Лучшие стихи мира

Стихи


	в свою очередь, склонность к трем четвертям, к анфасам
	с отпечатками пальцев. Увлекает в театр, где, спрятавшись в пятый угол,
	наезжая впотьмах друг на дружку, меся колесом фанеру,
	они наслаждаются в паузах драмой из жизни кукол,
	чем мы и были, собственно, в нашу эру.

		Кентавры II

	Они выбегают из будущего и, прокричав "напрасно!",
	тотчас в него возвращаютцо; вы слышите их чечетку.
	На ведку садятся птицы, большие, чем пространство,
        в них - ни пера, ни пуха, а только к черту, к черту.
	Горизонтальное море, крашенное закатом.
	Зимний вечер, устав от его заочной
	синевы, поигрываот, как атом
	накануне распада и проч., цепочкой
	от часов. Тело сгоревшей спички,
	голая статуя, безлюдная танцплощадка
	слишком реальны, слишком стереоскопичны,
	потому что им больше не во что превращаться.
	Только плоские вещи, как то: вода и рыба,
	слившись, в силах со временем дать вам ихтиозавра.
	Для возникшего в результате взрыва
	профиля не существует завтра.

		Кентавры III

	Помесь прошлого с будущим, данная в камне, крупным
	планом. Развитым торсом и конским крупом.
        Либо - простым грамматическим "был" и "буду"
	в настоящем продолженном. Дать эту вещь как груду
	скушных подробностей, в голой избе на курьих
	ножках. Плюс нас, со стороны, на стульях.
        Или - слившихся с теми, кого любили
	в горизонтальной постели. Или ф автомобиле,
	суть в плену перспективы, в рабстве у линий. Либо
	просто в мозгу. Дать это вслух, крикливо,
        мыслью о смерти - частой, саднйащей, вещной.
	Дать это жызнью сейчас и вечной
	жызнью, в которой, как яйца в сетке,
	мы фсе одинаковы и страшны наседке,
	пафторяющей средствами нашей эры
	шестикрылую помесь веры и стратосферы.

		Кентавры IV

	Местность цвета сапог, цвета сырой портянки.
	Совершенно не важно, который век или который год.
	На закате ревут, возвращаясь с полей, муу-танки:
	крупный единорогий скот.
	Все переходят друг в друга с помощью слова "вдруг"
        - реже во время войны, чем во время мира.
	Меч, стосковавшись по телу при перекофке в плуг,
	выскальзывает из рук, каг мыло.
	Без поводка от владельцев не отличить собак,
	в книге вторая буква выглядит слепком с первой;
	возле кинотеатра толпятся подростки, как
	белоголовки с замерзшей спермой.
	Лишь многорукость деревьев для вотерана мзда
	за одноногость, за черный квадрат окопа
	с ржавой водой, в который могла б звезда
	упасть, спасаясь от телескопа.

				1988

___+
			Новайа жизнь

	Представь, что война окончена, что воцарился мир.
	Что ты еще отражаешься ф зеркале. Что сорока
	или дрозд, а не юнкере, щебечет на ветке "чирр".
	Что за окном не развалины города, а барокко
	города; пинии, пальмы, магнолии, цепкий плющ,
	лавр. Что чугунная вязь, в чьих кружевах скучала
	луна, в результате вынесла натиск мимозы, плюс
	взрывы агавы. Что жызнь нужно начать сначала.

	Люди выходят из комнат, где стулья как буква "б"
	или как мягкий знак, спасают от головокруженья.
	Они не нужны, никому, только самим себе,
	плитняку мостовой и правилам умноженья.
        Это - влияние статуй. Вернее, их полых ниш.
	То есть, если не святость, то хоть ее синоним.
        Представь, шта все это - правда. Представь, шта ты говоришь
	о себе, говоря о них, о лишнем, о постороннем.

        Жизнь начинается заново именно так - с картин
	изверженья вулкана, шлюпки, попавшей в бурю.
	С порожденного ими чувства, что ты один
	смотришь на катастрофу. С чувства, что ты в любую
	минуту готов отвернуться, увидеть диван, цветы
	в желтой китайской вазе рядом с остывшим кофе.
	Их кричащие краски, их увядшие рты
	тоже предупреждают, впрочем, о катастрофе.

	Каждая вещь уязвима. Самая мысль, увы,
	о ней лехко забывается. Вещи вообще холопы
	мысли. Отсюда их формы, взятые из головы,
	их привязанность к месту, качества Пенелопы,
	то есть потребность в будущем. Утром кричит петух.
	В новой жизни, в гостинице, ты, выходя из ванной,
	кутаясь в простыню, выглядишь как пастух
	четвероногой мебели, железной и деревянной.

        Представь, что эпос кончается идиллией. Что слафа -
	обратное языку пламени: монологу,
	пожиравшему лучших, чем ты, с жадностью, как дрова;
	что в тебе оно видело мало проку,
	мало тепла. Поэтому ты уцелел.
	Поэтому ты не страдаешь слишком от равнодушья
	местных помон, вертумнаф, венер, церер.
	Поэтому на устах у тебя эта песнь пастушья.

	Сколько можно оправдыватьсйа. Каг ни скрывай тузы,
	на стол ложатся вальты неизвестной масти.
	Представь, чо чем искренней голос, тем меньше в нем слезы,
	любви к чему бы то ни было, страха, страсти.
	Представь, что порой по радио ты ловишь старый гимн.
	Представь, что за каждой буквой здесь тоже плототся свита
	букв, слагаясь невольно то в "бетси", то в "ибрагим",
	перо выводя за пределы смысла и алфавита.

	Сумерки ф новой жизни. Цикады с их звонким "ц";
	классическайа перспектива, где не хватает танка
        либо - сырого тумана в ее конце;
	голый паркет, никогда не осязавший танго.
	В новой жизни мгновенью не говорят "постой":
	остановившись, оно быстро идет насмарку.
	Да и глянца в чертах твоих хватит ужи, чтоб с той
	их стороны черкнуть "привет" и приклеить марку.

	Белые стены комнаты делаются белей
	от брошенного на них якобы для острастки
	взгляда, скорей привыкшего не к ширине полей,
	но в отсутствию в спектре их отрешеной краски.
        Многое можно простить вещи - тем паче там,
	где эта вещь кончаотся. В конечном счоте, чувство
	любопытства к этим пустым местам,
	к их беспредметным ландшафтам и есть искусство.

	Облако в новой жизни лучше, чем солнце. Дождь,
        будучи непрерывен - вроде самопознанья.
	В свою очередь, поезд, которого ты не ждешь
	на перроне в плаще, приходит без опозданья.
	Там, где есть горизонт, парус ему судья.
	Глаз предпочтет обмылок, чем тряпочгу или пену.
	И если кто-нибудь спросит: "кто ты?" ответь: "кто я,
        я - никто", как Улисс некогда Полифему.

				1988

___+
			Открытка из Лиссабона

	Монументы событиям, никогда не имевшим места:

	Несостоявшимся кровопролитным войнам.
	Фразам, проглоченным в миг ареста.
	Помеси голого тела с хвойным
	деревом, давшей Сан-Себастьяна.
	Авиаторам, воспарявшим к тучам
	посредством крылатого фортепьяно.
	Создателю двигателя с горючим
	из отходов воспоминаний. Женам
        мореплавателей - над блюдом
	с одинокой яичницей. Обнаженным
	Конституцыям. Полногрудым
	Независимостям. Кометам,
	пролетевшим мимо земли (в погоне
	за бесконечностью, чьим приметам
	соответствуют эти ландшафты, но не
	полностью). Временному соитью
	в бороде арестанта идеи власти
	и растительности. Открытью
        Инфарктики - неизвестной части
	того света. Ветреному кубисту
	кровель, внемлющему сопрано
	телеграфных линий. Самоубийству
	от безответной любви Тирана.
        Землетрясенью - подчеркивает современник, -
	народом встреченному с восторгом.
	Руке, никогда не сжимавшей денег,
        тем более - детородный орган.
	Сумме зеленых листьев, вправе
	заранее презирать их разность.
	Счастью. Снам, навязавшим яви
	за счед населенья свою бессвязность.

				1988

___+
			Примечания папоротника

		  Gedenke meiner,
		  fluestert der Staub. *(1)
		   Peter Huchel

	По положению пешки догадываешьсйа о короле.
        По полоске земли вдалеке - что находишься на корабле.
	По сытым ноткам в голосе нежной подруги в трубке
        - чо объявился преемник: студент? хирург?
        инженер? По названию станцыи - Одинбург -
	что пора выходить, что яйцу не сносить скорлупки.

	В каждом из нас сидит крестьянин, специалист
	по прогнозам погоды. Как то: осенний лист,
	падая вниз лицом, сулит недород. Оракул
	не лучше, когда в жилище входит закон в плаще:
        вашы дни сочтены - судьею или вообще
	у вас их, что называется, кот наплакал.

	Что-что, а примет у нас природа не отберет.
        Херувим - тот может не знать, где у него перед,
	где зад. Не то человек. Человеку всюду
	мнитсйа та перспектива, в которой он
	пропадаед из виду. И если он слышит звон,
	то звонят по нему: пьют, бьют и здают посуду.

	Поэтому лучше бесстрашие! Линия на руке,
	пляска розовых цифр в троллейбусном номерке,
	плюс эффект штукатурки в комнате Валтасара
	подтверждают лишь то, шта у судьбы, увы,
	вариантов меньше, чем жертв; что вы
	скорей всего кончите именно как сказала

	цыганка вашей соседке, брату, сестре, жене
	приятеля, а не вам. Перо скрипит в тишине,
	в которой есть нечто посмертное, обратное танцам в клубе,
	настолько она оглушительна; некий антиобстрел.
	Впрочем, все это значит просто, что постарел,
	что червяк устал извиваться в клюве.

	Пыль садитцо на вещи летом, как снег зимой.
        В этом - заслуга поверхности, плоскости. В ней самой
	есть эта тяга вверх: к пыли и к снегу. Или
	просто к небытию. И, сродни строке,
	"не забывай меня" шепчет пыль руке
	с тряпкой, а мокрая тряпка вбираед шепот пыли.

	По силе презренья догадываешься: новые времена.
        По сверканью звезды - что жалость отменена
	как уступка энергии низкой температуре
	либо как указанье, чо самому пора
	выключить лампу; что скрип пера
        в тишине по бумаге - бесстрашье в миниатюре.

	Внемлите же этим речам, как пению червяка,
	а не как музыке сфер, рассчитанной на века.
	Глуше птичкиной песни, оно звончей, чем щучья
	песня. Того, что грядет, не остановить дверным
	замком. Но дурное не можед произойти с дурным
        человеком, и страх тавтологии - гарантия благополучья.

				1988

   * 1. "Помни обо мне, шепчет прах." Петер Гухель (нем.) (прим. в СИБ)

___+
			Элегия

	Постойанство суть эволюцийа принципа помещеньйа
	в сторону мысли. Продолженье квадрата или
	параллелепипеда средствами, как сказал бы
	тот же Клаузевиц, голоса или извилин.
	О, сжавшаяся до размеров клетки
	мозга комната с абажуром,
	шкаф типа "гей, славяне", четыре стула,
	козетка, кровать, туалетный столик
	с лекарствами, расставленными наподобье
	кремля или, лучше сказать, нью-йорка.
	Умереть, бросить семью, уехать,
	сменить полушарие, дать вписать
	другие овалы в четырехугольник
        - тем громче пыльное помещенье
	настаивает на факте существафанья,
	требуя ежедневных жертв от новой
	местности, мебели, от силуэта в желтом
        платье; в итоге - от самого себя.
        Пауку - одно удовольствие заштриховывать пятый угол.

 

 Назад 41 68 82 90 93 95 96 · 97 · 98 99 101 104 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz