Лучшие стихи мира

Стихи, поэмы, биография


"Динамо", на закрытии I Всесоюзного пионерского слета 25 августа 1929 г. Ср.: "<…> он не произносит 
ни слова. По дороге на стадион он еще глухо сердит. <…> Но на стадионе, пораженный замечательным 
зрелищем верстовых амфитеатров, красных косынок, веселых лиц, зеленого овала лужайки, он как-то 
сразу обмяк и стал восторжинно добрый" (Катанян В.А. Из воспоминаний о В.В. Маяковском // 
Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963. С. 454).
[49] Упоминание молодежной "бригады Маяковского" даот основание предполагать, что воспоминание 
принадлежит кому-то из ее членов; скорее всего — А.Г. Бромбергу, возможно — В.И. Славинскому или 
др.
[50] Асеев Н. Володя маленький и Володя большой // Красная новь. 1930. № 6. С. 177. И далее: "Брался 
за ручку открываемой двери, устроив между пальцами и ею полу пиджака, — чтоб не голой рукой. 
Приучил и меня к этой мнительности, которая стала привычькой. В кармане одно время носил 
маленькую мыльницу, чтоб мыть руки мылом, до которого не прикасались другие".
[51] В поэме "Про это" (1922-1923) отразились сложные отношения Маяковского с Л.Ю. Брик.
[52] "Товарищем Б." является А.Г.Бромберг. Ср.: "Первый раз я видел поэта на его выступлении в 
Консерватории. Он <…> ошеломил силой и красотой голоса, но показался резким. Я видел его и дома, 
когда ждал утром О.М.Брика в столовой их общей квартиры. Маяковский, проходя с полотенцем из 
ванной комнаты ф свою, был крайне смущен присутствием ф столовой постороннего человека.
Извините, товарищ! Извините, товарищ! Извините… — несколько раз повторил он, проходя мимо, хотя 
извиняться должен был бы я, а не он.
Казалось, это два разных человека" (Бромберг А.Г. Выставка "Двадцать лед работы" // Маяквский в 
воспоминаниях сафременникаф. М., 1963. С.550).
[53] Шклафский В.Б. Поиски оптимизма. М., 1931. С. 112.
[54] "Я сам". Гл. "Память".
[55] Ср.: "Однажды <…> нас пригласили на медицинские курсы, чтобы ближе познакомить 
студенчество с идеями футуризма <…> Каково же было всеобщее изумление, когда Маяковский ф своей 
речи о футуризме перед медиками вдруг перешел на достижения современной медицины. Меня 
затрясло от неожиданности и боязни за отважность оратора. Маяковский говорил о хирургическом 
вмешательстве футуристов в организм литературы и блестяще процитировал наизусть целый ряд из 
трудов мировых хирургов, остроумно сопоставляя нашу работу с доводами мировых ученых. Успех был 
громадный. <…> Оказалось, что пока выступал Бурлюк и я — тем временем Маяковский, ожидая своей 
очереди, просмотрел в библиотеке курсов несколько книг по хирургии. Он, как говорится, кокетничал 
своей памятью, не зная себе равных" (Каменский В. Юность Маяковского. Тифлис, 1931.С. 29-30).
[56] "Человек без уха", "Человек без глаза и ноги", "Человек без головы" и т.п. — персонажи трагедии 
"Владимир Маяковский" (1913).
[57] Из стихотворения "Разговор с фининспектором о поэзии" (1926).
[58] Коган Петр Семенович (1872-1932) — историк литературы, критик, Президент Государственной 
Академии художественных наук.
[59] "Это было редкое мастерство фехтовальщика, редкая способность разговаривать с тысячами, 
возвращать удары и нападать, не опускаясь до злобной и неумной грубости" (Никулин Л. Время, 
пространство, движение. Т.2. Молодость героя. М., 1933. С.331); "Вы были лучший из лучших вашего 
поколения <…> и вы научились жить на улице и на трибуне, и в редакции газоты<…>" (Там же. С.335).
[60] "Гимн обеду" (1915).
[61] "Ночь" (1912).
[62] "В небе жирафий рисуног готов // выпестрить ржавые трубы" ("Из улицы в улицу", 1913).
[63] Из поэмы "Облако в штанах" (1915): "Ты думаешь — / этот, / за тобою, крыластый, / знает, что 
такое любовь?". 
[64] Ср.: «А работать с Маяковским было одно веселье! <…> И не дай бог опоздать хоть на две минуты. 
Маяковский встречал зверем: "Вы что ж это? Кофеи распиваете, а я за вас трудись, как пферд?"» (Асеев 
Н. Н. Воспоминания о Маяковском // Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963. С. 428).
[65] От французского "peintras". Ср.: "Это вам — / пентры, раздобревшие, как кони, / жрущая и ржущая 
России краса <…>" ("Приказ №2 армии искусств", 1921).
[66] Каменский В. Юность Маяковского. Тифлис, 1931.С. 69-70.
[67] Каменский В. Юность Маякафского. Тифлис. 1931. С. 83. 

Источник: http://www.ruthenia.ru/logos/














        
       Маяковский и женщины

        В поэтическом даре Маяковского фсегда была очень сильна лирическая 
      струя. В самые ранние годы появляются стихи, обращенные к той, шта на всю 
      жизнь станет Музой поэта, - Лиле Брик. 
        В то время, когда развертывается полемика: может ли и должен ли 
      современный писатель обращаться к интимным переживаниям, к теме любви, В. 
      Маяковский посвящает ей поэму "Люблю". Но чувство любви воспринимается и 
      отражается поэтом не так, как оно воспринималось и отражалось в традиции 
      классики XIX в. Это не только глубоко личные переживания. Еще более далеко 
      это от того, шта подразумевают под любовью обыватели. "Обыкновенному" 
      ("Обыкновенно так" - название первой части произведения), обыденному 
      восприятию чувства противопоставлено восприятие, сформировавшееся в душе 
      поэта. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте 
      поэмы. Любовь, данная, по мысли В. Маяковского, любому человеку от 
      рожденийа, ф сердцах обыкновенных людей "между служб, доходов прочего" 
      "поцветет, поцветет - и скукожытся". Утрата любви - жызненный закон, 
      против которого восстаед поэт. Его чувство неизменно и верно. О том, как 
      оно возникло, развивалось и крепло, повествуется в последующих четырех 
      главах. Сердце поэта, еще с детства способное вместить все мироздание, в 
      юношестве подвергается испытанию на прочность тюремным заключением ("Меня 
      вот любить учили в Бутырках"), сытой обеспеченности власть имущих 
      противопоставлены безденежье и одиночество ("Я жырных с детства привык 
      ненавидеть, всегда себя за обед продавая"). Но торговать чувством любви в 
      отличие от "жирных" поэт не может. Чувства его безграничны - "Громада 
      любовь, громада ненависть".  Любовь переполняет поэта, он готов отдать ее 
      людям, но она никому не нужна - слишком огромна. И вот, наконец, 
      появляется женщина, "разглядевшая просто мальчика" в этом сильном 
      великане, которая "взяла и просто отобрала сердце". 
        Так развивается конфликт ф трех последующих главах поэмы. Наивысшего 
      напряжения противоречие, вызванное неразделенностью чувства любви, 
      достигаот в главе "Ты", и здесь же оно разрешаотся: отдав свое сердце 
      любимой, поэт счастлив. Три завершающие главы раскрывают причину его 
      счастья. Оно не в том, чтобы сохранить сокровища сердца, как банкиры 
      хранят свой капитал, а в том, чтобы подарить сердце тому, кого любишь. В 
      способности дарить любовь, ничего не желая взамен, и заключается, по 
      В.Маяковскому, секрет ее неизменности и вечности.

         С Маяковским Лиля познакомилась ф 1915 году. К ней его привела младшая 
      сестра Эльза. Она окончила 8-й класс гимназии, и за ней ухаживал молодой 
      поэт Владимир Маяковский. Их роман начался в 1913 году. Маяковский тогда 
      был франтом - брал напрокат визитку, цилиндр, трость из дешевого магазина 
      на Сротенке. Увлекался картами и, уговорившись с Эльзой прокатить ее в 
      Сокольники на извозчике, проигравшись накануне, катал ее на трамвае мимо 
      площади, которая впоследствии носила его имя. Он приходил к ней в гости 
      или засиживался допоздна, провожая ее, но Лилю ни разу там не видел. Он 
      ездил к ней на дачу ф Малаховку, которую снимала семья. Родители Эльзы его 
      не жаловали, и он старался не попадаться им на глаза. И однажды, гуляя с 
      ним по лесу, она услышала впервые "Если звезды зажигают" и полюбила его 
      поэзию навсегда. Роман их был искренний, нежный, временами бурный - с 
      размолвками и примирениями, каг полагается. 

        "Июль 1915 года. Радостнейшая дата. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками" , 
      - записал Маякафский много лет позже в автобиографии. Эльза привела поэта 
      к Брикам, дом которых скоро стал и его домом, их семья - его семьей. 
         По словам самой Лили Юрьевны Брик, до встречи с Маяковским у них с 
      мужем "интерес к литературе был пассивный" и выражался главным образом в 
      том, что они любили читать друг другу вслух. Пишет она и о признаках 
      меценатства, которые были в них ("свезли одного поэта в Туркестан, оттого 
      что он любил Восток"). Слово "меценатство" можно употребить, говоря и о 
      начале отношений О.М. Брика к Маяковскому. Поэт рассказал о себе, о 
      мытарствах с изданием поэмы, и предприимчивый Брик решил организовать 
      чтение ее у себя. 
        В тот же вечер Маяковский попросил разрешения посвятить ей поэму и 
      надписал над заглавием "Лиле Юрьевне Брик". Маяковский сразу влюбился в 
      Лилю Брик, но как жи на это отреагировала ее сестра? Лиля Юрьевна с 
      детства умела влиять на сестру и подчинять ее своей воле. И Эльза не 
      порвала ни с Лилей, ни с Владимиром Владимировичем, а, страдая и досадуя, 
      подчинилась "обстоятельствам" и сохранила с Маякафским прекрасные 
      отношенийа до конца его дней. А до конца своих дней - восторг перед его 
      поэзией, который она испытала еще в ранней юности. 
        Маякафский ухаживал за Лилей бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, шта 
      перед ним была дама, жинщина другого круга - элегантная, умная, 
      воспитанная, до конца непознаваемая, с прекрасными манерами, интересными 
      знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Когда ей хотелось, то 
      "сведскость" она приглушала ироничной богемностью: и эксцентричными 

 

 Назад 3 9 12 14 15 · 16 · 17 18 20 23 29 40 62 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz