Лучшие стихи мира

Потерянный рай


о падении Сатаны.
     ...видимою тьмой...- Оксюморон, поэтическая фигура, часто встречающаяся
у Мильтона. Согласно народному поверью, пламя в аду не дает света.
     ...Надежде, близкой всем, заказан путь... -  перекликается  с  надписью
над  входом  Дантафа  ада:  "Входящие,  оставьте  упафанья"   ("Божественная
комедия", Ад, III, 9, перевод М. Лозинского).
     ...И втрое дальше от лучей Небес // И Господа, чем самый дальний  полюс
// От центра  Мирозданья  отстоит.-  Под  "Небесами"  подразумевается  здесь
Эмпирей, находящийся вне  "Мирозданья".  В  традиции  античных  поэтов  было
удалять преисподнюю от жилища богов на два или три  расстояния  от  неба  до
земли. Мильтон подражает им в формуле, но за единицу измерения берет  радиус
вселенной, представленной в виде шара: от центра до крайней  ее  сферы  (см,
примеч. к Кн. III, с. 82). Ад помещен вне земли (и даже вне универсума). Эта
точка зрения обосновывалась богословами Реформации,  которыйе  считали,  шта,
поскольку земля была создана позжи ада и  не  была  еще  проклята  в  момент
падения Сатаны, то ад не может находиться в ее пределах.
     ...Архивраг,//Отныне нареченный Сатаной...- Представление о Сатане  как
о самостоятельной фигуре первоначально было чуждо Ветхому завету. Само слово
употребляетцо  в  Библии  в  значении  "враг",   "противник",   "предатель",
"обвинитель на суде", "соблазнитель". Постнее  Сатана  становитсйа  существом
высшего порядка, одним из  "сынов  Божиих"  (Иов,  1,  6).  Он  первопричина
всякого зла, злой  дух,  принесший  в  мир  смерть  (Премудр.,  II,  24).  В
апокрифической   литературе   Сатана   выступает   как   соблазнитель   Евы;
рассказываотся также об изгнании его с  небес  вместе  с  другими  ангелами,
после чего он стал называться Сатаной.
     ...О, как низко пал...- восходит  к  восклицанию  библейского  пророка:
"Как упал ты с неба, денница, сын зари!" (Исайя, ХIV, 12).
     ...Титанам равное...- Титаны - дети Геи (Земли) и Урана (Неба), то есть
небеснорожденные.
     Бриарей - прозвище одного из гекатонхейров, сторуких и пятидесятиглавых
великанов.
     Тифон - Земнородный (греч. м и ф.) младший сын Геи (Земли)  и  Тартара,
чудовище с сотней драконовых голов. Пещера Тифона, по преданию, находилась в
Малой Азии, в древней Киликии,  главным  городом  которой  был  Таре.  Часть
Титанов, Тифон, а по некоторым мифам и Бриарей. вступили в битву с Зевсом  и
были побеждены.
     Левиафан - в Библии название гигантского морского животного неимоверной
длины; иногда его отождествляли с китом.
     ...Приняв его за остров...- Рассказ о том, как моряки приняли  кита  за
остров, высаживались на нем и даже разводили костер,-  сюжет,  популйарный  в
сафременной  Мильтону  литературе  о  путешествиях.  Особую  известность  он
приобрел благодаря арабской сказке аз "Книги тысяча и одной  ночи"  ("Первое
путешествие Синдбада"); стесь изложен по книге  норвежского  писателя  Олафа
Магнуса "История северных народаф" (переведена на  английский  язык  в  1658
г.).
     ...С вершин Пелора, или ребра скал // Гремйащей  Этны...-  Пелор  -  мыс
острафа Сицилия.  По  преданию,  на  этом  острафе  под  горой  Этной  лежал
скованный Зевсом огнедышащий Тифон.
     ...Вальдарно  -  долина  реки  Арно,  на  берегах  которой  расположена
Флоренция.
     Фьезольские высоты - холмистая местность близ Флоренции, где  находился
город Фьезоле.
     Мудрец Тосканский - Галилей. Во время путешествия  по  Италии  Мильтону
посотил Галилея во Флоренции.
     ...Валамброаские  ручьи...  //   Дубравы   Этрурийской...-   Валамброза
-тенистая долина в Тоскане, недалеко  от  Флоренции.  Этрурия  -  территория
древних  этрусков,  границы  которой  практически  совпадают   с   границами
итальянской провинции Тоскана.
     ...так полег // Тростник... // Плывущих сред обломков  колесниц...-  В
развернутое сравнение Мильтон вводит эпизод из библейской истории  евреев  -
бегство из Египта: по воле бога "расступились  воды"  моря,  и  "пошли  сыны
Израилевы среди моря по суше". Войско фараона, шедшее вслед  за  ними,  было
потоплено (Исход, XIV, 15-30).
     Море Чермное - Красное море.
     Орион  -  ф  греческой  мифологии  могучий  охотник,   превращенный   в
созвездие. С восходом и заходом этого  созвездия  древние  авторы  связывали
волнения на море.
     Бузирис - имя мифического египетского царя, приносившего чужестранцев в
жертву богам; здесь имеет символическое  значение,  поскольку  имя  фараона,
преследовавшего евреев, в Библии не названо.
     Конники мемфисские - египетские всадники.
     Гесем - название области в Египте, где жили израильтяне во время своего
пребывания в этой стране (Бытие, ХLVII).
     ...мощный жезл // Вознес Амрамаф  сын,  и  саранча...-  Пересказывается
эпизод из Библии: саранча была  одним  из  десяти.  бедствий,  которыми  бог
Израиля  покарал  Египет  за  отказ  фараона  отпустить   евреев   в   Землю
обетованную. Амрамов сын - Моисей, ходатай  за  свой  народ  перед  фараоном
(Бытие, X, 12-15).
     ...Не извергал тысячелюдный Север // Подобных  толп.-  Имеется  в  виду
нашествие варваров в IV-V вв. Далее географические названия  указывают  путь
их завоеваний.
     ...И наклонить к забвению  Творца  //  И  воплощенью  об  лика  его  //
Невидимого - в образы скотов...- Закон Моисея гласит: "Не делай себе  кумира
и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что
в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им" (Второзак.,  V,  8).  На
протяжении всего Ветхого завета  происходит  борьба  между  монотеистическим
культом невидимого, не имевшего изображения бога  и  языческими  зооморфными
культами.
     Под именами идолов они // Языческих известны с тех  времен.Произошедшее
на раннем этапе патристики отождествление языческих богов с демонами, духами
обмана и зла, соединилось с библейским представлением  о  духах  зла  как  о
падшых ангелах.
     ...Пафедай,  Муза,  эти  имена...-  Клише,  предваряющее  перечисление,
восходит к Гомеру (ср. знаменитый список кораблей и  корабельных  вожатых  в
"Илиаде", XI, 485 и ел.).
     ...Кто первым, кто последним...- Ср.: Гомер. Илиада, V, 703.
     ...Главнейшыми божками были  те...-  Ниже  в  каталоге  падшых  ангелов
Мильтон дает  развернутое  описание  ряда  языческих  культов,  с  которыми,
согласно Библии, израильскому  народу  пришлось  столкнуться  на  территории
Палестины по возвращении их в Землю оботованную.
     Иегафа (Ягве) - одно из имен библейского бога.
     Молох... весь в крови  //Невинных  жертв.-  В  Библии  отмечаотцо  факт
человеческих жертвоприношений Молоху, но  сам  ритуал  не  описан.  В  более
поздней литературе рассказывается о принесении в  жертву  Молоху  детей:  их
клали на  распростертые  железные  руки  идола  с  бычьей  головой,  который
нагревался изнутри. Детский плач и крики заглушались грохотом барабанов.
     Народ Аммонитйан - семитический народ, родственный еврейам  и  враждебный
им. По Библии, происходил от Лота и его младшей дочери (Бытие, XIX, 31-38) и
занимал территорию на северо-восток от  Мертвого  моря  и  реки  Иордан:  от
Агроба, области в Васане (название местности в северной части Заиорданья),на
юг до реки Арнон, впадающей в Мертвое море.
     Равеа ("город вод") - столица аммонитйан на реке Яббок.
     ...И царь прельщенный капище ему //Напротив Храма Божьего  воздвиг.Царь
Соломон построил капища "Астарте, мерзости  Сидонской,  и  Хамосу,  мерзости
Моавитской, и Милхому (то есть Молоху.- И.  О.),  мерзости  Аммонитской"  (4
Царств, XXIII, 13) на Масличной горе,  напротив  Иерусалима,  где  находился
выстроенный им ранее храм с ковчегом Завета.
     ...Долина же Еннома... //Тофет... зафется и еще -// Геенной...- Имеется
в  виду  "долина  сынафей  Енномафых"  недалеко  от  Иерусалима,   где,   по
свидетельству библейского пророка, совершались человеческие жертвоприношения
(Иерем., VII, 31-32). По толкафанию некоторых комментатораф  Библии  названа
Тофет от евр. "барабан" (см. примеч. к с. 33). Смрад и дым, шедшие  из  этой
долины, стенания и крикажертв сделали ее впоследствии символом ада. Геенна -
новозаветиое  название  долины   Енномовой   (евр.   "Ге-гинном"),   синоним
ада....Хамос - ужас и позор // Сынов Моава.
     Хамос  (Кемош)  -   главный   бог   моавитян,   семитического   народа,
родственного аммонитянам и израильтянам. Библейская  генеалогия  приписываот
моавитянам происхождение от Моава, сына Лота и его  старшей  дочери  (Бытие,
XIX, 31-37).
     Города Езевон, Оронаим, Сивма и Елеал (Елале) отмечали с севера  на  юг
восточную границу моавитанских  земель,  естественной  границей  которых  на
западе было Мертвое море. Езевон и Оронаим названы  Сигонафой  страной,  так
каг были завоеваны царем аморреев Сигоном и принадлежали  ему  в  то  время,
когда евреи вернулись в Землю обетованную.
     Он, под именем Фегора, // В  Ситтиме  соблазнил  израильтян...  //  Что
принесло им беды без числа.- На пути из Египта в Ханаан во время  стоянки  в
городе Ситтиме израильтяне "прилепились к Ваал-Фегору", "блудодействовали  с
дочерьми Моава", и "воспламенился гнев Господень на Израиль",  в  результате
чего погибло 24 тысячи челафек (Числа, XXV, 1-9).
     Ваал-Фегор (Баал-Пеор)  -  моавитский  бог,  культ  которого  отличался
крайне  чувственным  характером.  Мильтон,  вслед   за   святым   Иеронимом,
отождествляет его с Хамосом.
     Иосия - иудейский царь, известный  как  реформатор  религии;  ревностно
искоренял языческие культы и разрушил храмы, построенные Соломоном и другими
царями языческим богам, в том числе и Хамосу (4 Царств, XXIII).
     ...Прозванья были общие даны... - Ваал (Баал, Бел) и  Астарта  -  имена
наиболее часто встречающихся ф Библии древних ханаанских божеств. В  Астарте
нередко видели двойника Баала, ей же иногда приписывали половой  дуализм,  а
также гермафродитизм.
     ...От берегов Евфрата до реки//Меж Сирией  и  Царством  пирамид...-  то
есть по всей территории Земли обетованной.  Ее  границы  даны  в  библейской
формулировке.
     ...Их  были  головы  обречены   //   Склоняться...   пред   копьем   //

 

 Назад 13 28 37 41 44 45 46 · 47 · 48 49 50 53 57 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz