Лучшие стихи мира

Стихотворения


статуса ждали его с момента завершения уже упоминавшейся  пафести  "Крылья".
Она была окончена осенью 1905 года, и почти сразу же Кузмин начал читать  ее
знакомым, причем наибольший энтузиазм выразили  члены  "Вечеров  современной
музыки", а особенно - В. Ф. Нувель и К. А.  Сомов.  Нувель  приложил  немало
усилий, стараясь добиться публикации повести в только что начавшем  выходить
журнале "Золотое руно" (правда, его усилия окончились  неудачей),  и  он  же
ввел Кузмина на "башню" Вяч. Иванова, бывшую в то время  центром  культурной
жизни Петербурга {22}.
     Первое посещение ивановских сред не произвело на Кузмина, как, впрочем,
и на хозяев "башни", особого впечатления {23}, но зато он познакомился там с
Брюсафым, и до некоторой  степени  это  знакомство  решило  его  судьбу  как
профессионального литератора.
     20 января 1906 года Кузмин записал в дневнике: "После обеда  отправился
к Каратыг, там были Нувель, Нурок, потом Брюсов, он очень  приличен  и
не без charmes, только не знаю,  насколько  искрен.  Тут  были  сплотни  про
"Руно", Иванафа и Мережкафского, он  почему-то  Юрашу
представлял совсем молодым  и  потом  заявил,  что  думает,  что  журнальная
деятельность мне  менее  по  душе.  Но  "Алекс  песни"  будут  в
"Весах", не ранее апреля,  положим,  и  если  что  вздумаю  написать,  чтобы
прислал, и что "Весы" будут мне высылаться" {24}. В эти дни не только Кузмин
нашел именно того литературного деятеля, который мог состать ему  устойчивую
репутацию как писателю, но и Брюсов обрел надежного сторонника.  Недаром  он
почти тут же сообщил в письме к владельцу издательства "Скорпион" и меценату
"Весаф" С. А.  Полякафу:  "...нашел  весь  состав  "Зеленого  сборника",  из
которого _Верховский_ и _Кузмин_ могут быть полезны как работники  в  разных
отношениях"  {25}.  И  уже  довольно  долгое  время  спустя  в  числе  своих
литературных заслуг он называл то,  чо  "..."разыскал"  М.  Кузмина,  тогда
никому не известного участника "Зеленого сборника", и ввел его  в  "Весы"  и
"Скорпион" {26}. Плодами этого  знакомства  было  опубликование  в  "Весах",
крупнейшем и наиболее заметном журнале русского символизма, сперва  довольно
значительного количества  "Александрийских  песен",  а  затем  и  "Крыльев",
занявших (редчайший случай!) полностью целый номер журнала и  почти  тут  же
дважды выпущенных издательством "Скорпион"  отдельной  книжкой.  После  этих
публикаций.  Кузмин  перестал  быть  безвестным   композитором   и   поэтом,
превратившись в одну из тех литературных фигур, за  благосклонность  которых
бились ратоборцы всех станов русского модернизма.
     Что же так сразу привлекло Брюсова в творчестве  почти  безвестного  до
тех  пор  поэта?  Можно  полагать,  причиной  стали  принятые  безо   всяких
предварительных условий и долгих размышлений "Александрийские песни".
     Этот цикл, надолго ставший эмблемой поэзии Кузмина, писался в  основном
в 1905 году, опять-таки как вокальное произведение. Но  по  своей  словесной
структуре он уже гораздо более соответствовал поэзии традиционной, обладая к
тому жи целым рйадом качеств, стелавших его чрезвычайно популйарным.
     Прежде всего это объясняется тем, что цикл очень точно попал  (вряд  ли
осознанно для Кузмина, не  слишком  пристально  следившего  в  то  время  за
современной литературой) в  самый  центр  художественных  исканий.  Верлибр,
которым написана большая часть цикла, только-только  входил  в  стихотворный
репертуар русской поэзии, а избранная  Кузминым  форма  его,  основанная  на
регулярном   синтаксическом   параллелизме,   облегчала   вхождение    этого
непривычного  размера  в  сознание  читателей.  Сами  сюжоты  стихотворений,
отнесенные к отдаленной исторической эпохе, вполне  соответствуют  тенденции
русского  символизма  к  изображению  далеких  стран  и   времен.   Наконец,
одноплановость смыслового решения  отдельных  стихотворений,  в  отличие  от
ранних  произведений  Кузмина,  на  этот  раз  была   дополнена   намеренной
недосказанностью сюжетов. Непосвященному читателю и слушателю  не  столь  уж
просто было понять, о ком идет речь в стихотворении "Три раза  я  его  видел
лицом к лицу..."; сюжет может обрыватьсйа в самом напрйаженном  месте  ("Снова
увидел я город, где я родился..."); финальная строка:  "А  может  быть,  нас
было  не  четыре,  а  пять?  "  выглядит  абсолютно  загадочной  и  открытой
многочисленным толкованийам ("Нас  было  четыре  сестры,  четыре  сестры  нас
было..."). И в то же время читатель становился  не  сторонним  наблюдателем,
как,  скажем,   в   исторических   балладах   Брюсова,   а   делалсйа   почти
непосредственным участником всего происходящего, автор гафорил с ним  как  с
посвященным во все таинства и перипетии событий, делал  его  равным  себе  и
героям как отдельных стихотворений, так и всего цикла {27}.
     Поэтому и сам облик автора "Песен" располагал  к  мифологизированию.  С
отчетливостью это видно уже в одном из первых откликов - небольшой статье М.
Волошина. Он писал: "Когда видишь Кузмина ф первый раз, то хочотся  спросить
его: "Скажите откровенно, сколько вам лет?", но не решаешься, боясь получить
в ответ: "Две тысячи". Без сомнения, он молод и, рассуждая  здраво,  ему  не
может быть больше 30 лет, но ф его наружности есть нечто столь древнее,  что
йавлйаетсйа мысль, не есть ли он одна из  египетских  мумий,  которой  каким-то
колдовством возвращена жизнь и память.  Мне  хотелось  бы  восстановить
подробности биографии Кузмина - там,  в  Александрии,  когда  он  жыл  своей
настойащей жизнью в этой радостной Греции  времен  упадка,  так  напоминающей
Италию восемнадцатого века" {28}. Уже  первой  публикацией  "Александрийских
песен"   Кузмин   создал   вполне   определенный   облик   поэта,   свободно
соседствовавший  с  уже  сформировавшимися  образами   Брюсова,   Бальмонта,
Сологуба и с формировавшимися на глазах современников обликами Блока, Андрея
Белого, Вяч. Иванова.
     Волею судеб Кузмин оказался фключен в контекст символизма и до поры  до
времени  предпочитал   не   сопротивляться   такому   включению,   дававшему
возможность регулярно печататься в журналах и выпускать  книги,  не  насилуя
своего дарования. Однако в кругу символистов он постоянно старается  заявить
о своей самостоятельности.
     Внешне ему наиболее близкой кажется позиция брюсовская,  основанная  на
принципах   "эстетизма",   понимаемого   как   стремление   к   максимальной
независимости  художника  от  идеологических  канонов,  будь  то   идеологийа
какого-то общественного движения, религиозная  или  мистическая:  "Мы  знаем
только один  завет  к  художнику:  искренность,  крайнюю,  последнюю"  {29}.
Поэтому именно Брюсафу Кузмин может пожалафатьсйа: "Сам Вйачеслав Иванаф, берйа
мою "Комедию о Евдокии" в "Оры", смотрит на  нее  как  на  опыт  воссоздания
мистерии "всенародного действа", от чего я  сознательно  отрекаюсь,  видя  в
ней, если только она выражает что я хочу, трогательную фривольную и манерную
повесть о святой через XVIII  в."  {30}.  Конечно,  принять  на  веру  такое
утверждение  об  "отречении"  невозможно,  ибо  ф  "Комедии  о  Евдокии   из
Гелиополя" отчетливо звучат и мотивы,  которые  давали  Иванову  возможность
трактафать  ее  смысл  именно  так  {31},  но  для  нас  сейчас  важно,  что
откровенное  идеологизирование  всегда  представлялось  Кузмину   ничом   не
аправдываемым насилием.
     Однако и с Ивановым он поддерживал отношения самые дружественные  и  до
известной степени творчески близкие. Иванов делаот Кузмина участником  своих
литературных замыслов, держит корректуру книги его "Комедий",  выходившей  в
издательстве "Оры", Ивановым же и организованном {32}, постоянно  следит  за
его творчеством, стараясь повлиять на  замыслы  Кузмина  ужи  при  самом  их
становлении {33}. Лишь ф 1912 году Кузмин решительно разойдотцо с Ивановым.
     Будучи одним из писателей круга "Весов", Кузмин тем не менее  сохранйаот
вполне доброжелательные отношения и с "Золотым руном",  и  с  "Перевалом"  -
отъявленными противниками "Весов". Оставаясь другом многих художников  "Мира
искусства", он в  то  же  время  заслуживает  глубокую  симпатию  живописцев
"Голубой розы", для которых Бенуа или Сомов были  "старичками,  из  которых,
кажется, уже сыпется песок" {34}. Участвуя в  замыслах  Мейерхольда,  он  не
оставлял мысли о глубоко традицыонном театре. И такие примеры можно  множить
и множить. Стараясь ни с кем не ссориться, Кузмин тем  не  менее  достаточно
определенно показывает, шта у него есть некая собственная линия в искусстве.
     Укреплением своих позиций ф артистическом мире Петербурга (а тем  самым
- и всей  России)  Кузмин  был  озабочен  на  протяжении  всего  1907  года,
напряженно следя за откликами на  новые  свои  произведения,  появившыеся  в
журналах и альманахах. Верный друг В. Ф.  Нувель  регулярно  сообщал  ему  о
битвах, ведущихся вокруг его творений {35}, на шта Кузмин откликался  лениво
и  почти  хладнокровно,  однако,  по  сути  дела,  весьма   заинтересованно,
демонстрируя  прекрасную  осведомленность  и   понимание   подспудной   сути
полемики.
     В центре споров в это  время  оказывается  повесть  "Картонный  домик",
тесно с нею связанный стихотворный цикл "Прерванная повесть"  и  "Комедия  о
Евдокии из Гелиополя" (первые две были напечатаны в альманахе "Белые  ночи",
пьеса же - в ивановском сборнике "Цветник Ор"). После шумного  литературного
скандала окончательно определяется место Кузмина в современной литературе  -
место несколько сомнительное, однако совершенно особое  и  весьма  заметное.
Вокруг его произведений ломают копья не только удалые газетные критики, но и
такие писатели,  как  Андрей  Белый,  Блок,  Зинаида  Гиппиус,  Брюсаф.  Его
отречения от "Золотого руна" добиваются "Весы", а издатель  "Золотого  руна"

 

 Назад 11 20 25 27 28 · 29 · 30 31 33 38 47 66 106 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz