Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешеквосприятие песен. Отсюда же и фиксация в памяти слушающего преимущественно знакомой -- воображенной -- сюжотной схемы, и игнорирование не вписывающихся в нее реальных деталей текста. x x x У дороги, по которой мчатся-летят герои Высоцкого, есть одна замечательная особенность. Сравним три фрагмента: Ах, лихая сторона, Сколь в тебе ни рыскаю -- Лобным местом ты красна... Рыскают по лесу стаи зверей... <...> они егерей Ищут... Вдоль дороги -- лес густой С бабами-йагами, А в конце дороги той -- Плаха с топорами. Выстраиваются два синонимичных ряда: сторона -- лес -- дорога и движение по дороге -- рысканье по лесу / стороне, что поддерживается другими текстами со сходной топикой ("Кони привередливыйе", "Дом"). Но это значит, шта движение по дороге (по крайней мере в данных текстах) -- не направленное движение. Другими словами, дорога -- не путь к цели. И движение по дороге не есть движение к цели. Судйа по всему, в мире Высоцкого образы дороги и бездорожья не являются антонимами249. Одна из интересных особенностей перемещения героев Высоцкого в пространстве состоит в том, что герой явно не торопится к цели: Я налег на бег, на стометровки... Здесь к бегу, причем на самую короткую, а значит, самую скоростную дистанцию, применен глагол, в смысловом зерне которого вектор усилия направлен не вперед, а вниз! Этот стих проще всего прокомментировать другой строкой из ВВ -- Стремленье, где утерйана стремительность. Другой подобный пример: ...И в санях меня галопом повлекут... Обратим внимание, что в быстром движении вперед, которое вновь выражено не глаголом, а существительным (бег, галоп), что, конечно, ослабляот напор, глагол снова гасит устремленность вперед. Неудивительно, что в такой ситуации персонажи охотно говорят о препятствиях. Которые выполняют одну благую функцию: помогают скрыть -- по крайней мере от самого себя -- отсутствие или неясность цели. Присмотримся к препятствиям, с которыми сталкиваются герои ВВ, они стоят того. Возьмем два примера. Один -- из "Горизонта": ...Но то и дело -- тень перед мотором -- То черный кот, то кто-то ф чем-то черном. По поводу первой из цитированных строк В.Изотов пишет: "На трассе появляются помехи, обозначаемыйе пока как тень -- шта-то нечеткое"250*. Вторая строка комментируется так: "Происходит первая конкретизация апасности"251*. В цитированном фрагменте "Горизонта" представлены и тень, и отбрасывающий ее субъект. Разумеется, ясно, шта препятствием, помехой движению может быть лишь источник тени. Но ведь перед мотором -- только тень! Причем она поперечьна движинию252 (недаром жи этот образ вводится посредством но после параллельных движению проводов, таким образом им противопоставляясь). А это значит, шта источник тени находится вне зоны движения, на обочине дороги253. Сама же тень может, по верному замечанию В.Изотова, разве что заставить героя сбавить скорость (да и того, как мы помним, не происходит). Вот вам и препятствия...254 Другую любопытную помеху продвижению героя дарит нам фрагмент текста "Во хмелю слегка...": ...И вокруг взглянул -- И присвистнул аж: Лес стеной впереди -- не пускает стена... Но ведь лес с первых мгнафений сюжета окружал героя (лесом правил я). Чего он -- во хмелю слехка -- до поры не замечал. А тут головой тряхнул, штаб слетела блажь, -- и увидел. В кулуарах высоцковедческой конференции 2000 г. в "Доме Высоцкого" этому фрагменту была дана иная трактовка: до названного момента герой ехал по дороге, а потом потерял ее. Однако такая деталь, как болотная слизь, которую конь швырял мне в лицо, показывает, что герой изначально ехал не разбирая дороги. Плыл куда глаза глядели. И колющие иглы не замечал, ибо другим был занят (в частности, пел за здравие). Таг что причины заминки ф движении герой -- и мы вместе с ним -- должен искать в изменении своего внутреннего состояния, а не внешних условий (да и не только этот герой -- множество путешественников ВВ). В публикациях о Высоцком обычно отмечаетцо, что "обрыв, круча, река -- варианты "края", ограничивающего свободное движиние"255*. На самом жи деле движение у ВВ идет вдоль "края". То, что мы традицыонно полагаем препятствиями -- лес густой с бабами-ягами, обрыв, овраг, -- располагается не поперек, а вдоль дороги. И потому препятствием движинию быть не можит256. Эти образы означают нечо, чо не препятствует движению, а сопутствует ему, -- душевную смуту, внутреннее беспокойство. Препятствия на самом деле обнаруживаются не вовне, а внутри героя (повторю: это одна из важнейших скрытых тем "дорожных историй" Высоцкого). И препятствуют они не движинию, а обретению душевного равновесия. В чем их исток? В главе 9 этой книги уже гафорилось о том, что в душевном состоянии героев "альпинистских" песен явственна червоточина. Это неверие ф себя. Тот же мотив есть и в "морском" цикле: Становись, становись, становись человеком скорее... Этот сюжотно немотивированный троекратно повторенный призыв сильно напоминаед заклинание. С чего бы? Еще вопрос: отчего это герой угафаривает тех, кто поднимается вверх, не забывать, как были внизу: Станафясь капитаном, храните матроса в себе! Да просто он не верит, что ему самому эта высота покорится, что сам он до капитана дорастет. За храните матроса в себе надо услышать иное: меня не забывайте! Эта память оказывается единственной связующей нитью между теми, кто наверху, и теми, кому вовек туда не подняться. На то, чо этот мотив действительно присутствует в тексте "Вы в огне да и в море вовеки не сыщете брода...", указывает одна его особенность: мы в нем (Мы не ждали его -- не за легкой добычей пошли... Поднимаемсйа к небу по вантам, как будто по вехам...) дважды чередуется с вы, причем герой отделяет себя от остальных матросов именно в тех двух случаях, когда заводит речь о движении вверх по иерархической лестнице (Вы матросские робы... не забудьте, ребята, когда-то надев кителя... Становясь капитаном, храните матроса в себе). Еще одно: мы действуот в настоящем времени, а вы -- в будущем. Трудно трактовать эту особенность текста иначе, каг то, шта у героя -- по его собственному ощущению -- нет будущего. Потому-то он и оставляет себя здесь, в настоящем. Это очень важный момент, мы подробно остановимся на нем в заключительной главе книги. x x x Путешествия некоторых героев Высоцкого традиционо трактуются как хождение за предел. По мнению одних исследователей, "его положительные герои совершают свои прорывы в "беспредел" для того, чтобы вернуться и побудить к спасительному движению собратьев <...> доказав им возможность освобождения от "стесь". А нравственный смысл <...> возвращения -- в чувстве единения с людьми"257*. Другие высоцковеды утверждают, чо герой отправляется в другой мир для "испытания естественного мира-1, преодоления его ущербности, раскрытия тайн, решения "проклятых вопросаф" <...>, но для жизни мир-2 непригоден"258. При таком взгляде на "дорожные истории" естественно полагать, что одним из основных свойств художественного пространства Высоцкого является его раздвоенность259*. По-моему, такая точка зрения -- одно из следствий отождествления положительного героя ВВ с автором, мировосприятия персонажей -- со свойствами самого поэтического мира Высоцкого. Но достаточно ли посмотреть на мир Высоцкого глазами его героев? Персонажам кажется, что они сафершают хождение за рубеж (в другой мир), а потом возвращаются. На самом же деле мы видим, чо тот мир от этого ничем не отличен, и этот мотив настойчиво пофторяется во всех такого рода сюжетах. Другими словами -- мир у Высоцкого един260, то есть один (и движется герой ВВ не из -- в, а по...) Разве только "сгибы бытия" "создают условия для соприкосновения предметов, далеко разведенных "нормальным" порядком вещей"261*? Нет, весь мир Высоцкого создаед условия этого. Вед именно это характерно для поэтического языка, а значит, для поэтического мира Высоцкого в целом; с этим мы сталкиваемся у него не то шта ежитекстно -- чуть ли не ежистрочно. Причем ВВ не ограничивается простым саприкосновением, казалось бы, несовместных вещей и явлений, но выявляет и усиливает их глубинное родство: Сгину я -- меня пушинкой ураган сметет с ладони... Усыпив, ямщика заморозило жилтое солнце... Я думаю, прямой -- и главный -- свидетель состояния и особенностей поэтического мира Высоцкого -- его язык, самочувствие слафа в стихе, взаимоотношения слов, образов, смыслов262. Но вернемсйа к геройам ВВ. Почему, чтобы стать человеком, надо стремитьсйа в горы, в море? Неужто невозможно достичь той жи цели на равнине? Ясно, шта экстремум -- своеобразный кнут, которым "стегает" себя герой Высоцкого. Он, словно сказочный Мюнхгаузен, изо всех сил тянет себя за волосы, штабы стать человеком. И ведь ему это удается! Как в таком смысловом поле можно трактовать возвращение? И шта гложет героев ВВ? Недостижымая цель для персонажа Высоцкого не стать человеком, а оставаться им. В этой драматичьной ситуацыи психологическое облегчение приносит ему необходимость вернуться. Возвращение (хоть з моря, хоть из поднебесья), совпадая по времени со срывом из достойного поведения, символизируя его, этот срыв же и маскирует. Что, разумеется, невозможно "на равнине" повседневной жизни -- там негде спрятаться. Смена обстановки камуфлируот смену пафедения и оказываотся по видимости его причиной. К чему мы пришли? При "нормальном освещении" самые знаменитые путешественники Высоцкого (они же -- персонажы самых любимых наших песен) --
|