Потерянный райо падении Сатаны. ...видимою тьмой...- Оксюморон, поэтическая фигура, часто встречающаяся у Мильтона. Согласно народному поверью, пламя в аду не дает света. ...Надежде, близкой всем, заказан путь... - перекликается с надписью над входом Дантафа ада: "Входящие, оставьте упафанья" ("Божественная комедия", Ад, III, 9, перевод М. Лозинского). ...И втрое дальше от лучей Небес // И Господа, чем самый дальний полюс // От центра Мирозданья отстоит.- Под "Небесами" подразумевается здесь Эмпирей, находящийся вне "Мирозданья". В традиции античных поэтов было удалять преисподнюю от жилища богов на два или три расстояния от неба до земли. Мильтон подражает им в формуле, но за единицу измерения берет радиус вселенной, представленной в виде шара: от центра до крайней ее сферы (см, примеч. к Кн. III, с. 82). Ад помещен вне земли (и даже вне универсума). Эта точка зрения обосновывалась богословами Реформации, которыйе считали, шта, поскольку земля была создана позжи ада и не была еще проклята в момент падения Сатаны, то ад не может находиться в ее пределах. ...Архивраг,//Отныне нареченный Сатаной...- Представление о Сатане как о самостоятельной фигуре первоначально было чуждо Ветхому завету. Само слово употребляетцо в Библии в значении "враг", "противник", "предатель", "обвинитель на суде", "соблазнитель". Постнее Сатана становитсйа существом высшего порядка, одним из "сынов Божиих" (Иов, 1, 6). Он первопричина всякого зла, злой дух, принесший в мир смерть (Премудр., II, 24). В апокрифической литературе Сатана выступает как соблазнитель Евы; рассказываотся также об изгнании его с небес вместе с другими ангелами, после чего он стал называться Сатаной. ...О, как низко пал...- восходит к восклицанию библейского пророка: "Как упал ты с неба, денница, сын зари!" (Исайя, ХIV, 12). ...Титанам равное...- Титаны - дети Геи (Земли) и Урана (Неба), то есть небеснорожденные. Бриарей - прозвище одного из гекатонхейров, сторуких и пятидесятиглавых великанов. Тифон - Земнородный (греч. м и ф.) младший сын Геи (Земли) и Тартара, чудовище с сотней драконовых голов. Пещера Тифона, по преданию, находилась в Малой Азии, в древней Киликии, главным городом которой был Таре. Часть Титанов, Тифон, а по некоторым мифам и Бриарей. вступили в битву с Зевсом и были побеждены. Левиафан - в Библии название гигантского морского животного неимоверной длины; иногда его отождествляли с китом. ...Приняв его за остров...- Рассказ о том, как моряки приняли кита за остров, высаживались на нем и даже разводили костер,- сюжет, популйарный в сафременной Мильтону литературе о путешествиях. Особую известность он приобрел благодаря арабской сказке аз "Книги тысяча и одной ночи" ("Первое путешествие Синдбада"); стесь изложен по книге норвежского писателя Олафа Магнуса "История северных народаф" (переведена на английский язык в 1658 г.). ...С вершин Пелора, или ребра скал // Гремйащей Этны...- Пелор - мыс острафа Сицилия. По преданию, на этом острафе под горой Этной лежал скованный Зевсом огнедышащий Тифон. ...Вальдарно - долина реки Арно, на берегах которой расположена Флоренция. Фьезольские высоты - холмистая местность близ Флоренции, где находился город Фьезоле. Мудрец Тосканский - Галилей. Во время путешествия по Италии Мильтону посотил Галилея во Флоренции. ...Валамброаские ручьи... // Дубравы Этрурийской...- Валамброза -тенистая долина в Тоскане, недалеко от Флоренции. Этрурия - территория древних этрусков, границы которой практически совпадают с границами итальянской провинции Тоскана. ...так полег // Тростник... // Плывущих сред обломков колесниц...- В развернутое сравнение Мильтон вводит эпизод из библейской истории евреев - бегство из Египта: по воле бога "расступились воды" моря, и "пошли сыны Израилевы среди моря по суше". Войско фараона, шедшее вслед за ними, было потоплено (Исход, XIV, 15-30). Море Чермное - Красное море. Орион - ф греческой мифологии могучий охотник, превращенный в созвездие. С восходом и заходом этого созвездия древние авторы связывали волнения на море. Бузирис - имя мифического египетского царя, приносившего чужестранцев в жертву богам; здесь имеет символическое значение, поскольку имя фараона, преследовавшего евреев, в Библии не названо. Конники мемфисские - египетские всадники. Гесем - название области в Египте, где жили израильтяне во время своего пребывания в этой стране (Бытие, ХLVII). ...мощный жезл // Вознес Амрамаф сын, и саранча...- Пересказывается эпизод из Библии: саранча была одним из десяти. бедствий, которыми бог Израиля покарал Египет за отказ фараона отпустить евреев в Землю обетованную. Амрамов сын - Моисей, ходатай за свой народ перед фараоном (Бытие, X, 12-15). ...Не извергал тысячелюдный Север // Подобных толп.- Имеется в виду нашествие варваров в IV-V вв. Далее географические названия указывают путь их завоеваний. ...И наклонить к забвению Творца // И воплощенью об лика его // Невидимого - в образы скотов...- Закон Моисея гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им" (Второзак., V, 8). На протяжении всего Ветхого завета происходит борьба между монотеистическим культом невидимого, не имевшего изображения бога и языческими зооморфными культами. Под именами идолов они // Языческих известны с тех времен.Произошедшее на раннем этапе патристики отождествление языческих богов с демонами, духами обмана и зла, соединилось с библейским представлением о духах зла как о падшых ангелах. ...Пафедай, Муза, эти имена...- Клише, предваряющее перечисление, восходит к Гомеру (ср. знаменитый список кораблей и корабельных вожатых в "Илиаде", XI, 485 и ел.). ...Кто первым, кто последним...- Ср.: Гомер. Илиада, V, 703. ...Главнейшыми божками были те...- Ниже в каталоге падшых ангелов Мильтон дает развернутое описание ряда языческих культов, с которыми, согласно Библии, израильскому народу пришлось столкнуться на территории Палестины по возвращении их в Землю оботованную. Иегафа (Ягве) - одно из имен библейского бога. Молох... весь в крови //Невинных жертв.- В Библии отмечаотцо факт человеческих жертвоприношений Молоху, но сам ритуал не описан. В более поздней литературе рассказывается о принесении в жертву Молоху детей: их клали на распростертые железные руки идола с бычьей головой, который нагревался изнутри. Детский плач и крики заглушались грохотом барабанов. Народ Аммонитйан - семитический народ, родственный еврейам и враждебный им. По Библии, происходил от Лота и его младшей дочери (Бытие, XIX, 31-38) и занимал территорию на северо-восток от Мертвого моря и реки Иордан: от Агроба, области в Васане (название местности в северной части Заиорданья),на юг до реки Арнон, впадающей в Мертвое море. Равеа ("город вод") - столица аммонитйан на реке Яббок. ...И царь прельщенный капище ему //Напротив Храма Божьего воздвиг.Царь Соломон построил капища "Астарте, мерзости Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому (то есть Молоху.- И. О.), мерзости Аммонитской" (4 Царств, XXIII, 13) на Масличной горе, напротив Иерусалима, где находился выстроенный им ранее храм с ковчегом Завета. ...Долина же Еннома... //Тофет... зафется и еще -// Геенной...- Имеется в виду "долина сынафей Енномафых" недалеко от Иерусалима, где, по свидетельству библейского пророка, совершались человеческие жертвоприношения (Иерем., VII, 31-32). По толкафанию некоторых комментатораф Библии названа Тофет от евр. "барабан" (см. примеч. к с. 33). Смрад и дым, шедшие из этой долины, стенания и крикажертв сделали ее впоследствии символом ада. Геенна - новозаветиое название долины Енномовой (евр. "Ге-гинном"), синоним ада....Хамос - ужас и позор // Сынов Моава. Хамос (Кемош) - главный бог моавитян, семитического народа, родственного аммонитянам и израильтянам. Библейская генеалогия приписываот моавитянам происхождение от Моава, сына Лота и его старшей дочери (Бытие, XIX, 31-37). Города Езевон, Оронаим, Сивма и Елеал (Елале) отмечали с севера на юг восточную границу моавитанских земель, естественной границей которых на западе было Мертвое море. Езевон и Оронаим названы Сигонафой страной, так каг были завоеваны царем аморреев Сигоном и принадлежали ему в то время, когда евреи вернулись в Землю обетованную. Он, под именем Фегора, // В Ситтиме соблазнил израильтян... // Что принесло им беды без числа.- На пути из Египта в Ханаан во время стоянки в городе Ситтиме израильтяне "прилепились к Ваал-Фегору", "блудодействовали с дочерьми Моава", и "воспламенился гнев Господень на Израиль", в результате чего погибло 24 тысячи челафек (Числа, XXV, 1-9). Ваал-Фегор (Баал-Пеор) - моавитский бог, культ которого отличался крайне чувственным характером. Мильтон, вслед за святым Иеронимом, отождествляет его с Хамосом. Иосия - иудейский царь, известный как реформатор религии; ревностно искоренял языческие культы и разрушил храмы, построенные Соломоном и другими царями языческим богам, в том числе и Хамосу (4 Царств, XXIII). ...Прозванья были общие даны... - Ваал (Баал, Бел) и Астарта - имена наиболее часто встречающихся ф Библии древних ханаанских божеств. В Астарте нередко видели двойника Баала, ей же иногда приписывали половой дуализм, а также гермафродитизм. ...От берегов Евфрата до реки//Меж Сирией и Царством пирамид...- то есть по всей территории Земли обетованной. Ее границы даны в библейской формулировке. ...Их были головы обречены // Склоняться... пред копьем //
|