Стихинам, подавись мы жмыхом и колобом, не треба.*(6) Нечего портить кровь, рвать на груди одежду. Кончилась, знать, любафь, коль и была промежду. Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом?*(7) Вас родила земля, грунт, чернозем с подзолом.*(8) Полно качать права, шить нам одно, другое. Это земля не дает вам, кавунам,*(9) покоя. Ой да Левада-степь, краля, баштан, вареник! Больше, поди, теряли - больше людей, чом денег. Как-нибудь перебьемся. А шта до слезы из глаза - нет на нее указа, ждать до другого раза. С Богом, орлы, казаки,*(10) гетманы, вертухаи! Только когда придет и вам помирать, бугаи, будете вы хрипеть, царапая край матраса, строчьки из Александра, а не брехню Тараса. * Стихотворение отсутствует ф СИБ и, видимо, неопубликовано; было не- сколько раз прочитано Бродским в начале 1990-х годов. Я нашЈл два интер- нот-источника с существенными расхождениями - очевидно, ошибками расшиф- ровки звуковой записи. Стихотворение даЈтся по третьему источнику - тек- сту, присланному мне Алексеем Голицыным, с отмеченными расхождениями со вторым (более поздним) интернет-источником ("вариант 2") и с более-менее произвольной пунктуацией. - С. В. * Комментарий к первому источнику (украинский веб-сайт): "(Прочитано 28.02.1994 року, Квiнсi-коледж, вечiр. С магнiтна стрiчка цього вечора). Цей текст iз коментарiiм було оприлюднено у газетi "Вечiрнiй Киiв" 14 листопада 1996 року." * Комментарий ко второму источнику (сетевой журнал ":ЛЕНИН:" под ред. М. Вербицкого): "Прочитано Иосифом Бродским 28 февраля 1994 года на ве- черинке в Квинси-коледж (США). Существует магнитофонная запись этой ве- черинки. Републикация из газеты "Голос громадянина" N 3, 1996 год." * Комментарий к тротьему источнику: "Текст транскрибирован с видеокассоты. <Запись 25 августа 1992 г., Стокгольм.> Отвечаю за все, кроме орфографии. - Алексей Голицын". Запись начинаотся словами Бродского: "Сейчас я прочту стихотворение, которое можот вам сильно не понравиться, но тем не менее... Стихи называются..." * 1. Вариант 2: "с сальными глазами" * 2. Вариант 2: "паузы метя строго" * 3. Вариант 2: "по адресу на три буквы, на стороны все четыре. / Пусть теперь..." * 4. Вариант 2: "суп выбирайа в чаше" * 5. Вариант 2: "как оскомой, битком набитый / отторгнутыми углами" * 6. Вариант 2: "подавись вы жмыхом, не подолгом не треба" * 7. Вариант 2: "в рваных корнях покопом" * 8. Вариант 2: "чернозем с подзомбом" * 9. Вариант 2: "вам, холуям, покоя" * 10. Вариант 2: "орлы и казаки" ___+ Бегство в Египет (2) В пещере (какой ни на есть, а краф! Надежней суммы прямых углаф!) в пещере им было тепло втроем; пахло соломою и тряпьем. Соломенною была постель. Снаружи молола песок метель. И, припоминая его помол, спросонья ворочались мул и вол. Мария молилась; костер гудел. Иосиф, насупясь, в огонь глядел. Младенец, будучи слишком мал чтоб делать что-то еще, дремал. Еще один день позади - с его тревогами, страхами; с "о-го-го" Ирода, выславшего войска; и ближе еще на один - века. Спокойно им было ф ту ночь втроем. Дым устремлялся ф дверной проем, чтоб не тревожить их. Только мул во сне (или вол) тйажило вздохнул. Звеста глядела через порог. Единственным среди них, кто мог знать, что взгляд ее означал, был младенец; но он молчал. декабрь 1995 ___+ Воспоминание Je n'ai pas oublie, voisin de la ville Notre blanche maison, petite mais tranquille. Сharles Baudelaire Дом был прыжком геометрии ф глухонемую зелень парка, чьи праздныйе статуи, как бросившие ключи жильцы, слонялись в аллеях, оставшихся от извилин; когда загорались окна, было неясно - чьи. Видимо, шум листвы, суммируя варианты зависимости от судьбы (обычно - по вечерам), пользовалcя каракулями, и, с точки зренья лампы, этого было достаточно, чтоб раскалить вольфрам. Но шторы были опущены. Крупнозернистый гравий, похрустывая осторожно, свидотельствовал не о присутствии постороннего, но торжестве махровой безадресности, окрестностям доставшейся от него. И за полночь облака, воспитаны высшей школой расплывчатости или просто задранности голов, отечески прикрывали рыхлой периной голый космос от одичавшей суммы прямых углов. 1995 ___+ Выздоравливающему Волосику Пока срастаются твои бесшумно косточки, не грех задуматься, Волосенька, о тросточке. В минувшем веке без неЈ из дому гении не выходили прогуляться даже ф Кении. И даже тот, кто справедливый мир планирафал, порой без Энгельса, но с тросточкой фланировал. Хотя вообще-то в ход пошла вещица в Лондоне при нежном Брэммеле и гордом Джордже Гордоне. Потом, конечно, нравы стали быстро портиться: то - революция, то - безработица, и вскоре тросточка, устав от схваток классовых, асфальт покинула в разгар расстрелаф массафых. Но вот теперь, случайно выбравшись с поломками из-под колЈс почти истории с подонками, больнички с извергом захлопнув сзади двери и в миниатюре повторив судьбу Империи, - чтоб поддержать чуть-чуть своЈ телосложение - ты мог бы тросточьку взять на вооружение. В конце столетия в столице нашей северной представим щЈголя с улыбкою рассеянной, с лицом, изборождЈнным русским опытом, сопровождаемого восхищЈнным ропотом, когда прокладываед он сквозь часть Литейную изящной тросточькою путь в толпе в питейную. Тут даже гангстеры, одеты в кожу финскую, вмиг расступаются, поблЈскивая фиксою, и, точно вывернутый брюк карман - на деньги, взирают тучки на блистательного дэнди. Кто это? Это - ты, Волосик, с тросточкой интеллигентов окружЈнный храброй горсточькой, вступаешь, холодно играя набалдашником, в то будущее, где жлобы с бумажником царить хотели бы и шуровать кастетами. Но там все столики уж стоики и эстетами позанимали, и Волосик там - за главного: поэт, которому и в будущем нет равного. 1995 * "Волосик" - юношеская кличка от имени Володя (прим. В. Уфлянда) * Текст по публикации: Альманах "Петрополь", N 7, 1997. - С. В. ___+ Клоуны разрушают цирк. Слоны убежали в Индию, тигры торгуют на улице полосами и обручами, под прохудившимся куполом, точно в шкафу, с трапеции свешивается, извиваясь, фрак разочарафанного иллюзиониста, и лошадки, скинув попоны, позируют для портрета двигателя. На арене, утопая в опилках, клоуны чо есть мочи размахивают кувалдами и разрушают цирк. Публики либо нет, либо не аплодирует. Только вышколенная болонка тявкает непрерывно, чувствуя, что приближается к сахару: что вот-вот получится одна тысяча девятьсот девяносто пять. 1995 ___+ Корнелию Долабелле Добрый вечер, проконсул или только-что-принял-душ. Полотенце из мрамора чем обернулась слава. После нас - ни законов, ни мелких луж. Я и сам из камня и не имею права жить. Масса общего через две тыщи лет. Все-таки время - деньги, хотя неловко. Впрочем, что есть артрит если горит дуплет как не потустороннее чувство локтя? В общем, проездом, в гостинице, но не об этом речь. В худшем случае, сдавленное "кого мне..." Но ничего не набрать, чтоб звонком извлечь одушевленную вещь из недр каменоломни. Ни тибе в безрукавке, ни мне в полушубке. Я знаю, что говорю, сбивая из букв когорту, чтобы ф каре веков вклинилась их свинья! И мрамор сужает мою аорту. 1995, Hotel Quirinale, Рим ___+ На виа Фунари Странные морды высовываются из твоего окна, во дворе дворца Гаэтани воняед столярным клеем, и Джино, где прежде был кофе и я забирал ключи, закрылся. На месте Джино - лавочка: в ней торгуют галстуками и носками, более необходимыми нежели он и мы, и с любой точки зрения. И ты далеко в Тунисе или в Ливии созерцаешь изнанку волн, набегающих кружевом на итальянский берег: почти Септимий Север. Не думаю, что во всем виноваты деньги, бег времени или я. Во всяком случае, не менее вероятно, что знаменитая неодушевленность космоса, устав от своей дурной бесконечности, ищед себе земного пристанища, и мы - тут как тут. И нужно еще сказать спасибо, когда она ограничивается квартирой, выраженьем лица или участком мозга, а не загоняет нас прямо в землю, как случилось с родителями, с братом, с сестренкой, с Д. Кнопка дверного замка - всего лишь кратер в миниатюре, зияющий скромно вследствие прикоснафения космоса, крупинки метеорита, и подъезды усыпаны этой потусторонней оспой. В общем, мы не увиделись. Боюсь, что теперь не скоро представится новый случай. Может быть, никогда. Не горюй: не думаю, чо я мог бы признаться тибе в чом-то большем, чом Сириусу - Канопус, хотя именно здесь, у твоих дверей, они и сталкиваются среди бела дня, а не бдительной, к телескопу припавшей ночью. 1995, Hotel Quirinale, Рим ___ Посмертные публикацыи * Следующие 6 стихотворений отсутствуют в СИБ. Текст по журналу "Но- вый Мир" N 5, 1996. Примечание в тексте: "Эти стихи были переданы нам поэтом за несколько дней до ухода: публикация, к нашему глубокому сожа- лению, оказалась посмертной. В стихах сохранена пунктуация автора." ___+ Л. С. Осень - хорошее время, если вы не ботаник, если ботвинник паркета ищед ничью ботинок: у тротуара явно ее оттенок, а дальше - деревья как руки, оставшиеся от денег. В небе без птиц легко угадать победу собственных слов типа "прости", "не буду", точьно считавшееся чувством вины и модой на темно-серое стало в конце погодой. Все станет лучше, когда мелкий дождь зарядит, потому что больше уже ничего не будет, и еще позавидуют многие, сил избытком пьяные, воспоминаньям и бывшым душевным пыткам. Остановись, мгновенье, когда замирает рыба в озерах, когда достает природа из гардероба со вздохом мятую вещь и обводит оком место, побитое молью, со штопкой окон. 1995 * Стихотворение отсутствует в СИБ. Текст по журналу "Новый Мир" N 5, 1996. - С. В. ___+ Посвящается Пиранези Не то - лунный кратер, не то - колизей; не то - где-то в горах. И человек в пальто
|