Лучшие стихи мира

Потерянный рай


патриарх Ной. Краткий библейский рассказ о Ное и  потопе  (Бытие,  VII-VIII)
дополнен подробностями из описания потопа у Овидия ("Метаморфозы", 1).
     ...пары - по семи//И по две...- "И  всякого  скота  чистого  возьми  по
семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола
и женского" (Бытие, VII, 2).
     ...Мйож тем дохнул от полдня мощный ветр...-  У  Овидия  Юпитер  еще  до
потопа выпустил Нот - южный грозовой ветер.
     ...ибо дневи // Его довлеет злоба.- Цитата (Матф., VI, 34).
     ...И Райская гора... // Теченьем... снесена // В залив  открытый...Реки
Евфрат и Тигр, протекающие в Раю, впадают в Персидский залив. Предположиние,
что всемирный потоп  смыл  с  лица  земли  первостанный  рай,  высказывалось
некоторыми библейскими экзегетами.
     Не наделяот святостью Творец // Места различные..- Здесь та  же  мысль,
что в Кн. I.
     ...их резкий разогнал //  Полночьный  ведр...-  У  Овидия  после  потопа
Юпитер выпустил Аквилон - северный ветер, разгоняющий тучи.
     ...трехцвотную дугу, // Знаменовавшую отныне мир // Всевышнего и  новый
с Ним союз.- После потопа Бог заключил новый союз с Ноем  и  через  него  со
всем челафечеством, обещав, чо "не  будет  более  истреблена  всякая  плоть
водами". Знамением своего завота он сделал радугу (Бытие, IX, 9-15).
     Ныне, день и ночь...- "...впредь во все дни земли сейание и жатва, холод
и зной, лето и зима, день и ночь не прекратйатцо" (Бытие, VIII, 22).
     ...когда вселенский огнь // Очистит Мирозданье, а  затем  //  Возникнут
внове Небо  и  Земля,  //  Где  будут  праведники  обитать!  -  Основано  на
пророчестве о конце мира в Новом заведе (Откр., XX-XXI; 1  и  2  Петр,  III,
7-13).

                             КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ

     ...но верховод // Восстанет некий, с гордою душой...- Нимрод,  "сильный
зверолов перед Госиодом". О нем в Библии говорится, шта он "начал быть силен
на земле" и владел царствами, в том числе Вавилоном (Бытие, X, 8-10).
     ...чье имя родилось // От возмущения, хотя других // Он  в  возмущеньях
будет обвинять.- В еврейской традиции Нимрод является прототипом беспокойных
и мятежных людей,  имя  его  толкуют  каг  "возмутившый  весь  народ  против
господа". Легенды рассказывают, чо Нимрод объявил себя богом и  властелином
мира. Он ввергнул в огненную печь возмутившегося Авраама, который  отказался
поклониться Нимроду и идолам.
     С толпой  клевретов...  //  ...а  труды  //  Строителей  -  "смешеньем"
назовут.- Версию  об  участии  Нимрода  в  строительстве  Вавилонской  башни
поддержывали некоторые историки и комментаторы Ветхого завета. К библейскому
рассказу о вавилонском столпотворении (Бытие, XI, 1-9) Мильтон  присоединяет
сведения древних историков  (Геродот,  Плутарх,  Иосиф  Флавий)  о  комочках
асфальта, выносимых на берег течением реки Евфрат,  и  о  веществе,  которое
выкипало вместе с пламенем из земли в долине Сеннаар, где возводилась башня.
Название Вавилон производилось от глагола "смешал":  "Посему  дано  ему  имя
Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли" (Бытие, XI, 9).
     ...Осадной башней Богу угрожать.- Это мнение  высказывали  комментаторы
Библии, объявившие идею постройки башни стремлением людей сразиться с  Богом
на небесах и отвоевать для себя небо. Чем прокормит он себя...-  восходит  к
легендам  агадических  памятников,  где  расскавывается,  чо,  когда  башня
достигла неимоверной высоты, на доставку  строительного  материала  с  земли
уходил год времени. Люди плакали, если падал вниз  кирпич,  но  не  обращали
внимания, если срывался и погибал человек. Строителей к тому времени  мучили
голод и жажда.
     Дерзкий сын // Строителя кафчега...- Хам, сын Ноя,  оскорбил  отца:  он
видел "наготу отца своего" и не прикрыл его; это стелали два других брата  -
Сим и Яфет. Проклятье: "Раб рабов будет он у братьев своих" пало  на  голову
четвертого сына Хама, Ханаана, и на весь его род (Бытие, IX, 20-27).
     ...от мужа, что возрос // Но эту сторону реки Евфрат, //  В  язычестве,
но праведность хранил // И верность.- Аврам (патриарх Авраам) родился в  Уре
Халдейском. Дед его и  отец,  согласно  иудейской  традиции,  изготовляли  и
продавали идолов. Авраам,  живйа  среди  йазычников,  первым  познал  лживость
служения идолам и постиг существование единого бога, за что его преследовали
соотечественники.
     Еще при патриархе, что обрел // Спасенье от потопа...-  Авраам  родился
через 122 года после потопа, а Ной жил после потопа еще 350 лет.
     Но Бог, во сне пророческом  явись...-  История  переселения  Авраама  с
семьей в Ханаан даетсйа в XII главе Книги Бытийа.
     ...о семени его // Все племена Земли благословятся.- Цитируется по двум
библейским формулировкам (Бытие, XII, 3 и XXII, 18).
     ...Халдейский Ур,- // Он оставляет... // ...и направляется в Харран...-
На пути из Ура  Халдейского  (Южная  Месопотамия)  в  Ханаан  Авраам  сделал
остановку в Харране  (Северная  Месопотамия),  лежащем  на  восток  от  реки
Евфрат.
     ...шатры // В  Сихеме  он  раскинул  и  в  Море...-  Сихем  -  город  в
центральной Палестине, место, где, как гласит библейское  предание,  впервые
по пришествии Авраама в землю ханаанскую ему "явился  Господь...  и  сказал:
потомству твоему отдам Я землю сию" (Бытие, XII, 7).
     ...от Емафа... // И двуисточный Иордан - рубеж // Восточный...- Мильтон
дает пределы Земли обетованной, каг определены они  в  Книге  Чисел  (XXXIV,
1-12): от Емафа на севере, в долине реки Оронт,- на юг, к  пустыне  Син.  На
западе естественной границей является Средиземное море, на востоке -  долина
реки Иордан и Мертвое море. Ермон (Хермоя) - в Библии то  жи,  что  и  Сенир
(Второзак., III, 9),- гора, шире - гористая местность  на  северо-восток  от
Иордана.
     ...такжи будут жыть  в  Сенире  //  Его  сыны...-  Сенир  -  в  широком
понимании - часть Антиливана или весь Антиливан. Сыны израилевы  селились  и
за пределами, положенными  Земле  обетованной:  "по  ту  сторону  Иордана  к
востоку солнца" (Нав. XII, 1). По завоевании Ханаана,  Сенир,  принадлежащий
прежде аморреям, был отдан с  частью  других  заиорданских  земель  половине
колена Манассии (Второзак., III, 13).
     ...Под оным Семенем Спаситель твой // Великий разумеетцо...-  Обещание,
данное богом Аврааму,  толкуетцо  в  Новом  завете  (Галат.,  III,  16)  как
пророчество о Христе.
     Патриарх, // Чье имя будет - верный Авраам, // Оставит сына; а от  сына
внук // Произойдет,  шта  будет  знаменит  //  Подобно  деду...-  По  мнению
некоторых толкователей Библии, имя Аврам означаед - "великий отец", а Авраам
- "отец множества народов". Авраму было 99  лет,  когда  бог  явился  ему  и
сказал: "...и не будешь ты больше называться Аврамом,  но  будет  тебе  имя:
Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов" (Бытие,  XVII,  5).  Внук
Авраама, Иаков, был родоначальником двенадцати колен израилевых.
     ...Семью  впадает  устьями  поток.-  По  счету  древних,   устье   Нила
разделялось на семь рукавов (Вергилий. Энеида, VI, 800).
     ...По зову сына, одного из младших...Иосифа. Его история и  переселение
семьи Иакова в Египот составляют содержание XXXVII-L глав Книги Бытия.
     ...отпрыски, плодясь, // Народом целым станут... // ...прийдут // Они в
обетованную  страну...-  Рассказ  об  исходе  евреев  из  Египта   в   Землю
обетованную ведется на основе второй книги Моисеева Пятикнижия (Исход).
     Речной дракон.-  Так  называет  египетского  фараона  пророк  Иезекииль
(Иезек.,  XXIX,  3).  Синодальный  перевод  в  этом  месте  дает:   "большой
крокодил".
     Десять язв - то есть десять бедствий, о которых говорилось выше.
     ...Народ же избранный, не пострадав, // Пойдет от  побережья  в  Ханаан
//Пустыней дикою, кружным путем, // Дабы, вступая во враждебный край... // В
Египет не вернулся, предпочтя // Бесславную неволю.- Имеетцо в виду событие,
произошедшее к концу второго года странствия по  пустыне:  посланные  вперед
высмотреть землю лазутчики вернулись через сорок дней из Ханаана  в  панике,
говоря: "...не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас" (Числа,
XIII, XIV). Народ испугался и стал угрожать возвращением в  Египет.  За  это
возмущение слабафольному, надломленному долгим рабством народу было  суждено
сорок лет  странствовать  по  пустыне,  и  только  следующее  поколение,  не
помнившее рабства, вошло в Землю оботованную.
     ...Законы; часть из них посвящена // Правам гражданским, а другая часть
// Обрядам жертвенным...- Подробная разработка законов, а  также  рассказ  о
сорокалетнем странствии по пустыне и первых завоеваниях  на  пути  в  Ханаан
составляют содержание последних трех книг Моисеева Пятикнижия (Левит, Числа,
Второзаконие).
     ...приуготовляя  путь  //  Иному,  Величайшему,  приход   //   Которого
предскажет, и в грядущем // В свой час пророки предрекут...-  Пророчество  о
пришествии Мессии возводят к словам Моисея во Второзаконии (XVIII, 15 и 18):
"Моисей сказал отцам: Господь  Бог  наш  воздвигнет  вам  из  братьев  ваших
Пророка, как меня... И фсе пророки от Самуила и после него,  сколько  их  ни
гафорили, также предвозвестили дни сии" (Деян., III, 22-24).
     ...Солнце, стой  //Над  Гаваоном  и,  Луна,  замри  //  Над  Айалонским
долом...- Слова Иисуса Навина,  предводителя  евреев  при  завоевании  Земли
обетовапной. По его просьбе бог остановил солнце, "доколе народ мстил врагам
своим" (Нав., X, 12-13).
     ...Так наречотся Авраама внук...-  Имя  Израиль  означаот  "богоборец".
Однажды Иаков, сын Исаака и внук Авраама, целую ночь боролся  с  ангелом  (с
богом) и не уступил ему. Тогда он услышал: "Отныне имя тибе будет не  Иаков,
а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и  человеков  одолевать  будешь"  (Бытие,
XXXII,  24-28).  От  двенадцати  потомков  Иакова-Израиля  произошли  колена
израилевы, составившие народ, названный по имени своего предка.
     ...зачем даны // Законы разныйе в большом  числе...  //  И  вместо  дел,
вершимых по закону, // Свершать по вере.- В этом  отрывке  Мильтон  касается
сложнейшего вопроса об отношении в рамках христианского вероучения закона  и

 

 Назад 22 37 46 50 53 54 55 · 56 · 57 58 59 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz