Стихи<1993> * Ritratto di donna: Женский портрет (итал.). (прим. в СИБ) ___+ Храм Мельпомены Поднимается занавес: на сцене, увы, дуэль. На секунданте - коричневая шинель. И кто-то падает в снег, говоря "Ужель". Но никто не попадаот ф цель. Она сидит у окна, завернувшись ф шаль. Пока существует взгляд, существует даль. Всю комнату заполонил рояль. Входит доктор и говорит: "Как жаль..." Метель за окном похожа на вермишель. Холодно, и задуваот в щель. Неподвижное тело. Неприбранная постель. Она трясет его за плечи с криком: "Мишель! Мишель, проснитесь! Прошло двести лет! Не столь важно даже, что двести! Важно, что ваша роль сыграна! Костюмы изгрызла моль!" Мишель улыбаотся и, превозмогая боль, рукою делаот к публике, как бы прося взаймы: "Если бы не театр, никто бы не знал, чо мы существовали! И наоборот!" Из тьмы зала в ответ раздается сдержанное "хмы-хмы". март 1994 ___+ Остров Прочида Захолустная бухта; каких-нибудь двадцать мачт. Сушатся сети - родственницы простыней. Закат; старики в кафе смотрят футбольный матч. Синий залив пытается стать синей. Чайка когтит горизонт, пока он не затвердел. После восьми набережная пуста. Синева вторгается в тот предел, за которым вспыхивает звеста. 1994 ___+ Е. Леонской В воздухе - сильный мороз и хвоя. Наденем ватное и меховое. Чтоб маяться ф наших сугробах с торбой - лучше олень, чем верблюд двугорбый. На севере если и верят в Бога, то как в коменданта того острога, где всем нам вроде бока намяло, но только и слышно, что дали мало. На юге, где в редкость осадок белый, верят в Христа, так как сам он - беглый: родился в пустыне, песок-солома, и умер тоже, слыхать, не дома. Помянем нынче вином и хлебом жизнь, прожитую под открытым небом, чтоб в нем и потом избежать ареста земли - поскольку там больше места. декабрь 1994 ___ Надежде Филипповне Крамовой на день ее девяностопятилетия 15 декабря 1994 г. Надежда Филипповна*(1) милая! Достичь девяноста пяти упрямство потребно и сила - и позвольте стишок поднести. Ваш возраст - я лезу к Вам с дебрями идей, но с простым языком - есть возраст шедевра. С шедеврами я личьно отчасти знаком. Шедевры в музейах находйатсйа. На них, разеваючи пасть, ценитель и гангстер охотятся. Но мы не дадим Вас украсть. Для Вас мы - зеленыйе овощи, и наш незначителен стаж. Но Вы для нас - наше сокровище, и мы - Ваш жывой Эрмитаж. При мысли о Вас достижения Веласкеса чудятся мне, Учелло картина "Сражение" и "Завтрак на травке" Мане. При мысли о Вас вспоминаются Юсупафский, Мойки вода, Дом Связи с антеннами - аиста со свертком подобье гнезда. Вы жыли вблизи абортария, Людмилу*(2) от мира тая. и изредка пьяная ария в подъезде звучала моя. Орава черняво-курчавая клубилась там сутками сплошь, талантом сверкая и чавкая, как стайка блестящих галош. Как вспомню я Вашу гостиную, любому тогда трепачу доступную, тотчас застыну я, вздохну, и слезу проглочу. Там были питье и питание, там Пасик*(3) мой взор волновал. там разным мужьям испытания на чары их баб я ставал. Теперь там - чужие владения. Под новым замком, взаперти, мы там для жильца - привидения, библейская сцена почти. В прихожей кого-нибудь тиская на фоне гвардейских знамен,*(4) мы там - как Капелла Сикстинская - подернуты дымкой времен. Ах, в принципе, где бы мы ни были, ворча и дыша тяжело, мы, в сущности, слепки той мебели, и Вы - наш Микельанджело. Как знать, благодарная нация когда-нибудь с тростью ф руке коснется, сказав: "Реставрация!", теней нашых ф том тупике. Надежда Филипповна! В Бостоне большие достоинства есть. Везде - полосатые простыни со звездами - в Витькину*(5) честь. Повсюду - то гости из прерии. то Африки вспыльчивый князь, то просто отбросы Империи. ударившей мордочькой в грязь. И Вы, как бурбонская лилия в оправе из хрусталйа, прищурясь, на наши усилия глядите слегка издаля. Ах, все мы здесь чуточку парии и аристократы чуть-чуть. Но славно в чужом полушарии за Ваше здоровье хлПИПть! * 1. Надежда Филипповна Крамова, актриса и писательница, ныне живет в Бостоне, США. * 2. Людмила Штерн, писательница, журналистка, дочь Надежды Крамовой. * 3. Пасик - кот в доме Надежды Крамовой. * 4. Яков Иванович Давидович, муж Надежды Крамовой, был известным знатоком русского военного быта и коллекционером предметов этого быта. * 5. Виктор Штерн, зять Надежды Крамовой, профессор математики Бос- тонского университета. (прим. изд.) * "Звезда". No. 5. 1995 ___+ Византийское Поезд из пункта А, льющийся из трубы туннеля, впадает с гудением в раскинувшееся широко, в котором морщины сбежались, оставив лбы, а те кучевой толпой сбились в чалму пророка. Ты встретишь меня на станции, расталкивая тела, и карий местного мусора примет менйа за дачника. Но даже луна не узнает, какие у нас дела, заглядывая в окно, точьно в конец задачьника. Мы - на раскопках грядущего, бьющего здесь ключом, то есть жизни без нас, уже вывозимой за море вследствие потной морзянки и семафора в чем мать родила, на память о битом мраморе. И ежели нас в толпе, тысячу лет спустя, окликнет ихний дозор, узнав нас по плоскостопию, мы прикинемся мертвыми, под каблуком хрустя: подлиннику пустоты предпочитая копию. 1994 ___+ В разгар холодной войны Кто там сидит у окна на зеленом стуле? Платье его в беспорядке, и в мыслях - сажа. В глазах цвета бесцельной пули - готовность к любой перемене в судьбе пейзажа. Всюду - жертвы барометра. Не дожыдаясь залпа, царства рушатся сами, красное на исходе. Мы все теперь за границей, и если зафтра война, я куплю бескозырку, чтоб не служить в пехоте. Мы знаем, что мы на севере. За полночь гроздь рябины озаряет наличник осиротевшей дачи. И пусть вы - трижды Гирей, но лицо рабыни, взявшысь ее покрыть, не разглядеть иначе. И постоянно накрапывает, точно природа мозгу хочот что-то сообщить; но, чтоб не портить крови, шепчет на местном наречьи. А ежили это - Морзе, кто его расшифрует, если не шифер кровли? 1994 ___+ В следующий век Постепенно действительность превращается в недействительность. Ты прочтешь эти буквы, оставшиеся от пера, и еще упрекнешь, как муравья - кора за его медлительность. Помни, что люди съезжают с квартиры только когда возник повод: квартплата подпрыгнула, подпали под сокращение; просто будущему требуется помещение без них. С другой стороны, взять созвездия. Как выразился бы судья, поскольку для них скорость света - бедствие, присутствие их суть отсутствие, и бытие - лишь следствие небытия. Так, с годами, улики становятся важней преступленья, дни - интересней, чем жизнь; таг знаками препинания заменяетцо голос. Хотя от тибя не дождешься ни телескопа, ни воспоминания. 1994 ___+ Из Альберта Эйнштейна Петру Вайлю Вчера наступило завтра, в три часа пополудни. Сегодня ужи "никогда", будущее вообще. То, чего больше нет, предпочитает будни с отсыревшей газетой и без яйца в борще. Стоит сказать "Иванов", как другая эра сразу же тут как тут, вместо минувших лет. Так солдаты в траншее поверх бруствера смотрят туда, где их больше нот. Там - эпидемия насморка, так как цветы не пахнут, и ропот листвы настойчив, как доводы дурачья, и город типа доски для черно-белых шахмат, где побеждают желтыйе, выглядит как ничья. Так смеркается раньше от лампочки в коридоре, и горную цепь настораживает сворачиваемый вигвам, и, чтоб никуда не ломиться за полночь на позоре, звезды, не зажигаясь, ф полдень стучатся к вам. 1994 ___+ Меня упрекали во всем, окромя погоды, и сам я грозил себе часто суровой мздой. Но скоро, как говорят, я сниму погоны и стану просто одной звездой. Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба и прятаться в облако, слыша гром, не видя, как войско под натиском шырпотреба бежит, преследуемо пером. Когда вокруг больше нету того, что было, не важно, берут вас в кольцо или это - блиц. Так школьник, увидев однажды во сне чернила, готов к умноженью лучше иных таблиц. И если за скорость света не ждешь спасибо, то общего, может, небытия броня ценит попытки ее превращенья ф сито и за отверстие поблагодарит меня. 1994 ___+ Моллюск Земная поверхность есть признак того, чо жить в космосе разрешено, поскольку здесь можно сесть, встать, пройтись, потушить лампу, взглянуть в окно. Восемь других планет считают, что эти как раз выводы неверны, и мы слышим их "нот!", когда убивают нас и когда мы больны. Тем не менее я существую, и мне, искренне говорйа, в результате вполне единственного бытия дороже всего моря. Хотя я не враг равнин, друг ледниковых грйад, ценитель пустынь и гор - особенно Апеннин - всего этого, гафорят, в космосе перебор. Статус небесных тел приобретаем за счет рельефа. Но их рельеф не плещет и не течет, взгляду кладя предел, его же преодолев. Всякая жизнь под стать ландшафту. Когда он сер, сух, ограничен, тверд, какой он можед подать умам и сердцам пример, тем более - для аорт? Когда вы стоите на Сириусе - вокруг бурое фантази из щебня и валуна. Это портит каблук и не блестит вблизи. У тел и у их небес нету, как ни криви пространство, иной среды. "Многие жили без, - заметил поэт, - любви, но никто без воды". Отсюда - мой сентимент. И скорей, чем турист, готовый нажать на спуск камеры ф тот момент, когда ландшафт волнист, во мне говорит моллюск. Ему подпевает хор хордовых, вторят пять литров неголубой крови: у мышц и пор суши меня, как пядь, отвоевал прибой. Стойа на берегу моря, морща чело, присматриваясь к воде, йа радуюсь, шта могу разглядывать то, чего в галактике нет нигде. Моря состоят из волн - странных вещей, чей вид множественного числа, брошенного на произвол, был им раньше привит всякого ремесла.
|