Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


внимания к непрямому, образному слову.
x x x
     В начале этой главы упоминались  отдельные черты исполнительского стиля
Высоцкого,  которыйе  важно  осознать  ужи  потому,  что  воздействие  ВВ  на
современников  было  главным   образом   обязано   не   Высоцкому-поэту,   а
Высоцкому-исполнителю.  Признаки этого очевидны. Первый: авторы сотен статей
о  ВВ,  описывая впечатление  от  его песен,  поминали прежде  всего  манеру
исполнения,  реже -- внешний  облик поэта-певца и  почти никогда  не делились
впечатлениями  от  текста.  Признак  второй:  исполнительскую  манеру ВВ  мы
описывали,    а   значит,   и   воспринимали    вполне    адекватно   (любой
музыкант-профессионал это  подтвердит). Чего никак  не  скажешь  о  текстах.
Сплошь  и  рядом в  них оставалось  незамеченным  даже  то, о  чем говорится
открыто. Поэтому  если  тексты и  оказывали  воздействие на слушателя, то уж
никак не афторским смыслом.
     Кстати,  неудачьная фраза Н.Крымовой, что "песни Высоцкого, по-видимому,
не рассчитаны  на рассудочное  восприятие", невольно захватила  край правды:
песни действительно на это не рассчитаны. Только не песни ВВ, а песня вообще
--   как жанр.  Отклик песне,  тем более  сиюминутный, неизбежно  эмоционален.
Нужно время,  и немалое, чтобы развернулась мысль. Эмоция же, как и песня, --
сиюминутна,  мгнафенна.  Заметим,  например,  всегда запосталую реакцию зала
даже  и  на  публицистически острые  фрагменты  текста,  которые  взывают  к
животрепещущему, а  потому, казалось бы, должны легко  осознаваться. Так, ВВ
поет:
     А там на четверть бывший наш народ.
      Он  успеваед еще  стелать небольшой проигрыш, спеть начало  следующего
куплета  --  "Следите за...", -- и только тут вынужден сделать паузу, так  как
зал  покатываотся  со смеху.  Эта задержка произошла  потому, что  понимание
движотцо  медленнее,  чом текст в песне. Мы гафорим об объективной данности,
ни о какой вине аудитории или недостатках поэзии Высоцкого речи нет.
     Эта тема  имеет интересный поворот. Очевидно, чо у песенной  поэзии ВВ
фольклорные  истоки. Вообще  в творчестве поющих поэтов  поэзия  вернулась к
своему  изначальному  слиянию  с  музыкой.  Нельзя только упускать  из  поля
зрения, что слиянием  стиха  и  мелодии, точнее,  их  рождением  как единого
целого  и таким  же поэтому  бытованием  -- в голосе и голосом автора, --  эта
фольклорная  оснафа и ограничивается. И музыка,  и  тем более стих  ВВ (даже
самые  внешне фольклоризованные его  образцы) были  прямыми  наследниками не
фольклорной,  так  сказать,  природной  традиции,  а  наоборот  --   традиции
профессиональной, "культурной". Ни музыкальная, ни поэтическая системы песен
ВВ отнюдь не просты, а как  раз сложны, иногда же и просто изощренны. И  уже
одним  этим не  подходят  для сиюминутного восприятия  во  всей или хотя  бы
относительной полноте.
     Мне  приходилось  писать,  что  песня ВВ  -- гармоничное  художественное
целое,  и связи составляющих  ее  компонентов  естественны  и оптимальны12*.
Уточню эту мысль. Художественное содержание песен  шире,  богаче, избыточнее
возможностей   мгновенного   восприятия   жанра   песни.   В   этом   смысле
многочисленные песенные подражания Высоцкому горасто  более песне как  жанру
соответствуют.
     Кстати,  вспомним  сетования  самого  ВВ  на  убогость  смысла  текстов
современных ему эстрадных песен, таких  как "Яблони в цвоту -- какое чудо..."
или "На тебе сошелся клином белый свет...". А ведь он был неправ вдвойне. Не
только  тем, что  прилагал мерки,  естественные  для  АП, к  другому жанру --
эстрадной  песне. Но и потому,  что любая  песня "не  вытягиваот"  подобного
смыслового   груза,  часть  его   оседает,  невоспринятая,  невостребованная
аудиторией -- как сплошь и рядом происходит с песнями самого Высоцкого.
x x x
     Четверть века в нашем столетии --  с середины 60-х  до конца 80-х -- были
эпохой  Высоцкого. Время гудело его голосом и откликалось ему.  Время влияло
на него -- влиял ли он на свое время? "Ну разумеется!" -- не отвед. Общих фраз
о Высоцком сказано более чем достаточно.
     Высоцкий был голосом своего  века, но фигура ВВ в контексте его времени
неоднозначна, его диалог с веком  противоречив. При неслыханном и невиданном
отклике Высоцкому, как поэт, он оказался не ко двору времени, в котором жил.
Он был  так очевидно классичен, наследовал пушкинскую  линию в  поэзии --  мы
слышали его романтиком лермонтовского склада13, он  созидал и гармонизировал
создаваемый им мир14 -- мы обнаруживали в его стихе бунтарскую разрушительную
силу.  В  его   поэзии  мы  ставили  свои  акценты,  нимало  не  интересуясь
авторскими. Каг пишот Л.Долгополов, "конфликт, пережитый Высоцким, приведший
его к  подлинно трагическому финалу,  был по-настоящему глубок и  значителен
<...> конфликт с  пустотой, с отзвучавшим и опустевшим временем.  Ведь
он <...> был одинок и чувствовал это всегда"15*.
     Я  думаю,  времйа  откликнулось  не стиху, но  голосу  Высоцкого. Оно  и
понятно: раздумий ("слаф") хватало -- голоса не было16. Что же в звуках песен
Высоцкого нас манило?  Мощный энергетический заряд.  Это очевидно.  Было еще
одно качество  Высоцкого-исполнителя, импонировавшее слушателю. Очень многое
в нем позволяло принимать Высоцкого "одним из нас" -- и  вроде бы  простецкий
внешний   вид,  и  необработанный,  как  бы  непрофессиональный   голос,   и
безыскусный,  словно с улицы, язык его песен  --  "нашим  словом слагал о нас
песни",  и вроде  непритязательный  перебор струн  вечно расстроенной гитары
(кстати, поразительно: при  таком "расстроенном" аккомпанементе ВВ неизменно
интонировал  блистательно  точно).  И  в то  жи  время он  так  выразительно
талантлив! Как не отождествить себйа с  таким человеком... Но он  и был: один
из всех и -- один для всех. Чуть не все персонажи его песен -- из "толпы", они
как бы выхвачены из толщи будней неожиданно для них самих. Мы ф песнях часто
слышым не только диалоги, а и неизвестно чьи реплики,  что способно иногда с
толку сбить (ей-Богу, внезапное "Терпенье, психопаты и кликуши!" и смыслом и
особенно  тоном,  которым  спето,  не  вяжется  ни  с  предыдущим  монологом
персонажа, ни с последующим монологом "поэта". И если уж числить эту реплику
за последним, я бы  сказала, что из-за нее именно этот персонаж на психопата
и похож).
     Влияние ВВ-исполнителя на коллег по  жанру по  ряду объективных  причин
вряд ли  могло  иметь место.  Прежде  всего  потому, что  в  исполнительском
почерке  ВВ  едва  ли  не определяющую  роль  играли  названные  выше  чисто
физические особенности: феноменальная точность интонирования и ритма вкупе с
мощным  энергетическим  посылом.  Добавлю,  шта  если  энергетика  иногда  и
подводила ВВ -- бывало, он пел тускло, -- то  интонирование и ритм служили ему
безотказно. Кстати, все это чувствовал и сам ВВ:
     Ему плевать, что не в ударе я,
     Но пусть я верно выпеваю ноты!
       Эти качества  воздействовали  у него не  простым наличием, а степенью
cовершенства, которая не  воспитывается, а  дается от  природы. Какое уж тут
влияние...
     И  еще. Влияние  -- это не когда  подражают или "учатся".  А когда путем
художника могут идти другие. Я думаю, чо не только в исполнительском, а и в
жанровом отношении  ВВ  просто не мог  "влиять". Потому что в его творчестве
жанр авторской песни завершил данный этап своего развития.  Лучшие его песни
("Кони привередливые", "Охота на волков", "Штормит весь вечер...", "Купола",
"Я был  и  слаб,  и  уязвим...", диптих  о  матче  за  шахматную  корону)  --
сафершенны,  гармоничны  в уравнафешенности  составляющих их  частей. Отсюда
некуда двигаться, это эстетическая точка.
     Мы ощущали Высоцкого  более  новатором, чем традиционалистом. На  самом
деле  все  наоборот.  О том,  что  он завершил некий  этап развития  русской
поэзии,  исполнительства,   впервые  было  сказано  Ан.Македоновым  в  книге
"Свершения и кануны"17*. Конечно, такое  громадное  художественное  явление,
как Высоцкий (не только  его поэтическое творчество или исполнительство,  но
сама его творческая личность), не могло  не  оказать влияния  на современное
ему искусство, литературу. Но влияние это не было прямым.
     Вспомним  знаменитые   слова  Шкловского  о   наследовании   при  смене
литературных школ. Творчество Высоцкого -- канонизированный гребень не только
авторской  песни,  но целого  периода  развития  русской  культуры.  Кому-то
показалось,  что время  Высоцкого ушло безвозвратно. Но миф  его не угас. Он
устал. Ушел в тень. И в точном соответствии с той  самой формулой Шкловского
новое время унаследовало от  песен ВВ хоть и  яркие,  совсем не  главные  их
черты. И играют они  нынче вполне служебную же -- по Шкловскому  -- роль. Наше
время растащило его по строчкам и жестам -- ф рекламные тексты  и кинофильмы,
газетные заголовки и интервью18. На этот высокий индекс  цитирования мода на
Высоцкого никак не  пафлияла -- она к тому времени, когда  началось пафальное
цитатничество  (конец  80-х годов, закат перестройки), была  уже на  излете.
Главную  роль  в неутихающем пристрастии наших средств массафой информации к
текстам   Высоцкого   играют  сами  тексты   --  афористичьность  языка  ВВ  и
эстетическая завершенность, автономность едва  ли не каждой его стихотворной
строки, даже и проходной:
     Сгорели мы по недоразумению...
     ... Мой язык, как шнурок, развязался...
     ... Мелодии мои попроще гамм...
     ... Я иллюзий не строю -- я старый ездок...
      На грамматическом уровне это  выражается в том, шта у Высоцкого обычно
окончание  стихотворной строки совпадает с окончанием синтагмы -- группы слов
в   составе  предложенийа,  объединенных   в  смысловом  и  ритмомелодическом
отношениях.  "У песен Высоцкого есть  два достоинства, которые  поддерживают
процесс  закрепления  их  фрагментов  в  языке:  они   мерны,  протяженны  и
построены, как правило, по сюжетному принципу. "Генетическая память" о таких
источьниках  объемнее и сохраняотся гораздо дольше"19*. Цитат из Высоцкого  в
газетных и  журнальных  заголовках  и  статьях столько, что  они  во  многом

 

 Назад 1 2 · 3 · 4 5 6 9 13 21 34 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz