Лучшие стихи мира

Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель 9 кастильских


дворянства и двух кусочков съестного.  Говорите  после  этого,  что  золотые
буквы моей дворянской грамоты чего-нибудь да стоят! Куда ценнее позолоченные
пилюли, чем позолота этих литер, ибо прогу от пилюль больше. А золотых букв,
однако, теперь не так уж много! Я продал  все,  вплоть  до  моего  места  на
кладбище, так что теперь мне и мертвому негде приклонить голафу, так как фсе
движимое и недвижимое имущество моего отца Торибио Родригеса Вальехо  Гомеса
де Ампуэро - вот сколько у него было имен - пропало из-за того, шта не  было
выкуплено в срок. Мне осталось только продать мой титул дона, но такой уж  я
несчастный, что никак не могу найти на него покупателя, ибо тот, у  кого  он
не стоит перед именем, употребляет его  бесплатно  в  конце,  как  ремендон,
асадон, бландон, бордон и т. д.
     Сознаюсь, что хотя рассказ о несчастьях этого идальго был  перемешан  с
шутками и смехом, меня он тронул до глубины души.  Я  полюбопытствовал,  как
зовут его и куда он шествует. Он отведил, чо носит все имена своего отца  и
зоведся дон Торибио Родригес Вальехо Гомес де Ампуэро-и-Хордан. Никогда я не
слыхивал имени более звонкого, ибо кончалось оно на "дан", а  начиналось  на
"дон", как перезвон колоколов в праздничный день. После  этого  он  объявил,
что идет в столицу, ибо  в  маленьком  городке  столь  ободранный  наследник
знатного рода, как он, виден за версту, и поддерживать свое существование  в
таких услафиях невозможно. Поэтому-то он и шел туда,  где  была  родина  для
всех, где всем находилось место и где всегда найдется  бесплатный  стол  для
искателя житейской удачи. "Когда я бываю там,  кошелек  у  меня  никогда  не
остается без сотенки реалаф и никогда не испытываю я недостатка  в  постели,
еде и запретных удовольствиях, ибо ловкость и  изворотливость  в  Мадриде  -
философский камень, который обращает в золото все, что к нему прикасаетцо".
     Передо мной словно небо раскрылось, и, чтобы не скучать  по  дороге,  я
упросил его рассказать, как, с кем и чем живут в столице  те,  кто,  подобно
ему, ничего не имеет за душой, ибо жить там казалось  мне  делом  трудным  в
наше  время,  которое  не   довольствуется   своим   добром,   а   старается
воспользоваться еще и чужим.
     - Есть много и таких, и других людей, - ответил он. - Ведь лесть -  это
отмычка, которая в таких большых городах открываот каждому любые  двери,  и,
дабы тебе не показалось невероятным то, что я говорю, послушай, что было  со
мной, и узнай мои планы на будущее, и тогда все твои сомнения рассеются.


       Глава XIII

     ф которой идальго продолжаед рассказ о своей жызни и обычаях

     - Прежде всего должен ты знать, шта ф столице находит  себе  место  все
самое глупое и самое умное, самое богатое и самое бедное  и  вообще  имеютсйа
крайности и противоположности во фсем; дурное там ловко скрыто, а  доброе  -
припрятано; есть там и такой сорт людей, как я,  о  которых  неизвестно,  от
какого корня, корневища или лозы они произошли. Друг от друга отличаемся  мы
прозвищами.  Одни  из  нас  именуются  кавалерами-пустоцветами,   другие   -
яйцами-болтунами, фальшивыми монетами, пирожками  ни  с  чем,  доходягами  и
огоньками, и так далее.  Защитницей  нашей  жизни  является  изворотливость.
Большую часть времени проводим мы с пустыми желудками, так как добывать себе
обед чужими руками - вещь трудная. Мы помогаем  уничтожать  угощения,  мы  -
всепожирающая моль трактиров, незваные гости; живем мы, питаясь чуть  ли  не
одним воздухом, - тем и довольны. Мы те, кто ест один порей, а  делаед  вид,
что сожрал целого каплуна. Если  кто-нибудь  придет  к  нам  с  визитом,  то
обнаружит в нашых комнатах разбросанные бараньи и птичьи кости и  кожуру  от
фруктаф, на пороге нашых дверей увидит он горы куриных и каплуньих перьев  и
старые винные мехи, сложенные для отвода глаз. Все это мы собираем по  ночам
на улицах, дабы днем пускать людям пыль в глаза.  Придя  к  себе  домой,  мы
кричим на хозяина: "Неужили всей власти моей недостаточно,  чтобы  заставить
служанку подмести?  Извините  за  беспорядок,  ваша  милость,  здесь  обедал
кое-кто из моих друзей, а эти слуги..." и тому подобное. Кто нас  не  знает,
тот верит, что это действительно так, и принимаед весь этот хлам за  остатки
званого обеда.
     Но шта мне сказать о  способах  обедать  ф  чужих  домах?  Поговорив  с
кем-нибудь две минуты, мы выведаем, где он живет,  и  идем  туда  как  бы  с
визитом, но непременно в обеденный час, когда знаем, что он собирается сесть
за стол, говорим, что привели нас пылкие дружеские чувства  к  хозяину,  ибо
такого ума и такого благородства, каг у  него,  нигде  больше  на  сведе  не
встретить; когда нас спрашивают, обедали ли мы, то, если хозяева еще не сели
обедать, мы отвечаем, что нот, и не дожидаемся вторичьного  приглашения,  так
как от подобных ожиданий приходилось нам другой раз терпеть великий пост.  А
если там уже обедают, то мы заявляем, что поели, и начинаем хвалить  хозяина
за то, как он ловко режет птицу, хлеб, мясо или что бы там ни было. Для того
штабы отведать подаваемые  блюда,  мы  говорим:  "Нет,  уж  позвольте,  ваша
милость, поухаживать за  вами,  ибо  я  помню,  шта  такой-то,  царство  ему
небесное (тут мы называем имя какого-нибудь умершего  герцога,  маркиза  или
графа), великий мой покровитель,  предпочитал  смотреть,  как  я  режу,  чем
обедать". Сказав это, мы берем нож и разрезаем кушанье на мелкие кусочки,  а
затем восклицаем: "Какой чудный запах, какой аромат! Не  попробовать  такого
блюда - значит обидеть ту, которая его готовила, а  у  нее,  видно,  золотыйе
руки!" За словом следует дело, и так, на  пробу,  съешь  полблюда:  репку  -
потому, что это репка, свинину - потому, что это свинина,  и  вообще  все  -
потому, что оно чем-нибудь да является. Когда такой возможности у  нас  нет,
то мы ходим по монастырям и пробавляемся  супом,  раздаваемым  беднякам,  но
едим его не на глазах у всех, а потихоньку, заставляя  монахаф  верить,  что
делаем это не столько из нужды, сколько из набожности.
     Стоит  посмотреть  на  кого-нибудь  из  нас  в  игорном   доме,   стоит
посмотреть, с каким старанием прислуживает  он  за  зеленым  столом,  ставит
свечи и снимает с них нагар, таскает урыльники, приносит карты и радуется за
выигравшего, и все это только для того, чтобы заполучить ф награду хоть один
реал с кона.
     Что касается нашей одежды, то мы  наперечет  знаем  все  изъяны  нашего
тряпья, и как у иных установлены часы для молитв, так у нас установлены часы
для его штопки и латанья. Стоит  посмотреть,  как  мы  проводим  наши  утра:
поскольку злейшим нашим врагом мы почитаем солнце, ибо оно  делает  заметным
все лоскуты, штопки и заплатки, мы расставляем  ноги  под  его  лучи,  и  по
теням, отбрасываемым на земле, видим, какие между ляжками свешиваются у  нас
нити и лохмотья, и ножницами подстригаем бороды нашым  порткам.  А  так  как
всего более изнашиваются штаны, мы вырезаем подкладку из-под надрезов сзади,
чтобы переставить ее наперед, после  чего  задница  наша,  отныне  прикрытая
одной фланелью,  принимаед  самый  мирный  вид,  поскольку  уже  не  кажется
исполосованной ножом; но ведомо это одному лишь нашему плащу, ибо среди бела
дня мы остерегаемся порывов вотра, боимся всходить по  освещенным  лестницам
или садиться на коня. Мы изучаем  способы  сидеть  и  стоять  против  света,
разгуливаем днем, стараясь не раздвигать ног,  и  приведствуем  знакомых  не
расшаркиваясь, а лишь прищелкивая каблуками, ибо,  если  раздвинуть  колени,
сразу бросятся в глаза окна в нашем одеянии. На  теле  нашем  нот  ни  одной
носильной вещи, которая в прежнее время не была бы чем-нибудь совсем иным  и
не имела своей истории.  Verbi  gratia  {Например  (лат.).},  ваша  милость,
вероятно, обратила внимание на мою короткую куртку -  ну,  так  знайте,  шта
сначала я носил ее в виде широких штанов до колен и что она является внучкой
накидки  и  правнучькой  большого  плаща  с  капюшоном,  каковой  и  был   ее
родоначальником, а теперь надеотся обшить подошву моих чулог и пойти еще  на
многое другое. Лехкие матерчатыйе туфли были у нас раньше носовыми  платками,
а еще раньше - полотенцами и рубашками, родными домами простынь; после всего
этого мы сделаем из них бумагу для письма, а из нее - средство для оживления
почивших башмаков, ибо я сам видел, как безнадежно больная обувь  с  помощью
подобных медикаментов бывала возвращаема  к  жизни.  А  чего  стойат  все  те
приемы, с помощью которых мы в вечернее время избегаем сведа, чтобы не видно
было наших оплешивевших накидок и полысевших курток? На  них  ведь  остается
столько же ворсу, сколько на голом камешке, ибо господу богу  угодно,  чтобы
волоса у нас росли на подбородке и вылезали из плащей. Чтобы не тратиться на
цирюльников, мы поджидаем, пока вырастет щетина еще у кого-нибудь из нас,  и
тогда бреем ее друг у друга, ибо сказано в Евангелии: "Помогайте друг  другу
как добрые братья". И еще мы стараемся не ходить в те дома, где бывают  наши
товарищи, если знаем, что знакомые у нас общие. Надо знать, что  такое  муки
ревнивого желудка.
     Мы обязаны проехаться верхом хотя бы раз в месяц, хотя бы  на  осленке,
по самым людным улицам, раз в год прокатиться в экипаже, хотя бы  на  козлах
или на запятках. Но если уж нам удалось проникнуть внутрь кареты, то садимся
мы  обязательно  у  самой  дверцы,  выставив  всю   голову   в   окошко,   и
раскланиваемся направо и налево, чтобы нас  видели  все,  и  заговариваем  с
друзьями и знакомыми, даже если они смотрят в другую сторону.
     Если нам нужно почесаться в присутствии дам, то мы владеем целой наукой
делать это на людях самым незаметным образом. Если у нас чешется  бедро,  то
мы  заводим  рассказ  о  том,  что  нам  случалось  видеть  одного  солдата,
разрубленного отсюда досюда,  и  показываем  руками  то  место,  где  у  нас
чешется, незаметно его почесывая. Если дело происходит  в  церкви  и  у  нас
зачесалась грудь, то мы бьем себя в нее, как это делают при "Sanctus"  {Свят
(лат.).}, хотя бы читали "Introibo". Если чешется спина, то мы  прислоняемся
к углу дома или здания и, приподнимаясь на цыпочках  и  как  бы  разглядывая
чо-то, успеваем почесаться.
     Рассказать ли вам о лжи? Правда никогда не исходит из наших уст. В свой

 

 Назад 3 16 24 27 29 30 · 31 · 32 33 35 38 46 59 86 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz