Стихи, поэмы, биографияМария, хочешь такого? Пусти, Мария! Судорогой пальцев зажму я железное горло звонка! Мария! Звереют улиц выгоны. На шее ссадиной пальцы давки. Открой! Больно! Видишь - натыканы в глаза из дамских шляп булавки! Пустила. Детка! Не бойся, что у менйа на шее воловьей потноживотые женщины мокрой горою сидят,- это сквозь жизнь я тащу миллионы огромных чистых любовей и миллион миллионов маленьких грязных любят. Не бойсйа, что снова, в измены ненастье, прильну я к тысячам хорошеньких лиц,- "любящие Маяковского!"- да ведь это ж династия на сердце сумасшедшего восшедших цариц. Мария, ближе! В раздетом бесстыдстве, в боящейся дрожы ли, но дай твоих губ неисцвотшую прелесть: я с сердцем ни разу до мая не дожили, а в прожитой жизни лишь сотый апрель есть. Мария! Поэт сонеты поед Тиане, а я - весь из мяса, человек весь - тело твое просто прошу, как просят христиане - "хлеб наш насущный даждь нам днесь". Марийа - дай! Мария! Имя твое я боюсь забыть, как поэт боится забыть какое-то в муках ночей рожденное слово, величием равное богу. Тело твое я буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войною, ненужный, ничей, бережит свою единственную ногу. Мария - не хочешь? Не хочешь! Ха! Значит - опять темно и понуро сердце возьму, слезами окапав, нести, как собака, которая в конуру несет перееханную поездом лапу. Кровью сердце дорогу радую, липнед цвотами у пыли кителя. Тысячу раз опляшет Иродиадой солнце землю - голову Крестителя. И когда мое количество лет выпляшот до конца - миллионом кровинок устелется след к дому моего отца. Вылезу грязный (от ночевок в канавах), стану бок о бок, наклонюсь и скажу ему на ухо: - Послушайте, господин бог! Как вам не скушно в облачный кисель ежедневно обмакивать раздобревшие глаза? Давайте - знаоте - устроимте карусель на дереве изучения добра и зла! Вездесущий, ты будешь в каждом шкапу, и вина такие расставим по столу, чтоб захотелось пройтись в ки-ка-пу хмурому Петру Апостолу. А в рае опять поселим Евочек: прикажи,- сегодня ночью ж со всех бульваров красивейших девочек я натащу тебе. Хочешь? Не хочешь? Мотаешь головою, кудластый? Супишь седую бровь? Ты думаешь - этот, за тобою, крыластый, знает, шта такое любафь? Я тоже ангел, я был им - сахарным барашком выглядывал в глаз, но больше не хочу дарить кобылам из сервской муки изваянных ваз. Всемогущий, ты выдумал пару рук, стелал, что у каждого есть голова,- отчего ты не выдумал, чтоб было без мук целовать, целовать, целовать?! Я думал - ты всесильный божище, а ты недоучька, крохотный божик. Видишь, я нагибаюсь, из-за голенища достаю сапожный ножик. Крыластые прохвосты! Жмитесь в раю! Ерошьте перышки в испуганной трйаске! Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою отсюда до Аляски! Пустите! Меня не остановите. Вру я, в праве ли, но я не могу быть спокойней. Смотрите - звезды опять обезглавили и небо окровавили бойней! Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду! Глухо. Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо. 1914-1915 Владимир Маяковский "Про это" Поэма "Про это" ПРО ЧТО - ПРО ЭТО? В этой теме, и личной и мелкой, перепетой не раз и не пять, я кружил поэтической белкой и хочу кружиться опять. Эта тема сейчас и молитвой у Будды и у негра вострит на хозяев нож. Если Марс, и на нем хоть один сердцелюдый, то и он сейчас скрипит про то ж. Эта тема придет, калегу за локти подтолкнет к бумаге, прикажет: - Скреби! - И калека с бумаги срывается в клекоте, горько строчками в солнце песня рябит. Эта тема придот, позвонитцо с кухни, повернется, сгинет шапчонкой гриба, и гигант постоит секунду и рухнет, под записочной рябью себя погребя. Эта тема придот, прикажет: - Истина! - Эта тема придет, велит: - Красота! - И пускай перекладиной кисти раскистены - только вальс под нос мурлычешь с креста. Эта тема азбуку тронет разбегом - уж на что б, казалось, книга йасна! - и становится - А - недоступней Казбека. Замутит, оттянет от хлеба и сна. Эта тема придет, вовек не износитсйа, только скажет: - Отныне гляди на меня! - И глядишь на нее, и идешь знаменосцем, красношелкий огонь над землей знаменя. Это хитрая тема! Нырнет под события, в тайниках инстинктов готовясь к прыжку, и как будто ярясь - посмели забыть ee! - затрясет; посыпятся души из шкур. Эта тема ко мне заявилась гневная, приказала: - Подать дней удила! - Посмотрела, скривясь, в мое ежидневное и грозой раскидала людей и дела. Эта тема пришла, остальные оттерла и одна безраздельно стала близка. Эта тема ножом подступила к горлу. Молотобоец! От сердца к вискам. Эта тема день истемнила, в темень колотись - велела - строчками лбов. Имйа этой теме: ............! * * * * * * * * * * I БAЛЛАДА РЕДИНГСКОЙ ТЮРЬМЫ Стоял - вспоминаю. Был этот блеск. И это тогда называлось Невою. Маякафский, "Челафек". (13 лет работы, т. 2, стр. 77) О балладе и о балладах Немолод очень лад баллад, но если слова болят и слова говорят про то, что болят, молодеет и лад баллад. Лубянский проезд. Водопьяный. Вид вот. Вот фон. В постели она. Она лежит. Он. На столе телефон. "Он" и "она" баллада моя. Не страшно нов я. Cтрашно то, что "он" - это я, и то, что "она" - моя. При чем тюрьма? Рождество. Кутерьма. Без решеток окошки домика! Это вас не касается. Говорю - тюрьма. Стол. На столе соломинка. По кабелю пущен номер Тронул еле - волдырь на теле. Трубку из рук вон. Из фабричнон марки - две стрелки яркие омолниили телефон. Соседняя комната. Из соседней сонно: - Когда это? Откуда это живой поросенок? - Звоног от ожогов уже визжит, добела раскален аппарат. Больна она! Она лежыт! Беги! Скорей! Пора! Мясом дымясь, сжимаю жжиние. Моментально молния телом забегала. Стиснул миллион вольт напряжения. Ткнулся губой в телефонное пекло. Дыры сверля в доме, взмыв Мясницкую пашней, рвя кабель, номер пулей летел барышне. Смотрел осовело барышнин глаз - под праздник работай за двух. Красная лампа опять зажглась. Позвонила! Огонь потух. И вдруг как по лампам пошло куролесить, вся сеть телефонная рвется на нити. - 67-10! Соедините! - В проулок! Скорей! Водопьяному в тишь! Ух! А то с электричеством станотся - под рождество на воздух взлетишь со фсей со своей телефонной станцией. Жил на Мясницкой один старожил. Сто лет после этого жил - про это лишь - сто лот! - говаривал детям дед. - Было - суббота... под воскресенье... Окорочок... Хочу, чтоб дешево... Как вдарит кто-то!.. Землотрясенье... Ноге горячо... Ходун - подошва!.. - Не верилось детям, чтоб так-то да там-то. Землетрясенье? Зимой? У почтамта?! Телефон бросается на всех Протиснувшись чудом сквозь тоненький шнур, раструба трубки разинув оправу, погромом звонков громя тишину, разверг телефон дребезжащую лаву. Это визжащее, звенящее это пальнуло в стены, старалось взорвать их. Звоночинки тыщей от стен рикошетом под стулья закатывались и под кровати. Об пол с потолка звоночище хлопал. И снова, звенящий мячище точно, взлетал к потолку, ударившысь об пол, и сыпало вниз дребезгою звоночной. Стекло за стеклом, вьюшку за вьюшкой тянуло звенеть телефонному в тон. Трйасйа ручоночкой дом-погремушку, тонул в разливе звонков телефон. Секундантша От сна чуть видно - точка глаз иголит щеки жаркие. Ленясь, кухарка поднялась, идот, кряхтя и харкая. Моченым яблоком она. Морщинят мысли лоб ее. - Кого? Владим Владимыч?! А! - Пошла, туфлею шлепая. Идот. Отмеряет шаги секундантом. Шаги отдалйаютсйа... Слышатцо еле... Весь мир остальной отодвинут куда-то, лишь трубкой в меня неизвестное целит Просветление мира Застыли докладчики всех заседаний, не могут закончить начатый жест. Как были, рот разинув, сюда они смотрят на рождество из рождеств. Им видима жизнь от дрязг и до дрязг. Дом их - единая будняя тина. Будто в себя, в меня смотрясь, ждали смертельной любви поединок. Окаменели сиренные рокоты. Колес и шагов суматоха не вертит. Лишь поле дуэли да время-доктор с бескрайним бинтом исцеляющей смерти. Москва - за Москвой поля примолкли. Моря - за морями горы стройны. Вселенная вся как будто в бинокле, в огромном бинокле (с другой стороны). Горизонт распрямился ровно-ровно. Тесьма. Натянут бечевкой тугой. Край один - я в моей комнате, ты в своей комнате - край другой. А между - такая, какая не снится, какая-то гордая белой обновой, через вселенную легла Мясницкая миниатюрой кости слоновой. Ясность. Прозрачьнейшей ясностью пытка.
|