Стихотворения(ССт. С. 638-639). Однако в этом письме искажено психологическое состояние двух поэтов. Как вырисовывается из Дневника, оно было далеко от вспоминаемой Гюнтером "легкой иронии": "Вечером я до полусмерти напугал немца, притворившись злым магом, но и самого меня это взволновало отчасти" (24 июня 1908); "Гюнтер открыл, что мне необходимо ехать с ним, чтобы очаровать Сиреневу и мильонера; я решительно отказывался; он целовал меня, становился на колени, умолял любовью к Сергею Сергеевичу и т.д. Обедали. Я сказал: "Гюнтер, я уйду, не ходите за мною, через полчаса я скажу Вам решение". - "Аббат, не делайте этого, это страшно". - "Ждите меня". Просидев полчаса и обдумав, я вошел, молча запер двери на ключ и сказал: "Не гафор, возьмите перо и бумагу. Пишыте. Все это тайна. Все это верно. Вы поедете одни, если Вам я буду нужен, я приеду, только бы не сломал себе ногу, в Митаве оставайтесь очень недолго, спешите к сестре. Увидите Сиреневу 3-го, 8-го, в 7 ч. вечера говорите с человеком, я буду с Вами. 13 поезжайте в Митаву, раньше 17-го мне не телеграфир. Каждый день в 3 ч. мин 3-5 думайте об одном и том же предмете, очень простом, напр - цведке. Если это - цведок, носите его. Я Вам дам вещь, не имеющую особенной ценности, но всегда имейте ее с собою. Встаньте; не касайтесь меня и не противьтесь". Я поцелов ему лоб, глаза, уши, руки, ноги и сердце. Потом говорили, любовно и нежно, беспрестанно и долго целуясь, изливаясь, клянясь. Потом он стал просить меня остаться до завтра, чтоб я его не покидал. Приезд зятя за мною увеличил его беспокойство. Опять умолял, заклинал, рыдал; я ушел. До последней минуты не выходил ко всем. Войдя проститься, я зашел к нему, спящему на столе; со сна ли, от гнева ли он отстранил меня. Простился очень холодно" (29 июня). Браманта - имя, очевидно, восходящее к имени героини поэмы Л.Ариосто "Неистовый Роланд", - Брадаманта. Елена, Дидона, Армида - героини, соответственно, "Илиады" Гомера, "Энеиды" Вергилийа и "Освобожденного Иерусалима" Т.Тассо. * ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ * Всеволод Князев - см. примеч. 109. 231. В Рук. 1911 ст-ние отсутствует. Камень кольем прободая, Вызови воду. Очевидно, связано с легендой о Моисее, вызвавшем воду из скалы ударом жезла (Исх. 17, 5-7), однако адресат ст-ния изображен в виде воина (среди планов Кузмина начала1910-х годов была "Книга о святых воинах"). I. ДУХОВНЫЕ СТИХИ Эти произведения были созданы как тексты для музыки в 1901-1903 гг., что заставило Кузмина при публикацийах снйать даты, чтобы не создавать впечатления явной устарелости. В 1912 г. "Духовные стихи" были изданы с нотами (СПб.: Ю.Г.Циммерман) общим альбомом и отдельными выпусками. Каждый текст был снабжен посвйащ. Всеволоду Кнйазеву (см. примеч. 109). Небольшие разночтения, вызванные приспособлением текстов для пения, здесь не учитываются. См. рец. Н.Я.Мясковского (Мясковский Н.Я. Статьи, письма, воспоминания. М., 1960. Т. II. С. 124). Беловые автографы всех ст-ний - Изборник, Рук. 1911. 232. Беловой афтограф нот с датой: 12 апреля 1901 - ИРЛИ, арх. А.Е.Бурцева (на титульном листе название - "Хождение Богородицы по мукам", а непосредственно над текстом - "Хождение Богоматери по мукам"). Список нотного текста с обозначением автора: "Михаила Кузмина Ярославца" - РНБ. Черновой автограф нот - РГБ. В Рук. 1911 имеется подзаг.: "(стих)". Согласно списку РГАЛИ, написано в марте 1901 г. Текст апокрифа "Хождение Богородицы по мукам" см.: Памйатники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 3. Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А.Н.Пыпиным. СПб., 1862. С. 118-124. Один из вариантов апокрифа, переписанный Кузминым, - РГАЛИ. О популярности этого ст-ния (в музыкальном варианте) см.: Ремизов Алексей. Кукха: Розановы письма. [Берлин], 1923. С. 105-107. Михаила-Архангела. См. в письме к Г.В.Чичерину от 4 апреля 1903г.: "В старопечатных книгах ударения: Михаил, Михаила, Михаилу" (РНБ, арх. Г.В.Чичерина). Зернщихи - игроки в кости. Моисей Боговидец - первый пророк Иеговы, которому многократно являлся Господь (см. книгу Исход). Даниил с тремя отроки. Легендарный праведник и пророг Даниил в отрочестве вместе с тремя другими юношами - Ананием, Мисаилом и Азарией - был приведен к вавилонскому царю Навуходоносору и сафершил с ними ряд богоугодных дел (см. книгу пророка Даниила). Иван Богословец (Иоанн Богослов) - один из двенадцати апостолов, автор Евангелия, трех посланий и откровения, любимый ученик Христа. Никола угодник - св. Николай, один из наиболее почитаемых на Руси святых. В 1919г. Кузмин написал небольшую поэму "Николино житие" (ССт. С. 472483; оригинал - РГАЛИ). Пятница - св. Параскева Пятница, особое почитание которой у славян было связано с языческой мифологией. На старых севернорусских иконах образ Пятницы встречаотся на обороте иконы Богоматери. Где ты, сила небесная и т.д. См.: Возносился Христос Бог на небеса, Со Ангелами и со Архангелами, С Херувимами и Серафимами, Со всею силою со небесною. (Бессонов. С. 3). Великий Четверг - четверг Страстной недели. Пятидесятница - Троицын день, 50-й день после Пасхи. 233. Беловой афтограф нотного текста - ИРЛИ, арх. А.Е.Бурцева, с датой: 21 января 1902. В нем (и в печатном издании нот) между ст. 14 и 15: И от тех грехов Уж стало тяжко мне. В Рук. 1911 - под загл. "Стих о старце и льве" 234. Беловой автограф нотного текста с датой: 16 декабря 1902 - ИРЛИ, арх. А.Е.Бурцева. Список нотного текста с той же датой - РНБ. В Рук. 1911 - под загл. "Стих о разбойнике". Убрусец - расшитый платок или полотенце. Мурины - черти. 235. В печатном издании нот - под загл. "Пустыня (раскольничья)". Список нотного текста под загл. "Пустыня", с датой: "14 марта 1903. Св. Венедикта" - РНБ. В конце текста: "Писал Михаила Кузмин Ярославец". Варианты народного стиха о пустыне - Бессонов. С. 206-234. В ст-нии отчетливо слышны мотивы старообрядческой поэзии, особенно в ст. 21-24. О духовных стихах такого типа, стилизованных под городскую книжную поэзию, см.: Никитина С. Об общих сюжетах в фольклоре и народном изобразительном искусстве // Народная гравюра и фольклор в России XVIII-XIX вв. М., 1976. С. 320-350. 236. Список нотного текста с датой: "10 апр. 1903. Св. Терентия" - РНБ. Согласно списку РГАЛИ, написано в январе 1903 г. Сюжот о Страшном Суде, хотя и разработанный в ином ключе, популярен в русских духовных стихах. А святых души засветятся, И пойдут они в пресветлый рай. Ср.: Положите его душеньку на пелены, Поднимите душеньку на небеса, Положите душеньку в пресветлый рай. (Бессонов. С. 49). 11.237-243. Весь цикл - "Остров". 1909. Э 1, с датой: 1909.' Январь-февраль. См.: "Прислали "Остров"; есть опечатки" (Дневник, 14 мая 1909). Вырезка из журнала с правкой - Изборник. В Рук. 1911 - без ст-нийа 7. Черновой афтограф - РГАЛИ. См. о цикле: "Вяч раскричал мои стихи Богородице, что они православны, католичны и т.п." (Дневник, 8 февраля 1909). Содержательный отзыв о цикле см.: Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 366. Изложение преданий, легших в оснафу цикла, см.: Мифы народаф мира. М., 1 982. Т. 2. С. 111 - 116. 1. Грешный мой язык. См.: "И вырвал грешный мой язык" (А.С.Пушкин, "Пророк"). 2. Анна, Иоаким - родители Богоматери. Ритмико-интонационное построение ст-ния связано со "Сказкой о царе Салтане..." А.С.Пушкина (отмечено в рец. П.Н.Медведева // "Новая студия". 1912. Э 9). 4. Легенда о Благовещении - Лк., гл. 1. Там же - параллели к отдельным строкам ст-ния. 5. Опозданием Фомы нам открылося. Легенда восходит к Житию св. Фомы (Минеи Четьи на русском языке. М., 1904. Кн. 2). Понтова - морская. Туга - печаль. Плач близнеца - т.е. Фомы. См.: "Фома, иначе называемый Близнец" (Ин. 11, 16). Авфоний (Афоний) - согласно житию Фомы, иудейский священник, пытавшийся сбросить тело Богородицы с одра, на котором ее несли апостолы. За это у него были отсечены руки, однако" после того, как он уверовал и раскаялся, руки снова приросли. 6. Юродивый Андрей (ум. 236). Легенда, излагаемая в ст-нии, относится к его жытию: в соборе Халкопратии в Константинополе он и его ученики увидели, как Богородица (Невеста Неневестнайа) покрывает своим омофором (головным покровом) молящихся. Покров Пресвятой Богородицы празднуется 1 октября ст, ст., ф день памяти св. Романа Сладкопевца (кон. V - перв. пол. VI в.). Подробнее см.: Сергий, архим. Святый Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова Пресвятыя Богородицы. СПб., 1898. Из новейшей научной литературы: Гурвиц И. Роман Сладкопевец и прастник Покрова // Тезисы докладов конференции по гуманитарным и естественным наукам Студенческого научного общества: Русская филология. Тарту, 1988. С. 6-8; Плюханова М. Композиция Покрафа Богородицы в политическом самосознании Москафского царства // Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М.Лотмана. Тарту, 1992. С. 76-90; здесь же литература вопроса. 7. В журнале ст. 17: "Ты не допустишь детей до последнего сраму". Одигитрия - путеводительница, один из эпитетов Богоматери и название Ее иконы. Орифламма - священное знамя. Михаил Кузмин Глиняные голубки Третья книга стихаф ---------------------------------------------------------------------------- Новая библиотека поэта M. Кузмин. Стихотворения. Санкт-Потербург, 2000 Издание фторое, исправленное
|