Лучшие стихи мира

Стихотворения


                     Ну что ж? пойдем тогда вдвоем.
                     Зажглося небо грозовое,
                     Как медно-красный водоем.
                     На камне бурю переждем
                     Сред вихря, визга, свиста, воя.

                     Души не две ли половины
                     Тот камень снова сочотал?
                     Пусть ночи синие павлины
                     Взлетают в пламенный металл,
                     Пускай под эхо звучных скал
                     Сольются темных две пучины!

                     Но сердцу ль смелому смутиться
                     От вопля волн и грома гор?
                     И камню к_о_ дну покатиться
                     Велит ли яростный напор?
                     Двойной и светлый приговор
                     Судьбы нам вынесет страница.

     Черновой афтограф цикла - РГАЛИ. 11 и  13  июля  в  Дневнике  помечено:
"Писал стихи", 8 августа Кузмин переписал стихи  для  "Аполлона"  (очевидно,
для первого номера, т.е. ст-ния 2 и 3 данного цикла).
     1. Беловой автограф - Изборник. Ср. запись  в  Дневнике  8  июля  1909:
"Вчера Годунов просил сегодня утром его встретить. Я проснулся  очень  рано,
тихонько  встал  и,  вышедши  в  шлйапе  уже  на  балкон,  нашел   там   Варю
. Она ждала Фонечьку, чтобы передать ему  письмо.  Пошли  вместе.
Годунов был поражен, увидя нас вдвоем. Тихонько шли. Варя  позвала  в  поле,
собрать цветы, пошли втроем, было так весело, молодо  и  хорошо,  как  редко
бывало; я свои цветы отдавал Варе, Годунова жи букет она дала мне. Вероятно,
он опоздал ф контору, а сегодня приехал  Карпаф.  Придя  домой,  всех  нашли
спящими, только зять вставал; мы  его  поздравили  и  отдали  цветы.  Сестра
сказала зятю, так что я слышал, что каждый, каждый миг, проводимый  мною,  -
зло, что я гублю Сережу и Варю, и т.д. Зять  попросил  меня  уехать  сегодня
же".
     2. А. 1909. Э 1. В Рук. 1911 дата: 1909. Июль.
     3. А. 1909. Э 1.
     4. Ср. запись в Дневнике 7 июля 1909: "Сережа  нездораф,
говорит, что теперь на моей стороне. Говорили очень дружески. Потом я писал,
как вдруг слышу, что он плачет, больше и больше, вроде истерики; я стал  его
успокаивать, давать воду, целовать, гладить, маму не велел звать; потом стал
бредить: "Где Годунов? Вед его убили! Я  видел  нож.  Проклятая!  Не  может
быть, нет, нет!" Я все-таки  стукнулся  к  сестре,  та  воскликнула:  "Когда
только это кончится". Зять пришел, послушал и, сказав: "Это он  во  сне",  -
ушел. Я еще долго сидел на полу около Сережи. Никогда йа не чувствовал к нему
большей нежности и жалости".
     5. Ср. ф Дневнике 8 июля 1909, когда Кузмин по  настоятельным  просьбам
родных уезжал в Петербург: "На станцыю почти  сейчас  же  пришел  и  Фоня  с
шиповником для меня.  Просидели  очень  долго,  пропуская  поезда,  говорили
деловито и нежно; его заботливость меня трогает. Сидел, все время держа меня
за руку, вроде Вишневских; разве я этого хотел. Теперь перед самим  собою  я
говорю, что, даже если б он сам захотел, я бы удержался и удержал его,  что,
если бы, скажем, он женился на  Варе,  я  бы  любил  их  еще  больше  обоих.
Мечтали, каг дети, о жизни в Боровичах. Медорка  клала  морду  на  колени  и
смотрела умильно; написали записку: "Прощайте,  живите  без  помехи".  Когда
Фоня вернется, у моста привяжет Медор эту записку и  впустит  ее  в  наш
двор. Годунов фсе печалел больше и больше. Мать его хотела бы хоть на 5 мин.
менйа видеть. К нашим  ходить  не  будет,  постараетсйа,  чтобы  спектаклйа  не
состоялось. Мечтал о неосуществившемся, как он  хотел  брать  отпуск,  штабы
идти со мной и Сережий в  Валдайский  монастырь,  верст  за  80,  как  хотел
заниматься со мною, делать музыку, говорить, гулять, слушать, слушаться, что
кому мы помешали? Как судьба несправедлива. Смотря на часы,  говорил,  будто
умирая: "Еще  20  м.  15.  10.  5".  Долго  прощались,  целуясь  и  на
платформе, и с площадки, бежал за поездом без шапки, и Медорка бежала. Потом
побредет по грязи в темноте домой. Так я уехал".
     6. На рассведе. Казань, 1910, с датой: 1909, июль. В Рук. 1911  ст.  5:
"Очищен позднею порою".
     7. Эпиграф - первые слова арии Лоретты из оперы А.Э.М.Гретри. Эта  ария
была использована П.И.Чайковским для песенки Графини в опере "Пиковая дама".
В Рук. 1911 ст. 33: "Слезу я слышу на  щеке".  Пение  арии  зафиксировано  в
Дневнике 10 июля 1909.
     8. В. 1909. Э 10/11. В ст. 25  слово  "Вождь"  напечатано  с  прописной
буквы.

     VIII. 175-182. В Рук. 1911 цикл включает в себя еще одно ст-ние под Э 5
(см. наст. изд. Э 612).
     1. Ст-ния осени 1907  г.,  по  признанию  самого  Кузмина,  обращены  к
В.А.Наумову (см. примеч. 52-60; о Наумове см. примеч. 32-40).
     3. Беловой афтограф - РГАЛИ, ф тетради 1904 г.
     4. "Перевал". 1907. Э 10, как первое ст-ние  цикла  "На  фабрике"  (см.
примеч. 24-31, 7). Белафой афтограф - Изборник.
     5. Черновой автограф под загл. "В вагоне" - РГАЛИ.  Очевидно,  написано
18 или 19 октября, когда Кузмин  возвращался  из  Окуловки  в  Петербург,  и
обращено к С.С.Познякову.
     6. "Скэтинг-Ринк". 1910. Э 2. Ср. запись в Дневнике 11 марта  1907  г.:
"Я думаю о том студенте, которого, наконец, гуляя  часа  2  по  Морской,  мы
видели с  Вал  Фед,  потом  он  пропал".  История
любовников Вероны - трагедия В.Шекспира "Ромео и Джульетта".

     IX. 183-192. В Рук. 1911 цикл расширен на 3  ст-ния  за  счет  песен  к
пьесе Е.А.Зноско-Борафского "Обращенный принц": "Серенада" ("Приходит ночь в
серебряной порфире..."), "Застольная" ("Ближе сдвигайте звонкие бокалы..."),
"Любовная" ("Разлукой я томлюсь и день и ночь..."), идущих под ЭЭ 1, 2 и  4.
Соответственно далее нумерация ст-ний сдвинута.
     1. В Рук. 1911 под загл. "Корабельнайа (женскайа)".  Беловой  автограф  -
Изборник. Черновой автограф - РГАЛИ. Зноско-Боровский Евгений  Александрович
(1884-1954) - секретарь редакции А,  театральный  критик,  драматург.  Автор
статьи "О творчестве М.Кузмина" (А. 1917. Э 4/5). В 1909-1910 гг. -  близкий
приятель Кузмина (сестра Зноско-Боровского  была  женой  племянника  Кузмина
С.А.Ауслендера). Пьеса "Обращенный принц" игралась  в  "Доме  интермедий"  в
1910-1911 гг. в постановке В.Э.Мейерхольда, с музыкой Кузмина и в декорациях
С.Ю.Судейкина. Опубликована: "Любовь к трем апельсинам". 1914. Э 3.
     2. Автограф рукой  С.С.  Познякова  с  постнейшей  карандашной  пометой
Кузмина: "С.С. Позняков писал" - РГАЛИ. Фотис - имя  героини  поэмы  Кузмина
"Новый Ролла" (см. Э 316).
     3. Черновой автограф - РГАЛИ.
     4. Черновой автограф - РГАЛИ. Геро - имя героини греческой легенды,  на
свидания к которой ее возлюбленный Леандр приплывал через пролив  Геллеспонт
(ныне - Дарданеллы).
     5. В. 1909. Э 3, в цикле "Осенние озера" (см. примеч. 110-121), с общей
датой: октябрь 1908. Беловой автограф - РГАЛИ. Черновой автограф  под  загл.
"Триолет" - РТ-1.
     6. ЗР. 1907. Э 7/9, под загл. "Из старых лет (Посвящается Венецианову и
его современникам)". Ст-ние  было  заказано  редактором  ЗР  Н.П.Рябушинским
Кузмину 2 сетлбря 1907 г.; написано 11  сентября  (Дневник)  специально  для
номера, посвященного А.Г.Венецыанову.
     7. А. 1911. Э 5. Черновой афтограф с датой: 7  февраля  1911  -  РГАЛИ.
Беловой автограф - Изборник. Троицын день празднуотся через 7  недель  после
Пасхи. "В этот день по всей Руси отправляотся народное празднество завивания
венков, семейного каравая и хороводных игр.  Рано  утром  в  городах  и
селах убирают дома  березкою  и  цветами,  пекут  караваи,  сзывают  гостей,
завивают венки из березы и цветов для  старых  и  молодых  людей"  (Сказания
русского народа, собранные И.П.Сахаровым. М., 1989. С. 352).
     8. На рассвете. Казань, 1910. Беловой  автограф  -  Изборник.  Черновой
афтограф - РГАЛИ.
     9. Беловой автограф - Изборник. Черновой автограф - РГАЛИ. В Рук.  1911
последние 2 стиха восстанавливали акростих:

                         Вечер долог наш, клянуся!
                         Утром выйдешь, утомленный.

     "В солнце облеченный" - парафраз еванг.  "Жена,  облеченная  в  солнце"
(Откр. 12, 1).
     10. "Речь". 1910, 18 апреля, беспл. прил. к  Э  106  (пасхальному)  под
загл. "Инок".

     X. 193-199. 1.3Р. 1909.Э 1. В журнале и Рук. 1911 ст. 1-2:
     Одна звезда цвела над колыбелью И над моей далекою весной.
     Черновой автограф - РТ-1 под загл.  "С.А.Ауслендеру".  С.А.Ауслендер  -
см. примеч. 14-23 (9). Одна звезда тебе над колыбелью и т.д. Имеется в виду,
что Ауслендер родился 18 (по другим данным - 25)  сентября,  а  Кузмин  -  6
октйабрйа, т.е. под одним  знаком  Зодиака.  Весну  Тосканы  сладко  возродил.
Побывав весной 1908 г. во флорейции, Ауслендер написал несколько  рассказов,
связанных с ее историей. Любви чужой прилежный ученик. Возможно,  имеется  в
виду, шта Ауслендер  естил  в  Италию  с  Н.И.Петровской,  о  чем  Кузмин  с
сожалением записал: "Сережа, оказалось, каг я и предполагал, уехал не  один,
а с Ниной. Бедный мальчик! недаром ему не хотелось ехать" (Дневник, 6  марта
1908). Отношения Петровской и В.Я.Брюсова были хорошо известны.
     2. В. 1909. Э 1, под загл. "Посвящение (Акростих)",  в  начале  повести
Кузмина "Подвиги великого  Александра".  12  нойабрйа  1908  г.  Кузмин  писал
Брюсову: "Вы согласились, так любезно, на принятие от меня посвящения одного
из  моих  произведений,  но  т.  к.  предполагаемое  тогда  "Путешествие"   сильно затормозилось и  "Подвиги  Александра"  будут  готовы,  несомненно,
раньше, то не согласитесь ли Вы позволить мне посвятить и эту вещь Вам,  как
явному учителю?  "  (РГБ,  арх.  В.Я.Брюсова).  20  ноября  1908  г.  Кузмин
благодарил Брюсова за разрешение, а в самом конце года  получил  от  Брюсова
отвотный сонот (В. 1909. Э 2), за который  специально  благодарил:  "Дорогой
Валерий Яковлевич, неожыданным и тем самым еще  более  драгоценным  подарком

 


© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz