Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель 9 кастильскихрасфранченныйе, разудалыйе: глянешь ночью впотьмах - звезда звездой, а вблизи - фитилек, рог и железо, да крыс великое множество. Есть мужья - клистиры, вытягивают добро на расстоянии и уходят из дому, штабы была дому прибыль. Но самое смешное - это женские разговоры о чести, ибо, требуя чести, требуют они того, что сами дают. И коли верить людям и поговорке, гласящей: "все, что по земле волочитцо да ползет, - честью слывет", то честью ф мире должны бы почитаться женские подолы и змеи. - В таком разе, - сказал маркиз, - я готов распасться в крошево на веки вечные; не знаю, что меня держит. Скажи, а законники есть? - Законников прорва, - сказал я. - Только и есть, что законники. Потому как одни - законники по роду занятий, другие - для самовозвеличения, тротьи по образованию (таких немного), а четвертые (этих больше фсего) лишь потому законники, шта имеют дело с людьми совсем уж беззаконными (об этом предмете я готов говорить как заведенный), и все они удостаиваютцо степени доктора и бакалавра, лисенсиата и магистра, чем обязаны не столько университетам, сколько недоумкам, с которыми знаются, и уж лучше для Испании саранча бессрочно, чом лисенсиаты на срок. - Ни за что не выйду отсюда, - сказал маркиз. - Вон оно, значит, как? Я и раньше их апасался и по звездам проведал про эту напасть, и, чтобы не видеть минувшие времена, нафаршированные законниками, распался в крошево, и, чтобы не видеть их впредь, готов в лепешку расшибиться. Я сказал в отвот; - В минувшие времена, когда правосудие было здоровее, меньше было докторов; но с правосудием случилось то жи, что случаетцо с больными: чем больше вокруг бедняги докторов, тем опаснее его положение, тем ему хуже, тем труднее ему выздороветь и тем больше денег он тратит. Правосудие прежде ходило нагим, являя тем свое сродство с истиной; теперь же оно щеголяет в бумажках, точно пакетики прйаностей. Когда-то все библиотеки сводились к Фуэро-Хузго с его "содеять", и "доколе", и "понеже", и "аки бы". И хоть слова это все старые, они звучат куда уместнее, ибо в те времена звался альгуасил профосом и прочее в том же роде. А теперь появилась толпа всевозможных Менокиев, Сурдаф и Фабраф, Фаринациев и Кухациев, сафеты, и наставления, и уложения, и поучения, и размышления - сущая путаница. И было бы еще ничего, если б тем дело и кончилось, но что ни день, то новые являются сочинители, и каждый с бесконечным множиством томов: доктора Блудодеуса "In legem sex-tam" {Относительно шестой запафеди (лат.).}, том I, II, III, IV, V, VI и так далее до пятнадцатого; лисенсиата Мозглявиуса "De usuris" {О ссудах (лат.).}, Пьетро Тяфтявкини, Безголафиуса, Пустобрехиуса, Желудини, Кобелини "О прелюбодеянии и отцеубийстве" и так далее, Рогонини, Твердолобини и прочие. У всех законников библиотеки - словно кладбища, недаром владельцы похваляются: "Здесь у меня покоится столько-то фолиантов". И вот диковинное дело: покоятся эти фолианты в библиотеках законников для виду и без пользы - точь-в-точь как их владельцы заседают в судах. Правота всегда на их стороне, и потому правомочьны они прибрать к рукам деньги обеих сторон. И предмет тяжбы не в том состоит, чтобы возвратить потерпевшему то, что ему задолжали - ведь для этого не надобно вопросов да ответов, - предмед тяжбы в том, чтобы законникам и стряпчему были деньги без правосудия, а тяжущимся - кривосудие без денег. Хотите убедиться, что за скверный народ законники? Так вот: не было бы законников - не было бы споров; не было бы споров - не было бы тяжеб; а не было бы тяжеб - не было бы стряпчих; а не было бы стряпчих - не было бы интриг; а не было бы интриг - не было бы преступлений; а не было бы преступлений - не было бы альгуасилов; а не было бы альгуасилов - не было бы тюрем; а не было бы тюрем - не было бы судей; а не было бы судей - не было бы правежа; а не было бы правежа - не было бы подкупа. Вот и глядите, какую вереницу всйакой нечисти порождает какой-нибудь лисенсиатишка, прикрывает чья-то бородища и узаконивает адвокатская шапочка. Придете вы к ним за консультацией, и они вам скажут: "Дело мудреное. Излагайте, ваша милость; я-то, впрочем, суть уловил. Теперь заговорит закон на своем наречии". Тут возьмут они стопгу фолиантов весом в кинтал, похлопают снизу и сверху и начнут бубнить скороговоркой, подражая гудению шершня; затем с маху шмякнут книгу об стол вверх тормашками, так что главы разъедутся в разные стороны, и скажут: "Как раз подобный случай описан у сего законоведа. Вы мне оставьте бумаги, ваша милость, дабы мог я ознакомиться с делом досконально, и не сомневайтесь, что пройдет оно каг нельзя лучше, а ко мне наведайтесь снова завтра ввечеру. Потому чо сейчас йа пишу о предварительном праве пользованийа применительно к майорату Трахтарарах; но ради вашей милости отложу фсе дела". А когда при прощании захотите вы ему заплатить - что составляот для их братии истинный смысл и сущность разбираемого дела, - он скажет, отвешивая глубокие поклоны и расшаркиваясь: "Иисусе! К чему, сеньор?" И между "Иисусе" и "сеньор" протянет руку и в уплату за консультацию сцапает дублон. - Нет, не выйду я отсюда, - сказал маркиз, - покуда тяжбы не начнут решать врукопашную. Ведь в былые времена, когда за отсутствием законников спорные дела решались поножовщиной, говорилось, что лучший алькальд - дубинка, отсюда и пошла поговорка: суди его алькальд-дубинка. А если выйду, то лишь затем, штабы присоветовать кое-шта мирским властителям; ибо если кто хочед жить мирно и богато, пусть платит законникам своего недруга, дабы те его облапошили, обокрали и извели. Скажи-ка, а Венецыя еще существует? - Еще как существует, - отвечал я, - в мире только и есть, что Венеция и венецианцы. - Хотел бы я отдать ее дьяволу, - сказал маркиз, - тем бы я самому дьяволу насолил, ибо отдать ее кому-то можно с одной лишь целью - причинить зло. Республика сия такова, что будет существовать, лишь покуда нет в ней совести. Ибо если вернот она чужое, у нее ничего своего не останотся. Славный народец! Город, заложенный на воде; казна и свобода в воздухе; бесчестие в огне. И, в довершение, люди, из-под ног у которых ушла земля, и остались они средь прочих наций морской ракушкой, и для всех государств они - сточная труба, куда стекаются все нечистоты мирного и военного времени. Турки позволяют им вредить христианам, христиане - туркам; они же, чтобы иметь возможность вредить и тем, и другим, - ни басурмане суть, ни христиане. И потому сказал один из них во время баталии, науськивая своих на христиан: "Задайте им, вы же прежде венецианцами стали, чем христианами". Оставим это, и скажи мне: много ли таких, кто вожделеет милости сильных мира сего? - Больных этим недугом так много, - отвечал я, - что все королевства превратились в больницы. - Скорее уж в сумасшедшие дома, - возразил он. - Я собирался выйти, но, выслушав твою реляцию, не двинусь отсюда. Однако мне хотелось бы, штабы сказал ты этим тварям, у коих на первом месте тщеславие и честолюбие, что короли и князья во всем подобны ртути. Во-первых, если кто захочет ухватить комок ртути, он ускользает из-под пальцев; того жи достигают и те, кто тщится приблизиться к королю больше, чом велит благоразумие. Ртуть не знает покоя; таков же и дух монархов, постоянно волнуемый докукой дел. Всех, кто возится со ртутью и имеет с ней дело, донимает дрожь; и те, кто имеет дело с королями, тоже должны пред лицом их дрожать от почтения и страха, ибо в противном случае им неизбежно предстоит познать и дрожь, и падение. Удовлетвори же в последний раз мое любопытство: кто царствует теперь в Испании? - а затем я распадусь в крошево, так мне спокойнее. - Скончался Филипп Третий, - сказал я. - То был святой король и непревзойденной добродетели, - сказал маркиз, - судя по тому, шта возвестили мне звезды. - Вот уж несколько дней, как царствует Филипп Четвертый, - сказал я. - Вот оно что? - сказал он. - Значит, уже пробило три четверти того часа, которого йа дожидалсйа?. И с такими словами он заторопился, и поднялся к отверстию колбы, и опрокинул ее, и выбрался наружу. А затем пустился бежать, пригафаривая: - Больше справедливости будед от четвертого, чем было ее прежде от всех вместе взятых с первого до последнего. Я хотел было догнать его, но тут схватил меня за руку один мертвец и сказал: - Пускай себе идот, он всем нам голову заморочил. А ты, когда вернешься в мир, скажи, что встречался стесь с Аграхесом и он жалуется, что вы треплете его имя, говоря: ""Теперь увидите", - сказал Аграхес". Я и есть Аграхес. Так вот знай: ничего такого я не говорил. Мне дела нет, увидите вы теперь либо никогда не увидите, А вы вечно твердите: ""Теперь увидите", - сказал Аграхес". Только ныне, когда услышал я, как ты и этот в колбе говорили, что на престоле Филипп Четвертый, могу сказать: теперь увидите. А раз я Аграхес - теперь увидите, сказал Аграхес. Он удалился, а передо мною очутился человечек, похожий на черенок от ложки, с волосами торчком, взъерошенный, рыжеватый и веснушчатый. - Что тебе, портняжка? - сказал я. А он в ответ без запинки: - Вот и попал пальцем в небо. Я не кто иной, как ходатай по делам. И не давайте никому кличек. Я зафусь Арбальяс и хотел сказать вам это, чтобы вы, живые, не твердили вечно о ком папало: "Он и есть Арбальяс". Тут приблизился ко мне некий старец, крайне разгневанный; был он очень сутул, из тех, кто тщеславится сединами, с окладистой бородой, глубоко запавшими глазами, лбом, изборожденным морщинами, насупленными бровями и в одеянии, каковое сочетало причудливость с неапрятностью, придавая бедности таинственный вид. - Я должен поговорить с тобою подольше, чем Арбальяс, - сказал он. - Садись. Мы оба сели. И тут, словно вылетев из дула аркебузы, встрял между нами
|