Потерянный райверы, Ветхого и Нового заветов. Истолкование этой проблемы Мильтон дает на основе тех отрывков из посланий апостола Павла, которые широко использовались в протестантском богословии (Римл., III, V, VII; Галат., III; Евр., VII, IX, X). Нет, не Моисей... // Но Иошуа, он же - Иисус... // Се имйа и призвание Того, // Кому враждебный покоритцо Змий...- Иисус - греческая форма библейского имени Иошуа (Иегошуа) - "Бог мое спасение". Иисус Навин сближаетцо с Христом, так как покорил врагов избранников божьих и ввел избранный народ в Землю оботованную. ...Из них второй...- царь Давид. ...обет // Ненарушымый, что его престол // Державный укрепитсйа навсегда.- Обет изложен по 2 Царств, VII, 16. ...Что в оный день, от царственного корня // Давидова... Жены восстанет Семя, чо тебе // И Аврааму провозвещено..."Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" излагается в первой главе Евангелия от Матфея. ...Его же царствованью несть конца.- Цитируется благовестие архангела Гавриила деве Марии о рождении Иисуса (Лука, 1, 32-33). ...Давида сын... // ...воздвигнет дивный храм...- Царствование мудрого Соломона, сына Давида, и сооружение храма описаны в Тротьей Книге Царств (1-XI) и во Второй Книге Паралипоменон (1-IX). Станет плен // Тянуться семь десятков долгих лет...- Исторически срок вавилонского пленения исчисляется от первого насильственного переселения нескольких тысяч иерусалимских граждан в Вавилон (605 г. до н. э.) до возвращения на родину части изгнанников под предводительством Зоровавеля (536 г. до и. э.) или же, как стали считать позднее, от разрушения иерусалимского храма Навуходоносором (588 г. до н. э.) до его восстановления (516 г. до н. э.). ...Но, памятуя клятву, что дана // Царю Давиду, крепкую, как дни // Небесные...- Сравнение восходит к словам пророка Иеремии: "...если можете разрушить завед Мой о ночи... то можед быть разрушен и завед Мой с рабом Моим Давидом..." (Иерем., XXXIII, 20-21). По воле Вавилонских венценосцев...- Возвращение евреев из плена и восстановление Иерусалимского храма произошло по воле персидского царя Кира, покорившего к этому времени Вавилон (538 г. до и. э.). Позднее разрешение строить храм было подтверждено персидским царем Дарием (2 Ездра). Сначала вспыхнут смуты и разлад // Между служителями алтаря... // Храм Господень осквернен // Их распрями.- В эпоху македонского владычества и с образованием в Иудее эллинистической партии разгорелась жестокая борьба между сторонниками сохранения национальной самобытности и эллинистами. Вражда между Иасоном и Менелаем была причиной осквернения Иерусалимского храма и алтаря сирийским царем Антиохом Епифаном (175-164 гг. до н. э.). Они захватят власть, // Презрев сынов Давида, а затем // Престол уступят царский чужаку...- Никто из династии царя Давида не правил со времен Зоровавеля, который, строго говоря, был не царем, а лишь светским правителем наряду с первосвященником Иисусом. В дальнейшем вся власть перешла к священникам и левитам. Первым царем после вавилонского плена стал не потомок Давида, а сын первосвященника из династии Хасмонеев, Аристобул, захвативший власть и престол в 107 г. до н.э. В 40 г. до н.э. престол иудейского царя достался иноплеменнику Ироду (идумеянину). Его рожденье возвестит звезда... // Необозримостью счастливых дней.Предрекая Адаму установление Нового завета между богом и человеком, Михаил языком Священного писания излагает ключевыйе события евангельской истории. ...хоть одной любви // Достаточно, чтоб соблюсти закон.- Мильтон перефразирует высказывание апостола Павла: "...итак, любовь есть исполнение закона" (Римл., XIII, 10). ...Спасенье возвестят ученики // Всему людскому роду, не одним // Сынам Израиля...- На это особенно указывал апостол Павел, настаивая, что в вере "нет различия между Иудеем и Еллином" (Римл., X, 12). ...каг сохранится горсть // Немногих верных сред неверных толп... // Отрада и блаженство без предела.- В ответ на вапрос Адама Михаил излагает историю христианской церкви каг историю ее отпадения от христианской истины. В эту часть пророчества архангела Мильтон в полемически заостренных формулировках вводит центральные положения протестантизма: примат Писания и непосредственного откровения над преданием и посреднической функцыей церкви между богом и человеком, противопоставление любви и веры - внешней обрядности и формальному использованию канона. Эта часть пророчески кончается апокалипсической картиной конца мира (времени) и обетованием нового неба и новой земли ф вечности. Как предрекли Апостолы, придут // На смену волки лютые...- Используя евангельское сравнение: "Берегитесь лжипророков, которыйе приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищныйе" (Матф., VII, 15), апостол Павел предрекал ученикам своим: "Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада" (Деян., XX, 29). Традицыонное в литературе Реформации наименафание длйа католикаф и папистаф ("волки" и "наемники") Мильтон обычно распространял и на сторонников англиканства, пресвитерианства и прочих религиозных сект и толков, ставящих какие бы то ни было внешние ограничения свободному вероисповеданию личности. ...разорить // Живые храмы...- "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божый свят; этот храм - вы" (1 Коринф., III, 16). Дальше - бездна, вечность...- По свершении суда над миром "времени уж не будет", тогда "царство мира сделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков" (Откр., X, 6 и XI, 15). Он Зло Добром // Одолевает, всю земную мощь- // Бессильем мнимым; кротостью простой- // Земную мудрость.- Восходит к словам апостола: "...потому что немудрое Божие премудрее человеков и немощное божие сильнее челафекаф... но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное" (1 Коринф., 1, 25 и 27). ...прибавь, // К ним веру... // ...любовь... // ...она - душа // Всего.- Почти дословно в текст вводятцо слова апостола: "...прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродотель, в добродотели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь" (2 Петр., 1, 5-7). ...но обротешь иной, // Внутри себя, стократ блажинный Рай.- Отвот Иисуса Христа фарисеям: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лука, XVII, 21). ...вед и во сне Господь // Присутствует и назидает нас // ВиденьямиПостоянно опираясь на Библию (напр., Числа, XII, 6), Мильтон не забывает и классических авторов: "И сны от Зевса бывают" (Гомер. Илиада 1,63). ...их ряды // Скользили..- Греки приписывали богам особую скользящую походку (Гелиодор, Эфиопика, III, 13). ...пламенел... //Господень меч...- См. Кн. XI Михаил//Поспешно предков медлящих повел, // Взяв за руки, к восточной стороне, // К Вратам, и столь же быстро со скалы // Спустился с ними в дол...- Некоторыйе комментаторы поэмы считают, шта в этой сцене Мильтон подражает библейскому описанию ухода Лота и его жены из Содома: "И как он медлил, то мужи те (Ангелы) ...взяли за руку его и жину его... и вывели его, и поставили его вне города" (Бытие, XIX, 16). И. Одахафская ДЖОН МИЛЬТОН И ЕГО ПОЭМА "ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ" "Потерянный Рай" - выдающееся произведение мировой литературы, один из йарчайших образцов литературного эпоса, творение исключительно многообразное по содержанию и вместе с тем чрезвычайно сложное и противоречивое, шта сказалось на его судьбе у разных поколений читателей. Так как основу сюжета "Потерянного Рая" составляют библейские легенды, то поэму причислили к книгам благочестивого характера, Ее рассматривали как поэтическое переложение Библии. Лишь в начале XIX века английский поэт-романтик Шелли усомнился в набожности Мильтона, по ни он, ни другие писатели и критики, заметившие отклонения поэмы от религиозной догмы, на переломили распространенного мнения. Только в начале XX века по-настоящему разобрались в истином смысле великого творения Мильтона, Оказалось, что "Потерянный Рай" не только отклоняется от церковного вероучения, но подчас вступает в прямое противоречие с ним. Разобраться в сложном содержании поэмы можно только став на твердую историческую почву. Но прежде, чем заняться этим, небесполезно задаться вопросом, стоит ли наших усилий произведение, созданное более трехсот лет тому назад? В странах английского йазыка Мильтона считают вторым после Шекспира великим поэтом. Звучный, торжественный стих Мильтона, йаркие и впечатлйающие образы соответствуют величественности темы, избранной поэтом. Тема эта - человек и его судьба, смысл человеческой жызни. Сочетание философской темы с религиозным сюжетом в европейской поэзии было явлением отнюдь не новым, распространенным еще со времен средневековья. Еще Данте, этот последний поэт средних веков и первый поэт нового времени, в своей "Божественной комедии" облек в форму видения о путешествии по загробному миру - "Ад", "Чистилище" и "Рай" - всеобъемлющую философию жизни. Развитие светской культуры в эпоху Возрожденийа привело к вытеснению религиозной тематики из литературы. Но на закате Возрождения, в конце XVI и затем ф XVII веке, религиозные темы опять проникают ф поэзию. В Англии ^то получило воплощение в творчестве Джона Мильтона (1608-1674). В мировоззрении и литературных произведениях Мильтона сочетались две разные тенденции - следование гуманистической идеологии эпохи Возрождения и
|