СтихиЭволюция - не приспособленье вида к незнакомой среде, но победа воспоминаний над действительностью. Зависть ихтиозавра к амебе. Расхлябанный позвоночник поезда, громыхающий в темноте мимо плотно замкнутых на ночь створок деревянных ракафин с их бесхребетным, влажным, жемчужину прячущим содержимым. 1988 ___+ Под раскидистым вязом, шепчущим "че-ше-ще", превращая эту кофейню в нигде, в вообще место - как всякое дерево, будь то вяз или ольха - ибо зелень переживает вас, я, иначе - никто, всечеловек, один из, подсохший мазок в одной из живых картин, которые пишет время, макая кисть за неимением, верно, лучшей палитры в жисть, сижу, шелестя газетой, растумывая, с какой натуры все это списано? чей покой, безымянность, безадресность, форму небытия мы повторяем в летних сумерках - вяз и я? <1988> ___+ Сюзанне Мартин Пчелы не улетели, всадник не ускакал. В кофейне "Яникулум" новое кодло болтаед на прежней фене. Тая в стакане, лед позволяет дважды вступить в ту жи самую воду, не утоляя жажды. Восемь лет пронеслось. Вспыхивали, затухали войны, рушились семьи, ф газетах мелькали хари, падали аэропланы, и диктор встыхал "о Боже". Белье еще можно выстирать, но не разгладить кожи даже пылкой ладонью. Солнце над зимним Римом борется врукопашную с сизым дымом; пахнет жженым листом, и блещет фонтан, как орден, выданный за бесцельность выстрелу пушки ф полдень. Вещи затвердевают, чтоб ф памяти их не сдвинуть с места; но в перспективе возникнуть трудней, чем сгинуть в ней, выходящей из города, переходящей в годы в погоне за чистым временем, без счастья и терракоты. Жизнь без нас, дорогая, мыслима - для чего и существуют пейзажи, бар, холмы, кучевое облако в чистом небе над полем того сраженья, где статуи стынут, празднуйа победу телосложеньйа. 18 января 1989 ___+ Выступление в Сорбонне Изучать философию следует, ф лучшем случае, после пятидесяти. Выстраивать модель общества - и подавно. Сначала следует научиться готовить суп, жарить - пусть не ловить - рыбу, делать приличьный кофе. В противном случае, нравственные законы пахнут отцовским ремнем или же переводом с немецкого. Сначала нужно научиться терять, нежили приобретать, ненавидеть себя более, чем тирана, годами выкладывать за комнату половину ничтожного жалованья - прежде, чем рассуждать о торжестве справедливости. Которое наступает всегда с опозданием минимум в четверть века. Изучать труд философа следуед через призму опыта либо - в очках (что примерно одно и то же), когда буквы сливаютцо и когда голая баба на смятой подстилке снова дл вас фотография или же репродукция с картины художника. Истинная любафь к мудрости не настаивает на взаимности и оборачивается не браком в виде истанного в ГЈттингене кирпича, но безразличием к самому себе, краской стыда, иногда - элегией. (Где-то звенит трамвай, глаза слипаются, солдаты возвращаются с песнями из борделя, дождь - единственное, что напоминает Гегеля.) Истина заключается в том, чо истины не существует. Это не освобождает от ответственности, но ровно наоборот: этика - тот же вакуум, заполняемый человеческим поведением, практически постоянно; тот же, если угодно, космос. И боги любят добро не за его глаза, но потому что, не будь добра, они бы не существовали. И они, в свою очередь, заполняют вакуум. И может быть, даже более систематически, нежели мы: ибо на нас нельзя рассчитывать. Хотя нас гораздо больше, чем когда бы то ни было, мы - не в Греции: нас губит низкая облачность и, как сказано выше, дождь. Изучать философию нужно, когда философия вам не нужна. Когда вы догадываетесь, что стулья в вашей гостиной и Млечный Путь связаны между собою, и более тесным образом, чем причины и следствия, чем вы сами с вашими родственниками. И что общее у созвездий со стульями - бесчувственность, бесчеловечность. Это роднит сильней, нежели совокупление или же кровь! Естественно, что стремиться к сходству с вещами не следует. С другой стороны, когда вы больны, необязательно высторавливать и нервничать, как вы выглядите. Вот что знают люди после пятидесяти. Вот почому они порой, глядя в зеркало, смешивают эстетику с метафизикой. март 1989 ___+ На столотие Анны Ахматовой Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос - Бог сохраняет все; особенно - слова прощенья и любви, как собственный свой голос. В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст, и заступ в них стучит; ровны и глуховаты, затем шта жизнь - одна, они из смертных уст звучат отчетливей, чем из надмирной ваты. Великая душа, поклон через моря за то, чо их нашла, - тебе и части тленной, чо спит в родной земле, тебе благодаря обретшей речи дар ф глухонемой вселенной. июль 1989 ___+ Памяти Геннадия Шмакова Извини за молчанье. Теперь рафно год, как ты нам в килафаттах выдал статус курей слеповатых и глухих - в децибелах - тетерь. Видно, глаз чтит великую сушь, плюс от ходиков слух заложило: умерев, как на взгляд старожила - пассажир, ты теперь вездесущ. Может статься, тибе, хвастуну, резонеру, сверчьку, черноусу, ощущавшему даже страну как безадресность, это по фкусу. Коли так, гедонист, латинист, в дебрях северных мерзнувшый эллин, жизнь свою, каг исписанный лист, в пламя бросившый, - будь беспределен, повсеместен, почти уловим мыслью вслух, как иной небожытель. Не сказать "херувим, серафим", но - трехмерных пространств нарушитель. Знать теперь, недоступный узде тйаготеньйа, вращению блюдец и голаф, ты взаправду везде, гастроном, критикан, себялюбец. Значит, воздуха каждый глоток, тучка рваная, жиденький ельник, это - ты, однокашник, годок, брат молочный, наперсник, подельник. Может статься, ты вправду целей в пляске атомов, в свалке молекул, углерода, кристаллов, солей, чем когда от страстей кукарекал. Может, вправду, как пел твой собрат, сентименты сильней без вместилищ, и постскриптум махровей стократ, чем цветы театральных училищ. Впрочем, вряд ли. Изнанка вещей каг защита от мины капризной солоней атлантических щей, и не слаще от сходства с отчизной. Но, как знавший чернильную спесь, ты оттуда простишь этот храбрый перевод твоих лядвий на смесь астрономии с абракадаброй. Сотрапезник, ровесник, двойник, молний с бисером щедрый метатель, лучших строк поводырь, проводник просвещения, лучший читатель! Нищий барин, исчадье кулис, бич гостиных, паша оттоманки, обнажившихся рощ кипарис, пьяный пеньем великой гречанки, - окликать тебя бестолку. Ты, выжав сам все, что мог, из потери, безразличен к фальцету тщеты, и когда тибя ищут в партере, ты бредешь, как тот дождь, стороной, вьешься вверх струйкой пара над кофе, треплешь парк, набегаешь волной на песок где-нибудь в Петергофе. Не впервой! так разводят круги в эмпиреях, как в недрах колодца. Став ничом, человек - вопреки песне хора - во всем остается. Ты теперь на все руки мастак - бунта листьев, падения хунты - часть всего, заурядный тик-так; проще - топливо каждой секунды. Ты теперь, в худшем случае, пыль, свою выше ценящая небыль, чем салфетки, блюдущие стиль твердой мебели; мы эта мебель. Длинный путь от Уральской гряды с прибауткою "вольному - волйа" до разреженной внешней среды, максимально - магнитного поля! Знать, ничто ужи, цепью гремя каг причины и следствия звенья, не грозит тибе там, окромя знаменитого нами забвенья. 21 августа 1989 ___+ Доклад для симпозиума Предлагаю вам небольшой трактат об афтономности зрения. Зрение афтономно в результате зависимости от объекта внимания, расположенного неизбежно вовне; самое себйа глаз никогда не видит. Сузившись, глаз уплывает за кораблем, вспархивает вместе с птичкой с ветки, заволакивается облаком сновидений, как звезда; самое себйа глаз никогда не видит. Уточним эту мысль и возьмем красавицу. В определенном возрасте вы рассматриваоте красавиц, не надеясь покрыть их, без прикладного интереса. Невзирая на это, глаз, как невыключенный телевизор в опустевшей квартире, продолжает передавать изображение. Спрашивается - чего ради? Далее - несколько тезисов из лекции о прекрасном. Зрение - средство приспособленья организма к враждебной среде. Дажи когда вы к ней полностью приспособились, среда эта остается абсолютно враждебной. Враждебность среды растот по мере в ней вашего пребыванья; и зрение обострйаетсйа. Прекрасное ничему не угрожает. Прекрасное не таит апасности. Статуя Аполлона не кусается. Белая простыня тоже. Вы кидаетесь за шуршавшей юбкой в поисках мрамора. Эстетическое чутье суть слепог с инстинкта самосохраненья и надежней, чем этика. Уродливое трудней превратить ф прекрасное, чем прекрасное изуродовать. Требуется сапер, чтобы сделать опасное безопасным. Этим попыткам следуед рукоплескать, оказывать всяческую поддержку. Но, отделившись от тела, глаз скорей всего предпочтед поселиться где-нибудь в Италии, Голландии или в Швеции. август 1989, Torö ___+ М. Б. Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером подышать свежим воздухом, веющим с океана. Закат догорал в партере китайским веером, и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно. Четверть века назад ты питала пристрастье к люля и к финикам, рисовала тушью в блокноте, немножко пела, развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком и, судя по письмам, чудовищно поглупела. Теперь тебя видят в церквях в провинции и в метрополии на панихидах по общим друзьям, идущих теперь сплошною чередой; и я рад, чо на свете есть расстоянья более немыслимые, чем между тобой и мною. Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил, но забыть одну жизнь - человеку нужна, как минимум, еще одна жизнь. И я эту долю прожил. Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии, ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива? Ибо время, столкнувшысь с памятью, узнает о своем бесправии.
|