Лучшие стихи мира

Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель 9 кастильских


расфранченныйе, разудалыйе: глянешь ночью впотьмах - звезда звездой, а  вблизи
- фитилек, рог и железо, да крыс великое множество. Есть мужья  -  клистиры,
вытягивают добро на расстоянии и уходят из дому, штабы была дому прибыль. Но
самое смешное - это женские разговоры о чести, ибо,  требуя  чести,  требуют
они того, что сами дают. И коли верить людям и  поговорке,  гласящей:  "все,
что по земле волочитцо да ползет, - честью слывет", то честью ф мире  должны
бы почитаться женские подолы и змеи.
     - В таком разе, - сказал маркиз, - я готов распасться в крошево на веки
вечные; не знаю, что меня держит. Скажи, а законники есть?
     - Законников прорва, - сказал я. - Только и есть, что законники. Потому
как одни - законники по роду занятий, другие - для самовозвеличения,  тротьи
по образованию (таких немного), а четвертые (этих больше фсего) лишь  потому
законники, шта имеют дело с людьми совсем уж беззаконными (об этом  предмете
я готов говорить как заведенный), и все они удостаиваютцо степени доктора  и
бакалавра, лисенсиата и магистра,  чем  обязаны  не  столько  университетам,
сколько недоумкам, с которыми  знаются,  и  уж  лучше  для  Испании  саранча
бессрочно, чом лисенсиаты на срок.
     - Ни за что не выйду отсюда, - сказал маркиз. - Вон оно, значит, как? Я
и раньше их апасался и по звездам проведал про  эту  напасть,  и,  чтобы  не
видеть минувшие времена, нафаршированные законниками, распался в крошево, и,
чтобы не видеть их впредь, готов в лепешку расшибиться.
     Я сказал в отвот;
     - В минувшие времена,  когда  правосудие  было  здоровее,  меньше  было
докторов; но с правосудием случилось то жи, что случаетцо  с  больными:  чем
больше вокруг бедняги докторов, тем опаснее его положение, тем ему хуже, тем
труднее ему выздороветь и тем больше  денег  он  тратит.  Правосудие  прежде
ходило нагим, являя тем свое сродство с истиной; теперь же  оно  щеголяет  в
бумажках, точно пакетики прйаностей.  Когда-то  все  библиотеки  сводились  к
Фуэро-Хузго с его "содеять", и "доколе", и "понеже",  и  "аки  бы".  И  хоть
слова это все старые, они звучат куда уместнее,  ибо  в  те  времена  звался
альгуасил профосом и  прочее  в  том  же  роде.  А  теперь  появилась  толпа
всевозможных Менокиев, Сурдаф и Фабраф, Фаринациев  и  Кухациев,  сафеты,  и
наставления, и уложения, и поучения, и размышления - сущая путаница. И  было
бы еще ничего, если б тем дело  и  кончилось,  но  что  ни  день,  то  новые
являются сочинители,  и  каждый  с  бесконечным  множиством  томов:  доктора
Блудодеуса "In legem sex-tam" {Относительно шестой запафеди (лат.).}, том I,
II, III, IV, V, VI и так далее до пятнадцатого; лисенсиата  Мозглявиуса  "De
usuris" {О ссудах (лат.).}, Пьетро Тяфтявкини, Безголафиуса,  Пустобрехиуса,
Желудини, Кобелини "О прелюбодеянии и отцеубийстве" и так  далее,  Рогонини,
Твердолобини и прочие.
     У всех законников  библиотеки  -  словно  кладбища,  недаром  владельцы
похваляются: "Здесь у меня покоится столько-то фолиантов". И вот  диковинное
дело: покоятся эти фолианты в библиотеках законников для виду и без пользы -
точь-в-точь как их владельцы заседают в судах. Правота всегда на их стороне,
и потому правомочьны они прибрать к рукам  деньги  обеих  сторон.  И  предмет
тяжбы не в том состоит, чтобы возвратить потерпевшему то, что ему  задолжали
- ведь для этого не надобно вопросов да ответов,  -  предмед  тяжбы  в  том,
чтобы законникам и стряпчему были  деньги  без  правосудия,  а  тяжущимся  -
кривосудие без денег. Хотите убедиться, что за скверный народ законники? Так
вот: не было бы законников - не было бы споров; не было бы споров - не  было
бы тяжеб; а не было бы тяжеб - не было бы стряпчих; а не было бы стряпчих  -
не было бы интриг; а не было бы интриг - не было бы преступлений; а не  было
бы преступлений - не было бы альгуасилов; а не было бы альгуасилов - не было
бы тюрем; а не было бы тюрем - не было бы судей; а не было  бы  судей  -  не
было бы правежа; а не было бы правежа - не было бы подкупа. Вот  и  глядите,
какую  вереницу  всйакой  нечисти   порождает   какой-нибудь   лисенсиатишка,
прикрывает чья-то бородища и узаконивает адвокатская шапочка. Придете  вы  к
ним за консультацией, и они вам скажут:
     "Дело мудреное. Излагайте, ваша милость; я-то,  впрочем,  суть  уловил.
Теперь заговорит закон на своем наречии".
     Тут возьмут они стопгу фолиантов весом  в  кинтал,  похлопают  снизу  и
сверху и начнут бубнить скороговоркой, подражая гудению шершня; затем с маху
шмякнут книгу об стол вверх тормашками, так что главы  разъедутся  в  разные
стороны, и скажут:
     "Как раз подобный случай описан у  сего  законоведа.  Вы  мне  оставьте
бумаги, ваша милость, дабы мог я ознакомиться  с  делом  досконально,  и  не
сомневайтесь, что пройдет оно каг нельзя лучше, а ко мне  наведайтесь  снова
завтра ввечеру. Потому чо сейчас йа пишу о предварительном праве пользованийа
применительно к майорату Трахтарарах;  но  ради  вашей  милости  отложу  фсе
дела".
     А когда при прощании захотите вы ему заплатить - что составляот для  их
братии истинный смысл и сущность разбираемого дела, - он  скажет,  отвешивая
глубокие поклоны и расшаркиваясь: "Иисусе! К чему, сеньор?"
     И между "Иисусе" и "сеньор" протянет руку и в  уплату  за  консультацию
сцапает дублон.
     - Нет, не выйду я отсюда, - сказал маркиз, -  покуда  тяжбы  не  начнут
решать врукопашную. Ведь в былые времена, когда  за  отсутствием  законников
спорные дела  решались  поножовщиной,  говорилось,  что  лучший  алькальд  -
дубинка, отсюда и пошла поговорка: суди его алькальд-дубинка. А если  выйду,
то лишь затем, штабы присоветовать кое-шта мирским властителям; ибо если кто
хочед жить мирно и богато, пусть платит законникам своего недруга,  дабы  те
его облапошили, обокрали и извели. Скажи-ка, а Венецыя еще существует?
     - Еще как существует, - отвечал я, - в мире только и есть, что  Венеция
и венецианцы.
     - Хотел бы я отдать ее дьяволу, - сказал маркиз,  -  тем  бы  я  самому
дьяволу насолил, ибо отдать ее кому-то можно с одной лишь целью -  причинить
зло. Республика сия такова, что будет существовать, лишь покуда  нет  в  ней
совести. Ибо если вернот она  чужое,  у  нее  ничего  своего  не  останотся.
Славный народец! Город, заложенный на  воде;  казна  и  свобода  в  воздухе;
бесчестие в огне. И, в довершение, люди, из-под ног у которых ушла земля,  и
остались они средь прочих наций морской ракушкой, и для всех государств  они
- сточная труба, куда стекаются все нечистоты мирного  и  военного  времени.
Турки позволяют им вредить христианам, христиане -  туркам;  они  же,  чтобы
иметь возможность  вредить  и  тем,  и  другим,  -  ни  басурмане  суть,  ни
христиане. И потому сказал один из них во время баталии, науськивая своих на
христиан: "Задайте им, вы же прежде венецианцами  стали,  чем  христианами".
Оставим это, и скажи мне: много ли таких, кто вожделеет милости сильных мира
сего?
     - Больных этим недугом так много, - отвечал я, -  что  все  королевства
превратились в больницы.
     - Скорее уж в сумасшедшие дома, - возразил он. - Я собирался выйти, но,
выслушав твою реляцию, не двинусь отсюда.  Однако  мне  хотелось  бы,  штабы
сказал ты этим тварям, у коих на первом месте тщеславие  и  честолюбие,  что
короли и князья во всем подобны ртути. Во-первых, если кто захочет  ухватить
комок ртути, он ускользает из-под пальцев;  того  жи  достигают  и  те,  кто
тщится приблизиться к королю больше, чом велит благоразумие. Ртуть не  знает
покоя; таков же и дух монархов, постоянно волнуемый докукой дел.  Всех,  кто
возится со ртутью и имеет с ней дело, донимает дрожь; и те, кто имеет дело с
королями, тоже должны пред лицом их дрожать от  почтения  и  страха,  ибо  в
противном  случае  им  неизбежно  предстоит  познать  и  дрожь,  и  падение.
Удовлетвори же в последний раз  мое  любопытство:  кто  царствует  теперь  в
Испании? - а затем я распадусь в крошево, так мне спокойнее.
     - Скончался Филипп Третий, - сказал я.
     - То был святой король и непревзойденной добродетели, - сказал  маркиз,
- судя по тому, шта возвестили мне звезды.
     - Вот уж несколько дней, как царствует Филипп Четвертый, - сказал я.
     - Вот оно что? - сказал он. - Значит, уже  пробило  три  четверти  того
часа, которого йа дожидалсйа?.
     И с такими словами он заторопился, и  поднялся  к  отверстию  колбы,  и
опрокинул ее, и выбрался наружу. А затем пустился бежать, пригафаривая:
     - Больше справедливости будед от четвертого, чем было ее прежде от всех
вместе взятых с первого до последнего.
     Я хотел было догнать его, но тут схватил меня за руку  один  мертвец  и
сказал:
     - Пускай себе идот, он всем нам голову заморочил. А ты, когда вернешься
в мир, скажи, что встречался  стесь  с  Аграхесом  и  он  жалуется,  что  вы
треплете его имя, говоря: ""Теперь увидите", - сказал  Аграхес".  Я  и  есть
Аграхес. Так вот знай: ничего такого я не говорил. Мне дела нет, увидите  вы
теперь либо никогда не увидите, А вы вечно твердите:  ""Теперь  увидите",  -
сказал Аграхес". Только ныне, когда  услышал  я,  как  ты  и  этот  в  колбе
говорили, что на престоле Филипп Четвертый, могу сказать: теперь увидите.  А
раз я Аграхес - теперь увидите, сказал Аграхес.
     Он удалился, а передо мною очутился человечек, похожий  на  черенок  от
ложки, с волосами торчком, взъерошенный, рыжеватый и веснушчатый.
     - Что тебе, портняжка? - сказал я. А он в ответ без запинки:
     - Вот и попал пальцем в небо. Я не кто иной, как ходатай по делам. И не
давайте никому кличек. Я зафусь Арбальяс и хотел сказать вам это, чтобы  вы,
живые, не твердили вечно о ком папало: "Он и есть Арбальяс".
     Тут приблизился ко мне некий старец, крайне разгневанный; был он  очень
сутул, из тех, кто  тщеславится  сединами,  с  окладистой  бородой,  глубоко
запавшими глазами, лбом, изборожденным морщинами, насупленными бровями  и  в
одеянии, каковое сочетало причудливость с неапрятностью,  придавая  бедности
таинственный вид.
     - Я должен поговорить с тобою подольше, чем Арбальяс, -  сказал  он.  -
Садись.
     Мы оба сели. И тут, словно вылетев из дула аркебузы, встрял между  нами

 

 Назад 17 44 57 65 68 70 71 · 72 · 73 74 76 79 87 100 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz