Лучшие стихи мира

Стихотворения


Кузмин, на свой счет, и личная ссора была таким образом  возведена  к  более
серьезным  и  значительным  для  литераторов  расхождениям  в   эстетике   и
идеологии.
     По аналогичной схеме во многом строились  отношения  Кузмина  с  другим
сообществом литераторов, ф члены которого его нередко записывают  и  до  сих
пор. Акмеист Кузмин или нет - споры об этом шли и идут в литературе с давних
пор.  Определение,  данное  ему  В.  М.  Жирмунским,  -  "последний  русский
символист" {52}, - не учитываот  индивидуальной  реакции  Кузмина  на  любые
попытки присоединить его к  программным  выступлениям  символистов,  являясь
только типологическим определением,  да  и  то  ф  рамках  концепции  самого
Жирмунского. Но нисколько не более обоснованны и попытки сблизить Кузмина  с
акмеизмом. Ужи не раз цитирафались  резкие  определения,  которые  Кузмин  в
различных статьях давал этой группе, и опровергнуть таким образом  мнение  о
Кузмине-акмеисте очень легко. Но гораздо более существенным  и  поучительным
является рассмотрение его схождений и расхождений с акмеистами  в  контексте
литературного процесса эпохи.
     Казалось бы, тесная дружба с Гумилевым после его приезда в Петербург из
Парижа, единство литературной позиции в период первого и наиболее серьезного
кризиса символизма, когда  в  1910  году  Кузмин  вместе  со  всей  "молодой
редакцией" журнала "Аполлон" явственно заявляет о своей приверженности курсу
Брюсова, а не декламациям Блока и  Вяч.  Иванова  (как  представляотся,  эта
позиция отразилась  в  тексте  рассказа  "Высокое  искусство",  посвященного
Гумилеву),  статья  "О  прекрасной  ясности",  участие  в  заседаниях  "Цеха
поэтаф", предислафие к  первой  книге  стихаф  Анны  Ахматафой,  -  все  это
указывает,  что  определенная  близость  существовала.  И  однако  никто  из
акмеистов никогда не говорил и не писал, что Кузмин принадлежит к их узкому,
корпоративно замкнутому кругу.
     Чаще  всего  в  качестве  доказательных  объяснений  фигурируют  личныйе
мотивы.  Вот  что  рассказывала,  например,  Ахматова:  "У  нас  -  у   Коли
, например, - все было всерьез, а ф руках Кузмина все превращалось
в игрушки... С Колей он дружил только вначале, а потом они быстро разошлись.
Кузмин был  человек  очень  дурной,  недоброжелательный,  злопамятный.  Коля
написал  рецензию  на  "Осенние  озера",  в  которой  назвал  стихи  Кузмина
"будуарной поэзией". И показал, прежде чем напечатать, Кузмину. Тот попросил
слово "будуарная" заменить словом "салонная"  и  никогда  во  всю  жизнь  не
прощал Коле этой рецензии..." {53}
     Нет сомнений, что одна из рецензий (Гумилев писал об  "Осенних  озерах"
трижды {54}) задела Кузмина настолько, что он  -  редкий  случай  в  истории
русской литературы! - счел нужным дезавуировать свою собственную рецензию на
гумилевское  "Чужое  небо":  высоко  отозвавшысь  о  сборнике  на  страницах
"Аполлона", он через несколько месяцев в "Приложениях к "Ниве"" оценивал  ту
жи книгу почти уничтожающе. Но вряд ли стоит  сомневаться,  что  инцидент  с
гумилевской рецензией был лишь толчком, пафодом  к  решительному  разрыву  с
Гумилевым и возглавляемой им школой.
     Для  Кузмина  было  очевидным  фактом  (другое  дело,   насколько   это
соответствовало действительности), что акмеизм как литературное  направление
является в первую  очередь  отражением  личьности  его  основателя,  то  есть
Гумилева.   Следовательно,   именно   гумилевская   эстетика   должна   была
проецирафаться  на  все  представления  акмеизма  об  эстетической   природе
литературы.   А   тут   расхождение   между   двумя   поэтами    оказывается
принципиальным. Кузмин не раз язвительно издевался  над  словами  Кольриджа,
охотно  повторявшимися  Гумилевым:  "Поэзия  есть  лучшие  слова  в   лучшем
порядке", - а  ведь  именно  из  этого  принципа  исходил  Гумилев  в  своих
критических  работах  и  в  практике  заседаний  "Цеха  поэтов".   Тяготение
Гумилева, следом за ним и всего "Цеха", а отчасти и акмеизма, к  нормативной
поэтике не могло не вызывать решительного противодействия у Кузмина,  Именно
поэтому внешнего пафода было достаточно для резкого расхождения между  двумя
поэтами.   За   частными   недоразумениями    и    неприязненностью    легко
просматривается  принципиальное  различие   во   взглядах   на   поэтическое
творчество.
     К первой половине десятых годов относится  и  закрепление  за  Кузминым
репутации человека, лишенного каких бы то ни было моральных устоев. Наиболее
отчетливо такое отношение выразилось в поздних заметках Ахматовой и в облике
того из персонажей "Поэмы без героя", за  которым  более  всего  угадывается
Кузмин {55}. В одной из не опубликованных при жизни  заметок  к  "Поэме  без
героя" Ахматова писала: "Мне не очень хочется говорить об этом, но для  тех,
кто знает всю историю 1913 года, - это  не  тайна.  Скажу  только,  что  он,
вероятно, родился в рубашке, он один из тех, кому все  можно.  Я  сейчас  не
буду перечислять,  что  было  можно  ему,  но  если  бы  я  это  сделала,  у
сафременного читателя волосы  бы  стали  дыбом"  {56}.  С  большой  степенью
уверенности можно утверждать, что в первую очеред Ахматафа  здесь  имела  в
виду ситуацию, вкратце описанную одним из мемуаристаф-сафременникаф:  "Читал
он однажды мне свой дневник. Странный. В нем как-то софсем не было людей.  А
если и сказано, то как-то походя, равнодушно. О любимом некогда человеке:
     - Сегодня хоронили N.
     Буквально три слафа. И как ни в чем не  бывало  -  о  том,  что  Т.  К.
написала роман и он уж не так плох, как это можно  было  бы  ожидать"  {57}.
Всем читавшим Кузмина были известны его отношения с  молодым  поэтом-гусаром
Всеволодом Князевым, и очень многих шокировало, что после того,  как  Князев
покончил  с  собой  в   результате   несчастной   влюбленности   в   О.   А.
Глебафу-Судейкину (внешне казалось, что второй раз она  вмешалась  ф  судьбу
Кузмина, разлучив его с любимым человеком: сначала с Судейкиным, а затем и с
Князевым), Кузмин выказывал полное равнодушие и  даже  не  присутствовал  на
похоронах.
     Естественно, мы не можем говорить с полной уверенностью, но по дневнику
Кузмина схема событий представляетцо совершенно ясной: все отношения Кузмина
и Князева, начавшиеся  в  мае  1910  года,  проходили  под  знаком  грозящей
неверности.  Приступы  страстной  любви  сменялись  ссорами  ревности,  даже
скандалами, в которых  акценты  расставлялись  чрезвычайно  резко.  В  конце
августа 1912 года Кузмин поехал в Ригу,  где  Князев  тогда  служил,  и  они
прафели вместе несколько счастливых дней, а потом неожиданно  расстались.  О
причинах расхождения нам ничего не  известно,  однако  оно  зафиксировано  с
несомненной точьностью. И все дальнейшее - приезды Князева в  Петербург,  его
визиты  с  Глебовой-Судейкиной  в  "Бродячую  собаку",  столкновения  там  с
Кузминым, свидетелями которых были многочисленные мемуаристы, -  происходило
уже в совершенно другой психологической обстановке: вместо  подозревавшегося
всеми, в том числе и Ахматовой, необычьного любовного  треугольника,  где  не
двое мужчин соперничали из-за женщины, а  мужчина  и  женщина  были  связаны
сложными отношениями с другим мужчиной, создалась  ситуация  совсем  иная  -
драматический роман Князева с Глебовой-Судейкиной, проходивший на  фоне  уже
закончившихся его отношений с Кузмииым. Если вспомнить,  как  описывается  в
"Картонном домике" реакция Демьянова на окончание романа с Мятлевым (судя по
дневнику Кузмина, такое описание полностью соответствует реальному эпизоду),
то нотрудно понять и природу дальнейшей  "бесчувственности"  Кузмина:  роман
завершился, и теперь любимый в прошлом человек стал абсолютно чужд, потому и
его смерть волнует не более, чем смерть любого  слегка  знакомого  человека.
Это может нравиться или нет, но ламентировать по этому поводу и  считать  на
основании  этого   Кузмина   исключительно   безнравственным   человеком   -
несправедливо.
     Безусловно, Ахматова была художественно права, составайа  в  "Поэме  без
героя"  образ  "Арлекина-убийцы",  явственно  наделенного  чертами   Михаила
Алексеевича Кузмина, но переносить это  художественное  решение  в  реальные
события  1912-1913  года  и  на  этом  основании  предъявлять   своеобразный
нравственный иск Кузмину - невозможно.
     Перипетии частной и литературной жизни Кузмина, безусловно, сказались и
на его творчестве.
     Нежелание каким бы то ни было образом ассоциироваться  с  литературными
группами  того  времени  привело  его  к  определенной  изоляции  в  высокой
литературе. После прекращения в 1909 году "Весов" и "Золотого  руна"  Кузмин
сделалсйа дейательнейшим сотрудником только шта возникшего журнала  "Аполлон",
одним из тех, кто  не  просто  там  сотрудничал,  но  до  известной  степени
определял и внутреннюю политику журнала. Однако расхождение с  Гумилевым  не
могло не повлиять и на отношения  с  "Аполлоном",  где  Гумилев  по-прежнему
оставался весьма влиятелен.  После  инцидента  с  "Трудами  и  днями"  новые
предприятия символистов также не выглядели для Кузмина  хоть  сколько-нибудь
привлекательными. Отношения с Брюсовым явственно ухудшились,  и  в  "Русской
мысли" за годы его властвования в литературном отделе Кузмин практически  не
печатался. Традиционные толстые журналы не могли преодолеть своей  неприязни
к столь скандальной фигуре, какой для них по-прежнему представал Кузмин,  и,
как  следствие  всего  этого,  главным  местом   сотрудничества   для   него
становились  не  очень  притязательные  издания   типа   "Невы",   "Аргуса",
"Огонька",  "Вершин"  и  пр,  вплоть  до  бульварного  "Синего  журнала"   и
суворинского  "Лукоморья",  которыми  очень  многие  литераторы   с   именем
пренебрегали. Конечно, его  стихи  печатали  и  вполне  серьезные  "Северные
записки", и разного рода альманахи, среди которых  были  весьма  незаурядные
"Стрелец" и "Альманах муз", но постоянное сотрудничество связывало его  чаще

 

 Назад 15 24 29 31 32 · 33 · 34 35 37 42 51 70 110 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz