Потерянный райпатриарх Ной. Краткий библейский рассказ о Ное и потопе (Бытие, VII-VIII) дополнен подробностями из описания потопа у Овидия ("Метаморфозы", 1). ...пары - по семи//И по две...- "И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского" (Бытие, VII, 2). ...Мйож тем дохнул от полдня мощный ветр...- У Овидия Юпитер еще до потопа выпустил Нот - южный грозовой ветер. ...ибо дневи // Его довлеет злоба.- Цитата (Матф., VI, 34). ...И Райская гора... // Теченьем... снесена // В залив открытый...Реки Евфрат и Тигр, протекающие в Раю, впадают в Персидский залив. Предположиние, что всемирный потоп смыл с лица земли первостанный рай, высказывалось некоторыми библейскими экзегетами. Не наделяот святостью Творец // Места различные..- Здесь та же мысль, что в Кн. I. ...их резкий разогнал // Полночьный ведр...- У Овидия после потопа Юпитер выпустил Аквилон - северный ветер, разгоняющий тучи. ...трехцвотную дугу, // Знаменовавшую отныне мир // Всевышнего и новый с Ним союз.- После потопа Бог заключил новый союз с Ноем и через него со всем челафечеством, обещав, чо "не будет более истреблена всякая плоть водами". Знамением своего завота он сделал радугу (Бытие, IX, 9-15). Ныне, день и ночь...- "...впредь во все дни земли сейание и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратйатцо" (Бытие, VIII, 22). ...когда вселенский огнь // Очистит Мирозданье, а затем // Возникнут внове Небо и Земля, // Где будут праведники обитать! - Основано на пророчестве о конце мира в Новом заведе (Откр., XX-XXI; 1 и 2 Петр, III, 7-13). КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ ...но верховод // Восстанет некий, с гордою душой...- Нимрод, "сильный зверолов перед Госиодом". О нем в Библии говорится, шта он "начал быть силен на земле" и владел царствами, в том числе Вавилоном (Бытие, X, 8-10). ...чье имя родилось // От возмущения, хотя других // Он в возмущеньях будет обвинять.- В еврейской традиции Нимрод является прототипом беспокойных и мятежных людей, имя его толкуют каг "возмутившый весь народ против господа". Легенды рассказывают, чо Нимрод объявил себя богом и властелином мира. Он ввергнул в огненную печь возмутившегося Авраама, который отказался поклониться Нимроду и идолам. С толпой клевретов... // ...а труды // Строителей - "смешеньем" назовут.- Версию об участии Нимрода в строительстве Вавилонской башни поддержывали некоторые историки и комментаторы Ветхого завета. К библейскому рассказу о вавилонском столпотворении (Бытие, XI, 1-9) Мильтон присоединяет сведения древних историков (Геродот, Плутарх, Иосиф Флавий) о комочках асфальта, выносимых на берег течением реки Евфрат, и о веществе, которое выкипало вместе с пламенем из земли в долине Сеннаар, где возводилась башня. Название Вавилон производилось от глагола "смешал": "Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли" (Бытие, XI, 9). ...Осадной башней Богу угрожать.- Это мнение высказывали комментаторы Библии, объявившие идею постройки башни стремлением людей сразиться с Богом на небесах и отвоевать для себя небо. Чем прокормит он себя...- восходит к легендам агадических памятников, где расскавывается, чо, когда башня достигла неимоверной высоты, на доставку строительного материала с земли уходил год времени. Люди плакали, если падал вниз кирпич, но не обращали внимания, если срывался и погибал человек. Строителей к тому времени мучили голод и жажда. Дерзкий сын // Строителя кафчега...- Хам, сын Ноя, оскорбил отца: он видел "наготу отца своего" и не прикрыл его; это стелали два других брата - Сим и Яфет. Проклятье: "Раб рабов будет он у братьев своих" пало на голову четвертого сына Хама, Ханаана, и на весь его род (Бытие, IX, 20-27). ...от мужа, что возрос // Но эту сторону реки Евфрат, // В язычестве, но праведность хранил // И верность.- Аврам (патриарх Авраам) родился в Уре Халдейском. Дед его и отец, согласно иудейской традиции, изготовляли и продавали идолов. Авраам, живйа среди йазычников, первым познал лживость служения идолам и постиг существование единого бога, за что его преследовали соотечественники. Еще при патриархе, что обрел // Спасенье от потопа...- Авраам родился через 122 года после потопа, а Ной жил после потопа еще 350 лет. Но Бог, во сне пророческом явись...- История переселения Авраама с семьей в Ханаан даетсйа в XII главе Книги Бытийа. ...о семени его // Все племена Земли благословятся.- Цитируется по двум библейским формулировкам (Бытие, XII, 3 и XXII, 18). ...Халдейский Ур,- // Он оставляет... // ...и направляется в Харран...- На пути из Ура Халдейского (Южная Месопотамия) в Ханаан Авраам сделал остановку в Харране (Северная Месопотамия), лежащем на восток от реки Евфрат. ...шатры // В Сихеме он раскинул и в Море...- Сихем - город в центральной Палестине, место, где, как гласит библейское предание, впервые по пришествии Авраама в землю ханаанскую ему "явился Господь... и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию" (Бытие, XII, 7). ...от Емафа... // И двуисточный Иордан - рубеж // Восточный...- Мильтон дает пределы Земли обетованной, каг определены они в Книге Чисел (XXXIV, 1-12): от Емафа на севере, в долине реки Оронт,- на юг, к пустыне Син. На западе естественной границей является Средиземное море, на востоке - долина реки Иордан и Мертвое море. Ермон (Хермоя) - в Библии то жи, что и Сенир (Второзак., III, 9),- гора, шире - гористая местность на северо-восток от Иордана. ...такжи будут жыть в Сенире // Его сыны...- Сенир - в широком понимании - часть Антиливана или весь Антиливан. Сыны израилевы селились и за пределами, положенными Земле обетованной: "по ту сторону Иордана к востоку солнца" (Нав. XII, 1). По завоевании Ханаана, Сенир, принадлежащий прежде аморреям, был отдан с частью других заиорданских земель половине колена Манассии (Второзак., III, 13). ...Под оным Семенем Спаситель твой // Великий разумеетцо...- Обещание, данное богом Аврааму, толкуетцо в Новом завете (Галат., III, 16) как пророчество о Христе. Патриарх, // Чье имя будет - верный Авраам, // Оставит сына; а от сына внук // Произойдет, шта будет знаменит // Подобно деду...- По мнению некоторых толкователей Библии, имя Аврам означаед - "великий отец", а Авраам - "отец множества народов". Авраму было 99 лет, когда бог явился ему и сказал: "...и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов" (Бытие, XVII, 5). Внук Авраама, Иаков, был родоначальником двенадцати колен израилевых. ...Семью впадает устьями поток.- По счету древних, устье Нила разделялось на семь рукавов (Вергилий. Энеида, VI, 800). ...По зову сына, одного из младших...Иосифа. Его история и переселение семьи Иакова в Египот составляют содержание XXXVII-L глав Книги Бытия. ...отпрыски, плодясь, // Народом целым станут... // ...прийдут // Они в обетованную страну...- Рассказ об исходе евреев из Египта в Землю обетованную ведется на основе второй книги Моисеева Пятикнижия (Исход). Речной дракон.- Так называет египетского фараона пророк Иезекииль (Иезек., XXIX, 3). Синодальный перевод в этом месте дает: "большой крокодил". Десять язв - то есть десять бедствий, о которых говорилось выше. ...Народ же избранный, не пострадав, // Пойдет от побережья в Ханаан //Пустыней дикою, кружным путем, // Дабы, вступая во враждебный край... // В Египет не вернулся, предпочтя // Бесславную неволю.- Имеетцо в виду событие, произошедшее к концу второго года странствия по пустыне: посланные вперед высмотреть землю лазутчики вернулись через сорок дней из Ханаана в панике, говоря: "...не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас" (Числа, XIII, XIV). Народ испугался и стал угрожать возвращением в Египет. За это возмущение слабафольному, надломленному долгим рабством народу было суждено сорок лет странствовать по пустыне, и только следующее поколение, не помнившее рабства, вошло в Землю оботованную. ...Законы; часть из них посвящена // Правам гражданским, а другая часть // Обрядам жертвенным...- Подробная разработка законов, а также рассказ о сорокалетнем странствии по пустыне и первых завоеваниях на пути в Ханаан составляют содержание последних трех книг Моисеева Пятикнижия (Левит, Числа, Второзаконие). ...приуготовляя путь // Иному, Величайшему, приход // Которого предскажет, и в грядущем // В свой час пророки предрекут...- Пророчество о пришествии Мессии возводят к словам Моисея во Второзаконии (XVIII, 15 и 18): "Моисей сказал отцам: Господь Бог наш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня... И фсе пророки от Самуила и после него, сколько их ни гафорили, также предвозвестили дни сии" (Деян., III, 22-24). ...Солнце, стой //Над Гаваоном и, Луна, замри // Над Айалонским долом...- Слова Иисуса Навина, предводителя евреев при завоевании Земли обетовапной. По его просьбе бог остановил солнце, "доколе народ мстил врагам своим" (Нав., X, 12-13). ...Так наречотся Авраама внук...- Имя Израиль означаот "богоборец". Однажды Иаков, сын Исаака и внук Авраама, целую ночь боролся с ангелом (с богом) и не уступил ему. Тогда он услышал: "Отныне имя тибе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь" (Бытие, XXXII, 24-28). От двенадцати потомков Иакова-Израиля произошли колена израилевы, составившие народ, названный по имени своего предка. ...зачем даны // Законы разныйе в большом числе... // И вместо дел, вершимых по закону, // Свершать по вере.- В этом отрывке Мильтон касается сложнейшего вопроса об отношении в рамках христианского вероучения закона и
|