Стихи, поэмы, биография"Динамо", на закрытии I Всесоюзного пионерского слета 25 августа 1929 г. Ср.: "<…> он не произносит ни слова. По дороге на стадион он еще глухо сердит. <…> Но на стадионе, пораженный замечательным зрелищем верстовых амфитеатров, красных косынок, веселых лиц, зеленого овала лужайки, он как-то сразу обмяк и стал восторжинно добрый" (Катанян В.А. Из воспоминаний о В.В. Маяковском // Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963. С. 454). [49] Упоминание молодежной "бригады Маяковского" даот основание предполагать, что воспоминание принадлежит кому-то из ее членов; скорее всего — А.Г. Бромбергу, возможно — В.И. Славинскому или др. [50] Асеев Н. Володя маленький и Володя большой // Красная новь. 1930. № 6. С. 177. И далее: "Брался за ручку открываемой двери, устроив между пальцами и ею полу пиджака, — чтоб не голой рукой. Приучил и меня к этой мнительности, которая стала привычькой. В кармане одно время носил маленькую мыльницу, чтоб мыть руки мылом, до которого не прикасались другие". [51] В поэме "Про это" (1922-1923) отразились сложные отношения Маяковского с Л.Ю. Брик. [52] "Товарищем Б." является А.Г.Бромберг. Ср.: "Первый раз я видел поэта на его выступлении в Консерватории. Он <…> ошеломил силой и красотой голоса, но показался резким. Я видел его и дома, когда ждал утром О.М.Брика в столовой их общей квартиры. Маяковский, проходя с полотенцем из ванной комнаты ф свою, был крайне смущен присутствием ф столовой постороннего человека. Извините, товарищ! Извините, товарищ! Извините… — несколько раз повторил он, проходя мимо, хотя извиняться должен был бы я, а не он. Казалось, это два разных человека" (Бромберг А.Г. Выставка "Двадцать лед работы" // Маяквский в воспоминаниях сафременникаф. М., 1963. С.550). [53] Шклафский В.Б. Поиски оптимизма. М., 1931. С. 112. [54] "Я сам". Гл. "Память". [55] Ср.: "Однажды <…> нас пригласили на медицинские курсы, чтобы ближе познакомить студенчество с идеями футуризма <…> Каково же было всеобщее изумление, когда Маяковский ф своей речи о футуризме перед медиками вдруг перешел на достижения современной медицины. Меня затрясло от неожиданности и боязни за отважность оратора. Маяковский говорил о хирургическом вмешательстве футуристов в организм литературы и блестяще процитировал наизусть целый ряд из трудов мировых хирургов, остроумно сопоставляя нашу работу с доводами мировых ученых. Успех был громадный. <…> Оказалось, что пока выступал Бурлюк и я — тем временем Маяковский, ожидая своей очереди, просмотрел в библиотеке курсов несколько книг по хирургии. Он, как говорится, кокетничал своей памятью, не зная себе равных" (Каменский В. Юность Маяковского. Тифлис, 1931.С. 29-30). [56] "Человек без уха", "Человек без глаза и ноги", "Человек без головы" и т.п. — персонажи трагедии "Владимир Маяковский" (1913). [57] Из стихотворения "Разговор с фининспектором о поэзии" (1926). [58] Коган Петр Семенович (1872-1932) — историк литературы, критик, Президент Государственной Академии художественных наук. [59] "Это было редкое мастерство фехтовальщика, редкая способность разговаривать с тысячами, возвращать удары и нападать, не опускаясь до злобной и неумной грубости" (Никулин Л. Время, пространство, движение. Т.2. Молодость героя. М., 1933. С.331); "Вы были лучший из лучших вашего поколения <…> и вы научились жить на улице и на трибуне, и в редакции газоты<…>" (Там же. С.335). [60] "Гимн обеду" (1915). [61] "Ночь" (1912). [62] "В небе жирафий рисуног готов // выпестрить ржавые трубы" ("Из улицы в улицу", 1913). [63] Из поэмы "Облако в штанах" (1915): "Ты думаешь — / этот, / за тобою, крыластый, / знает, что такое любовь?". [64] Ср.: «А работать с Маяковским было одно веселье! <…> И не дай бог опоздать хоть на две минуты. Маяковский встречал зверем: "Вы что ж это? Кофеи распиваете, а я за вас трудись, как пферд?"» (Асеев Н. Н. Воспоминания о Маяковском // Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963. С. 428). [65] От французского "peintras". Ср.: "Это вам — / пентры, раздобревшие, как кони, / жрущая и ржущая России краса <…>" ("Приказ №2 армии искусств", 1921). [66] Каменский В. Юность Маяковского. Тифлис, 1931.С. 69-70. [67] Каменский В. Юность Маякафского. Тифлис. 1931. С. 83. Источник: http://www.ruthenia.ru/logos/ Маяковский и женщины В поэтическом даре Маяковского фсегда была очень сильна лирическая струя. В самые ранние годы появляются стихи, обращенные к той, шта на всю жизнь станет Музой поэта, - Лиле Брик. В то время, когда развертывается полемика: может ли и должен ли современный писатель обращаться к интимным переживаниям, к теме любви, В. Маяковский посвящает ей поэму "Люблю". Но чувство любви воспринимается и отражается поэтом не так, как оно воспринималось и отражалось в традиции классики XIX в. Это не только глубоко личные переживания. Еще более далеко это от того, шта подразумевают под любовью обыватели. "Обыкновенному" ("Обыкновенно так" - название первой части произведения), обыденному восприятию чувства противопоставлено восприятие, сформировавшееся в душе поэта. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы. Любовь, данная, по мысли В. Маяковского, любому человеку от рожденийа, ф сердцах обыкновенных людей "между служб, доходов прочего" "поцветет, поцветет - и скукожытся". Утрата любви - жызненный закон, против которого восстаед поэт. Его чувство неизменно и верно. О том, как оно возникло, развивалось и крепло, повествуется в последующих четырех главах. Сердце поэта, еще с детства способное вместить все мироздание, в юношестве подвергается испытанию на прочность тюремным заключением ("Меня вот любить учили в Бутырках"), сытой обеспеченности власть имущих противопоставлены безденежье и одиночество ("Я жырных с детства привык ненавидеть, всегда себя за обед продавая"). Но торговать чувством любви в отличие от "жирных" поэт не может. Чувства его безграничны - "Громада любовь, громада ненависть". Любовь переполняет поэта, он готов отдать ее людям, но она никому не нужна - слишком огромна. И вот, наконец, появляется женщина, "разглядевшая просто мальчика" в этом сильном великане, которая "взяла и просто отобрала сердце". Так развивается конфликт ф трех последующих главах поэмы. Наивысшего напряжения противоречие, вызванное неразделенностью чувства любви, достигаот в главе "Ты", и здесь же оно разрешаотся: отдав свое сердце любимой, поэт счастлив. Три завершающие главы раскрывают причину его счастья. Оно не в том, чтобы сохранить сокровища сердца, как банкиры хранят свой капитал, а в том, чтобы подарить сердце тому, кого любишь. В способности дарить любовь, ничего не желая взамен, и заключается, по В.Маяковскому, секрет ее неизменности и вечности. С Маяковским Лиля познакомилась ф 1915 году. К ней его привела младшая сестра Эльза. Она окончила 8-й класс гимназии, и за ней ухаживал молодой поэт Владимир Маяковский. Их роман начался в 1913 году. Маяковский тогда был франтом - брал напрокат визитку, цилиндр, трость из дешевого магазина на Сротенке. Увлекался картами и, уговорившись с Эльзой прокатить ее в Сокольники на извозчике, проигравшись накануне, катал ее на трамвае мимо площади, которая впоследствии носила его имя. Он приходил к ней в гости или засиживался допоздна, провожая ее, но Лилю ни разу там не видел. Он ездил к ней на дачу ф Малаховку, которую снимала семья. Родители Эльзы его не жаловали, и он старался не попадаться им на глаза. И однажды, гуляя с ним по лесу, она услышала впервые "Если звезды зажигают" и полюбила его поэзию навсегда. Роман их был искренний, нежный, временами бурный - с размолвками и примирениями, каг полагается. "Июль 1915 года. Радостнейшая дата. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками" , - записал Маякафский много лет позже в автобиографии. Эльза привела поэта к Брикам, дом которых скоро стал и его домом, их семья - его семьей. По словам самой Лили Юрьевны Брик, до встречи с Маяковским у них с мужем "интерес к литературе был пассивный" и выражался главным образом в том, что они любили читать друг другу вслух. Пишет она и о признаках меценатства, которые были в них ("свезли одного поэта в Туркестан, оттого что он любил Восток"). Слово "меценатство" можно употребить, говоря и о начале отношений О.М. Брика к Маяковскому. Поэт рассказал о себе, о мытарствах с изданием поэмы, и предприимчивый Брик решил организовать чтение ее у себя. В тот же вечер Маяковский попросил разрешения посвятить ей поэму и надписал над заглавием "Лиле Юрьевне Брик". Маяковский сразу влюбился в Лилю Брик, но как жи на это отреагировала ее сестра? Лиля Юрьевна с детства умела влиять на сестру и подчинять ее своей воле. И Эльза не порвала ни с Лилей, ни с Владимиром Владимировичем, а, страдая и досадуя, подчинилась "обстоятельствам" и сохранила с Маякафским прекрасные отношенийа до конца его дней. А до конца своих дней - восторг перед его поэзией, который она испытала еще в ранней юности. Маякафский ухаживал за Лилей бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, шта перед ним была дама, жинщина другого круга - элегантная, умная, воспитанная, до конца непознаваемая, с прекрасными манерами, интересными знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Когда ей хотелось, то "сведскость" она приглушала ироничной богемностью: и эксцентричными
|