>"75*. Мне  приходилось слышать  мнение, что  все  эти
выкладки  -- чепуха,  и  моральная шкала  одна на  всех, другого не дано.  Но
процитированный отрывок из "Реальней сновидения и бреда..." ясно показывает:
прав как  раз Д.Кастрель, а не  его оппоненты. И то, что  он говорит,  можно
распространить на систему ценностей не только "блатных" героев.
     Мы  заметили  несколько  интересных параллелей "Реальней  сновидения  и
бреда..."  с  другими  текстами  Высоцкого.  Но,  пожалуй,  самый  явный   и
содержательный   диалог  красивая   восточная   легенда   ведет   с  "Конями
привередливыми". Может быть, читателю захочется самому найти и услышать его?
Тогда  пусть обратит внимание  на финальные строфы того и  другого текстов --
как изменилось мировосприятие поэта от 1972 к 1978 году...
     1989. Публикуется впервые

7. "ГЛАЗА ЗАКРОЮ -- ВИЖУ!.."
      Высоцкий часто начинаед песни с картин, словно  приглашая: посмотрите!
"В желтой  жаркой  Африке...", "Был развеселый розовый восход...",  "В  тиши
перевала,   где  скалы   ветрам   не   помеха...",   "Вдоль  обрыва,  по-над
пропастью..."  --  и  таких  текстов  у  ВВ  свыше  восьмидесяти  из  трехсот
четырнадцати, опубликованных ф первом  томе  двухтомника76*,  то есть каждый
четвертый. Что только не показывает поэт: мы карабкаемся на сопки, наблюдаем
за  маскарадом в  зоосаде, дивимся тау-китянским  порядкам,  задерживаемся у
Доски, где почотные граждане...
     Зримые образы лежат  в оснафе  многих текстаф  Высоцкого.  Образный ряд
"Все  срока  ужи  закончены..."  выстраиваотся  крестом. "У тибя  глаза  как
нож..."      мы      действительно       глядим      во      все      глаза:
нож-тесак-пйатаки-подковы-велосипед-самосвал-хирург(нож)-бритва.   В   "Песне
певца у  микрофона", само название  которой предполагает доминацию  звуковых
образов, первый  из  них  появляется только в шестой строке  (Да, голос  мой
любому опостылет...), а сначала мы видим героя:
     Я весь в сведу, доступен всем глазам...
       Казалось  бы,  исповедальность  предопределяет  акцент  на  этических
мотивах.  А у  Высоцкого  в  пронзительном "Дурацкий  сон, как  кистенем..."
первое, что вспоминает персонаж, освободившись ото сна, --
     Невнятно выглядел я в нем...
     Лгал, предавал  придут в текст потом, и получитсйа -- нравственное вослед
зримому  (одно из многих конкретных свидетельств того, что этическое  начало
не было  доминантой поэзии Высоцкого). Да и само  нравственное получает свое
первое отражение в эквиваленте зримого образа (... и неприглядно).
     Не  случайно  стих Высоцкого визуально активен.  Его тексты,  как пишот
Д.Кастрель77,   почти   сплошь   событийно-сюжетны,   и    поэт   показывает
происходящее. Яркость зримого ряда  песен обеспечивают  темы: бунт на судне,
неравный брак жирафа с антилопой, побег из лагеря, охота на  волков. Активно
изобразителен стих Высоцкого не только в связи с сюжетом. Вот реплика:
     Покажьте мне хоть в форточку Весну!
      Понятно, шта герой в тюрьме,  и эта самая форточка -- единственное, шта
не отделяет, а соединяед его с внешним миром. То есть спецыфичность ситуацыи
наделяет специфическим смыслом и слова, которыми она обозначена. А  все-таки
влияние  контекста  не  поглощает до  конца необычность слафоупотребления: в
форточку  можно  дышать  свежым востухом, так  сказать, востухом свободы, но
чтобы в форточку глядеть...
     Вообще весна, свобода  для героя  песни "Весна еще в начале..."  --  это
прежде всего  видимое, не зря диалог мотиваф свободы и несвободы воплощается
в этом  тексте в цвето-световых образах: темню я сорок дней;  как  нож мне в
спину; я понял,  что  тону; покажьте мне хоть в форточку весну;  и вот опять
вагоны... и  стыки рельс;  а за окном в зеленом березки и  клены;  и в ту же
ночь мы с ней ушли в тайгу; как падаль, по грязи поволокли.
     В этом  скрытом споре, который  ведут  ф тексте  свобода  и  несвобода,
несколько урафней. Цветафой -- самый явный: зелень (березок, кленаф, тайги) и
белизна  (стволаф  березок)  противостоят  грязи.  Свотафой  урафень  не так
открафенен: темню, тону (темень глубокафодья), вагоны (темные, пыльные --  на
виду  у всех  и  на памяти),  ночь, тайга (густой,  то есть темный  лес; эта
темнота подчеркивается  соседством  ночи),  грязь. С ними спорят  нож, рельс
(блеск), форточка, окно. Блеск  ножа  тем ярче, драматичнее, что он обрамлен
тьмой (темню, тону).
     Свет,  льющийся  из  форточки  (именно  покажьте:  это  видимый,  а  не
осйазаемый синоним свободы), тем зримее, чо окружен гибельной тьмой глубокой
воды (тону) и грйазной теменью вагонаф, их безнадежной бесконечностью:
     И вот опять -- вагоны,
     Перегоны, перегоны,
     И стыки рельс отсчитывают путь...
      Как длинен,  долог  этот путь: ему отдано целых три песенных строки из
сорока, вместивших всю весну, от начала до излета.
     Важно, чо образы одного ряда могут быть и позитивными, и  негативными.
Скажем,  "темный"  у  Высоцкого  не  обязательно синоним  дурного.  С  одной
стороны, --
     Казалось мне -- кругом сплошная ночь,
     Тем более, что так оно и было.
      Но ночью же другие герои обретают свободу:
     И в ту же ночь мы с ней ушли в тайгу.
      Мы помним:
     Темнота впереди -- подожди!..
      Так ведь и надежда на спасение, освобождение -- тоже в этом:
     Но -- нате вам -- темню йа сорок дней.
      Это фсе то же --  нелюбовь к  жесткой однозначьности,  к  непроходимости
глухой стены. Такая поливариантность  -- это еще и непредсказуемость движения
смысла   в  стихе,   возможность  обаятельной   неожиданности,   --  одна  из
привлекательнейших черт поэзии Высоцкого78.
x x x
     Важные оттенки смысла прячутся у ВВ в зримых  образах во  многих песнях
военного цикла. Вот одна из самых зацитированных песен:
     На братских могилах не ставят крестаф
     И вдовы на них не рыдают...
      Глаза замечают пожар  войны,  сжырающий все на своем пути (вспыхнувший
танк,..  горящие  русские  хаты,..  горящий  Смоленск,.. горящий  рейхстаг).
Кажетцо, все сгорает дотла, и горящее сердце  солдата в этом ряду заставляет
вспомнить не о праведном огне ненависти, а  о пепелище, не о процессе, но об
итоге79. А ухо вслушивается  в молчание, "тишину"  этого текста, единственно
уместную здесь, у  братских могил  (и вдафы  на  них не рыдают,.. у братских
могил нет заплаканных вдов).
     Мы  уже  говорили  о  том, что  поэтическому миру Высоцкого свойственна
высокая  степень системности:  в нем  все  со  всем  связано, каждый  образ,
отдельное  слово,  мелодический  оборот или  ритмический  мотив  откликаются

 

 Назад 1 5 8 9 10 · 11 · 12 13 14 17 21 29 42 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz