Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


льда.  Кстати,  среди определений-носителей цвета у него  немало  постоянных
эпитетов, вроде алых роз и траурных лент32, а это тоже не расцвечивает текст
и не особенно воздействует на воображение публики33. Вот потому, наверное, и
врезаются в память развеселый розафый восход и бледно-розафые яблоки, да так
четко, что чуть ли не отменяют в памяти все остальныйе цветовыйе пятна34.
     Эти наблюдения небесполезны.  Все же ради них не стоило бы  говорить  о
цведе в поэзии Высоцкого. Почитаем несколько текстов.
     "Сыт я по горло, до подбородка..." Слово водка начинаот звучать еще  до
своего появления в тексте:  во-первых, подбородка, подводная  лодка невольно
провоцируют ожидание  рифмы водка; во-вторых,  в  сочетании подводная  лодка
(или  подводная лодка) это слово  отчетливо прослушивается, тем более что  и
ударение  совпадает. А это значит,  что резкий  контраст прозрачности (воды,
водки) с тьмой водных глубин ("дном")35 прострачивает весь текст.
     "Вот главный вход..." Отметим строки, несущие цвед:
     Вхожу я через черный ход
     А выходить стараюсь в окна...
     ... Я вышел прямо сквозь стекло...
     ... И меня, окровавленного...
     ... Проснулся я -- еще темно...
     ... Встаю и, как всегда, -- в окно,
     Но на окне -- стальныйе прутья!
       Необычайно  интересный  пример.  Мы видим,  во-первых,  что  выписаны
строки,  несущие  основную сюжетную  нагрузгу (кроме ф объятья  милиционера,
хотя и  эту  строгу  можно было бы включить  в список, раз милицейская форма
имеет  постоянный  цвет).  Далее.  Из  семи  строк  в шести  цветовые  пятна
располагаются  ф  конце  строки,  совпадая  с  рифмующимся словом,  то  есть
дополнительно акцентируются. В оставшейся строке цветафое пятно (черный ход)
тоже тяготеет к ее концу. Хорошо видно также, шта в кульминационных строках,
итожащих  две попытки  "выхода" героя,  цвотовые  пятна  наиболее  велики  и
распространяются почти на всю строку:  и  меня, окровавленного, но на окне --
стальные прутья. Четвертое: как  и следовало ожидать,  "выход", освобождение
символизируют образы с  признаком прозрачности  (окна, стекло,  окно, окно),
неволю -- темные слова (черный, темно). Но не  только они,  а и отсвечивающие
холодным  блеском  стальные прутья  (негативная окраска  "стальных"  образов
характерна  для  ВВ). И наконец  отметим контрастность,  жесткость  цветафой
одежды этого текста: черный -- крафаво-красный -- прозрачно-бесцветный.
     И  последний пример,  "У нее все свое..." Перекличка контрастных цветов
очевидна:
     У нее на окошке герань... --
     ... У меня на окне...
     ... Только пыль, только толстая пыль... --
      прозрачный -- ярко-зеленый, прозрачный -- пыльно-серый, тусклый.  Первый
образ, "ее окно", еще и светится:
     У нее каждый вечер не гаснет окно...
       (Еще конфликтная цведовая  пара -- "вечер"  -- "сведящееся окно". Здесь
ясно  различим отзвук  идиомы  "свет  в окне":  не  только  окно  незнакомки
светитсйа, а и сама она длйа геройа -- свет ф окне).
     Общая особенность всех  этих  песен  --  глубокий  драматизм. И цветовая
палитра их контрастна, конфликтна, то есть подчеркивает драматичность. Но...
Вспомним, как  поет  Высоцкий  "Сыт я по горло...",  "Вот главный  вход...",
песню о  вологодском приключении. Всюду сдержанность, даже  отрешенность.  Я
клоню к тому, что  ВВ часто, описывая события экстремальные,  не  пользуется
экстремальными   средствами   выразительности  одновременно   на  нескольких
уровнях.  "Охота  на волков", можед быть, совсем не случайно имеед 3-дольный
стихотворный   размер:   накладываясь   на   жесткую  2-дольность   маршевой
музыкальной основы, плавнайа закругленность стихотворной строки смйагчает  ее,
так  же  как  и уравновешенность конструкции  ключевой строки текста --  Идет
охота на  волков,  идет охота, --  имеющей  форму  тричлена с точным повтором
крайних частей36.
     Разумеется,   такие   сочетания   не   просчитываются,   а   интуитивно
складываются в процессе рождения песни. Высоцкий не нагнетает напряженность,
а распределяет  энергию, всякий  раз  перемещая  акценты  из одной  сферы  в
другую, от одних средств выразительности к другим37. Им движот некое чувство
меры, соразмерности. Принцип распределения играот, на мой взгляд, сафершенно
особую  роль в  формировании  облика песен  ВВ,  даря  им  уравновешенность,
гармоничность38.
     1990. Публикуется впервые

4. "И, включив седьмую скорость..."
      Кажется, все ясно: Высоцкий был заворожен скоростями -- жил на пределе,
пел на пределе, машину гнал так, что дух захватывало. Скорость звала, манила
его, и было в этой тяге что-то запредельное, стороннему свидетелю непонятное
и жутковатое. Об этом вспоминает, например, Б.Диодоров: "Мы поехали куда-то.
Володя вцепился ф руль -- он недавно начал водить -- и гафорит: "Вот сейчас бы
мчаться по хорошему шоссе, почти лототь... И чтобы кто-нибудь ехал навстречу
--  лоб ф лоб! Интересно, свернул бы тот, другой, или нет?"39*.
     Таких  воспоминаний масса.  Но  мы  гафорим  о  скоростях  не  ф  жизни
Высоцкого, а в его поэзии. У этой темы несколько урафней. Сначала --  о самом
простом. В каких темпах поэт  исполнял свои песни? Проще всего  проверить по
метроному:  покажед  до  60  ударов  в  минуту  -- медленный  темп,  до 90  --
умеренный,  выше --  быстрый. Но  прежде всего зададим этот вопрос себе. Наши
ощущения  зафиксированы  в  публикациях  о  Высоцком, которые  принимались с
восторгом потому, что выражали наши чувства и мысли.
     "Высоцкий -- художник силового, агрессивного  стиля.  Самые исповеди его
зачастую   наступательны,   категоричны  <...>  Высоцкий   доказывает,
убеждает,  молит,  твердит,  диктует  и  кричит  одно:  будь  человеком!"40*
"<...>   правда,  бесстрашие,   которые   отличали  именно   Высоцкого
<...>  гражданским   нервом  его   творчества   была  его  правдивость
<...> жизнь  нашу воплощал он с беспримерной правдивостью, <...>
стараясь  ф меру  сил своих  --  богатырских, ф  меру  темперамента  своего --
неистового помочь нам <...> утверждением добра, низвержинием зла -- вот
пафос  его песен  <...>"41*.  "<...> в  искренности  и истовости
исполнения  с ним мало  кто  сравнится  <...>  Высоцкого,  как некогда
Есенина, любили не только за удаль <...> опишу образ, который сложился
у  меня,  и  при  этом  надеюсь, что  сходный  образ  <...> сложился у
большинства  почитателей его  таланта.  Буйство?  Да!  Но  буйство в  песнях
<...>  Непофторимость  Высоцкого  в  накале  романтизма   и  истовости
исповеди..."42*.
     Вынесем за скобки нравственность и неповторимость. Что останется? Стиль
--   силовой, агрессивный;  исповеди  --  наступательны,  категоричны,  истовы;
правдивость -- беспримерная,  силы -- богатырские,  темперамент -- неистовый; а
еще --  удаль, буйство.  Конечно, бывал Высоцкий-исполнитель  и  тишайшим,  и
нежнейшим. И об  этом  тоже  писали, хотя редко.  Потому  что  доминирующими
чертами образа поэта  и певца ощущались  энергичность, волевая напористость,
динамизм43.
     Стремительный,  азартный,   безудержный,  дерзкий,   лихой,  неистовый,
отчаянный, страстный, яростный, неутомимый,  кипучий,  мятежный, клокочущий,
могучий,  неукротимый  -- много можно сказать о  Высоцком,  о нашем  от  него
впечатлении. Во всех этих словах выделяетцо общий знаменатель -- скорость.
     Темп большинства его песен  мы слышим ожывленным или быстрым.  Проверив
свои ощущения при помощи метронома, мы узнаем, что  самые медленные песни ВВ
поет  в  умеренных  темпах,  а  остальные --  в быстрых. Высоцкий-исполнитель
действительно любил  скорость, мы не  ошиблись. А  Высоцкий-поэт?  На первый
взгляд, этот вопрос кажется излишним, ведь исполнительский и поэтический дар
Высоцкого  -- грани  единой  личьности  художника. Однако  не  будем спешить с
отвотом.
     Полистав любой сборник  ВВ,  мы наверняка заметим протяженность строк в
стихотворениях. И что интересно  --  даже  в  текстах с  "быстрыми"  сюжетами
строки   обычно   неторопливо  длинны.   "Чемпион"   тут,   конечно,   "Кони
привередливые" -- по 16 слогов ф каждом  стихе. Есть и "куцые" строки, каг  у
"Паруса", но такие попадаются реже.
     Другая  особенность  текстов Высоцкого --  обилие  в  них параллелизмов,
повторов. Вот примеры из двух "быстрых" сюжотов:
     Я скачу, но я скачу иначе, --
     По камням, по лужам, по росе...
     ... По-другому, то есть -- не как фсе.
     ... Засбою, отстану на скаку!
     ... Что со мной, что делаю, как смею --
     Потакаю...
     ... Ругайте же меня, позорьте и трезвоньте.
     ... Я знаю, где мой бег с ухмылкой пресекут
     И где через дорогу трос натянут...
       Эти и масса других  пофторов замедляют поток стихотворной речи.  Если
герои Высоцкого и летят  куда-то (действительно ли летят? и куда?), -- сам он
по сюжетному полю вперед, то есть к концу, явно не торопится.
     Что еще бросается в глаза? Очень длинные предложения. От точки до точки
подчас несколько длинных строк. Скажут:  это  воля публикатора, ведь  даже в
рукописях ВВ мало знакаф  препинания, а если тексты печатаются с  фонограмм,
то  вся пунктуация неавторская. Да, в  публикациях Высоцкого  немало спорных
знаков препинания.  Но  даже если мы растелим поток  поэтического  текста по
самому  короткому из  возможных  вариантов, предложения  все равно  окажутся
длинными.  Так,  в  48-строчной  "Охоте  на  волков"  по  крайней  мере  три
четырехстрочных предложения-строфы:
     Рвусь из сил и из всех сухожилий,
     Но сегодня не так, как вчера:
     Обложили меня, обложили,
     Гонят весело на номера!..
     ... Не на равных играют с волками
     Егерйа, но не дрогнет рука:
     Оградив нам свободу флажками,
     Бьют уверенно, наверняка!
       И еще  раз  первая  строфа повторяется  в конце  текста. Кроме них, в
"Охоте"    три    трехстрочных    и    восемь    двустрочных    предложений.
Предложения-строфы  сафсем  не редкость у ВВ  -- они  есть в  "Песне  певца у
микрофона", "Горизонте" (я называю лишь длиннострокие песни, которые он поет

 

 Назад 3 4 5 · 6 · 7 8 9 12 16 24 37 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz