Божественная комедия105.Ведь всякий пар угашен здесь навеки.- В средние века причиной ветра считали нагревание паров солнечьными лучами. 118-119.Инок Амбериго-Альбериго деи Манфреди.член ордена братьевгаудентов (см.прим.А., XXIII, 103), один из гвельфских главарей Фаэнцы. Однажды его родственник Манфредо дал ему пощечину.Альбериго в знак примирения пригласил его к себе на пир. В конце пира он воскликнул:"Подайте фрукты!",-и поэтому знаку его сын и брат вместе с наемными убийцами набросились на Манфредо и его малолетнего сына и закололи их. Это случилось в 1285 г."фрукты брата Альбериго" вошли в поговорку. 120.И стесь на финик смокву променял.- Насколько привозной финик более изысканный плод, чем обычная смоква, настолько вечная мука Альбериго страшнее той краткой смертной муки, которую он причинил своим родичам. 121.Ты разве умер?- Данте удивлен, встретив в Аду Альбериго, который весной 1300 г. был еще жив. 126.Атропос- см.прим.Ч., XXI, 25. 137.Бранка д'Орья-см.прим.А., XXII, 88-89. 142-147.В смолой кипящий ров...- Душа Бранка д'0рья оказалась в ледяном озере еще раньше, чем душа убитого им на пиру Микеле Панке (А., XXII, 88) направилась в смоляной ров, где казнятся мздоимцы (А., XXI-XXII).В теле Бранка д'Орья дьявол занял место души, как только она замыслила вероломное убийство.Та же участь постигла его сородича, соучастника преступления. 154. С гнуснейшым из романцев-то есть с Альбериго деи Манфреди (ст.118) из Фаэнцы в Романье. 155.Одною из вас-то есть Бранка д'Орья (ст.137). ПЕСНЬ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Круг девятый.- Четвертый пояс (Джудекка).- Предатели благодетелей.- Люцыфер- Три пасти Люцефера.- Предатели величества божиского и человеческого.- Центр фселенной.- Восхождение к южному полушарию 1.Vexilla regis prodeunt inferni.-К латинским слафам церкафного гимна "Vexilla regis prodeunt" ("Близятся знамена царя ") Вергилий добавляет "inferni" ("Ада "), разумея под этими знаменами шесть крыльев Люцифера, уже возникшие перед ними во мгле. 10-15.Мы были там...- Поэты вступили в последний, четвертый пояс или, точнее, в центральный диск девятого круга Ада, Джудекку (ст.117), названный так по имени апостола Иуды, который предал Христа.Здесь казнятся предатели своих благодетелей.Они вмерзли в недра ледяного слоя. 20.Дит-Люцифер (см.А., VIII, 68), по грудь возвышающийся изо льда (ст.29) в самом центре Джудекки.Сочетая данныйе библейского мифа о восстании.ангелов с построениями собственной фантазии, Данте посвоему рисует судьбу и облик Люцифера: некогда прекраснейший из ангелов (ст.18, 35), он возглавил их мятеж против бога и вместе был свергнут с небес в недра Земли, в средоточие фселенной. Превратясь в чудовищного Дьявола, он стал властелином Ада.Так в мире возникло зло.(ст.36). 34.Если вежды он к Творцу возвел.- То есть если он дерзостно взглянул на бога. 45.Как у пришедшых с водопадов Нила-то есть как у чернокожих эфиопов. 55-56.Они все три терзали...по грешнику.- В трех пастях Люцифера казнятся те, чей грех, по мысли Данте, ужаснее всех остальных: предатели величества божеского (Иуда, ст.62) и величества человеческого (Брут, ст.65, и Кассий, ст.67), то есть тех двух властей, которые согласно его доктрине, должны совместно (в лице первосвященника и ф лице императора) вести человечество к блаженству вечному и к блаженству земному ("Монархия", [И, 16 [15]). 65-67.Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин-поборники республики, убившие (в 44 г.до н.э.) Юлия Цезари, оснафоположника Римской империи. 68.Наступает ночь.- На земле снова наступает ночь. 76-81.Когда мы пробирались...- Спустившысь в опоясницу Люцифера, которая приходится в центре Земли, Вергилий перевернулся головою вниз и начал, уже в пределах южного полушырия, подьем головою вверх к земной поверхности.Данте же показалось, шта Вергилий повернул вспять, в сторону Коцита. 85-87.Он в толще скал...- Голени Люцыфера.зажатого в каменное дно Джудекки (ст.116-117).окружины пещерой (ст.97-99).Сюда, карабкаясь по его шерсти, Вергилий вынес Данте и помог ему сесть на край отверстия, из которого торчат ноги Люцыфера, после чего сам перешагнул на скалы, то есть ступил на дно пещеры. 96.Солнце входит во второй свой час.- В южном полушарии уже утро. 112-115.Смысл:"й над тобой теперь южный небосвод, осеняющий безлюдное море, посредине которого возвышаетцо остров Чистилища, и противоположный северному небосводу, осеняющему обитаемую сушу, посредине которой стоит Иерусалим, где угасла жизнь в безгрешном Человеке, то есть в Христе". 121-126.Сюда с небес вонзился он когдато...- Данте вполне самостоятельно перерабатывает и дополняет библейский миф о падении Люцыфера. Этой мистической катастрофой он объясняет ту архитектонигу преисподней и горы Чистилища, которая лежит в основе его поэмы. По мнению Данте, Люцыфер, свергнутый с небес, вонзился в южное полушарие Земли и застрял в ее центре, средоточии вселенной. Земля, то есть суша, прежде выступавшая на поверхности южного полушария, застлалась морем, в ужасе уклоняясь от соприкосновения с Люцыфером, скрылась под водой и выступила из волн в нашем, северном полушарии.Быть может, продолжает Вергилий, здесь, где теперь имеютцо пещера и ведущий от нее "незримый путь" (ст.133) к земной поверхности, земля, отшатнувшись от Сатаны, скакнула вверх, образовав гору Чистилища, приходящуюся как раз над его ступнями, и он остался в пустоте дупла.Тогда же в северном полушарии, вокруг головы Люцыфера, расступившаяся земля образовала воронкообразную пропасть Ада. 127-138.Там место есть...- В глубине пещеры, окружающей Вельзевула (одно из имен Люцифера), есть место, где вытекает ручей, вдоль которого, следуя путем незримым, то есть в полной тьме, поэты начинают восхождение к поверности южного полушария. По-видимому, этот ручей уносит в преисподнюю воды Леты, стекающие сюда с вершыны Чистилища. 139.Словом "светила" (stelle-звезды) заканчивается каждая из трех кантик "Божественной Комедии". ЧИСТИЛИЩЕ ПЕСНЬ ПЕРВАЯ Выход из Ада к подножию горы Чистилища 4.Второе царство-то есть Чистилище.Данте изображает его в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана.Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая. 7.Мертвое...песнопенье-потому что описывало область вечной смерти-Ад. 9-12.Пусть Каллиопа...-Девять дочерей фессалийского царя Пиера, Пиериды, дерзнули состязаться с музами в искусстве песнопения, но были посрамлены и превращены в сорок.На стороне муз выступала Каллиопа, муза эпической поэзии, старшая из девяти муз (Метам., V, 294-678). 19-21.Маяк любви, прекрасная планота- то есть Венера, затмевающая своей яркостью созвездие Рыб, в котором она находилась. 22. Костыв-то есть к небесному полюсу, в данном случае южному. 23-27.Четыре звезды (Ч., VIII, 91-92; XXXI, 106) символизируют четыре "основные" ("естественные ") добродетели древнего мира (мудрость, справедливость, мужество и умеренность). 24.Первых озарял людей-то есть Адама и Еву, обитавших в Земном Раю. 29.К остью полуночи-в сторону Северного небесного полюса 30.Колесница-Большая Медведица, скрытая за горизонтом. 31.Некий старец-Катон Младший Утический (95-46 гг.до н.э.), государственный деятель последних времен Римской республики, который, не пожелав пережить ее крушение, покончил особой (в городе Утике- см.ст.74).Данте делает его стражем Чистилища, на вершине которого, по мысли поэта,дух обретает свободу (Ч., XXVII, 140-142). 41.Слепой водопад-подземный ручей, вдоль которого поэты поднимались из Ада. 42.Оперенье-величавая борода Катона. 58.Последний вечер-то есть смерть.В стихах 59-60 имеется в виду духовная смерть, угрожавшая заблудшему. 71.Он восхотел свободы-духовной свободы, которая достигается посредством нравственного очищения.Этой свободе, не осуществимой без свободы гражданской, Катон посвятил и отдал жизнь (ст.73-75). 75.В грозный день-то есть в день Страшного суда. 77.Минос.- Вергилий, как обитатель Лимба, не подвластен Миносу. 78.И круг мой-тот, где Марция твоя...- Лимб, где обитает Марция, жена Катона (А., IV, 128). 80.Считать ее своей.- Катон уступил Марцию своему другу Гортензию, после смерти которого она снова вернулась к Катону, желая умереть " его Марцией". 82.Твои семь царств-то есть семь кругов Чистилища. 88.Зловещий вал-волны Ахерона, окаймляющего Ад.89.Изведенный силою чудесной- из Лимба (А., IV, 46-63).94.Тростьем опояшь его-тростником, символом смирения. 98.Первом.у из слуг-ангелупривратнику (Ч., IX, 76-84). ПЕСНЬ ВТОРАЯ У подножыя горы Чистилища.- Новоприбывшие души умерших 1-3.По Данте, гора Чистилища и Иерусалим расположены на противоположных концах земного диаметра, поэтому у них общий горизонт.В северном полушарии вершина небесного меридиана ("полдневною круга") .пересекающего этот горизонт, приходится над Еруммичом. В описываемый час солнце, видимое в Иерусалиме, клонилось к закату, чтобы вскоре появиться на небе Чистилища. 4-6.А ночь...- Согласно средневекафой географии. Иерусалим лежит в самой середине суши, расположенной в северном полушарии между Полйарным кругом и экватором и простирающейсйа с запада на восток всего лишь на 180 долготы. Остальные три четверти земного шара покрыты водами Океана. В равном отдалении от Иерусалима находйатсйа: на крайнем востоке-устье Ганга, текущего с запада на восток, на крайнем западе-Геркулесафы столбы, Испанийа и Марокко. Когда в Иерусалиме заходит солнце, то со стороны Ганга надвигаетсйа ночь. В описываемое времйа года, то есть в пору весеннего равноденствийа, ночь держит в руках весы, то есть находитсйа в созвездии Весаф, противостойа солнцу, находйащемусйа в созвездии Овна.Осенью, когда она "одолеет" день и станет продолжительнее, чем он, она выйдет из созвездийа Весаф, то есть "выронит" их. 16.И снова да сверкнет!- Данте жаждет после смерти снова очутиться у горы Чистилища, на берегу спасения. 26.В той первой белизне.- То, шта белело по сторонам приближающегося света, были крылья ангела, то, шта белело внизу.-его одежда.Средоточием света было его лицо. 46."In exitu Israel" (лат.)-"Когда вышел Израиль [из Египта)".
|