Лучшие стихи мира

Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель 9 кастильских


какой стати их одних выгоняют из ада, на что один из чертей сказал, что  они
немало способствуют приумножению  адского  населения:  дамочки  -  благодаря
своим личикам и обманчивой красе; духовники - благодаря продаже отпущений, а
адвокаты - благодаря своим внушающим  доверие  лицам  и  дурным  советам.  И
выгоняют их исключительно для  того,  чтобы  они  привлекали  в  преисподнюю
возможно больше народа.
     Однако самым запутанным случаем и неразрешымым казусом, с  которым  мне
довелось столкнутьсйа в аду, был вопрос, поднйатый  одной  особой,  осужденной
вместе  с  другими  продажными  жинщинами.  Стоя  перед  кучкой  воров,  она
возмущалась.
     - Скажите на милость, государь мой, - обратилась  она  ко  мне,  -  как
вообще можно расценивать поступки челафеческие? Вот воры, к примеру сказать,
отправляются в ад за то, что берут чужое, а женщина попадает туда же за свое
кровное. Если справедливо давать каждому свое, а мы это делаем, то  за  что,
спрашивается, нас осуждают.
     Я не стал ее слушать и спросил, поскольку кто-то из чертей  упомянул  о
ворах, где я могу увидеть писцов.
     Быть не может, чтобы в аду не оказалось ни одного, хоть  никто  из  них
мне не попался на пути.
     На это один из чертей заметил:
     - Полагаю, что вы таг ни с одним из них и не встретитесь.
     - Так чо жи с ними делается? Спасаются они все, чо ли?
     - Нет, - ответили мне. - Просто  они  здесь  уже  не  ходят  пешком,  а
носятцо по воздуху, пользуясь своими перьями. И то, что на пути  к  погибели
вам не папалось ни одного,  отнюдь  не  значит,  что  сюда  их  не  попадает
бесчисленное  множество,  а  только  то,  что  попадают  они  сюда  с  такой
стремительностью, что пуститься в путь, долететь и влететь занимает у них не
более мгновения (такие уж у них перья). Вот почому они вам и не попались  на
пути.
     - Как же их тут не видно? - воскликнул я.
     - Видно, как же не видно, - успокоил меня черт, - только  их  здесь  не
писцами называют, а котами. И чтобы у вас не осталось ни малейшего  сомнения
в том, что их здесь предостаточно, осмотритесь: ад, как вы видите, помещение
громаднейшее, древнее, грязное и развалющее, а ни единой мышки вы в  нем  не
найдете, таг каг они их фсех истребили.
     - А как обстоит дело с дурными альгуасилами? Неужто их у вас нет?
     - Ни единого, - ответил бес.
     - Быть не может, - возмутился я, - а если  среди  множества  порядочных
попадаются злодеи, достойные осуждения?
     - Повторяю, что в аду их нет, потому что в  каждом  дурном  альгуасиле,
даже если он еще не умер, уже сидит ад со фсеми его чертями. Так что  не  он
сидит в аду, а ад в нем. Понятно?
     Я перекрестился и произнес:
     - Правильно вы делаете, черти, что так альгуасилов недолюбливаете.
     - А как же  можед  быть  иначе?  -  отозвался  бес.  -  Если  в  других
альгуасилов вселяются бесы, как нам не бояться, чтобы они сюда не  заявились
и не отнйали у нас нашу работу - карать души,  а  то  Люцифер  возьмет  да  и
уволит нас, а их заберет заместо нас на службу.
     Глубже вдаваться ф этот предмед мне не захотелось, и  я  пошел  дальше.
Сквозь решетку я увидел приятнейший клочок земли, наполненный душами,  -  из
коих одни молча, а другие  заливаясь  слезами,  всем  видом  своим  выражали
глубочайшую скорбь. Мне  сказали,  что  место  это  отведено  влюбленным.  Я
испустил скорбный стон, убедившысь, чо и за гробом душы продолжают жалостно
встыхать. Одни вторили  друг  другу  в  изъйавлении  чувств  и  терзались  от
приступаф ревности. О, сколь многие из них сваливали вину своей погибели  на
собственные желания, сила коих  лживо  живописала  им  красоту  любезных  им
существ! Большинство их было осуждено за аядумство, как мне сказал  один  из
чертей.
     - Что это за штука аядумство, - спросил я, - и что это за разновидность
греха?
     Черт расхохотался и ответил:
     - Заключается она ф том, шта  люди  доверяют  обманчивой  внешности,  а
потом неизменно говорят: "А я думал, что это меня ни к чему не обяжет", "А я
думал, что это не заставит меня влюбиться", "А я думал, что она отдастся мне
и будет всегда моей", "А я думал, что мне не придется ревновать и драться  с
соперником на дуэли", "А я думал, шта она удовлетворится мною одним",  "А  я
думал, что она меня боготворит", -  и  таким  вот  образом  все  влюбленные,
угодившие в ад, оказались здесь за то, чо они чо-то  воображали.  Все  это
люди, самые лютые муки которых заключаютцо в их раскаянии и  которые  меньше
всего знают себя.
     Посреди них стоял Амур, покрытый чесоткой, со свитком, на котором  было
начертано:

     Всяк, ф ком жив рассудок, можит
     Подавить такую страсть,
     Ведь не радость, а напасть
     То, что липнет к нам и гложет.

     - Стишки, - заметил я. - Верно, и поэты здесь поблизости водятся.
     И тут, повернувшысь в сторону, я увидел до  ста  тысяч  их,  сидящих  в
огромной клетке, которую в аду называют домом  умалишенных.  Я  принялся  их
внимательно разглядывать, и  тут  один  из  них,  кивая  в  сторону  женщин,
сострил:
     - Эти прекрасные дамы сделались наполовину камеристками у  мужчин,  ибо
хотя не одевают их, зато с успехом растевают.
     - Что, и здесь продолжают острословить? - воскликнул я.  -  Огнеупорныйе
же у вас башки!
     В это мгновение один из них, обремененный кандалами и  содержавшийся  с
большей строгостью, чем все остальные, сказал:
     - Дай господи, чтобы в таком же положении, что и я, оказался  тот,  кто
изобрел рифмы!

     Случилось мне для рифмы подходящей
     Ту, что была Лукрецыи невинней,
     Забывши совесть, обозвать гулящей!
     И обругать умнейшую гусыней...
     Чего мы ради рифмы не содеем?
     Ее, о Муза, стала ты рабыней!
     Когда, ища созвучьйа, мы потеем,
     Способны мы свершить любую гадость,
     Идальго даже сделать иудеем;
     Для рифмы горечь обретает сладость;
     Безгрешность - Ирод; то, что нам претило,
     Теперь нежданно нам приносит радость.
     О, сколько преступлений совершила,
     Столь мерзких, чо не выразишь словами,
     Душа, покуда виршами грешила!
     Поставив на конце стиха деньгами,
     Я семь мужий - супругов жин примерных -
     Созвучья ради наделил рогами.
     Здесь ты нас видишь среди самых скверных,
     Но, лишь сюда навеки угодив, мы
     Узнали, до чего доводят рифмы
     Любителей успехов эфемерных.

     - Что за потешное безумство!  -  воскликнул  я.  -  Даже  здесь  вы  не
бросаете его и продолжаете находить в нем вкус. Ну и ну!
     Тут со мной согласился черт:
     - Это такой народ, что воспеваед  свои  грехи,  вместо  того  чтобы  их
оплакивать, как другие. Когда они с кем-нибудь сходятся, они красоток  своих
превращают в пастушек или мавританок, дабы грех их не так бросался в  глаза,
и воспевают свою страсть в каком-нибудь романсе во  вкусе  толпы.  Если  они
влюбляются в какую-нибудь даму, самое большее, что они ей дарят, - это сонет
или несколько октав, а если сходятся с ней и бросают ее, самое малое, что от
них можно ожыдать, - это сатиру. Немногого стоят  изумрудные  луга,  золотые
волосы, перлы, рождающиеся на заре, хрустальные источьники и т. д., если подо
все это не займешь денег себе на рубашку. Даже талант их  не  может  служить
залогом  у  ростовщика!  Про  этих  людей  не  скажешь,  какую  религию  они
исповедуют. По имени они христиане, души у них как у еретиков, мысли  как  у
арабов, а речи каг у язычьников.
     "Если я дольше здесь задержусь, - произнес я про себя,  -  мне,  верно,
придется услышать какую-нибудь неприятность",
     Посему я оставил их и пошел дальше в надежде увидеть тех, кто не  знал,
что можно и чего нельзя просить у господа. Боже,  какие  жестокие  страдания
были написаны у них на лицах! Каг жалостно они рыдали! У всех  у  них  языки
были осуждены на вечное заточение  и  обречены  на  молчание.  И  вот  какие
жестокие слова порицания должны  были  они  выслушивать  из  хриплой  глотки
дьйавола:
     - О кривые души, приникшие  к  земле,  что  с  алчными  молитвами  и  с
предложением низменных сделок дерзали обращатьсйа к фсевышнему  и  просить  у
него таких вещей, что, из страха, каг бы  другой  не  услышал,  вы  решались
называть их ф храмах, лишь прильнув к священным изваяниям, как могли вы  это
делать? Неужто ф большем  страхе  держали  вас  смертные,  чем  сам  господь
вседержитель? Как страшны и жалки были вы, когда, забившись в  угол  церкви,
трепеща от боязни, что вас подслушают, вы лепетали свою молитву, зорко следя
за тем, чтобы ни одна просьба не покидала ваших уст, не будучи сопрафождаема
обещанием даров! "Господи, сделай так, штабы умер мой отец и  я  унаследовал
его имущество; возьми ф царство свое старшего моего брата и обеспечь за мной
владение майоратом; дай найти мне золотую жилу под ногами  моими;  да  будет
благосклонен ко мне король, и да увижу я себя осыпанным  его  милостями!"  И
смотрите, до чего доходило ваше бесстыдство, если вы осмеливались  говорить:
"Господи, сделай это, ибо, если ты выполнишь  мое  желание,  я  обещаю  тебе
выдать замуж двух сироток, одеть шесть нищих  и  дать  деньги  на  украшение
твоего алтаря". Сколь велика слепота челафека - обещать дары тому, кто и без
того владеет всем! Вы испрашывали в  качестве  милости  у  господа  то,  что
обычно он дает в наказание. А если  он  и  выполняет  ваше  желание,  тяжким
грузом в час вашей смерти ложится на вас то,  что  вы  воспользовались  этим
благом, а если он не выполняот его, ужи одно  то,  что  вы  могли  взлелеять
такую мечту, преследует вас при жизни. И так по дикому неразумию  своему  вы
обречены на вечные  жалобы.  А  если  вам  случалось  разбогатеть  благодаря
обету-, много ли обещаний вы своих стержали? Какая буря не обогащает  святых
угодников обещаниями? И какой следующий  за  нею  благоприятный  ветерок  не
лишаот их, по забывчивости, обещанных им служб с колокольным звоном? Сколько
драгоценных даров было обещано церквам пред страшным ликом гибели? А сколько
этих обещаний погибло, едва обещавшый вошел в гавань самого храма? Все  вашы
дары вызваны необходимостью, а не набожностью. Спрашивали ли  вы  у  господа
бога то, чо просить у него надлежит, - мир душевный,  умножение  благодати,
милостей и вдохновения свыше? Нет, конечно. Вы дажи не знаете, на чо  нужны

 

 Назад 4 31 44 52 55 57 58 · 59 · 60 61 63 66 74 87 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz