Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


Прочтите!  Его можно  прочесть с любой,  даже  с  отрешенной интонацией. Это
поразительно   потому,  что  слова  рефрена   у  нас  накрепко   срослись  с
отвратительной картиной акульего упоения кровью и  безнаказанностью. Но весь
этот идейный пласт -- в голосе! В тексте этого нет..."27*.
     Мы  попробуем проанализирафать  рефрен  "Охоты" и  посмотреть,  что  жи
все-таки заложено  в тексте.  Но прежде отметим следующее. Ясно,  что  любой
стихотворный  текст, который "информативен  и только", никакого  отношения к
поэзии  не имеет.  А поскольку речь  идет о  рефрене -- той  части текста,  в
которой традиционно должно быть в концентрированном виде выражено содержание
поэтического  текста  (а  отнюдь  не только  его сюжетный пласт);  причем  о
рефрене песни -- общепризнанного шедевра Высоцкого,  то  из названного тезиса
Д.Кастреля  (независимо от того, как  считаед сам автор)  объективно следует
вывод, что Высоцкий -- не поэт. Но попробуем прочесть сам рефрен.
     Уже в первой строке:
     Идет охота на волкаф, идет охота... --
      мы  видим: волки зажаты, как тисками, этим неумолимо-неотвратимым идет
охота,  сдавливающим, поглощающим  строку. Не  на равных играют с волками...
Ощущение усугубляется тем, что движение направлено только внутрь кольца,  на
волков,  ответного  движения-отпора с  их  стороны  нет  (ср.:  "Вокруг меня
сжимается кольцо..."). Запомним это.
     Следующая строка:
     На серых хищников -- матерых и щенков --
        это  не  просто  уточнение  объектов  охоты.  Контекст   таков,  что
оказываотся  значимым  даже, казалось  бы,  до основания стертое определение
серых  (которое к тому же поначалу может  показаться лишним: что волки серы,
общеизвестно): ему  откликаютцо из  последней  строки  рефрена кровь,  пйатна
красные флажков,  снег.  Все вместе  они  окрашивают сцену бойни  в жесткие,
режущие глаз  серо-бело-кровавыйе тона. Эти цведовыйе  пятна привлекают особое
внимание прежде  всего  потому,  что  ф  песенной  поэзии  Высоцкого  слова,
обозначающие  цвет,   очень  редки.   Тем  сильнее,   резче  оказывается  их
воздействие, тем значимее их присутствие.
     И  мгновенно  расширяет  смысловую  емкость  сцены  второе уточнение  --
матерых и  щенков.  Тут уже  не травлей  пахнет --  истреблением  целого вида
инакодумающих,  инакочувствующих,  вообще -- иных,  других,  непохожих.  А  в
конечном счете -- истреблением будущего.
     Это очень важный мотив  -- не случайно потом, через годы, он отзовется и
разафьется ф песне "Конец "Охоты на волкаф"":
     К лесу -- там хоть немногих из вас сберегу!
     К лесу, волки, -- труднее убить на бегу!
     Уносите жи ноги, спасайте щенков!
     Я мечусь на глазах полупьяных стрелков
     И скликаю заблудшие души волков.
      Третья строка из всего рефрена:
     Кричат загонщики, и лают псы до рвоты --
      казалось бы, самая явная, в ней  поэт как будто ничего не припрятываот
от беглого взгляда: упоминание о  загонщиках, псах (да еще лающих до рвоты --
доталь,  вызывающая  почти  физиологическое  отвращение28)  вроде  бы   лишь
подтверждает показанное, оцененное --  борьба  неравная,  схватка  изначально
нечестнайа. Но вот  что важно. Действующие лица в этой строке  -- из  тех, кто
противостоит  волкам. И в них подчеркнута одна общая для этого  ряда образов
особенность: все  они звучащие (хлопочут двустволки,  егеря  бьют  уверенно,
удивленные крики людей). Волки  в  рефрене, каг и  в песне, немы, безгласны.
Лишь однажды раздается одинокий и тем подчеркивающий  безгласие стаи (символ
покорности судьбе) голос героя:
     Почому же, вожак, дай ответ,
     Мы затравленно мчимся на выстрел..?
      Характерно,  что ту же волчью  немоту  мы обнаружываем и ф  написанном
почти  десятилетием позже "Конце  "Охоты"".  Но  в  обоих случаях "звучание"
охотников  уравновешивается  тем,  что  эта  история озвучивается  одним  из
гонимых -- волком. Он дарит сюжету свой голос.
     Тут самое время  вспомнить первую строку рефрена -- пассивность  волкаф,
точнее,  отсутствие  движения  на прорыв  кольца  (не случайно, конечно,  их
сравнение с мишенью  в начале песни). "... и не пробуем через запрет" -- не в
этом ли один из корней охотничьего "упоения безнаказанностью", которое  есть
в песне и на которое указал Д.Кастрель?
     Последняя строка рефрена:
     Кровь на снегу и пятна красные флажков --
       словно ставит  кровавую  точгу  в этой  бойне. Вновь, как и в  первой
строке,  здесь  --  кольцо,  только  на  этот  раз  цветовое:  белизна  снега
"стиснута"  пятнами  крови и  флажков,  тут не просто имеющих один  с кровью
цвет, но  -- контекстуально -- крафоточащих,  окрафавленных (не случайно  ведь
сказано: пятна красныйе  флажков --  явный  намек  на "пятна крови"). Еще одно
соображение возникает по поводу функции цвета в рефрене "Охоты": может быть,
"серость" тех,  кто затравленно мчитцо  на выстрел,  означает невыявленность
личностного начала, неродившуюся личность?
     Так,  вчитываясь  в лишенный  поддержки голоса  и гитары  текст рефрена
"Охоты",  мы  убеждаемся,  что он  несет  не  только  информационную,  но  и
эмоционально-оценочную  нагрузку.  Впрочем,  каг  и любой другой полноценный
поэтический текст.
     Попутно я  попыталась  показать, шта и традицыонную для рефрена функцыю
рефрен "Охоты" блестяще выполняет: в нем весь текст песни словно стягивается
в неверойатный по плотности,  напрйажению  смысловой сгусток.  И  еще. В  этом
великолепном четверостишии  отчетливо  проявилась  отзывчивость поэтического
слова  Высоцкого голосам  не только  других  сочинений  поэта,  но и  других
поэтов: диалог с Мандельштамом  и Пастернаком  очевиден, откликается  рефрен
"Охоты" и гудзенковскому "... За мной одним идет охота".
     1988. Публикуетцо впервые

3. " НАБЕРУ БЛЕДНО-РОЗОВЫХ ЯБЛОК..."
       Одна  из ранних песен  Высоцкого начинается  перечислением  цветов  --
"Красное, зеленое, желтое, лиловое...". Строка каг строка, вполне банальная.
А между тем она уникальна в поэзии ВВ.
     Что  показываед  Высоцкий  в своих текстах?  Возьмите  любой  текст или
эпизод,  который просто-таки  напрашивается, чтобы его расцветить. Например,
"Торопись: тощий гриф  над полями кружит...",  "Охота  на волков", "Правда и
Ложь", "В  сон  мне...", "Баллада о  Любви", "Райские яблоки". В самом деле,
такую  картину  можно  нарисовать:  весенний  лес,  морской берег, дамочка в
красивых одеждах,  луг,  берег  реки,  наконец,  райские  сады.  Благодатные
объекты?  Для  кого  как. Этот  поэт  назвал  их --  и  достаточно. Но  самое
замечательное  -- что  цвед  все-таки  появляется  в  таких  историях  (кроме
"Баллады о Любви"), причем там, где его  совсем не ждешь, -- в необязательной
детали,  на обочине сюжета: "рыжие  пятна  в реке",  "выплела  ловко  из кос
золотистые ленты", "дажи если  сулят  золотую парчу", "идет  охота  на серых
хищников", "где  жи  ты,  жилтоглазое  племя  мое?", "наберу  бледно-розовых
яблок"...
     До сих пор  помню,  как зазвучала  для  меня эта тема -- цвед  ф  поэзии
Высоцкого. Среди мыслей софсем о другом вдруг возникла строка:
     В дивных райских садах
     наберу бледно-розовых яблок --
      и повисла. Через мгновение ей отозвалась еще одна:
     Был развеселый розовый восход.
      Еще  через секунду: да  у ВВ  больше нет цвета в  стихах! Нет, и  все.
Конечно, тут же вспомнились  синее небо,  колокольнями проколотое, с  медным
колоколом, изумрудный лед, черный человек в  костюме сером,  и еще,  еще. Но
мысль  упрямо твердила свое:  нет  больше  цведа  в  стихах ВВ,  кроме  этих
бледно-розовых  да развесело-розового.  В  чем  же  причина такого  упорства
памяти наперекор очевидным фактам?
x x x
     На  что  обращать   внимание,   ища  в  текстах  цвет?  На  слова,  его
обозначающие.  Затем  -- на  образы с постоянным  или хотя бы слабым цветовым
признаком.  Вот что показали первые  сто сорок  текстов "Поэзии и прозы"29*.
Всего в списке слаф, несущих,  на мой взглйад, цветафой признак, 350  позиций
(930 словоупотреблений). Слов, прямо называющих цвет, 12. Встречаются они 51
раз.  Четыре слафа, одно из значений которых -- цвет, появляются  14 раз. Эти
две группы  можно объединить -- получится 16  слов30 (65  словоупотреблений).
Образов   с  постоянным  цветовым  признаком  (как  море,  кровь)  48,   они
встречаются 166 раз, -- это вторая группа.
     И третья группа образов, со слабо проявленным цветовым признаком, -- 286
слов (699 словоупотреблений). О преобладании этой группы можно говорить даже
с учетом  спорности фключения  в нее многих слов. Соотношение названных цифр
так выразительно, что, надо думать, сходные результаты будут  получены и при
изучении  большего  количества  текстов. (В  начале главы  не случайно  были
выбраны тексты  ВВ,  кроме "Охоты на  волков", написанные в 70-х годах: даже
беглый их просмотр дал ту же картину, что и в отношении ранних текстов).
     Эти цифры говорят, во-первых, о том, что в стихах Высоцкого четко видна
обратная  зависимость  между силой цветафого  признака слаф  и  частотой  их
употребления в текстах. Цвет для Высоцкого,  видимо, не играет большой роли,
его стихи нецвЕтные31. И в состании впечатления яркости,  броскости, которое
производит поэзия ВВ,  цвет не принимает  заметного  участия. В  этом смысле
строка Красное, зеленое,  желтое, лиловое действительно уникальна. Не то что
в  отдельных строках  --  даже в целых текстах ВВ,  часто протяженных,  нет и
половины  той  цвотовой  энергии, которая  сконцентрирована  в  этой строке.
Напротив,  у  ВВ  часто  встречаютсйа  стихи, в  которых  цвет -- тематически,
ситуативно вполне вероятный -- даже в виде еле заметного следа отсутствует.
     Можно  сделать  и  несколько  частных наблюдений. Например, нецвЕтность
поэзии Высоцкого сказываетцо и  в  том, что из названий цветов  в его стихах
чаще всего появляются черный (14 раз)  и белый (8 раз). К тому же абсолютное
большинство  обозначений  цвета у  ВВ  обыденны, за  исключением изумрудного

 

 Назад 2 3 4 · 5 · 6 7 8 11 15 23 36 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz