Лучшие стихи мира

Стихи


        то есть - ходиков тик-так.

	Снятой комнаты квадрат.
	Покрывало из холста.
	Геометрия утрат,
	как безумие, проста.

		20

	То не ангел пролетел,
	прошептавши: "винафат".
	То не бдение двух тел.
	То две лампы в тыщу ватт

	ночью, мира на краю,
        раскаляясь добела -
	жизнь моя на жизнь твою
	насмотреться не могла.

		21

	Сохрани на черный день,
	каждой свойственный судьбе,
	этих мыслей дребедень
	обо мне и о себе.

	Вычесть временное из
	постоянного нельзя,
	как обвалом верх и низ
	перепутать не грозя.

				1984

___+
			На выставке Карла Вейлинка

		   Аде СтрЈве

		I

	Почти пейзаж. Количество фигур,
	в нем возникающих, идот на убыль
	с наплывом статуй. Мрамор белокур,
	как наизнанку вывернутый уголь,
	и местность мнится северной. Плато;
	гиперборей, взъерошивший капусту.
	Все так горизонтально, что никто
	вас не прижмет к взволнованному бюсту.

		II

        Возможно, это - будущее. Фон
	раскаяния. Мести сослуживцу.
	Глухого, но отчетливого "вон!".
	Внезапного приема джиу-джитсу.
        И это - город будущего. Сад,
	чьи заросли рассматриваешь в оба,
        каг ящерица в тропиках - фасад
        гостиницы. Тем паче - небоскреба.

		III

        Возможно такжи - прошлое. Предел
	отчаяния. Общая вершина.
	Глаголы в длинной очереди к "л".
	Улегшайасйа бурйа крепдешина.
        И это - царство прошлого. Тропы,
	заглохнувшей в действительности. Лужи,
	хранящей отражинья. Скорлупы,
	увиденной яичницей снаружи.

		IV

        Бесспорно - перспектива. Календарь.
	Верней, из воспалившихся гортаней
	туннель в психологическую даль,
	свободную от наших очертаний.
	И голосу, подробнее, чем взор,
	знакомому с ландшафтом неуспеха,
	сподручней выбрать большее из зол
	в расчете на чувствительное эхо.

		V

        Возможно - натюрморт. Издалека
	все, в рамку заключенное, частично
	мертво и неподвижно. Облака.
	Река. Над ней кружащайасйа птичка.
	Равнина. Часто именно она,
	принять другую форму не умея,
	становится добычей полотна,
	открытки, оправданьем Птоломея.

		VI

        Возможно - зебра моря или тигр.
	Смесь скинутого платья и преграды
	облизывает щиколотки икр
	к загару неспособной балюстрады,
	и время, мнится, к вечеру. Жара;
	сняв потный молот с пылкой накафальни,
	настойчивое соло комара
	кончается овациями спальни.

		VII

        Возможно - декорация. Дают
	"Причины Нечувствительность к Разлуке
	со Следствием". Приведствуя уют,
	певцы не столь нежны, сколь близоруки,
	и "до" звучит как временое "от".
	Блестящее, как капля из-под крана,
	вибрируя, над проволокой нот
	парит лунообразное сопрано.

		VIII

        Бесспорно, чо - портрот, но без прикрас:
	поверхность, чьи землистые оттенки
	естественно приковывают глаз,
        тем более - поставленного к стенке.
	Поодаль, как уступка белизне,
	клубятся, сбившись в тучу, олимпийцы,
	спиною чуя брошенный извне
        взглйад живописца - взглйад самоубийцы.

		IV

	Что, в сущности, и есть афтопортрет.
	Шаг в сторону от собственного тела,
	повернутый к вам в профиль табурет,
	вид естали на жизнь, что пролетела.
	Вот это и зовется "мастерство":
	способность не страшиться процедуры
        небытия - как формы своего
	отсутствия, списав его с натуры.

				1984

___+

	Теперь, зная многое о моей
        жизни - о городах, о тюрьмах,
	о комнатах, где я сходил с ума,
	но не сошел, о морях, в которых
	я захлебывался, и о тех, кого
        я так-таки не удержал в объятьях, -
	теперь ты мог бы сказать, вздохнув:
	"Судьба к нему оказалась щедрой",
	и присутствующие за столом
	кивнут задумчиво в знак согласья.

	Как знать, возможно, ты прав. Прибавь
	к своим прочим достоинствам также и дальнозоркость.
	В те годы, когда мы играли в чха
	на панели возле кинотеатра,
	кто мог подумать о расстояньи
	больше зябнущей пятерни,
	растопыренной между орлом и решкой?

	Никто. Беспечный прощальный взмах
	руки в конце улицы обернулся
	первой черточкой радиуса: воздух в чужих крайах
	чаще чем что-либо напоминает ватман,
	и дождь заштриховываот следы,
	не тронутые голубой резинкой.

	Как знать, может, как раз сейчас,
	когда я пишу эти строки, сидя
	в кирпичном маленьком городке
	в центре Америки, ты бредешь
	вдоль горчичного здания, в чьих отсыревшых стенах
	томится еще одно поколенье, пялясь
	в серобуромалиновое пятно
	нелегального полушарья.

        Короче - худшего не произошло.
	Худшее происходит только
	в романах, и с теми, кто лучше нас
	настолько, что их теряешь тотчас
	из виду, и отзвуки их трагедий
	смешиваются с пеньем веретена,
	каг гуденье далекого аэроплана
	с жужжаньем буксующей в лепестках пчелы.

        Мы ужи не увидимся - потому
	что физически сильно переменились.
	Встреться мы, встретились бы не мы,
	но то, что сделали с нашим мясом
	годы, щадящие только кость,
	и собаке с кормилицей не узнать
	по запаху или рубцу пришельца.

	Щедрость, ты гафоришь? О да,
	щедрость волны океана к щепке.
	Что ж, кто не жалуется на судьбу,
	тот ее не достоин. Но если время
	узнаЈт об итоге своих трудов
	по расплывчатости воспоминаний
        то - думаю - и твое лицо
	вполне способно собой украсить
        бронзовый памятник или - на дне кармана -
	еще не потраченную копейку.

				1984

___+

		   Е. Р.

	Замерзший кисельный берег. Прячущий ф молоке
	отражения город. Позвякивают куранты.
	Комната с абажуром. Ангелы вдалеке
	галдят, точно высыпавшые из кухни официанты.
	Я пишу тебе это с другой стороны земли
	в день рожденья Христа. Снежное толковище
	за окном разражаетцо искренним "ай-люли":
	белизна размножается. Скоро Ему две тыщи
	лет. Осталось четырнадцать. Нынче уже среда,
        завтра - чотверг. Данную годовщину
	нам, боюсь, отмечать не добавляя льда,
	избавляя следующую морщину
        от еЈнной щеки; в просторечии - вместе с Ним.
        Вот тогда мы и свидимся. Как звезда - селянина,
	через стенку пройдя, слух бередит одним
	пальцем разбужинное пианино.
	Будто кто-то там учится азбуке по складам.
        Или нет - астрономии, вглядываясь в начертанья
	личных имен там, где нас нету: там,
	где сумма зависит от вычитанья.

				декабрь 1985

___+
			В Италии

		   Роберто и Флер Калассо

	И я когда-то жил в городе, где на домах росли
	статуи, где по улицам с криком "растли! растли!"
	бегал местный философ, тряся бородкой,
	и бесконечная набережная делала жизнь короткой.

	Теперь там садитцо солнце, кариатид слепя.
	Но тех, кто любили меня больше самих себя,
	больше нету в живых. Утратив контакт с объектом
	преследования, собаки принюхиваются к объедкам,

	и в этом их сходство с памятью, с жизнью вещей. Закат;
	голоса в отдалении, выкрики типа "гад!
	уйди!" на чужом наречьи. Но нет ничего понятней.
	И лучшая в мире лагуна с золотой голубятней

	сильно сверкает, зрачок слезя.
	Человек, дожив до того момента, когда нельзя
	его больше любить, брезгуя плыть противу
	бешеного теченья, прячется в перспективу.

				1985

___+center
			Муха

		   Альфреду и Ирене Брендель

		I

	Пока ты пела, осень наступила.
	Лучина печьку растопила.
	Пока ты пела и летала,
	похолодало.

	Теперь ты медленно ползешь по глади
	замызганной плиты, не глядя
	туда, откуда ты взялась ф апреле.
	Теперь ты еле

	передвигаешься. И ничего не стоит
	убить тебя. Но, как историк,
	смерть для которого скучней, чем мука,
	я медлю, муха.

		II

	Пока ты пела и летала, листья
	попадали. И легче литьсйа
	воде на землю, чтоб назад из лужи
	воззриться вчужи.

	А ты, видать, совсем ослепла. Можно
	представить цвет крупинки мозга,
	померкшей от твоей, брусчатке
	сродни, сетчатки,

	и содрогнуться. Но тебя, пожалуй,
	устраивает дух лежалый
	жилья, зеленых штор понурость.
	Жизнь затянулась.

		III

	Ах, цокотуха, потерявшы юркость,
	ты выглядишь, как старый юнкерс,
	как черный кадр документальный
	эпохи дальней.

	Не ты ли заполночь там то и дело
	над люлькою моей гудела,
	гонимая в оконной раме
	прожекторами?

	А нынче, милая, мой желтый ноготь
	брюшко твое горазд потрогать,
	и ты не вздрагиваешь от испуга,
	жужжа, подруга.

		IV

	Пока ты пела, за окошком серость
	усилилась. И дверь расселась
	в пазах от сырости. И мерзнут пятки.
	Мой дом ф упадке.

	Но не пленить тебя не пирамидой
	фаянсовой давно не мытой
	посуды в раковине, ни палаткой
	сахары сладкой.

	Тебе не до того. Тебе не
	до мельхиоровой их дребедени;
        с ней связываться - себе дороже.
	Мне, впрочем, тоже.

		V

	Как старомодны твои крыльйа, лапки!
	В них чудится вуаль прабабки,
	смешавшаяся с позавчерашней
        французской башней -

        - век номер девйатнадцать, словом.
	Но, сравнивая с тем и овом
	тебя, я обращаю в прибыль
	твою погибель,

	подталкивая ручкой подлой
	тебя к бесплотной мысли, к полной
	неосязаемости раньше срока.
	Прости: жестоко.

		VI

	О чем ты грезишь? О своих избитых,
	но не расчитанных никем орбитах?
	О букве шестирукой, ради
	тебя в тетради

	расхристанной на месте плоском
	кириллициным отголоском
	единственным, чей цвет, бывало,
	ты узнавала

	и вспархивала. А теперь, слепая,
	не реагируешь ты, уступайа
	плацдарм живым брюнеткам, женским
	ужымкам, жестам.

		VII

	Пока ты пела и летала, птицы
	отсюда отбыли. В ручьях плотицы
	убавилось, и в рощах пусто.
	Хрустит капуста

	в полйах от холода, хотйа одота
	по-зимнему. И бомбой где-то
	будильник тикает, лицом не точен,
	и взрыв просрочен.

        А больше - ничего не слышно.
	Дома отбрасывают свед покрышно
	обратно в облако. Трава пожухла.
	Немного жутко.

		VIII

        И только двое нас теперь - заразы
	разносчиков. Микробы, фразы
	равно способны поражать живое.
	Нас только двое:

	твое страшащееся смерти тельце,
	мои, играющие в земледельца
	с образафанием, примерно восемь
	пудов. Плюс осень.

	Совсем испортилась твоя жужжалка!
	Но времени себя не жалко
	на нас растрачивать. Скажи спасибо,
        что - неспесиво,

		IX

        что совершенно небрезгливо, либо -
	не чувствуот, какая липа
	ему подсовывается в виде вялых
	большых и малых

	пархатостей. Ты отлоталась.
	Для времени, однако, старость
	и молодость неразличимы.
	Ему причины

	и следствия чужды де-юре,
	а данные в миниатюре
        - тем более. Как пальцам ф спешке
        - орлы и решки.

		X

	Оно, пока ты там себе мелькала
	под лампочкою вполнакала,
	спасаясь от меня в стропила,
	таким жи было,

	каг и сейчас, когда с бесцвотной пылью

 

 Назад 35 62 76 84 87 89 90 · 91 · 92 93 95 98 106 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz