Потерянный райВрагаф...Здесь выражена ортодоксальная библейская точка зрения на историю евреев: поражение в войнах объясняется как наказание народу за отступничество от истинного бога и поклонение богам языческим. Аштарет библейское имя богни Астарты. В функции богини любви тождественна Венере. В древнем финикийском городе Сидоне ей поклонялись каг богине Луны женщины-идолопоклонницы. Сион - здесь получает то же значение, чо и у библейских пророков: весь Иерусалим. Женолюбивый царь - Соломон, как повествуется ф Библии, на склоне лет наложницы мудрого царя Соломона "склонили сердце его к иным богам" (3 Царств, IX, 4-5). Таммуз - вавилонский бог растительности, отождествляется с финикийским Адонисом, олицетворением умирающей я воскресающей природы. Греческие мифы представляют Адониса прекрасным юношей, которого растерзал вепрь ф ливанских горах. С его именем связаны мистерии (адонаи) с оплакиванием умершего бога и радостными торжиствами в честь его воскрешения, происходившые ежигодно в середине лота. Лукиан ("О сирийской богине") описываот поздний обряд плача по Таммузу в древнем финикийском городе Гебале, где находитцо знаменитый храм Адониса. Во времйа обрйада женщины должны были приносить в жертву либо волосы, либо целомудрие. И Лукиан, и другие путешественники рассказывали о красноватой почве, окрашивавшей воду реки Адонис. Окрашивание было особенно интенсивным в летние дни, и в "алой струе" усматривали кровь раненого бога. ...Отпавшего Иуды...- то есть колена Иудина. Мильтон имеот в виду отделение этого колена от прочих колен израилевых, когда единый народ разделился на "дом Иуды" и "дом Израиля". После блистательной эпохи правления царей Давида и Соломона начинается интенсивный процесс отделения колена Иудина, который в Х в. до н.э. приводит к образованию северного. Израильского царства и южного, Иудейского - с центром в Иерусалиме. Шел Дух вослед, // Взаправду плакавший... Дагоном звался он...- Дагон - божество семитического пантеона, культ которого был распространен у филистимлян, финикийские изображения морского чудовища с туловищем рыбы и человеческими руками и головой считаются изображениями Дагона. После победы филистимлян над израильтянами ковчег Завета был помещен завоевателями в храме Дагона в Азоте (1 Царств, V). После падения статуи Дагона город постигли различныйе бедствия, так шта плач по Дагону был "взаправду", в отличие от плача по Таммузу, который воскресал, приноси радость. Азот, Геф, Аскалон, Анкарой (Экрон) и Газа - пять главнейших филистимских городов. Риммой - в Библии имя божества, которому поклонялись в Дамаске. Авана и Фарфор - "реки дамасские" в Библии (4 Царств, V, 12). ...Утратив прокаженного слугу...- Нееман, сирийский военачальник, излеченный от проказы израильским пророком Елисеем, признал истинным богом бога Израиля (4 Царств, V, 1-18). Ахаз - иудейский царь, сначала завоевал Дамаск, а потом, плененный роскошью жертвенника в Дамасском храме, повелел соорудить такой же в Иерусалимском храме на месте разоренного им алтаря израильского бога (4 Царств, XVI; 2 Паралип., XXVIII, 23). Озирис, Гор, Изида - божества Древнего Египта. Названы "бродячими", так как, согласно легенде, во время войны с гигантами олимпийские боги бежали в Египет и скрылись там под видом животных. Египтяне из благодарности обожествили тех животных, чей облик они приняли. Греки отождествляли Озириса с Дионисом, Изиду с Деметрой, а Гора с Аполлоном. Этой злой чумы // Израиль на Хориве не избег..- На пути из Египта в Ханаан, воспользовавшись отсутствием Моисея, говорившего на горе с ботом, евреи отлили из золота, взятого у египтян ф день исхода (Исход, XII, 35), тельца (имитацию Озириса). В Исходе (XXXII, 1-6) это произошло у подножия горы Синай, в Псалтыре (псалом CV, 19-20) названа гора Хорив. Крамольный царь - Иеровоам, вождь десяти колен израилевых, возмутившихся против иудейского царя Ровоама, сына царя Соломона. Он стал первым израильским царем. Обеспокоенный непрекращавшимся паломничеством израильтян в оставшийся в руках иудеев Иерусалимский храм, Иеровоам установил два изображения бога Израиля в виде двух тельцаф: одного в Дане, на севере, а другого в Вефиле, на юге (3 Царств, XII, 26-30). ...что в ночь одну прошел// Египот...- В ночь исхода бог Израиля истребил всех первенцев "от челафека до скота" и свершил суд над "всеми богами" Египта (Исход, ХII, 12-29; Числа, XXXIII, 4). Велиал - у Мильтона имя собственное, как ф Новом завете (Велиар ф 2 Коринф., VI, 15). В Ветхом завете - это термин для обозначения тех, кто противится установленному гражданскому или религиозному авторитету; встречаотцо в значении "нечестивый", "недостойный", "вотреный". Сыновья Илия - сыновья первосвященника в городе Силом. Это "были люди негодные; они не знали Господа" (1 Царств, II, 12-25). Об их святотатстве известно, что они блудодействовали с женщинами и съедали в храме мясо, приготовленное для жертвоприношения. Велиаловы сыны - иносказательно: доти разврата. Сынами Велиала называли пуритане роялистов. В описании "насилия, неправды и гульбы" - явная сатира на правление последних Стюартов, при которых процветали коррупция и распущенность, вызывавшие возмущение в среде пуритан. ...таких видал // Содом, а позже - Гива...- Содом - в Библии город, уничтожинный за грехи (Бытие, XIX). Жители города Гивы предавались такому разврату и содомии, подобных которым "не бывало и не видано было". Они потребовали выдать им на поругание странника, остановившегося на ночь в одном из домов. Им выдали наложницу, над которой они надругались до смерти (Суд., XIX 22-28). Божества Ионии - греческие боги. Ионийцы - одна из основных групп древнегреческих племен. Населяли Аттику и побережье Малой Азии. Согласно древнееврейской традиции, родоначальником был Иаван, внук Ноя, четвертый сын Иафета. Титан (греч. миф,)- Океан, старший сын Земли (Геи) и Неба (Урана). У него было три тысячи сынафей и столько же дочерей. Сатурн - у римлйан Крон - младший брат Океана. На Крите и на Иде...- По преданию, Зевс воспитывался в пещере на горе Иде на острафе Крит. ...В царствовали в воздухе срединном....- Теория средневековой физики разделяла воздух на три слоя (срединный - от лат. media regio). Боги Олимпа, в отличие от библейского, помещаемого Мильтоном ф Эмпирее, правят ф пределах земного неба: над ними облака, затем эфир, под ними тоже облака, скрывающие их от людей. Дельфы - город у подножия горы Парнас, известный своим оракулом и храмом Аполлона. В Додоне находился древний храм, посвященный Зевсу. Дорида - здесь: вся Греция. ...словно те, что в оны дни...//Бежали в Гесперийские поля...- Согласно преданию, Сатурн, изгнанный Зевсом с Олимпа, один бежал ф Италию. Гесперийские поля ("вечерние") - так называли древние греки Италию, а также Испанию, то есть страны, лежащие на запад от Греции. Здесь Мильтои имеед в виду путь завоеваний римлян, принесших своих богов в Кельтские земли (Францыю, Испанию), вплоть до "дальних" островов - Британии. Азазиил (Азазел) - в апокрифической литературе это имя связывается с библейской легендой о падении ангелов: Азазиил выступаед предводителем допотопных гигантов, восставших против бога. ...Сверкали серафимские гербы // пышные трофеи.- Имеется в виду характерная черта средневекового воинского этикета - геральдические изображения воинских деяний: на знаменах в виде символов изображалась история феодала и его завоеваний. Шагает в ногу демонская рать // Фалангой строгой, под согласный свист... // ...дорийских флейт...- Фукидид ("История", 1, 5) описывает спартанцев (дорийцев по происхождению) идущими на битву медленно, в такт песне, исполняемой флейтистами, что давало боевому строю ритм и организующее начало. Здесь войску Сатаны придано сходство с греческими армиями. Затем // Дорийский... создан лад, // Чтоб смуту мыслей умиротворить... // ...и горе из сердец // Изгнать - и смертных и бессмертных.- По мнению античных философов, гармония имеед стремления, родственные движениям человеческой души, и влияет на настроение человека. Так, дорийский мелодический лад считался наиболее мужественным, в то время как лидийский нежным, а фригийский возбуждающим. Пигмеи - мифический народ карликов. У Гомера они живут на крайнем юге и ежигодно ведут войну с прилетающими туда журавлями ("Илиада", III, 3-6). Флегрийские исполины мифические гиганты, вступившие в бой с олимпийцами на Флегрийских полях. Род геройский...- Имеотся в виду чотвертое по Гесиоду, поколение людей, созданное Зевсом, "божественный род" героев ("Работы и дни", 156 и сл.). В сражениях, которые вели между собой герои, им помогали боги, принимая иногда непосредственное участие ф схватках. Фивы и Троя - города, с которыми связаны два основных цикла греческих мифов. Сюжетами этих мифов питался греческий эпос и трагедия. ...рыцарей романов и Легенд // сыне Утера...- Имеется в виду средневековая литература о легендарном короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Арморика - Бретань. Дамаск, Марокко, Трапезунд, и Монтальбан, // И Аспрамонт...- перечисляются названия, прославленные в рыцарской литературе, повествующей о борьбе христиан с "неверными". Бизерта - порт в Тунисе, один из центров арабской экспансии в Европу в средние века. ...Разбитым наголову средь полей// Фонтарабийских.- Знаменитое поражение арьергарда французской армии Карла Великого (Шарлеманя), которое, как приписывает трагедия, произошло в Ронсевальском ущелье ("Песнь о Роланде"), Мильтон по неизвестным причинам относит к Фонтарабии
|