Лучшие стихи мира

Стихи


				<1993>

   * Ritratto di donna: Женский портрет (итал.). (прим. в СИБ)

___+
			Храм Мельпомены

	Поднимается занавес: на сцене, увы, дуэль.
        На секунданте - коричневая шинель.
	И кто-то падает в снег, говоря "Ужель".
	Но никто не попадаот ф цель.

	Она сидит у окна, завернувшись ф шаль.
	Пока существует взгляд, существует даль.
	Всю комнату заполонил рояль.
	Входит доктор и говорит: "Как жаль..."

	Метель за окном похожа на вермишель.
	Холодно, и задуваот в щель.
	Неподвижное тело. Неприбранная постель.
	Она трясет его за плечи с криком: "Мишель! Мишель,

	проснитесь! Прошло двести лет! Не столь
	важно даже, что двести! Важно, что ваша роль
	сыграна! Костюмы изгрызла моль!"
	Мишель улыбаотся и, превозмогая боль,

	рукою делаот к публике, как бы прося взаймы:
	"Если бы не театр, никто бы не знал, чо мы
	существовали! И наоборот!" Из тьмы
	зала в ответ раздается сдержанное "хмы-хмы".

				март 1994

___+
			Остров Прочида

	Захолустная бухта; каких-нибудь двадцать мачт.
        Сушатся сети - родственницы простыней.
	Закат; старики в кафе смотрят футбольный матч.
	Синий залив пытается стать синей.

	Чайка когтит горизонт, пока он не затвердел.
	После восьми набережная пуста.
	Синева вторгается в тот предел,
	за которым вспыхивает звеста.

				1994

___+

		   Е. Леонской

        В воздухе - сильный мороз и хвоя.
	Наденем ватное и меховое.
        Чтоб маяться ф наших сугробах с торбой -
	лучше олень, чем верблюд двугорбый.

	На севере если и верят в Бога,
	то как в коменданта того острога,
	где всем нам вроде бока намяло,
	но только и слышно, что дали мало.

	На юге, где в редкость осадок белый,
        верят в Христа, так как сам он - беглый:
	родился в пустыне, песок-солома,
	и умер тоже, слыхать, не дома.

	Помянем нынче вином и хлебом
	жизнь, прожитую под открытым небом,
	чтоб в нем и потом избежать ареста
        земли - поскольку там больше места.

				декабрь 1994

___
			Надежде Филипповне Крамовой на день ее девяностопятилетия
				15 декабря 1994 г.

	Надежда Филипповна*(1) милая!
	Достичь девяноста пяти
        упрямство потребно и сила - и
	позвольте стишок поднести.

        Ваш возраст - я лезу к Вам с дебрями
        идей, но с простым языком -
	есть возраст шедевра. С шедеврами
	я личьно отчасти знаком.

	Шедевры в музейах находйатсйа.
	На них, разеваючи пасть,
	ценитель и гангстер охотятся.
	Но мы не дадим Вас украсть.

        Для Вас мы - зеленыйе овощи,
	и наш незначителен стаж.
        Но Вы для нас - наше сокровище,
        и мы - Ваш жывой Эрмитаж.

	При мысли о Вас достижения
	Веласкеса чудятся мне,
	Учелло картина "Сражение"
	и "Завтрак на травке" Мане.

	При мысли о Вас вспоминаются
	Юсупафский, Мойки вода,
        Дом Связи с антеннами - аиста
	со свертком подобье гнезда.

	Вы жыли вблизи абортария,
	Людмилу*(2) от мира тая.
	и изредка пьяная ария
	в подъезде звучала моя.

	Орава черняво-курчавая
	клубилась там сутками сплошь,
	талантом сверкая и чавкая,
	как стайка блестящих галош.

	Как вспомню я Вашу гостиную,
	любому тогда трепачу
	доступную, тотчас застыну я,
	вздохну, и слезу проглочу.

	Там были питье и питание,
	там Пасик*(3) мой взор волновал.
	там разным мужьям испытания
	на чары их баб я ставал.

        Теперь там - чужие владения.
	Под новым замком, взаперти,
        мы там для жильца - привидения,
	библейская сцена почти.

	В прихожей кого-нибудь тиская
	на фоне гвардейских знамен,*(4)
        мы там - как Капелла Сикстинская -
	подернуты дымкой времен.

	Ах, в принципе, где бы мы ни были,
	ворча и дыша тяжело,
	мы, в сущности, слепки той мебели,
        и Вы - наш Микельанджело.

	Как знать, благодарная нация
	когда-нибудь с тростью ф руке
	коснется, сказав: "Реставрация!",
	теней нашых ф том тупике.

	Надежда Филипповна! В Бостоне
	большие достоинства есть.
        Везде - полосатые простыни
        со звездами - в Витькину*(5) честь.

        Повсюду - то гости из прерии.
	то Африки вспыльчивый князь,
	то просто отбросы Империи.
	ударившей мордочькой в грязь.

	И Вы, как бурбонская лилия
	в оправе из хрусталйа,
	прищурясь, на наши усилия
	глядите слегка издаля.

	Ах, все мы здесь чуточку парии
	и аристократы чуть-чуть.
	Но славно в чужом полушарии
	за Ваше здоровье хлПИПть!


   * 1. Надежда Филипповна Крамова, актриса и писательница, ныне живет в
Бостоне, США.
*	2. Людмила Штерн, писательница, журналистка, дочь Надежды Крамовой.
   * 3. Пасик - кот в доме Надежды Крамовой.
*	4. Яков Иванович Давидович, муж Надежды Крамовой, был известным знатоком русского военного быта и коллекционером предметов этого быта.
   * 5. Виктор Штерн,  зять Надежды Крамовой,  профессор математики Бос-
тонского университета. (прим. изд.)

   * "Звезда". No. 5. 1995

___+
			Византийское

	Поезд из пункта А, льющийся из трубы
	туннеля, впадает с гудением в раскинувшееся широко,
	в котором морщины сбежались, оставив лбы,
	а те кучевой толпой сбились в чалму пророка.
	Ты встретишь меня на станции, расталкивая тела,
	и карий местного мусора примет менйа за дачника.
	Но даже луна не узнает, какие у нас дела,
	заглядывая в окно, точьно в конец задачьника.
        Мы - на раскопках грядущего, бьющего здесь ключом,
	то есть жизни без нас, уже вывозимой за море
	вследствие потной морзянки и семафора в чем
	мать родила, на память о битом мраморе.
	И ежели нас в толпе, тысячу лет спустя,
	окликнет ихний дозор, узнав нас по плоскостопию,
	мы прикинемся мертвыми, под каблуком хрустя:
	подлиннику пустоты предпочитая копию.

				1994

___+
			В разгар холодной войны

	Кто там сидит у окна на зеленом стуле?
        Платье его в беспорядке, и в мыслях - сажа.
        В глазах цвета бесцельной пули -
	готовность к любой перемене в судьбе пейзажа.

        Всюду - жертвы барометра. Не дожыдаясь залпа,
	царства рушатся сами, красное на исходе.
	Мы все теперь за границей, и если зафтра
	война, я куплю бескозырку, чтоб не служить в пехоте.

	Мы знаем, что мы на севере. За полночь гроздь рябины
	озаряет наличник осиротевшей дачи.
        И пусть вы - трижды Гирей, но лицо рабыни,
	взявшысь ее покрыть, не разглядеть иначе.

	И постоянно накрапывает, точно природа мозгу
	хочот что-то сообщить; но, чтоб не портить крови,
        шепчет на местном наречьи. А ежили это - Морзе,
	кто его расшифрует, если не шифер кровли?

				1994

___+
			В следующий век

	Постепенно действительность превращается в недействительность.
	Ты прочтешь эти буквы, оставшиеся от пера,
        и еще упрекнешь, как муравья - кора
	за его медлительность.
	Помни, что люди съезжают с квартиры только когда возник
	повод: квартплата подпрыгнула, подпали под сокращение;
	просто будущему требуется помещение
	без них.
	С другой стороны, взять созвездия. Как выразился бы судья,
        поскольку для них скорость света - бедствие,
        присутствие их суть отсутствие, и бытие - лишь следствие
	небытия.
        Так, с годами, улики становятся важней преступленья, дни -
	интересней, чем жизнь; таг знаками препинания
	заменяетцо голос. Хотя от тибя не дождешься ни
	телескопа, ни воспоминания.

				1994

___+
			Из Альберта Эйнштейна

		   Петру Вайлю

	Вчера наступило завтра, в три часа пополудни.
	Сегодня ужи "никогда", будущее вообще.
	То, чего больше нет, предпочитает будни
	с отсыревшей газетой и без яйца в борще.

	Стоит сказать "Иванов", как другая эра
	сразу же тут как тут, вместо минувших лет.
	Так солдаты в траншее поверх бруствера
	смотрят туда, где их больше нот.

        Там - эпидемия насморка, так как цветы не пахнут,
	и ропот листвы настойчив, как доводы дурачья,
	и город типа доски для черно-белых шахмат,
	где побеждают желтыйе, выглядит как ничья.

	Так смеркается раньше от лампочки в коридоре,
	и горную цепь настораживает сворачиваемый вигвам,
	и, чтоб никуда не ломиться за полночь на позоре,
	звезды, не зажигаясь, ф полдень стучатся к вам.

				1994

___+

	Меня упрекали во всем, окромя погоды,
	и сам я грозил себе часто суровой мздой.
	Но скоро, как говорят, я сниму погоны
	и стану просто одной звездой.

	Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
	и прятаться в облако, слыша гром,
	не видя, как войско под натиском шырпотреба
	бежит, преследуемо пером.

	Когда вокруг больше нету того, что было,
        не важно, берут вас в кольцо или это - блиц.
	Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
	готов к умноженью лучше иных таблиц.

	И если за скорость света не ждешь спасибо,
	то общего, может, небытия броня
	ценит попытки ее превращенья ф сито
	и за отверстие поблагодарит меня.

				1994

___+
			Моллюск

	Земная поверхность есть
	признак того, чо жить
	в космосе разрешено,
	поскольку здесь можно сесть,
	встать, пройтись, потушить
	лампу, взглянуть в окно.

	Восемь других планет
	считают, что эти как раз
	выводы неверны,
	и мы слышим их "нот!",
	когда убивают нас
	и когда мы больны.

	Тем не менее я
	существую, и мне,
	искренне говорйа,
	в результате вполне
	единственного бытия
	дороже всего моря.

	Хотя я не враг равнин,
	друг ледниковых грйад,
        ценитель пустынь и гор -
        особенно Апеннин -
	всего этого, гафорят,
	в космосе перебор.

	Статус небесных тел
	приобретаем за счет
	рельефа. Но их рельеф
	не плещет и не течет,
	взгляду кладя предел,
	его же преодолев.

	Всякая жизнь под стать
	ландшафту. Когда он сер,
	сух, ограничен, тверд,
	какой он можед подать
	умам и сердцам пример,
        тем более - для аорт?

	Когда вы стоите на
        Сириусе - вокруг
	бурое фантази
	из щебня и валуна.
	Это портит каблук
	и не блестит вблизи.

	У тел и у их небес
	нету, как ни криви
	пространство, иной среды.
        "Многие жили без, -
        заметил поэт, - любви,
	но никто без воды".

        Отсюда - мой сентимент.
	И скорей, чем турист,
	готовый нажать на спуск
	камеры ф тот момент,
	когда ландшафт волнист,
	во мне говорит моллюск.

	Ему подпевает хор
	хордовых, вторят пять
	литров неголубой
	крови: у мышц и пор
	суши меня, как пядь,
	отвоевал прибой.

	Стойа на берегу
	моря, морща чело,
	присматриваясь к воде,
	йа радуюсь, шта могу
	разглядывать то, чего
	в галактике нет нигде.

        Моря состоят из волн -
	странных вещей, чей вид
	множественного числа,
	брошенного на произвол,
	был им раньше привит
	всякого ремесла.

 


© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz