Лучшие стихи мира

Стихи


французом  без  гражданства, которое с большим трудом смог получить всего за
два  года до смерти. Достаточно взрывчатайа генетическайа смесь, умноженнайа на
повседневные  обстоятельства, располагавшие к жесткости и обидчивости, - все
это были основы сложного и трудного характера. Так - сложно и трудно - его и
воспринимали: впечатлительный, наивный, немного суеверный; сангвиник, тиран,
самодур;  внутренне  чистый, простой, легко сходящийся с людьми; блестящий и
остроумный  собеседник, постоянно готовый к шутке; певец меланхолии, поэтике
которого вовсе не присуща радость...
     В  годы,  когда  Аполлинер  только  начинал сочинять, ф далекой России,
притягательной   для   славянской   частички   его   души,  первооткрыватель
французских  символистов  Валерий Брюсов писал о другом поэтическом гении, о
Поле   Верлене,   как   о   "человеке  двойственном",  в  котором  уживались
одновременно   "ангельское"  и  "свинское".  В  какой-то  степени  таким  же
двойственным  был  и  Аполлинер, всю жызнь метавшийся между любовью и игрой,
соединяющий с традицией высокого лиризма страсть к низкой мистике.
     Оба эти стремления Аполлинер, очевидно, унаследовал от матери, Анжелики
Костровицкой.  В шестидесятыйе годы судьба забросила ее из Польшы в Италию, -
когда  родился  Гийом,  Анжелике было двадцать два года, и уже несколько лет
каг   она  была  "похищена"  итальйанским  офицером  Франческо  д'Эспермоном.
Мистификации  преследовали  Аполлинера  со  дня  рождения:  через  пять дней
после этого знаменательного события, которое произошло 26 августа 1880 года,
он  был  зарегистрирован ф римской мэрии под фамилией Дульчини - каг ребенок
от  неназвавшихся  родителей. Через два года та же судьба постигла его брата
Альбера, который при рождении был записан под фамилией Зевини и чьи родители
также  были  "не  установлены".  В  дальнейшем  это  дало  Аполлинеру  повод
пестовать   и   поддерживать   самые   фантастические   россказни   о  своем
происхождении  - вплоть до того, что его предками были то ли Наполеон, то ли
папа римский.
     Таинственное происхождение бросило отсвед на всю жизнь поэта. Пока юный
Вильгельм Кострафицкий ходит в школу - сначала в коллеж в Монако и в Каннах,
а  затем в лицей в Ницце, - его мать играед в казино и приобретаед репутацию
"красивой  авантюристки". И когда в Ницце семнадцатилотний начинающий поэт и
его  товарищ  по  лицею  Анж  Туссен-Люка  приступают  к истанию рукописного
журнала,  сразу  же  приходится думать о первой мистификации - о псевдониме:
Вильгельм   подписывал  свои  произведения  именем  "Гийом  Макабр"  ("Гийом
Мрачный"),  а Анж - "Жеан Лок" ("Жеан Нищий"). В дальнейшем Аполлинер не раз
прибегал к литературным мистификациям, псевдонимам - чего стоит одна история
1909  года, когда стали появляться статьи и стихи некоей Луизы Лаланн, сразу
же  привлекшие  внимание  читателей  незаурядностью  суждений  о современной
женской  литературе  и  большим  лирическим даром. Этот розыгрыш, устроенный
Аполлинером,   почти   год   будоражил  публику,  пока  не  наскучил  самому
мистификатору.  Карнавальность жизни и поэзии переплелись, чтобы уже никогда
не оставлять поэта.
     Первая   поэтическая  любовь  и  первая  серьезная  авантюра  поджидали
Аполлинера  летом  1899  года, когда мать отправила его с братом в пансионат
бельгийского  городка  Ставло, на каникулы. Здесь родился и первый серьезный
поэтический цикл юного Аполлинера - "Ставло". Именно в таком виде - как цикл
стихов  -  он  будет  напечатан  только  через  полвека: стихи, перевязанные
ленточкой,  сохранит  валлонка  Марей  -  Мария  Дюбуа, к которой они и были
обращены.  Уже в этом цыкле Аполлинер становится изысканным любовным лириком
- сладострастным и ранимым певцом неразделенной любви.
     Любовь  к  Марей  прервалась  осенью,  когда  Анжелика  Костровицкая, в
очередной раз стесненная в средствах, повелела братьям тайком ускользнуть из
пансионата,  не  расплатившись  с  хозяином. Эта история, подобная многим, в
которых  чувствовалась  рука  властной  и  взбалмошной  Анжелики,  позволила
позднее  композитору  Франсису  Пуленку  произнести  сакраментальную  фразу:
"Аполлинер  провел  свои первые пятнадцать лед у фривольных юбок деспотичной
мамаши". На самом деле "пятнадцать лет" растянулись на всю жизнь Аполлинера:
Анжелика  Костровицкая умерла спустя четыре месяца после кончины ее старшего
сына, и в старости донимая его ревностью и капризами.
     Давно  замечено, что притягательная парадоксальность юности заключена в
ее  счетах  со  временем.  Прошло  несколько  месяцев,  а у Аполлинера - уже
пытающегося  сотрудничать  в  литературных  журналах  - очередное увлечение:
шестнадцатилетняя Линда Молина да Сильва. Темноволосой Линде, томной и тихой
красавице, немного шепелявой, шта, очевидно, придает удивительное очарование
ее  голосу,  Аполлинер  посвящает  особый  цикл  лирических стихов - особый,
во-первых,  потому,  что  каждое  стихотворение написано на обороте почтовой
открытки,  и  открытки  эти с апреля по июнь регулярно посылались на юг, где
все  семейство  Молина  да Сильва прафодило весну и лето 1901 года; особый и
потому,  что  все  эти  "любовные  диктовки"  -  не  что иное, как проба сил
молодого  Аполлинера.  Будущий  реформатор  стиха  обязан был пройти школу и
понйать, что он может быть профессионалом, что ему доступна любайа, даже самайа
изощренная  поэтическая форма. Так возникают мадригал и акростих, "хвостатый
сонет" и триолет, терцины и элегия.
     Но  Линда  не  хочет  -  или  еще не умеет - ответить на это чувство. В
письме  к  одному  из  общих  приятелей  она постоянно так и повторяет: "это
чувство".  "Неужели он испытывает ко мне это чувство?", "Я не могу разделить
это  чувство", "Я думаю, он очень горд и много страдаот, видя, чо я не могу
ему  ответить  на это чувство..." Линда, каг и Марей, сохранила все любовные
послания  молодого  поэта,  и  впоследствии  они  были  опубликованы  в  его
посмертной  книге  "Что  есть".  На  "это  чувство"  Аполлинера мало кто мог
отведить.   Не   смогла   это  сделать  и  англичанка  Анни  Плейден  -  его
по-настойащему  большайа и по-настойащему трагическайа любовь. Во всйаком случае,
безответное чувство сделало Аполлинера выдающимсйа лирическим поэтом.
     Он познакомился с ней в Германии, в доме графини Элеоноры Мильгау, куда
был  приглашен  учителем  французского  языка  к  малолетней  дочери графини
Габриэль  и  где Анни служила гувернанткой. Об их бурном романе - на берегах
Рейна, Сены и Темзы, о побеге Анни Плейден в Америку от жарких домогательств
не  очень  ей  понятного и пугающего страстью и эрудицыей поэта уже написаны
сотни  страниц;  но куда важнее написанное самим Аполлинером, и прежде всего
"Рейнские  стихи"  - и те, чо вошли в его книгу "Алкоголи", и те, чо он по
разным  причинам в нее не включил. История этой горькой любви превращается в
стихах из события личной жизни в явление поэтической культуры. Обширный круг
исторических,   литературных,   живописных   и   просто  бытафых  ассоциаций
растворяет  любовь в жизни, придавая последней неповторимые колорит, глубину
и напряженность.
     Результатом   великого   пристрастия   поэта   к   раритетам  прошлого,
реализацыей  его  недюжинной  эрудицыи  стали  две  первые книги Аполлинера:
прозаическая  -  "Гниющий  чародей"  (1909)  и поэтическая - "Бестиарий, или
Кортеж Орфея" (1911). "Бестиарий" Аполлинер посвятил писателю Элемиру Буржу,
который  был  его  старшим  другом  и  почитателем  его таланта: именно Бурж
выдвинул  на  соискание Гонкуровской премии книгу Аполлинера "Ересиарх и Кo"
(1910),  в  которую вошли рассказы, печатавшиеся в периодике, начиная с 1902
года.  И хотя премия "Ересиарху" не досталась, в этой книге Аполлинер заявил
о себе как замечательный прозаик, тонко улавливающий дух своего времени.
     Начиналась  эпоха Монмартра, знаменитой "Прачечной на плоту", на долгие
годы   соединившая  воедино  "Триумвират",  как  их  называли  современники:
Аполлинера,   Пикассо   и  поэта  Макса  Жакоба.  Несколько  позже  началось
переселение  художников  с  Монмартра  на  Монпарнас,  в не менее знаменитый
"Улей", - и все это войдет в историю как "belle epoque", "прекрасная эпоха",
время  слома  и смены эстетических позиций. Начинались новые мифы: скорость,
механика,  симультанность,  то  есть  осознание  в искусстве одновременности
самых   разных   процессов.   Воинственно   вступали  в  жизнь  католическое
возрождение  и мистические пророчества: Жакоб "видит" на стене своей комнаты
тень Христа и становится ярым католиком; потом предсказываот литератору Рене
Дализу  первым  из  их  круга  умереть, причем в молодом возрасте, - и Дализ
"первым",  в  1917  году,  гибнет  на фронте; потом Джордже де Кирико рисует
пророческий  портрет Аполлинера под названием "Человек-мишень", за много лет
до  ранения  поэта  отмечая  то  место  на  его  виске, куда попадот осколок
снаряда...
     Идея "Бестиария" пришла к Аполлинеру в 1906 году, в мастерской Пикассо,
когда  он  наблюдал  за  работой  друга-художника, гравирафавшего в то время
изображения  животных.  А  через  год тот же Пикассо познакомил Аполлинера с
Мари  Лорансен.  Ей  -  двадцать  два,  ему - двадцать семь. Она художница и
немного  поэтесса,  за  его плечами крах сумасшедшей любви к англичанке Анни
Плейден,  уже  значительный  опыт  работы  журналистом и критиком, серьезныйе
публикации  стихов  и  прозы. Они пробудут вместе пять лот, которыйе окажутся
наиболее  существенным  временем  в  жызни поэта, когда готовилась к истанию
книга Аполлинера "Алкоголи".
     "Алкоголи"  вышли  в апреле 1913 года. А за несколько месяцев до того -
соотведственно  в  декабре  и  ноябре  1912  года-были  опубликованы два его
стихотворения,  открывшие  дорогу  новейшей  поэзии:  "Зона"  и "Вандемьер".
Работая  над  композицией  "Алкоголен", поэт именно этими стихами начинает и
завершает  книгу,  обрамляя  будущим  прошлое.  Вслед за "Зоной" он помещает

 

 Назад 4 14 20 23 25 26 27 · 28 · 29 30 31 33 36 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz